Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра истории и археологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.05_2024_334.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 44.03.05_2024_334.plx
кандидат исторических наук, доцент, Дворников Эдуард Павлович
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05_2024_334.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Формирование систематизированных знаний о закономерностях возникновения и дальнейшего развития человечества на ранних этапах истории.
Задачи: - изучение различных аспектов и условий возникновения человека и становление его как биологического вида на ранних стадиях палеолита;
- усвоение основных закономерностей развития производственной деятельности, становления общественных отношений и культурных достижений;
- умение обосновывать собственную позицию по вопросам ценностного отношения к историческим процессам;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и историческими источниками для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Археология» студенты применяют знания, умения, навыки, полученные при изучении предмета «История» на предыдущем уровне образования.
История (история России, всеобщая история)
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методика археологических исследований
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
Методика археологических исследований
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Раздел 1. Предмет, задачи и основные категории археологии
Предмет, задачи и основные категории археологии /Лек/
Предмет, задачи и основные категории археологии /Пр/
Археологическая периодизация /Ср/
таблица "Эволюционное древо" /Ср/
Раздел 5. Ранний железный век
Ранний железный век /Лек/
Античность в Евразии /Ср/
Раздел 6. Великое переселение народов
Великое переселение народов /Лек/
Великое переселение народов /Пр/
Раздел 7. Евразия в эпоху средневековья
Евразия в эпоху средневековья /Лек/
Евразия в эпоху средневековья /Пр/
Раздел 8. Археология древнерусских городов
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Археология древнерусских городов /Лек/
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 10. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Контактная работа /KонсЭк/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к семинарским занятиям, Темы письменных работ, Вопросы для экзамена
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Вопросы к экзамену:
Предмет, основные категории и задачи археологии.
Методы археологических исследований
Археологическая периодизация
Развитие археологии как науки
Процесс антропогенеза
Теории происхождения человека разумного (homo sapiens)
Нижний палеолит
Эпоха мустье
Неандерталец
Процесс сапиентации
Верхний палеолит
Палеолитическое искусство
Достижения людей в эпоху мезолита
Неолитическая революция
Трипольская культура
Неолитические культуры Прибайкалья
Неолит как историческая эпоха
Джейтунская культура
Основные центры культур эпохи бронзы Евразии
Энеолит как новый этап развития человечества
Древнеямная культура
Афанасьевская культура
Окуневская культура
Складывание кочевничества
Эпоха бронзы
Переход к железному веку
Скифо-сибирский мир
Скифская триада
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Культура скифов
Савроматы
Культура сакских племён
Пазырыкская культура
Горный Алтай в эпоху раннего железа
Тагарская культура
Культура плиточных могил
Уюкская культура
Государство Хунну. Великое переселение народов
Хуннские памятники Южной Сибири и Центральной Азии
Горный Алтай в гунно-сарматское время.
Памятники античности Евразии
Древнетюркские памятники
Археология древних славян
Древний Киев
Древний Новгород
Старая Рязань
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Теория антропогенеза.
2. Актуальные проблемы сохранения памятников археологии.
3. Развитие каменной индустрии в каменном веке.
4. Палеолитическое искусство.
5. Материалы мобильного искусства эпохи палеолита.
6. Переход к голоцену. Достижение людей эпохи мезолита.
7. Неолитическая революция.
8. Очаги и пути складывания производящего хозяйства.
9. Зарождение кочевничества и его роль в дальнейшей истории человечества.
10. Основные очаги культур эпохи бронзы Евразии.
11. Афанасьевская культра.
12. Андроновская культура.
13. Древнеямская культура.
14. Окуневская и каракольская культура Южной Сибири.
15. Теория скифо-сибирского мира.
16. Скифская культура.
17. Пазырыкская культура.
18. Тагарская культура.
19. Сакская культура.
20. Горный Алтай в эпоху раннего железа.
21. Государство Хунну.
22. Памятники гунно-сарматского времени Южной Сибири.
