(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
37.03.01 Психология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
овладеть основными методами обследования различных типов семей, технологиями
психолого-педагогического сопровождения;
изучить содержание психолого-педагогическое сопровождение различных типов семей.
ции
ракт.
Типология семейных проблем. Типы неблагополучных семей группы риска. Семьи, находящиеся в пограничной зоне. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей, нуждающихся в помощи государства. /Лек/
Типология семейных проблем.
Типы неблагополучных семей группы риска.
Семьи, находящиеся в пограничной зоне.
Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей, нуждающихся в помощи государства.
Проблемы семей с ребенком с ОВЗ. /Пр/
Проанализировать современные исследования и подготовить сообщение о семьях группы риска (признаки отнесения к группе риска, причины, особенности семей и др.). /Ср/
Диагностика выявления проблем в поведенческой сфере школьников. Методики обследования семей группы риска. /Лек/
Диагностика выявления проблем в поведенческой сфере школьников.
Методики обследования семей группы риска.
Методики обследования семей с детьми с ОВЗ. /Пр/
Решение ситуационных задач /Лаб/
Написать сообщение на тему: «Проблемы функционирования семьи на определенном этапе жизненного цикла», используя дополнительную и (или) рекомендуемую литературу.
/Ср/
Психологическое просвещение, диагностика, консультирование неблагополучных семей группы риска. Выбор оптимальных психологических средств для преодоления массового распространения деструктивного поведения детей и подростков. Психологическая коррекция и профилактика детско-родительских отношений.
/Лек/
Психологическое просвещение, диагностика, консультирование неблагополучных семей группы риска.
Профилактика риска деструктивного поведения детей и подростков.
Психологическая коррекция и профилактика детско-родительских отношений. /Пр/
Составление памяток по Профилактике деструктивного поведения детей и подростков.
Проведение подготовленных занятий по проблемам ситуаций. /Лек/
Составить конспект и провести занятие в группе на тему: Психологическая коррекция и профилактика детско-родительских отношений.
Условия нарушения детско-родительских отношений выбрать самостотельн (стаж брака, возраст родителей, ребенка и др.).
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, программы (проекта), вопросов к экзамену.
1. Задание
В опроснике «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) личностная черта, обозначенная буквой А, измеряет:
добросердечность - отчужденность
мышление абстрактное - конкретное
эмоциональная устойчивость - неустойчивость
доминантность - подчиненность
2. Задание
Опросник Шмишека предназначен для диагностики ... типов личности:
акцентуированных
сконструированных
транспонированных
обратимых
Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
включенное наблюдение
пилотажный эксперимент
контрольный эксперимент
формирующий эксперимент
констатирующий эксперимент
4.Консультативное взаимодействие будет более эффективным, если
а) консультант не будет принимать во внимание этнокультурные особенности клиента;
б) психолог учтет этнокультурные характеристики клиента;
в) консультант будет обсуждать с клиентом его этнопсихологические харак¬теристики;
г) психолог будет пропагандировать ценности своей культуры.
5.Клиенты-мужчины при обнаружении психологической проблемы обычно
а) сразу идут на консультацию к психологу;
б) стараются обсудить с матерью;
в) стремятся решить ее привычным способом;
г) обсуждают с друзьями.
6.Если на консультацию подростка приводит взрослый, то
а) консультация обычно проходит эффективнее;
б) подросток может демонстрировать протестные реакции;
в) подростку бывает легче раскрыться;
г) подросток свободнее говорит о своих чувствах.
7.Консультируя семью, психолог, прежде всего, стремится
а) регулировать возникающие разногласия;
б) примирять супругов в конфликтах;
в) обучать супругов вместе противостоять возникающим трудностям;
г) снимать психологическую отчужденность супругов.
8.Центральная категория современного профориентационного консультиро¬вания
а) профессия;
б) работа;
в) карьера;
г) занятость.
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
Текущий контроль 1.
