(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Методика формирования исторических знаний учащихся.
Методы, приемы и средства исторического обучения. Современные образовательные технологии обучения праву.
Методика организации работы с документами на уроках истории.
Современный урок права.
Формы и методы контроля в системе исторического обучения.
/Лек/
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для
контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу
учебной дисциплины «Методика обучения»
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения
текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным
вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач (указать иное) и
промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (указать иное) к экзамену
(дифференцированному зачету, зачету) .
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей
программой дисциплины «Методика обучения»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
ИД-2.ПК-1: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
ИД-1.ПК-1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
ИД-3.ПК-1: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий (могут указываться иные шкалы
процентов)
1. Какие требования предъявляются к школьным учебникам истории?
2. Назовите основные характеристики учебника. Определите роль дополнительных и основных текстов, назначение внетекстовых компонентов.
3. Найдите в учебниках примеры использования принципов хронологического, страноведческого, тематического характера.
4. Каким путем в учебнике располагается понятийный аппарат?
5. Каким путем в учебнике реализуется идея обогащения основных понятий курса истории?
6. Зачем необходимо шрифтовое выделение текста?
7. Что понимают под методическим аппаратом учебника?
8. Определите назначение иллюстративного материала и т.д.
- анализ стандартов и программ по истории позволяет оценить способность студентов использовать нормативные документы в своей деятельности. На основе изучения структурных компонентов и основного содержания стандартов и программ студенты должны определить их значение для практической деятельности учителя, а также научиться использовать содержание стандартов и программ при подготовке к урокам.
Схема анализа стандарта:
1. Название, автор (авторы), год опубликования, для каких типов учебных заведений предназначен.
2. Анализ структуры стандарта.
3. Анализ содержания стандарта.
4. Сильные и слабые стороны стандарта.
1. Истоки юридического образования в России. Отечественный опыт преподавания права в советской России
2. Сущность правового образования школьников: ключевые понятия, стратегические цели, задачи и принципы правового образования школьников в современной России
3. Модели гражданско-правового образования в учебных практиках общеобразовательных учреждений России
4. Система правового образования школьников в современной российской школе
5. Общая характеристика курса «Обществознание» в основной школе. Цели, задачи, планируемые результаты изучения «Обществознания» в основной школе.
6. Место учебного модуля «Право» в системе обществоведческого образования в 5-9 классах. Особенности правового образования учащихся в основной школе.
7. Общая характеристика учебного модуля «Правовое регулирование общественных отношений» в курсе «Обществознание» старшей школы: место изучения в содержании курса, объем часов, основные содержательные линии.
8. Особенности изучения предмета «Право» на базовом уровне в 10-11 классах: цели и задачи
9. изучения «Права», система требований к результатам обучения.
10. Особенности изучения предмета «Право» на профильном уровне в 10-11 классах: цели и задачи изучения
11. Структура и основное содержание примерных образовательных программ учебного предмета «Право» на базовом и профильном уровнях.
12. Система правовых знаний учащихся: структурные компоненты правовых знаний, их функции
13. Методика работы с понятиями на уроках права.
14. Виды документов и основные приемы работы с документальными текстами на уроках права.
15. Методические особенности изучение Конституции Российской Федерации на уроках права в основной и старшей школе.
16. Система методов обучения праву: различные точки зрения на классификацию методов обучения
17. Особенности применения традиционных методов в обучении праву.
18. Активные и интерактивные методы и приемы обучения праву.
19. Кейс-технология в обучении праву.
20. Использование технологии развития критического мышления в правовом образовании школьников.
21. Обучающие игры, упражнения и тренинги при изучении права.
22. Групповая деятельность: организация и методика.
23. Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении права.
24. Наглядные, аудиовизуальные и технические средства обучения праву.
25. Современный урок права: дидактические подходы к классификации уроков права, традиции и новации
26. Проблема целеполагания при подготовке современного урока права.
27. Особенности структурного построения уроков права различного типа.
28. Деятельность учителя на этапах подготовки урока права.
29. Методические особенности изучения отдельных учебных тем по праву. (По выбору студента).
30. Традиционные и инновационные формы и приемы оценивания знаний, умений и компетенций учащихся по праву.
31. Организация внеклассной работы по праву.
32. Типы уроков в правовом курсе
33. Методика работы с юридическим документом.
34. Методика преподавания конституционного права и прав человека в школе.
35. Методика преподавания семейного права в школе.
36. Методика преподавания трудового права в школе.
37. Методика преподавания гражданского и уголовного права в школе.
