2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Источниковедение_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Источниковедение
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
61,2
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
30
30
30
30
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
46
46
46
46
Кoнтактная рабoта
48,05
48,05
48,05
48,05
Сам. работа
61,2
61,2
61,2
61,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Эбель А.В.
 
 
Источниковедение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  дать соответствующие современному уровню развития исторической науки знания в области теории и методологии источниковедения, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников по истории России и методике работы с ними. 
1.2
Задачи: - рассмотреть общие теоретико-методологические вопросы и материалы об отдельных комплексах источников по отечественной истории; - усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,   - умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология 
2.1.2
Археологическая
2.1.3
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
2.1.4
Методика археологических исследований
2.1.5
История Горного Алтая
2.1.6
История Древнего мира
2.1.7
Музееведение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Геральдика
2.2.2
Вспомогательные исторические дисциплины
2.2.3
История Горного Алтая
2.2.4
Новейшая отечественная история
2.2.5
История мировой культуры
2.2.6
История отечественной культуры
2.2.7
История художественной культуры Западной Европы
2.2.8
Методологические вопросы анализа научного знания
2.2.9
Актуальные вопросы истории России
2.2.10
История исторической науки
2.2.11
Этнология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Знает: основные категории философии, основы межкультурной коммуникации, закономерности исторического развития России в мировом историко-культурном, религиозно-философском и этико-эстетическом контексте; воспринимает Российскую Федерацию как государство с исторически сложившимся разнообразным этническим и религиозным составом населения и региональной спецификой;

Умеет: анализировать социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений;

Владеет: навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции; сознательного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера; демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям своего Отечества и народов мира.

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
знает: сущность и способы демонстрации уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
традициям своего Отечества;

умеет: проектировать работу по формированию у обучающихся уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям своего Отечества;

владеет: навыками демонстрации в качестве личного уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям своего Отечества,

 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
Умеет: применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

Владеет: знаниями проектирования и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Источниковедение
 
1.1
Предмет источниковедения /Лек/
1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Летописание /Лек/
1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Актовые материалы X-XVII вв. /Лек/
1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Памятники литературы XI-XVII вв. /Лек/
0,5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Делопроизводственная документация XVI-XVII вв. /Лек/
0,5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Законодательные акты X-XVII вв. /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Делопроизводство XVIII – начала ХХ вв. /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Статистика /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Периодическая печать /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Документы политических партий /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Источники российской эмиграции /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Летописание /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Актовые материалы X-XVII вв. /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.14
Законодательные акты X-XVII вв. /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.15
Законодательные акты XVIII-XX вв /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.16
Мемуары, дневники, переписка. /Пр/
4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.17
Статистика /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.18
Периодическая печать /Пр/
4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.19
Документы политических партий начала XX вв /Пр/
4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.20
Законодательство советского периода /Пр/
4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.21
Источники российской эмиграции /Пр/
4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.22
Предмет источниковедения /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.23
Летописание /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.24
Памятники литературы XI-XVII вв. /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.25
Актовые материалы X-XVII вв. /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.26
Законодательные акты X- начала ХХ вв. /Ср/
6,2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.27
Делопроизводство  /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.28
Статистика /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.29
Документы политических партий /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.30
Мемуары, дневники, переписка. /Ср/
6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.31
Законодательство советского периода /Ср/
7
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Источниковедение»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Источниковедение»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям 

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Отечества.

