2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Археологическая практика_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Археологическая практика
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
135
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72,15
72,15
72,15
72,15
Сам. работа
135
135
135
135
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Дворников Эдуард Павлович
 
 
Археологическая практика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Закрепление материалов полученных в ходе изучения курса археологии, выработка первоначальных навыков идентификации и описания древних объектов (поселений, стоянок, городищ, курганных и грунтовых могильников), а также ознакомление их с методикой исследования памятников, основами составления планов и схем, элементами моделирования древних процессов
1.2
Задачи: - Знакомство практикантов с различными археологическими памятниками в естественном географическом окружении, обучение студентов умению определять их фациальную принадлежность (поселение, стоянка, курганный могильник и т.п.). - Закрепление теоретических знаний учебного курса «Археология» на практике в ходе археологических разведок и раскопок. - Ознакомление студентов-практикантов с особенностями залегания культурного слоя, со способами и методикой его изучения, а также со структурой различных археологических объектов (ямы, очаги, жилища и т.п.). - Обучение методике исследования погребальных сооружений и могил, определения их предварительной датировки и культурной принадлежности. - Выработка навыков составления планов изучаемых памятников, фиксации культурного слоя, разрезов, описания процесса работ (ведение дневника), отдельных объектов, погребений и стратиграфической ситуации. - Обучение студентов правилам первичной обработки полученных материалов, составлению полевых описей, способам хранения и транспортировки артефактов. - Получение практикантами навыков постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения. - Выработка умений, необходимых для жизни в полевых условиях (заготовка дров, разжигание костра, варка пищи, поддержание порядка на месте проживания и т.п.). - Получение студентами практических знаний по организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива, структурирование свободного времени, выработка навыков взаимопомощи и т.п.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б2.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археологическое наследие и археологический туризм
2.1.2
Археология
2.1.3
2.1.4
Археология
2.1.5
Источниковедение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Археологическое наследие и археологический туризм
2.2.2
Безопасность жизнедеятельности
2.2.3
Памятники   природного и культурного  наследия в России и за рубежом
2.2.4
История древнего мира
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
ИД-1.УК-3: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения.
 
ИД-2.УК-3: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.
 
ИД-3.УК-3: Знает основные принципы и механизмы социального взаимодействия и условия эффективной работы в команде.
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Практика
 
1.1
Практические /Пр/
72
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Подготовка отчета /Ср/
135
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства

предназначены для контроля и оценки образовательных достижений

обучающихся, освоивших программу учебной практики.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для

проведения текущего контроля в форме комплекта заданий, дневника по

практике, характеристике, отчета.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Комплект индивидуальных заданий

Студенту необходимо выполнить предложенные задания (определяется из

списка руководителем практики)

1. История становления методики камеральной обработки

археологических артефактов в России.

2. Археологический памятник как исторический источник.

3. Археологические артефакты как исторические источники. Их

классификация.

4. Информативная значимость материалов раскопок

археологических памятников для изучения истории человечества.

5. Информативная значимость материалов погребальных

памятников для изучения истории человечества.

6. Информативная значимость материалов культовых памятников

для изучения истории человечества.

7. Информативная значимость материалов производственных

памятников для изучения истории человечества.

8. Методика составления описей археологических находок.

9. Методика внесения археологических артефактов в инвентарные

книги музейных собраний.

10. Общие принципы организации камеральной обработки материалов

полевых археологических работ.

11. Обустройство музейных фондов для хранения археологических

артефактов.

12. Лабораторное оборудование камеральной обработки

археологических артефактов.

13. Методика очистки археологических артефактов от чужеродных

тел (грунта, грязи, пыли, натеков, окислов и т.д.).

14. Методика реставрации археологических артефактов.

15. Методика определения типовой принадлежности археологических

артефактов.

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
16. Методика классификации артефактов по материалу

изготовления, функциональному назначению, особенностям

морфологического оформления с использованием типологического и

формально-типологического методов обработки археологических артефактов

и т.д.

17. Методика консервации археологических материалов.

18. Приемы нанесения коллекционных данных на археологические

артефакты (шифровка артефактов).

19. Методика составления паспортов археологических артефактов.

повышенный

уровень

Студент правильно выполнил индивидуальное задание.

Показал отличные владения навыками применения

полученных знаний и умений при решении

профессиональных задач в рамках усвоенного учебного

материала. Обучающийся показал способность к работе в

полевых условиях, владение навыками поиска, фиксации,

описания объектов археологии.

«хорошо»,

пороговый

уровень

Студент выполнил индивидуальное комплексное задание

с небольшими неточностями. Показал хорошие владения

навыками применения полученных знаний и умений при

решении профессиональных задач в рамках усвоенного

учебного материала. Ответил на большинство

дополнительных вопросов на защите. Обучающийся

продемонстрировал способность к работе в

археологической экспедиции, владение навыками работы

с полевым инструментом.

«удовлетворитель Студент выполнил индивидуальное комплексное задание

но»,

пороговый

уровень

с существенными неточностями. Показал

удовлетворительное владение навыками применения

полученных знаний и умений при решении

профессиональных задач в рамках усвоенного учебного

материала. При ответах на дополнительные вопросы на

защите было допущено много неточностей. При работе с

описями и архивными делами обнаружены значительные

ошибки. При более прилежном отношении к

профессиональному совершенствованию сможет

работать в полевых условиях

«неудовлетворите

льно», уровень не

сформирован

При выполнении индивидуального комплексного

задания студент продемонстрировал недостаточный

уровень владения умениями и навыками при решении

профессиональных задач в рамках усвоенного учебного

материала. При ответах на дополнительные вопросы на

защите было допущено множество неточностей. Большая

часть заданий, предусмотренных программой обучения

либо не выполнена, либо выполнена с ошибками.