38. Компетентностный подход как парадигма современного правового образования.
39. Технологический подход к процессу правового обучения.
40. Требования к уроку по праву.
41. Планирование урока по праву и подготовка к нему.
42. Закономерности и принципы правового обучения.
Критерии оценивания зачёта
«Зачтено»
- выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено»
- выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.
1. Комплексное использование средств обучения в процессе изучения истории.
2. Краеведческая работа по истории.
3. Факультативные занятия по истории.
4. Патриотическое воспитание учащихся при изучении курса истории Отечества (... класс)
5. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории (... класс)
6. Применение средств обучения при изучении вопросов культуры.
7. Роль и место печатных средств обучения на уроке истории.
8. Применение наглядных средств обучения на уроке истории.
9. Внеклассная работа по истории.
10. Педагогический рисунок на уроке истории.
11. Образно-эмоциональные приемы изложения исторического материала.
12. Групповые формы работы при изучении исторического материала.
13. Ролевая игра и драматизация в обучении истории.
14. Дифференцированные познавательные задания на уроках истории.
15. Новые нетрадиционные формы урока истории.
16. Применение методической системы В.Ф.Шаталова на уроках истории.
17. Работа с историческим документом на уроке истории.
18. Внутрикурсовые и межпредметные связи при изучении истории.
19. Формирование исторических представлений школьников.
21. Причинно-следственные связи в системе исторических знаний школьников. Причины их формирования.
22. Проверка и оценка результатов обучения истории.
23. Диалогические методы обучения истории.
24. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении истории через литературные произведения и живопись.
25. Игры на уроках истории.
1. Школьный учебник и его функции.
2. Проблемы современных учебников.
3. Система работы с учебником на уроке.
4. Исторические факты: классификация и характеристика.
5. Методика работы с учебной картиной на уроках истории.
6. Исторические понятия: классификация и характеристика.
7. Пути формирования представлений об историческом времени.
8. Методика формирования исторических понятий.
9. Методика работы с текстом учебника на уроках истории.
10. Изобразительная наглядность, методика ее использования на уроке.
11. Методика работы с исторической картой.
12. Предметная наглядность и приемы ее использования.
13. Наглядные средства обучения.
14. Исторические документы и методика работы с ними на уроке.
15. Пути создания представлений о фактах прошлого.
16. Методика работы с художественной литературой на уроках истории с учащимися разного возраста.
17. Методы и приемы устного изложения учебного материала.
18. Использование условно-графической наглядности на уроке.
19. Методика раскрытия и формирования причинно-следственных связей.
20. Цели, структура и содержание современного обществоведческого образования.
21. Лекционно-семинарская система обучения.
22. Методика работы с обществоведческими понятиями.
23. Становление и развитие обществоведческого образования в России.
24. Проблемное обучение в старших классах.
25. Урок-семинар.
26. Программы по обществознанию и их анализ.
27. Психологические проблемы старшего подросткового возраста в ракурсе обществоведческого образования.
28. Лабораторное занятие.
29. Практическое занятие.
30. Зачет на уроках истории и обществознания в старших классах.
31. Ранний юношеский возраст и проблемы обществоведческого образования.
32. Методы и приемы решения проблем и проблемно-познавательных задач. Работа с документами на уроках обществознания.
33. Исторические факты: классификация и характеристика.
34.Эстетическое воспитание на уроках истории.
35.Составить повторительно-обобщающую беседу.
36. Формирование учебных умений на уроках истории.
37. Диагностика и прогнозирование урока.
38. Сформулировать цели урока и определить его тип.
39. Развитие методики преподавания истории в советское время.
40. Методика работы с учебной картиной на уроках истории.
41. Разработать фрагмент урока, где используется работа с картой.
42. Построение и задачи курса истории древнего мира.
43. Разработать фрагмент урока, где осуществляется формирование умений анализировать, сравнивать и делать выводы.
44. Рассказ учителя на уроках истории.
45. Разработать фрагмент урока, где используется рассказ учителя.
46.Развитие историко-методической мысли в России в начале XX в.
47.Методика осуществления контроля в обучении истории.
48. Разработать фрагмент урока, где осуществляется контроль знаний и умений школьников.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНА
«отлично»
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, базовые знания в области всеобщей истории, понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества делал обоснованные выводы, устанавливал причинно-следственные связи, владел историческими понятиями и терминами
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владел историческими понятиями и терминами
«удовлетворительно»
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, знаком с рекомендованной дополнительной литературой
«неудовлетворительно»
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, не знаком с рекомендованной основной и дополнительной литературой