(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.03.02 Социальная работа
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- овладение понятийным аппаратом курса, использованием методов психологии;
- использование знаний теоретических основ психологии в практической деятельности психолога.
Умеет работать в команде.
ции
ракт.
Основные виды деятельности психолога : психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, коррекционноразвивающая работа. Основное содержание профессиональной деятельности психолога с различными целевыми группами. Понятие психологического диагноза. Психологопедагогический консилиум: виды, участники, подготовка и проведение. Нормы продолжительности различных видов работы практического психолога. /Пр/
Психологические аспекты функционирования организации социальной сферы. Парадигмы управления организацией. Элементы организации. Жизненные стадии и циклы развития организации Классификация организационной культуры по критерию деятельности организации Психологические принципы управления организацией. Кадровая политика организации. Методы оптимизации кадрового состава и структуры организации. Психологические проблемы организации на разных стадиях ее развития Основные направления диагностического исследования организационных проблем. /Пр/
Задачи, сферы, ограничения каждого из направлений. Методы работы психолога. Специфические особенности применения методов социально-психологической исследования для решения задач Проблема адаптации социально-психологических методов для решения конкретных задач. Клиентский запрос и постановка задачи. Подготовка, проведение и оценка эффективности работы по каждому из направлений. Методы социально-психологического обеспечения деятельности психолога. Этические аспекты работы психолога Должностные обязанности психолога. Отчетность и документация психологической службы.
/Пр/
Общие принципы мотивации персонала организации. Мотивы и потребности персонала организации. Применение теорий и законов мотивации в практической работе организационного психолога. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Критерии оптимальной мотивации персонала. Социально-психологическое обеспечение групповой деятельности и мотивирования работников к производительному труду. Диагностика уровня мотивации сотрудников. Методы стимулирования работников. Разработка программ мотивации и оценка их эффективности. /Пр/
Понятия «психологический климат», «микроклимат коллектива» и «уровень конфликтности. Эффективность внутригруппового и межгруппового взаимодействия и общая эффективность деятельности трудового коллектива. Микроклимат и характер деятельности работников. Диагностика микроклимата коллектива, уровня конфликтности подразделений. Методы диагностики психологического климата Методы коррекции психологического климата. Мониторинг групповых процессов и межличностных отношений, оказание помощи руководителям в оптимизации деятельности персонала, разрешении проблемных ситуаций. Конфликты в организации: типы, особенности протекания. Диагностическое значение организационных конфликтов. Работа с конфликтами и конфликтностью. Командообразование, методы командообразования.
/Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, заданий, вопросов по темам и разделам.
1. Какие этапы психологического консультирования выделяет Р.Мей? (несколько ответов)
1) "Чтение характера"
2) "Трансформация"
3) "Исповедь"
4) "Установление контакта"
5) "Перевоплощение"
2. В каком году Э.Г. Эйдемиллер выделил правила семейного консультирования? (один ответ)
1) 1989 году
2) 1934 году
3) 1994 году
4) 1950 году
3. Что является объектом воздействия в гуманистическом направлении консультирования?
(один ответ)
1) поведение
2) активная позиция клиента
3) становление личности
4) бессознательные психические процессы
4. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития
личности, развития своего потенциала через самоактуализацию рассматривается в работах:
(один ответ)
1) Э. Фромма
2) К. Юнга
3) А. Маслоу
4) З. Фрейда
5. Каковы задачи возрастно-психологического консультирования? (несколько ответов)
1) своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями
психического развития, направление их к специалистам
2) составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения,
воспитания и общения для учителей и родителей
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным
соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и
психопрофилактике
4) обучение клиента
6. Укажите правильные ответы. Важными условиями взаимоотношения терапевта и пациента
К. Роджерс считал: (несколько ответов)
1) Безусловное позитивное внимание
2) Искренность терапевта
3) Эмпатию
4) Психологический контакт
5) Анонимность
7. Основоположником клиент-центрированной терапии является.... (один ответ)
1) Р. Мей
2) К. Роджерс
3) К. Юнг
4) З. Фрейд
8. Главная цель психологического консультирования с точки зрения психоаналитического
направления (один ответ)
1) помочь клиенту осознать свою свободу
2) поощрять открытость клиента опыту
3) трансформировать цели жизни клиента
4) реконструировать базисную личность
9. Поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к
складывающимся обстоятельствам жизни... (один ответ)
1) адаптивность
2) акцентуация
3) приспособленчество
4) конформность
10. Осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со
стороны, называется... (один ответ)
1) самоанализ
2) самооценка
3) саморегуляция
4) рефлексия
Примерные тестовые задания текущего контроля 1:
a. Психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения,
образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг;
b. Это система теоретического использования психологии для решения комплексных
задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства,
транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д.;
c. «Психологическая служба» обозначают всю сферу теоретической психологии;
d. Психологическое обеспечение различных социальных сфер образования — создавая
особую сферу психологических услуг.
2. С каких годов начинается этап становления психологической службы в нашей
стране?
a. С начала 60-х годов XX века;
b. С начала 70-х годов XX века;
c. С начала 80-х годов XX века;
d. С начала 90-х годов XX века.
3. Чем было обусловлено появление психологической службы?
a. Появление психологической службы было обусловлено потребностями прикладных
исследований в области социальной, медицинской, педагогической, возрастной психологии,
психологии труда;
b. Появление психологической службы было обусловлено только потребностями
общественной практики;
c. Появление психологической службы было обусловлено как потребностями
общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и
прикладных исследований в области социальной, медицинской, педагогической, возрастной
психологии, психологии труда;
d. Появление психологической службы было обусловлено потребностями общественной
практики и определенным уровнем развития педагогической психологии.