1. Характеристика семьи, опирающаяся на положение «семья в целом представляет собой нечто большее, чем сумма составляющих ее элементов» относится к подходу:
а) семья как малая группа
б) семьи как системы
в) в. семья как социальный институт
г) г. семья как социальная общность
2. Тезис «Семья должна пройти свой цикл развития: создаться и завершиться», отражает принцип функционирования семейной системы:
а) принцип гомеостаза
б) принцип комплиментарности
в) в. принцип развития
г) г. принцип посредничества
3. Степень открытости семейной системы, исследователи семьи как системы определяют при помощи понятия:
а) обратная связь
б) граница
в) вещество, энергия, информация
4. Семейная функция духовного и культурного общения заключается:
а) удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве
б) удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимного духовного общения
в) удовлетворение сексуально-эротических потребностей членами семьи
г) удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании и т.д.
5. Особенность хозяйственно-бытовой функции семьи:
а) удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке
б) удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном общении
в) удовлетворение сексуально-эротических потребностей членами семьи
г) удовлетворение потребности в выражении эмоционально негативных состояний
д) удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.)
6. Функция семьи, приобретающие первостепенное значение в современном обществе:
а) психотерапевтическая
б) репродуктивная
г) хозяйственно-бытовая
7. Адаптация супругов друг к другу, а также выбор стиля совместной жизни являются критериями:
а) принятия решения стать родителями
б) возникновения ролевой структуры семьи
в) переход на новый этап развития семьи
г) завершением предбрачного периода
8. Большинство периодизаций жизненного цикла семьи основано на критериях:
а) изменения места детей в семейной структуре
б) изменения жизненных установок семейной системы
в) выделения задач, реализуемых для достижения жизненных целей
г) реализации супругами воспитательной функции
д) смены ключевых событий жизни семьи
9. Нормативной задачей этапа жизненного цикла семьи «Семья с детьми школьниками» является:
а) установление равновесия между свободой и ответственностью
б) сохранение духа поддержки как основы семьи
в) побуждение ребенка к достижения успехов в учебе
г) преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства
10. Дюваль при описании этапов жизненного цикла семьи вводит понятие «пустого гнезда», которое характеризует:
а) бездетную семью
б) уход одного из супругов
в) уход взрослых детей из семьи
г) супружеская пара, после того как все дети покинули семью
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
Текущий контроль 2.
1. Метод терапии, разработанный Морено, при использовании которого клиенту предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах:
а) ролевая игра
б) психодрама
в) социально-психологический тренинг
г) семейная скульптура
2. Основной метод психологического консультирования. Способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса:
а) анкетирование
б) интервью
в) опрос
г) беседа
3. Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу:
а) уточнение
б) внушение
в) резюмирование
г) перефразирование
4. Первый этап помощи в процессе психологического консультирования при проблемно-ориентированном подходе:
а) коррекция
б) сбор информации
в) консультирование
г) просвещение
5. Комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека:
а) консультирование
б) психотерапия
в) коррекция
г) просвещение
6. Непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным свойством воздействия является беседа:
а) консультирование
б) психотерапия
в) коррекция
г) просвещение
7. Позиция консультанта, дающего клиенту информацию и прямые советы:
а) эксперт
б) помощник
в) советчик
8. Позиция консультанта, совместно с клиентом оценивающего возможные варианты решения проблемы:
б) помощник
в) советчик
9. Позиция консультанта, актуализирующего внутренние резервы клиента:
а) эксперт
б) помощник
в) советчик
10. Понимание эмоционального состояния человека через сопереживание:
а) симпатия
б) эмпатия
в) рефлексия
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
Программа (проект) психолого-педагогического сопровождения семьи
1. Название проекта (Формы организации)
2. Темы проектов
1) Электронная книга для родителей об особенностях возрастного развития детей.
2) Сайт для родителей
3) Разработка педагогического совета
4) Разработка родительского собрания в образовательном учреждении в нетрадиционной форме.
5) Стенгазета (тема различна, на выбор).
6) Мультимедиа (тема различна, на выбор).
7) «Раскладушка» - информация (тема различна, на выбор).
8) Детская организация.