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Первый контроль 1.Источниковедение изучает а. источники б. письменные источники в. вещественные источники г. устные источники 2.Летописание характерно для а. ХI-ХVII вв. б.рубеж ХVII-ХVIII вв. в. ХIХ - нач. ХХ вв. 3. Летописью называется а. записи договоров между князьями б.житийные записи в.погодные записи г.записи летописных сводов 4. Лаврентьевская летопись получила свое название по а. имени автора летописи б.имени находчика летописи в. месту ее нахождения г. месту ее написания 5. Автором Никоновской летописи был а. Никон б.Сильвестр в. Даниил г. Нестор 6. Академическое издание летописей осуществляется в серии а. ВДИ б.Ж3Л в. РЛ г. ПСРЛ 7.Протографом ПВЛ является а. Устная народная традиция б.Договоры греков с руссами в.Ветхозаветная традиция г.Начальный свод 8.Традиции южнорусского летописания XII - XIII вв. отразились в летописи а. Ипатьевской б .Радзивиловской в.Лаврентьевской г.Новгородской 9.Когда была написана Лаврентьевская летопись? а. ХIII в. б. ХIV в. в. ХV в. г. ХVI в. 10.Последним общерусским сводом являлась летопись а. Никоновская б.Воскресенская в.Летописец начала царств г.Лицевой свод №2 (летописи) 1. Основоположником источниковедения является а. А.А,Шахматов б. С.М.Соловьев в. А.С.Лаппо-Данилевский г. Л.П.Карсавин 2. Периодическая печать в России появляется в период а. ХI-ХVII вв. б. рубеж ХVII-ХVIII вв. — ХVIII вв. в. ХIХ-ХХ вв. 3. Протографом летописи называется а. ее фрагмент б.ее вводная часть в. предшествующие записи г. основной раздел 4. Ипатьевская летопись получила свое название по а. имени автора летописи б. имени находчика летописи в. месту ее нахождения г. месту ее написания 5. Автором третьей редакции ПВЛ был а. Никон б. Нестор в. Сильвестр г.Даниил 6. Известным летописеведом М.Д. Приселковым была 11 осуществлена реконструкция летописи а. Новгородской первой б. Троицкой в.Лаврентьевской г.Воскресенской 7.Начало летописания на Руси относится к а. IХ в. б. Х в. в. ХI в. г. ХII в. 8. Традиции летописания ХII-ХIII вв. Северо-Восточной Руси отразились в летописи а. Ипатьевской б. Рздзивиловской
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
в. Лаврентьевской г. Новгородской 9. Когда была написана Никоновская летопись ? а. ХIV в. б. ХV в. в. XVI в. г. ХVII в. 10. Назовите самую младшую летопись а. Никоновская б. Воскресенская в.Лицевой свод г. Пискаревский летописец Второй текущий контроль № 3 /законодательные памятники, иностранные авторы о России и древнерусская литература/ 1.. Наиболее ранней редакцией "Русской Правды" является а. краткая б.пространная в.сокращенная г. древняя 2. В каком законодательном памятнике отразился переход к абсолютизму а.Судебник б. Соборное Уложение в. Стоглав г. Русская Правда 3. Об актах сообщает а. Тацит б. Титмар в. Прокопий г.Константин Багрянородный 4. Важные сведения о монголах ХIII в. содержит сочинение а. Ибн-Фадлана б. Ибн-Хордадбеха в. Г.Рубрука г. Льва Диакона 5. К началу ХVI в. относится написание "записок" а. Жака Маржарета б. С.Герберштейна в. Адама Олеария г. Исаака Массы 6. К жанру публицистики ХVI в. относится. а. письма А.Курбского б. Сказание Аврамия Палицина в. Хождение Афанасия Никитина г. Сочинение Посошкова 7. О нашествии монголо-татар на Русь в ХIII в. сообщает а. "Слово о полку Игореве " в. 3адонщина б. Повесть о разорении Рязани Батыем г. Казанская история 8. Автором "Слова о законе и благодати" является а. Леонтий Ростовский б. Иларион в. Феодосий Печерский г. Максим Грек 9. Наиболее ранним древнерусским памятником в жанре хождений является "Хождение " а. игумена Даниила б. инока Стефания в. Афанасия Никитина г. митрополита Пимена 10. Описанию устройства Московского государства ХVII в. посвящено сочинение а. Г.Котошихина б. А.Палицина в.