4. Какова цель психологической службы?
a. Оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса в
образовательных учреждениях;
b. Оказание психологической и финансовой помощи людям и обеспечение
удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.
c. Оказание психологической помощи людям;
d) Оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса
населения на те или иные виды психологической помощи.
5. Что понимается под термином «психологическая помощь»?
a. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий,
направленных на коррекцию различного рода трудностей, возникающих у человека или
группы, средствами практической психологии;
b. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий,
направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей,
возникающих у человека;
c. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий,
направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей,
возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в
форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не
медицинской модели;
d. Психологическая помощь определяется средствами практической психологии, обычно в
форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не
медицинской модели.
6. Что понимается под термином «Психологическое просвещение»?
a. Психологическое просвещение - раздел коррекционной деятельности психолога,
направленный на формирование у населения положительных установок;
b. Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалистапсихолога, направленный на формирование у населения положительных установок к
психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в
области психологического знания;
c. Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных
форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического
психолога независимо от того, в какой из систем он работает;
d. Психологическое просвещение - система практического использования психологии для
решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации.
7. Что понимается под термином «Психологическая профилактика»?
a. Психологическая профилактика - раздел общей профилактики и клинической психологии, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и
предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний;
b. Психологическая профилактика - Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний.
d. Психологическая профилактика - раздел коррекционной деятельности психолога, направленный на формирование у населения положительных установок.
8. Термин «коррекция» буквально означает:
a. «Исправление»;
b. «Профилактика»;
c. «Лечение»;
d. «Тестирование».
9. Основная цель психологической коррекции направлена на:
a. Восстановление ресурсов личности;
b. Исправление психологических или поведенческих недостатков;
c. Формирование высших психических функций;
d. Исправление только поведенческих недостатков.
10. Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:
a. Снижения темпа органического созревания;
b. Нарушений развития;
c. Явлений социальной запущенности;
d. Нарушений взаимодействия между людьми
Критерии оценки:
«отлично», 84-100%, - выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
«хорошо», 66-83%, - если студент выполнил 66-83 % заданий;
«удовлетворительно», 50-65%, - если студент выполнил 50-65 % заданий;
«неудовлетворительно», менее 50%, - выполнено менее 50 % заданий
Примерные ситуационные задания текущего контроля 2:
1. Проанализировать случай из практики (кейс), предложенный преподавателем.
2. Подобрать технологии для активизации личностного и социального потенциала конкретной категории клиентов.
3. Разработать примерную программу мероприятий для одной из категорий клиентов в трудной жизненной ситуации.
4. Подготовить календарный план мероприятий. Оформить работу в виде таблицы
Критерии оценки решения ситуационной задачи «5» (отлично) – выставляется за полное, безошибочное решение ситуационной задачи
«4» (хорошо) – в целом ситуационная задача решена, имеются отдельные неточности или недостаточно полные ответы, не содержащие ошибок
«3» (удовлетворительно) – допущены отдельные ошибки при решении ситуационных задач
«2» (неудовлетворительно) – отсутствуют ответы на большинство вопросов задачи, ситуационная задача не решена или решена неверно.
1. Индивидуально-психологические особенности женщин находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Роль психодиагностических методов в профконсультационной работе со старшеклассниками.
3. Психологическое просвещение в процессе профессионального самоопределения учащихся.
4. Психологические требования к профессии и профконсультации.
5. Какие трудности испытывают юноши в процессе профессионального самоопределения.
6. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в личностном развитии.
7. Аддиктивное поведение подростков и юношей. Коррекция их поведения.
8. Диагностическая и коррекционная работа психолога при первичных формах социальной дезадаптации: прогулах, жестокости, недисциплинированности, лживости, неуспеваемости.
9. Источники трудностей и отклонений в поведении у детей в подростковом возрасте.
10. Работа психолога с детьми, имеющими задержки психического развития различного генеза .
Критерии оценки доклада:
5 баллов – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления доклада; доклад имеет чёткую композицию и структуру; в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте доклада; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;
4 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад
3 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; в целом доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания доклада, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;
2 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; в докладе отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст доклада представляет собой непереработанный текст другого автора (других авторов).
1. Структура службы психологической помощи в социальной сфере.
2. Современное состояние психологических служб за рубежом и в нашей стране.
3. Основные направления деятельности службы психологической помощи
в социальной сфере.
4. Основные виды деятельности педагога-психолога.
5. Основные модели организации центров (служб) психологической помощи в социальной сфере.
6. Особенности управления центрами (службами) психологической помощи в социальной сфере.
7. Организация работы кабинета педагога – психолога в социальном учреждении.
8. Организация работы центра профориентации.
9. Организация работы центра психологической помощи подросткам с девиантным поведением.
10. Организация работы центра психологической помощи семье и ребенку.
11. Функциональные обязанности руководителей психологических служб.
12. Этика профессиональной деятельности практического психолога.
13. Документация практического психолога.
14. Работа психолога с различными группами населения.
15. Организация работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.
16. Организация работы с одаренными детьми.
17. Организация работы с неуспевающими школьниками.
18.. Особенности психологической диагностики в системе профориентации.
19. Психологическая профконсультация как способ активизации профессионального самоопределения социальных учреждений.
20. Организация работы центра психологической помощи разным типам семей.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если: он знает основные определения, последователен в изложении материала, демонстрирует базовые знания дисциплины, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, если: он не знает основных определений, непоследователен и сбивчив в изложении материала, не обладает определенной системой знаний по дисциплине, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов
д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4. Работа над рефератом включает ряд этапов:
а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5. Оформление реферата.
а) титульный лист;
б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Критерии оценки реферата:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний студентов, изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.
Критерии оценки ответа на зачете:
«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов
«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.