9) Буклет
10) Ролик
11) Родительский клуб
12) Страница в социальной сети
13) Психологическая гостиная для родителей и детей
14) Сенсорная комната
15) Клуб общения
2. Структура проекта
1. Титульный лист
2. Паспорт проекта
1 Наименование проекта
2 Цель проекта
3 Задачи программы
4 Основной разработчик проекта
5 Срок реализации проекта
6 Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
3. Понятия, употребляемые в работе
4. Пояснительная записка
5. Цель и задачи проекта:
Главной целью проекта является –
Задачи:
6. Этапы реализации проекта. Содержание работы на этапах проекта
Название этапа Содержание работы
I этап. Подготовительный этап
II этап. Основной этап (Апробация)
III этап. Заключительный этап (Отслеживание и анализ результатов)
7. Смета, источники финансирования
8. Мероприятия по реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
9. Ожидаемые результаты реализации проекта
10. Список использованной литературы
Критерии оценки:
«отлично»: щобщественная значимость и актуальность темы проекта. Структура проекта соответствует предложенной. Соответствие темы, цели и задач проекта. Логичность, взаимосвязь и последовательность этапов реализации программы;
«хорошо»: Общественная значимость и актуальность темы проекта. Структура проекта соответствует предложенной. Соответствие темы, цели и задач программы. Логичность, взаимосвязь и последовательность этапов реализации проекта; адекватность предлагаемых мероприятий решению поставленных задач; корректность используемых методов работы; четкость определения целевой группы и обоснованность её участия при реализации проекта. Представление программы: презентация, четкое, грамотное изложение материала, корректное использование профессиональной лексики и понятийно-категориального аппарата. Четкость и лаконичность ответов на вопросы. Возможность тиражирования программы. Наличие недочетов, которые в целом не могли бы мешать реализации программы. Погрешности в оформлении и презентации.
«удовлетворительно»: общественная значимость и актуальность темы программы. Прописаны не все структурные компоненты проекта. Соответствие темы, цели и задач проекта. Взаимосвязь и последовательность этапов реализации проекта; не всегда адекватно предлагаемые мероприятия по решению поставленных задач; корректность используемых методов работы; четкость определения целевой группы и обоснованность её участия при реализации проекта.Представление проекта: презентация, четкое, грамотное изложение материала, корректное использование профессиональной лексики и понятийно-категориального аппарата. Затруднения при ответах на вопросы. Погрешности в оформлении и презентации.
«неудовлетворительно»: Отсутствие проекта.
Ситуационные задачи
Решите данные задачи, отвечая на поставленные вопросы:
Задача 1. В семье проживают трое: муж, жена и сын, которому исполнилось 5 лет. Взрослые работают, сын посещает детский сад. Муж много работает, ездит по командировкам. Жена работает, но успевает ухаживать за ребенком самостоятельно, не прибегая к помощи своих родителей. Ребенок маму плохо слушает, часто не выполняет ее указаний, маме проще сделать самой, чем заставить ребенка. Когда появляется папа, то мальчик становится послушным.
К какому виду семьей можно отнести данную семью по количеству детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье? Какие проблемы существуют в данной семье и как их можно исправить?
Задача 2. В семье проживают бабушка, дедушка, папа и мама, а также трое детей 10, 13 и 15 летнего возраста. Дедушка и бабушка не работают, занимаются внуками: водят в школу, на дополнительные занятия, секции, учат с ними уроки. Мама и папа работают, последнее время находятся в состоянии развода. Дома бывают частые скандалы со стороны жены по поводу нехватки денег, но при этом она не хочет, чтобы муж куда-то уезжал, боится за его верность. К какому виду семьей можно отнести данную семью по количеству детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье? Какие проблемы существуют в данной семье и как их можно исправить?
Задача 3. В семье проживают муж с женой и двумя детьми подросткового возраста. Мама с папой много работают, у них своя фирма, дома появляются крайне редко, дети в большей степени принадлежат сами себе, учатся плохо. Отношения с родителями строятся на материальных вопросах: выполнил дело – получишь что-то. К какому виду семьей можно отнести данную семью по количеству детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье? Какие проблемы существуют в данной семье и как их можно исправить?
Задача 4. В семье проживает мама и дочь 14 лет. Девочка своего отца не знает, но у мамы есть часто меняющиеся ухажеры, которые ей делают дорогие подарки. Девочка очень общительная, старается участвовать во всей мероприятиях школы, в друзьях старается держать только мальчиков. К какому виду семьей можно отнести данную семью по количеству детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье? Какие проблемы существуют в данной семье и как их можно исправить?