Юрия Крижанича г. Тимофеева Средний уровень № 4 /законод. пам., иностр. авт. о России, древнер. литер./ 1 . К какой, редакции Русской Правды принадлежит "Устав Владимира Всеволодовича" ? а. краткая в. сокращенная б. пространная г. древняя 2. Законодательным памятником ХVII в. является а. Русская Правда б. Судебник в.Стоглав г.Соборное Уложение 3. Наиболее ранние сведения о венедах / славянах / сообщает а. Геродот б.Плиний Старший в.Маврикий г. Ибн-Фадлан 4. Важные сведения о Руси Х в. содержит сочинение а. П. Карпини б.Константина Багрянородного в. Маврикия г. Иордана 5. В XVII в. были написаны "записки" а. Адама Олеария б. Герберштейна в. Джерома Горсея г. Джайльса Флетчера 6. К жанру воинских повестей пренадлежит а. повесть о Темир-Аксаке б. моление Даниила Заточника в. сочинение Посошкова г .Поучение В.Мономаха 7. Сказание об иконе Владимирской Божьей Матери содержит в основе сюжет а. об исцелении Ивана Калиты б. о спасении Руси от Мамаева нашествия в. о погибели Русской земли г. о спасении Руси от нашествия Тимура. 8. Наиболее ранним древнерусским памятником житийной литературы является а. Житие Бориса и Глеба б. Житие Феодосия Печерского в. Житие Антония Печерского г.Житие Николая Мирликийского
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
9. Автором жития Феодосия Печерского является а. митрополит Иоанн б.Иаков в. Нестор г.Арсений 10. События крестьянской войны и интервенции начала ХVII в. описаны в сочинении а. Посошкова б. Г. Котошихина в. Юрия Крижанича г. Авраамия Палицина № 5 /источники по истории России XVIII- начала ХХ вв./ 1.В указанный период появляется а. летописание б. житийная литература в. статистика г. межевые книги 2.Специальный акт, регулирующий какую-либо сферу деятельности а. манифест б. указ в. устав г. регламент 3.Успешная попытка кодификации законов была предпринята в... а.ХVIII в. 6.I пол. XIX в. в. II пол. XIX в. г. нач. ХХ в. 4. К группе источников по географии XVIII в. относятся а. записки С. Крашенниникова б.списки Ромодановского в.А.Макарова г.Шешковского 5 Договор на недвижимое имущество- а. доверенность б. вексель в. крепость г. акция 6. Сообщения между учреждениями, лицами одного уровня а. промемории б. рапорт в.отчет г.прошение 7. Генеральное межевание конца ХVIIIв. отражало статистику а. демографическую б. аграрную в .промышленную г. культурную 8. Сочинения Ф.Прокоповича являются источником а.статистическим б. законодательным 13 в.актовым г. публицистическим 9 С издателями Булгариным и Гречем связана газета а. Ведомости б. Северная пчела в. Северная почта г. Московские ведомости 10. О временах Анны Иоанновны сообщают подробно мемуары а. Желябужского б. Неплюева в. Дашковой г. Манштейна № 6 /источники по истории России ХVIII-нач.ХХ вв./ 1.В указанный период исчезает а. публицистика б. статистика в. житийная литература г. периодическая печать 2.Акты, регулирующие сферу государственной и общественной жизни а. указы б. манифесты в. уставы г. регламенты 3. К группе источников правительственных органов ХVIII в. относятся а. архивы Демидовых б. портфели Миллера в. записки Крашенинникова г. дневники Беринга 4. Документ, удостоверяющий право сделки а. доверенность б. вексель в. полис г. крепость 5. Сообщения нижестоящих учреждений или лиц вышестоящим а. рапорт б. промемории в.ведение г. прошение 6. Первая Всеобщая перепись населения в России была в... а. 1895г. 6.1896г. в. 1897г. г. 1898г. 7.Церковный учет населения отразился в... а. генеральном межевании б. списке населенных мест в. сельскохозяйственной переписи г. метрических книгах 8.Сочинение Посошков является источником а. публицистическим б. законодательным в. географическим г. статистическим 9. Новиков издавал а. Зритель б. Экономический магазин в. Трутень г. Сельский житель 10. А.Болотов примечателен как а. сенатор б.мемуарист в. законодатель г. генерал Критерии оценки: – «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий; – «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий; – «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. А.А.Шахматов – летописевед.