Обучающийся не продемонстрировал способность к

работе в полевых условиях и камеральной обработке

материала.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Комплект документации для отчета

1. Дневник прохождения практики

2. Характеристика

3. Отчет о прохождении практики

Методические рекомендации по выполнению оценочного средства,

критерии оценивания:

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В процессе прохождения практики студент ведет дневник, где отражает

ежедневное выполнение заданий. Каждая запись в дневнике проверяется и

подтверждается его подписью. Заполненный дневник практики является

основной формой отчетности практиканта.

В конце практики руководитель заполняет характеристику, в которой

характеризуется выполнение студентом программы практики, его отношение к

труду, умение и способность находить с исследовательской группой, умением

поддержать необходимый микроклимат в коллективе. Отмечается инициатива,

деловитость, а также уровень подготовки студента на теоретическом уровне.

Отчет по практике

Окончательная проверка руководителем отчетов осуществляется в

последние дни практики.

Составленный отчет представляется на кафедру. В нем должны быть

примеры и зафиксированы количественные показатели выполненной работы.

Отчет должен содержать характеристику организации рабочего процесса,

приемов и методов выполнения заданий. Практикант должен обобщить в отчете

полученный опыт, высказать критические замечания о состоянии той или иной

работы, сделать выводы и конкретные предложения по рационализации приемов

и методов работы.

Защита отчета по практике на итоговой конференции

Шкала оценивания

Критерии оценивания

п.п.

 обучающийся демонстрирует

системность и глубину знаний,

полученных при прохождении практики;

1.

 стилистически грамотно, логически

Отлично правильно излагает ответы на вопросы;

 дает исчерпывающие ответы на

дополнительные вопросы преподавателя

по темам, предусмотренным программой

практики.

 обучающийся демонстрирует

достаточную полноту знаний в объеме

программы практики, при наличии лишь

несущественных неточностей в

изложении содержания основных и

2.

дополнительных ответов;

Хорошо  владеет необходимой для ответа

терминологией;

 недостаточно полно раскрывает

сущность вопроса;

 допускает незначительные ошибки, но

исправляется при наводящих вопросах

преподавателя.

 обучающийся демонстрирует

недостаточно последовательные знания

по вопросам программы практики;

 использует специальную

терминологию, но могут быть допущены

3.

1-2 ошибки в определении основных

Удовлетворительно понятий, которые обучающийся

затрудняется исправить самостоятельно;

 способен самостоятельно, Но не

глубоко, анализировать материал,

раскрывает сущность решаемой

проблемы Только при наводящих

вопросах преподавателя.

 обучающийся демонстрирует

фрагментарные знания в рамках

программы практики;

4.

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 не владеет минимально необходимой

Неудовлетворительно терминологией;

 допускает грубые логические ошибки,

отвечая на вопросы преподавателя,

которые не может исправить

самостоятельно.

Аттестация учебной практики проводится по результатам всех видов

деятельности и при наличии отчета по практике. Итоговая оценка

определяется как комплексная по результатам прохождения практики.

Программа практики, содержащая основные требования к ее прохождению,

отчета по практике доступна на сайте вуза, на профильной кафедре вуза.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Винокуров Н.И.
Полевые археологические исследования и археологические практики: учебно-методическое пособие
Москва: Прометей, 2013
http://www.iprbookshop.ru/24010.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мартынов А.И.
Методика исследования археологических памятников: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по выполнению оценочного средства,

критерии оценивания:

Для выполнения задания студенту-практиканту необходимо обратиться к

методическим рекомендациям полевого комитета Института археологии РАН,

изучить полевые отчеты сотрудников кафедры. Обратить внимание на принцип

послойности и поквадратности выемки грунтов. Обратить внимание на метод

рекогносцировки на местности, фиксирования глазомерных и

инструментальных планов. Освоить методику обнаружения различных типов

памятников. Получить необходимый первоначальный навык фотографирования

и внешнего описания объекта, его формы, размеров, степени разрушения. После

завершения полевого этапа перейти к камеральной обработке фотографий,

полевых чертежей на миллиметровой бумаге, микалентных копий.

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
После того, как все материалы обработаны представить отчет исходя из

полученного индивидуального задания. Кроме стандартного отчета он обязан

представить материал в виде письменного конспекта по полученным вопросам

из перечня заданий.

Методические рекомендации по выполнению оценочного средства,

критерии оценивания:

В процессе прохождения практики студент ведет дневник, где отражает

ежедневное выполнение заданий. Каждая запись в дневнике проверяется и

подтверждается его подписью. Заполненный дневник практики является

основной формой отчетности практиканта.

В конце практики руководитель заполняет характеристику, в которой

характеризуется выполнение студентом программы практики, его отношение к

труду, умение и способность находить с исследовательской группой, умением

поддержать необходимый микроклимат в коллективе. Отмечается инициатива,

деловитость, а также уровень подготовки студента на теоретическом уровне.

Отчет по практике

Окончательная проверка руководителем отчетов осуществляется в

последние дни практики.

Составленный отчет представляется на кафедру. В нем должны быть

примеры и зафиксированы количественные показатели выполненной работы.

Отчет должен содержать характеристику организации рабочего процесса,

приемов и методов выполнения заданий. Практикант должен обобщить в отчете

полученный опыт, высказать критические замечания о состоянии той или иной

работы, сделать выводы и конкретные предложения по рационализации приемов

и методов работы.