Задача 5. Семья состоит из четверых человек: мама, папа, двое детей разного пола по 3 и 6 лет. Взрослые работают, дети посещают детский сад. Родители часто конфликтуют на виду у детей. Скандалы связаны с вмешательством в семью бабушек и дедушек. Дети часто болеют из-за чего бабушки с ними по очереди остаются сидеть дома. После работы муж часто задерживается с друзьями, а жена может навестить подруг. Традиций и интересов, объединяющих семью, практически нет. К какому виду семьей можно отнести данную семью по количеству детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье? Какие проблемы существуют в данной семье и как их можно исправить?
Критерии оценки:
«зачтено» выставляется, если студент проявляет понимание актуальности и значимости задания, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении, показывает умение анализировать конкретную ситуацию, видит способы решения задачи, умеет рассуждать и действовать в рамках задачи, формулирует рекомендации.
«незачтено» выставляется студенту, если он не формулирует проблему, не демонстрирует практические знания и умения в решении ситуации, не называет способы и приемы задания, затрудняется в формулировке рекомендаций.
1. Социальная сущность брака и семьи. Семья как социальный институт. Семья как малая социальная группа.
2. Функции семьи как социального института и малой социальной группы.
3. Формы организации брачно-семейных отношений в истории человеческого общества. Особенности современной семьи.
4. Понятие семейной системы. Законы ее функционирования. Основные параметры.
5. Понятие «Жизненный цикл семьи». Периодизация жизненного цикла семьи (указать автора и критерий).
6. Семейные кризисы. Нормативные, ненормативные.
7. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к семейной жизни.
8. Брачный сценарий. Профили брака и типы супружеских отношений.
9. Понятие жизненного сценария (определение, факторы «риска», структура, классификация, функции, формирование)
10. Супружеские конфликты: причины, формы конфликтного поведения, кризисные периоды в развитии семьи, личностные особенности супругов и др.
11. Феномен родительста. Стуктура родительства.
12. Специфика семейного воспитания. Факторы семейного воспитания. Стили семейного воспитания.
13. Патологизирующее влияние родителей на формирование личности ребенка
14. Взаимодействия родителей с ребенком на разных возрастных этапах
15. Специфика детско-родительских конфликтов: причины, основные виды, направления профилактики.
16. Типы материнской и отцовской любви. Этапы ее становления. Типология мам и пап.
17. Влияние бабушек и дедушек на развитие ребенка.
18. Влияние пола и порядка рождения ребенка на его развитие.
19. Процессы дестабилизации и распада брачно-семейных отношений.
20. Общие черты организации и проведения семейного консультирования. Структура процесса консультирования. Основные этапы психологического консультирования семьи и их характеристика.
21. Структура консультационной беседы. Типичные ошибки в ходе проведения беседы. Техники организации беседы.
22. Диагностические проблемы получения информации о семье. Поэтапная методика изучения семьи.
23. Психологическое сопровождение семьи. Цель, задачи.
24. Этапы психологического сопровождения семьи. Их содержание.
25. Принципы, методы и формы работы с детьми и родителями в рамках психологического сопровождения семьи.
26. Содержание работы педагогов и специалистов в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи.
27. Технология составления программы психологического, психолого-педагогического сопровождения семьи.
28. Виды и структура программ психологического, психолого-педагогического сопровождения семьи.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется, если магистрант владеет знаниями по вопросам билета в полном объеме, самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивая при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное, увязывает теоретические аспекты предмета с практическими примерами;
- оценка «хорошо» выставляется, если магистрант владеет знаниями по вопросам билета почти в полном объеме (имеются пробелы знаний только в некоторых, особенно сложных вопросах); самостоятельно и отчасти при наводящих вопросах дает полноценные ответы на вопросы билета; не всегда выделяет наиболее существенное, не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответах. Также данная оценка выставляется в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на один из вопросов билета или дополнительный вопрос;
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если магистрант владеет основным объемом знаний по вопросам билета; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускаются ошибки по существу вопросов. Также данная оценка выставляется в случае, если студент не может удовлетворительно ответить на один из вопросов билета;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если магистрант не освоил обязательного минимума знаний по вопросам билета, не способен ответить на вопросы билета даже при дополнительных наводящих вопросах экзаменатора, задача не решена.