2. Изучение источников в XVIII-XIX вв. российскими историками.

3. А.С. Лаппо-Данилевский – основоположник российского источниковедения.

4. Отечественное источниковедение в 1917-1990-е годы.

5. Проблема древнейшего летописания на Руси (до XII в.).

6. Источники «Русской Правды».

7. «Слово о полку Игореве» как исторический источник.

8. Древнейшие акты XIV-XV вв. как исторический источник.

9. «Задонщина» и «Сказания о Мамаевом побоище» как исторический источник.

10. Сочинения иностранцев XV века как исторический источник.

11. Общая характеристика актовых материалов XVI-XVII вв.

12. Жития святых как исторический источник.

13. Судебники XV-XVI вв. как исторический источник.

14. «Соборное Уложение» 1649 г. как исторический источник.

15. Публицистика XVI века как исторический источник.

16. Сочинение Гр. Котошихина как исторический источник.

17. Сочинение Аввакума как исторический источник.

18. «Записки о Московии» С.Герберштейна как исторический источник.

19. Сочинение Флетчера как исторический источник.

20. А. Олеарий и его путешествие по России как исторический источник

Критерии оценки:

«отлично

- работа посвящена  практически значимой, актуальной, слабо исследованной или неисследованной проблеме;

- содержание работы соответствует теме, а также поставленным целям и задачам;

- верно сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе;

- студент верно и достаточно свободно ориентируется в терминологии;

- студент на высоком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, осуществляет сравнительно-сопоставительный анализ разных теоретических подходов;

- работа написана на основе широкого и, по возможности, полного использования источников и имеющейся в наличии литературы;

- работа имеет четкую и логически оправданную структуру;

- работа имеет библиографически грамотно составленные ссылки и список источников и использованной литературы;

- после каждого раздела автор работы делает самостоятельные и вытекающие из содержания раздела выводы;

- работа сдана с соблюдением всех сроков;

- студент на защите уверенно владеет содержанием работы, демонстрирует свою точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические положения, грамотно и содержательно отвечает на поставленные вопросы;

- студент четко, обоснованно и точно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы;

- автор на защите использует наглядный материал, презентации;

- защита прошла успешно с точки зрения комиссии (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).

«хорошо»-

студент обосновывает актуальность  направления исследования в целом, а не собственной темы;

- сформулированы цель, задачи,  предмет, объект исследования;

- тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы);

- содержание,  как целой работы, так и ее частей связано с темой работы, однако имеются небольшие отклонения.

- логика изложения, в общем и целом, присутствует – одно положение вытекает из другого;

- после каждого раздела автор работы делает  выводы; однако выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием раздела;

- студент не всегда обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы;

- есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок;

- работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня)

- студент ориентируется в тематике,  может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг;

- студент достаточно уверенно владеет содержанием работы, в основном, отвечает на поставленные вопросы, но допускает незначительные неточности при ответах. Использует наглядный материал;

-  студент на достаточно высоком уровне овладел методологическим аппаратом исследования, осуществляет содержательный анализ теоретических источников, но допускает отдельные неточности в теоретическом обосновании или  в практической части.   

- защита прошла, по мнению комиссии,  хорошо (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
«удовлетворительно»

- актуальность либо вообще не сформулирована, либо сформулирована в самых общих чертах;

- проблема не выявлена и, что самое главное, не аргументирована.   

- не четко сформулированы цель, задачи,  предмет, объект исследования, методы, используемые в работе;

- содержание и тема работы не всегда согласуются между собой.  Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы;

- самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально.

- автор недостаточно хорошо ориентируется в тематике, путается в  изложении содержания; - слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников;

- работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки);

- представленная работа имеет ошибки в оформлении и не во всем соответствует предъявляемым требованиям;

- автор слабо ориентируется в тематике, путается  в содержании используемых книг.

«неудовлетворительно»

- актуальность исследования специально автором не обосновывается;

- цель и задачи сформулированы не верно, не точно и не полностью, либо они абсолютно не согласуются с содержанием;

- содержание и тема работы плохо согласуются между собой;

- много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок;

- большая часть работы списана из одного источника, либо заимствована из сети Интернет; авторский текст почти отсутствует (или присутствует только авторский текст.)