23. Древнетюркские памятники.
24. Древнерусские города.
25. Античность в Евразии.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
http://www.iprbookshop.ru/21355.html
Археология: учебник для бакалавров
6.1.2. Дополнительная литература
Археология: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2008
Скифо-Сибирский мир Евразии: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2009
УП: 44.03.05_2024_334.plx
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Разделы дисциплины должны содержать:
Тема 1. Предмет, задачи и основные категории археологии.
Место археологии в системе наук об обществе. Археология как фундамент исторической науки. Объекты исследования. Основные группы археологических источников. Особенности использования письменных источников в археологии. Археологические памятники. Категории: культурный слой, археологический комплекс, археологический тип, археологическая культура, культурно-историческая общность.
Периодизация. Археологическая периодизация. Периодизация на основе смены этапов хозяйственной деятельности в увязке с делением истории человеческого общества на дикость, варварство и цивилизацию.
Основные методы исследования в археологии. Использование естественнонаучных методов. Привлечение данных гуманитарных, точных и естественных наук. Возможности компьютеризации.
Задачи по сохранению и рациональному использованию археологических памятников как социальная проблема. Реконструкция раскопанных и разрушающихся объектов. Создание археологических заповедных территорий. Задачи музеефикации.
Тема 2. Антропогенез.
Антропогенез как главная историческая и научная проблема.
Изучение проблемы в эпоху античности, средневековья и в новое время. Точка зрения о предполагаемых местах выделения человека из мира животных. Древнейшие местонахождения орудий труда и палеоантропологические находки в Африке и Азии. Архантропы и их расселение. Складывание человеческого хозяйства.
Палеоантропы и их разновидности. Неандерталец как предшественник раннего современного человека. Зарождение родовых отношений. Первые культы, преднамеренные погребения, эстетические вкусы.
Начало процесса сапиентации. Неоантропы – ранние современные люди. Расогенез. Схема эволюции человека.
Современные теории антропогенеза. Теория американских и японских генетиков. Теория Г.Матюшина. Теория Ю. Мочанова и др.
Тема 3. Каменный век.
Природно-климатическая среда в эпоху нижнего палеолита. Пути заселения Евразии в эпоху нижнего палеолита.
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Природно-климатическая среда в эпоху мустье. Орудийная и хозяйственная деятельность неандертальского человека. Основные памятники и культурно-исторические области мустьерской эпохи. Неандертальские погребения Крыма (Украина), пещеры Шанидар (Ирак), пещеры Тешик-Таш (Узбекистан) и др. Зарождение религии и общественных отношений.
Природно-климатическая среда в эпоху верхнего палеолита. Распространение памятников. Складывание человека современного археологического типа. Первые изделия керамической посуды в Японии и Китае. Вопрос об изобретении лука и стрел.
Становление палеолитического искусства. Пещерная живопись Западной Европы, Урала, Северной и Центральной Азии.
Палеолитическая скульптура и пластика. Функции и характер палеолитического искусства.
Природно-климатические изменения к началу мезолита. Отступление ледника. Послеледниковая растительность и животный мир. Кризис палеолитического хозяйства. Лук и стрелы в эпоху мезолита. Новые приёмы в изготовлении орудий труда. Микролиты и вкладышевая техника. Культурно-исторические регионы. Хозяйство в эпоху мезолита. Зарождение предпосылок к производящему хозяйству.
Освоение новых экологических систем. Возникновение постоянных поселений рыболовов.
Неолит – финал и расцвет каменного века. Формирование современных ландшафтов, растительного и животного мира.
Неолитическая революция. Переход к производящим формам хозяйства и его последствия. Каменная индустрия в эпоху неолита и новые возможности освоения природных комплексов.
Неолитические культуры охотников и рыболовов (исаковская, серовская, китайская). Особенность сибирского и дальневосточного неолита. Основные очаги неолитического искусства Евразии. Наскальные изображения. Орнаментация. Скульптура. Мелкая пластика.