Представленные ниже задачи предназначены для усвоения модели проведения психологического работы с семьей по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков.
Общая схема анализа представленных случаев включает следующие этапы работы:
1. Планирование содержания беседы с родителями с целью получения дополнительной анамнестической информации и информации о содержания и характере проблем. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью).
2. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. При формулировании гипотез следует исходить из предположения, что описанные проблемы соответствуют реальности и действительно существуют. Обосновать выдвинутые гипотезы (возрастно-психологическими особенностями ребенка, общими закономерностями развития в детском и подростковом возрасте, информацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «прецедент» и т.д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наиболее вероятной к наименее вероятной. Количество выдвигаемых гипотез следует ограничить одной-тремя.
3. Планирование диагностических обследований в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психологического обследования, поставив в соответствие каждой из задач конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами, воспитателями. Дать краткую характеристику каждой из методик, включенных в пакет диагностического обследования (цель, процедура, стимульный материал, параметры оценки, тестовый или клинический вариант). Обосновать целесообразность использования в конкретном случае избранной методики, показав ее преимущества перед аналогичными методиками. Описать, какие будут свидетельствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты - опровергать гипотезу.
4. Составление схемы психологического заключения. Указать причины трудностей и механизм симптомообразования. Сформулировать условновариантный прогноз развития.
5. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. При формулировании рекомендаций следует исходить из предположения о том, что выдвинутые вами гипотезы подтвердились. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Предусмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами и воспитателями ребенка. Определить цели и задачи коррекции профилактики. Разработать план психологического сопровождения случая, указав продолжительность собственно коррекционной работы с ребенком и родителями, время «контрольных» встреч с ними, оговорив возможности их обращения в консультацию в случае необходимости.
Критерии оценки:
четко воспроизведенная ситуация; проявление творческой активности; сформулированы причины ее возникновения; логически, аргументированно сформулированы пути разрешения этой ситуации; выделены основные качества, позволяющие эффективному педагогу справиться с затруднительными ситуациями. «зачтено»,
не четко воспроизведена проблемная ситуация; не сформулированы причины ее возникновения и пути разрешения;
не выделены качества, позволяющие эффективному педагогу справиться с затруднительными ситуациями. «незачтено»,
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию магистранту необходимо:
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические указания по подготовке к экзамену
Экзамен – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель экзамена – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
Основные критерии оценки ответа:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
Критерии оценки:
- глубокий, осмысленный, полный по содержанию ответ, не требующий дополнений и уточнений. Отличный ответ должен характеризоваться последовательностью, логикой изложения, умением студента подтверждать основные теоретические положения практическими примерами, устанавливать межпредметные связи, наличием собственной точки зрения на излагаемую проблему. Студент должен продемонстрировать умение анализировать материал, обобщать его, делать точные емкие выводы. Ему необходимо хорошо ориентироваться в содержании материала, быстро и точно отвечать на дополнительные вопросы. Речь студента должна быть грамотной и достаточно выразительной. «отлично»
- содержательный полный ответ, требующий лишь незначительных уточнений и дополнений, которые студент может сделать самостоятельно после наводящих вопросов преподавателя. Допускаются такие незначительные недочеты в ответе студента как отсутствие самостоятельного вывода, нарушение последовательности в изложении, речевые ошибки и др. По остальным позициям ответ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к отличному ответу. «хорошо»
- содержание материала раскрыто, но недостаточно глубоко. Удовлетворительный ответ требует серьезных дополнений, не всегда последователен и логичен, не всегда содержит обобщения и выводы. Студент испытывает затруднения в установлении связи теории с практикой, не достаточно доказателен в процессе изложения материала, не всегда оперативно и адекватно реагирует на дополнительные вопросы, однако, понимает основные положения учебного материала, оперирует основными понятиями дисциплины. «удовлетворительно»
- студент не может изложить содержание материала, не знает основных понятий дисциплины, не отвечает на дополнительные и наводящие вопросы преподавателя. «неудовлетворительно»