- научный руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты

- работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки);

- студент совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг;

- студент совсем не ориентируется в терминологии работы;

- студент на защите обнаруживает непонимание содержательных основ исследования и неумение применять полученные знания на практике, защиту строит не связно, допускает существенные ошибки в теоретическом обосновании, которые не может исправить даже с помощью членов комиссии.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Предмет и задачи источниковедения. 2. Становление и развитие источниковедения. 3. Метод источниковедения и междисциплинарный аспекты. 4. Летопись как исторический источник и методы их изучения. 5. ПВЛ и предшествующие ей своды. 6. Местное летописание XII-XIII вв. 7. Летописания XIV-XV вв. 8. Общерусские своды конца XV-XVI вв. 9. Летописание и другие исторические произведения XVII в. Хронографы. 10. Памятники законодательства как исторические источники и методы их исследования. 11. «Русская правда» как исторический источник. 12. Судебник 1497 г. – источник по истории Русского государства конца XV в. 13. Судебник 1550 г.: анализ и кодификация. 14. Соборное уложение 1649 года как исторический источник. 15. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. 16. Акты в Древней Руси. 17. Акты удельного периода. 18. Акты XV-XVII вв. 19. Приёмы источниковедческого анализа произведений литературы. 20. «Задонщина» -  источниковедческий анализ. 21. Исторические источники нового времени: общие свойства и особенности. 22. Изменение соотношения обычая и закона как источников права в новое время. 23. Отражение в законодательстве реформ Петра I. 24. Абсолютизм в России в законодательных источниках. 25. Попытка систематизации законодательства в XVIII. 26. Сперанский М.М. и его политическая деятельность. 27. Свод законов Российской империи как исторический источник. 28. Классификация законодательных актов XVIII- начала XX вв. 29. Анализ актов, связанных с проведением крестьянской реформы. 30. Новые разновидности актов на рубеже XIX-XX вв. 31. Делопроизводство XVIII-XX вв. – проблемы исследования. 32. Делопроизводство XVIII-XX вв. – эволюция формы. 33. Справочные издания XIX- начала XX вв. 34. Материалы фискального, административного и хозяйственного учета. 35. Демографическая и аграрная статистика XVIII-XX вв. 36. Статистика промышленного производства XVIII-XX вв. 37. Особенности советской статистики.
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
38. Земская статистика. 39. Авторские публицистические произведения XVIII в. 40. Публицистика XIX в. 41. Публицистика XX в. 42. Особенности изучения периодической печати. 43. Периодика XVIII века. 44. Периодическая печать XIX века. 45. Периодическая печать XX века: её особенности в советский период. 46. Определение источников личного происхождения, их классификация и эволюция в период с XVIII по XX века. 47. Особенности советских источников. 48. Классификация законодательных источников советского периода и особенности источниковедческого исследования. 49. Документы КПСС: классификация и сравнительный анализ. 50. Документы политических партий периода революции(кроме РСДРП(б)) как источник по общественно-политической жизни России. 51. Документы политических партий и политизированных общественных организаций как источниковедческая база. 52. Материалы планирования развития народного хозяйства как источник по истории экономики и социального развития СССР. 53. Особенности источниковедческого исследования периодики советского периода. 54. Источники российской эмиграции. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «отлично» Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, базовые знания в области всеобщей истории, понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической  организации общества делал обоснованные выводы, устанавливал причинно-следственные связи, владел историческими понятиями и терминами «хорошо» Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владел историческими понятиями и терминами «удовлетворительно» Студент показал  знание основных положений учебной дисциплины, умение с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, знаком  с рекомендованной дополнительной литературой «неудовлетворительно» При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение  с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, не знаком с рекомендованной основной и дополнительной литературой
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Голиков А.Г., Круглова Т.А., Голиков А.Г.
Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Соколов А.К., Бокарев Ю.П., Борисова Л.В., Соколов А.К.
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: учебник
Москва: Высшая школа, 2004
 