Тема 4. Эпоха бронзы.
Оседлые культуры скотоводов и земледельцев. Трипольская культура. Жилища, инструментарий, расписная керамика, искусство. Средняя Азия и Закавказье в эпоху энеолита. Культурная связь с Ближним Востоком. Энеолитические культуры степей Евразии. Древнеямная культурная историческая общность. Её характеристика и исторические судьбы носителей. Афанасьевская и окуневская культурно-исторические общности южной Сибири и центральной Азии.
Начало перехода к кочевничеству в евразийских степях. Доместификация коня и его роль в жизни кочевника-скотовода.
Формирование кочевнического уклада и кочевнической психологии. Освоение степных пространств, особенности стада кочевников-скотоводов. Вооружение и военная тактика. Скотоводы и оседлый мир.
Бронзовый век и его значение в истории человечества. Основные центры бронзолитейного производства Евразии. Дальнейшее совершенствование производящей экономики. Изменения в общественных отношениях и начало социальной дифференциации.
Основные особенности культур бронзового века в Закавказье и Средней Азии.
Культурно-исторические общности степей Евразии (катакомбная, срубная, андроновская, карасукская). Проблемы происхождения и распространения. Хозяйство. Антропологические типы населения. Памятники искусства.
Тема 5. Ранний железный век.
Начало изготовления изделий из железа. Способы получения железа, сыродутный процесс. Кузнечное ремесло. Значение железа в развитии экономики и человеческого общества. Предпосылки формирования скифо-сибирского мира (природные, экономические, политические). Складывание общих черт археологических культур на степных пространствах. Скифская триада (оружие, конская упряжь, «звериный стиль» в искусстве). Версия о генезисе скифов и скифской культуры. География распространения скифосибирского мира. Типы хозяйственной деятельности. Социальная стратификация общества. Появление признаков государства. Археологические культуры.
Социально-экономические и политические предпосылки великой греческой колонизации. Основные центры расселения греков в Северном Причерноморье: Ольвия, Боспор, Херсонес. Источники изучения античности. Географическое положение античных городов и поселений. Планировка городов. Сельское хозяйство, садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство. Ремесленное производство. Античная керамика. Внутренняя и внешняя торговля. Экономические и культурные контакты. Римское господство в Северном Причерноморье. Ахеменидское и греко-эллинистическое культурное влияние на Среднюю Азию. Памятники Старой и Новой Нисы. Парфянское царство. Археология Хорезмийского оазиса. Согдиана.
Тема 6. Великое переселение народов.
Проблема происхождения хунну (сюнну). Складывание государства Хунну, его территория. Трансформация культур скифо-сибирского мира. Военная экспансия хуннов. Походы на Китай. Начало эпохи великого переселения народов. Хозяйство в государстве Хунну. Продвижение на Запад. Хунну и гунны. Историческое значение гуннов и гуннской эпохи.
Ноин-Улинские курганы Монголии. Иволгинский археологический комплекс в Забайкалье. Раскопки в Ильмовой и Черёмуховой падях. Дэрестуйский култук. Кокэльская культура в Туве. Таштыкская культура в Минусинской котловине.
Верхнеобская, булан-кобинская, кок-пашская культуры на Алтае. Берельская культура Казахстана и Горного Алтая.
Тема 7. Евразия в эпоху средневековья.
Выход на историческую арену тюркского этноса. Краткая этнополитическая история Тюркских каганатов. Территория распространения древнетюркских памятников. Археологические памятники Алтая, Тувы, Монголии, Тян-Шаня и их семантика. Возникновение Уйгурского каганата. Кыргызский каганат. Распространение кыргызской культурной традиции.
Тема 8. Археология древнерусских городов.
Первые исторические сведения о древнерусских городах. Географическое положение городов и древнейшие памятники на их территории. Архитектура. Население. Хозяйство. Ремесленное производство. Культура. Быт. Основные городские центры: Киев, Новгород, Москва, Рязань, Владимир. Типы славянских поселений.