Л2.2
Демин М.А.
Источниковедение и историография Сибири (до 20-х гг. 18 в.): учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=347:istochnikovedenie-i-istoriografiya-sibiri-do-20-kh-gg-18-v&catid=18:history&Itemid=172
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
402 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
308 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель подготовки – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Отработке практических навыков предшествует обсуждение и повторение теоретического материала. Повторение теоретического материала может быть проведено в формах: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов, научных презентаций с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.   Домашнее задание (к каждому занятию). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). 3. Отработать практический навык по предыдущему занятию. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение 
 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Важной внеаудиторной формой учебной работы студентов является самостоятельная работа. Формами организации  самостоятельной  работы являются: 1. Общеподготовительная самостоятельная работа. В рамках данного вида работы студентам дается общее для всех задание с целью обеспечения общего уровня освоения всеми студентами пройденной темы и достижения предельно одинакового уровня подготовки. 2. Индивидуальная  самостоятельная  работа. Здесь каждому студенту дается индивидуальное задание. При подготовке такого задания студент может консультироваться с преподавателем. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность. 3. Групповая самостоятельная работа. Проводится при подготовке коллективных заданий (группового проекта, подготовки участию в деловой игре с разбиением на группы (команды)). При таком виде работы у студентов вырабатывается стремление к лидерству, к победе, углублению своих знаний, появляется возможность работы со студентами, у которых более высокий уровень знаний, что влечет за собой повышения уровня подготовки отстающих студентов. В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.   Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы, как: - изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции); - изучение рекомендуемой литературы; - конспектирование источников; - работа с нормативными правовыми актами; -  работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet; - составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии; - составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала; - выполнение тестовых и практических заданий; - ответы на контрольные вопросы; - написание эссе, тезисов, докладов, рефератов и т.д. В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, зачету. Самостоятельная работа с книгой. В наше время книга существует в двух формах: бумажной и электронной. Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Углубленное чтение литературы по логике  предполагает: 1. Стремление к пониманию прочитанного. Без понимания смысла информации ее очень трудно запомнить. 2. Обдумывание изложенной в книге информации. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. 3. Мысленное выделение ключевых слов, идей раздробление содержания текста на логические блоки, составление плана прочитанного. 4. Составление конспекта изученного материала. Если статья или раздел книги по объему небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав их полностью. Задачами самостоятельной работы студентов являются: • закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях под руководством преподавателя; • самостоятельное изучение вопросов, не освещаемых на лекционных и семинарских занятиях и более глубокое изучение вопросов, раскрываемых на практических занятиях; • развитие умения  самостоятельно  осуществлять сбор и анализ информации; • формирование у студента собственного мнения по изучаемым вопросам; • выработка умения студента самостоятельно анализировать рассматриваемую проблему; • выработка у студента способности самостоятельно обосновывать свою точку зрения по изучаемым вопросам; • воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения. 2. Уточнить,  какие предлагаются формы контроля и в какой срок. 3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям; Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов: 1. Со списком основной  и дополнительной учебной литературы по курсу; 2. С темами  и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения; 4. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий; 5. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы; 6. Со списком вопросов для подготовки к зачёту. Контроль за самостоятельной работой студентов проходит  на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы. Все формы самостоятельной работы и её характер  предполагают повышенную творческую активность со стороны студента. К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ законов и законопроектов, судебной практики и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов по праву. Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности. 1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу. 2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления). 3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть: а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности; б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность; в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности; г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию. Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием. 4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры. 5. Важно потренироваться в чтении доклада. Рекомендации по подготовке к зачету На зачете определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также умение работать с нормативными документами в рамках дисциплины. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра. Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины. Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность. Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям студентов определены федеральным государственным образовательным стандартом и  рабочей программой дисциплины. Цель зачета — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков,  а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также  его достижения  в течение семестра. Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки. При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Следует иметь в виду, система бакалавриата предполагает, что больший объем материала при изучении курса дисциплины студенты должны освоить не аудиторно, а самостоятельно. В связи с этим зачет призван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития. Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок  он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это 
 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.