(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р.А.
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р.А.
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р.А.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р.А.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р.А.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Задачи дисциплины: получение студентами знаний о способах измерения магнитных свойств материалов, а также приобретение умений и навыков магнитометрии материалов.
ции
ракт.
МАГНИТОМЕТРИЯ ПОЛЕЙ
1. Магнитное поле в вакууме, его характеристики. Магнитометр Био и Савара; закон Био и Савара. Силовые линии. Расчёт полей кольцевого и прямого тока; вид силовых линий этих полей. Магнитный момент замкнутого тока.
Сила Ампера. Поведение прямого и кольцевого тока в однородном поле; особенности измерения магнитного поля такими способами. Замкнутый ток в неоднородном поле; особенности измерения магнитного поля этим способом.
2. Закон полного тока. Расчёт поля тонкого и толстого тороида, длинного и ограниченного однослойного соленоида, листа с током, цилиндрического провода; вид силовых линий этих полей. Магнитное поле в веществе, его характеристики.
3. Магнетики; характеристики магнетиков. Сильные и слабые, линейные и нелинейные, изотропные и анизотропные магнетики. Расчёт намагниченности, индукции и напряжённости поля длинного цилиндра из однородного линейного изотропного магнетика, помещённого в вакууме в однородное поле, параллельное оси цилиндра. Размагничивающий фактор. Основные виды и свойства слабых магнетиков.
4. Основные виды и свойства сильных магнетиков. Основная кривая намагничивания (ОКН) и предельная петля гистерезиса (ППГ) ферромагнетика; остаточная индукция (намагниченность) и коэрцитивная сила. Частные петли гистерезиса (ЧПГ).
Магнитный поток. Расчёт потока ферромагнитного тонкого тороида. Магнитодвижущая сила; магнитное сопротивление. Формула Гопкинсона. Разветвлённые магнитные цепи; их расчёт.
5. Методы и устройства получения магнитных полей: токовые катушки, соленоиды, тороиды, провода с током, приставные и стационарные электромагниты, постоянные магниты, кольца Гельмгольца. Особенности применения, конструкция, расчёт поля. Способы получения сильных полей. Эталонные, образцовые и рабочие меры магнитных величин.
Меры напряжённости: кольца Гельмгольца; катушки Максвелла; одно- и многослойные соленоиды.. Измерительные катушки: особенности применения, конструкция, расчёт. Потенциалметры. Пояс Роговского. Меры магнитного потока: особенности применения, конструкция. Катушки Кемпбелла. Меры магнитного момента.
Магнитометры. Астатический магнитометр: особенности применения, конструкция. Тесламетры с датчиком Холла: принцип действия, особенности применения, конструкция. Способы увеличения точности и чувствительности магнитометров с датчиком Холла.
7. Магнитометры на эффекте Гаусса: принцип действия, особенности применения, конструкция. Индукционные тесламетры; особенности применения для измерения постоянных и переменных полей. Вибрационные тесламетры. Магнитные индукционные головки.
8. Феррозондовые тесламетры: принцип действия, особенности применения, конструкция. Полемерная и градиентометрическая схемы включения.
Полупроводниковые датчики магнитного поля. СКВИД-магнитометры: принцип действия, особенности применения, конструкция. Магнитометры на ЭПР и ЯМР: принцип действия, особенности применения, конструкция.
/Лек/
МАГНИТОМЕТРИЯ МАТЕРИАЛОВ
1. Классификация магнитных материалов (ММ) и роль в жизни человечества. Основные характеристики ММ в постоянных полях: основная кривая намагничивания (ОКН); 5 её участков; определение магнитных проницаемостей и восприимчивостей. Основные характеристики ММ в постоянных полях: предельная петля гистерезиса ППГ; частные петли ЧПГ; коэффициенты формы петли. Способы размагничивания. Магнитная анизотропия; магнитная текстура. Определение энергии намагниченного тела. Магнитострикция и её характеристики.
2. Основные характеристики ММ в переменных полях: динамическая магнитная петля ДМП; магнитные проницаемости. Описание потерь. Характеристики при импульсном намагничивании. Определение свойств СВЧ-ферритов; ферромагнитный резонанс. Оптические и электрические свойства ММ.
3. Образцы для испытаний в постоянных полях. Намагничивающие устройства для испытаний в постоянных полях: проводник с током; кольцевая обмотка; соленоид; электромагнит. Аппарат Эпштейна, пермеаметры Гопкинсона, Бурровса и Фэхи.
4. Пермеаметры Кепселя и Неймана; пермеаметр с двойным симметричным ярмом.
Баллистический метод снятия ОКН и ППГ на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
5. Определение свойств кольцевых магнитомягких материалов МММ. Определение свойств МММ в пермеаметрах. Дифференциальный баллистический метод. Определение свойств магнитножёстких материалов МЖМ. Определение свойств особо жёстких МЖМ. Трудности и пути усовершенствования баллистического метода.
6. Определение внутреннего поля образца в разомкнутой магнитной цепи. Методы определения коэрцитивной силы в разомкнутой магнитной цепи. Методы определения свойств слабомагнитных материалов.
7. Методы определения свойств диа- и парамагнетиков. Построение ДМП и ОКН в переменных полях с помощью вольтметров.
8. Мостовые и потенциометрические методы определения свойств ММ в переменных полях. Резонансные и осциллографические методы определения свойств ММ в переменных полях. Методы
РАЗДЕЛ 1
МАГНИТОМЕТРИЯ ПОЛЕЙ(1 цикл, 5 работ)
Лабораторная работа № 1.
ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Методы и устройства получения магнитных полей: приставные и стационарные электромагниты, постоянные магниты, кольца Гельмгольца. Особенности применения, конструкция, расчёт поля. Способы получения сильных полей.
2. Баллистический метод измерения напряжённости магнитных полей. Схема и особенности баллистической установки. Веберметры.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Определить постоянную баллистической установки по индукции с разными катушками.
б) С помощью баллистической установки найти величину поля в разных точках вблизи постоянного магнита (электромагнита).
Лабораторная работа № 2.
ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ДАТЧИКОМ ХОЛЛА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Меры напряжённости магнитного поля: кольца Гельмгольца; катушки Максвелла; одно- и многослойные соленоиды.
2. Тесламетры с датчиком Холла: принцип действия, особенности применения, конструкция. Способы увеличения точности и чувствительности магнитометров с датчиком Холла.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Снять градуировочную характеристику датчика Холла для разных токов возбуждения и температуры.
б) С помощью датчика Холла построить градуировочные зависимости для лабораторного электромагнита.
Лабораторная работа № 3.
ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ИНДУКЦИОННЫМ ТЕСЛАМЕТРОМ
1. Измерительные катушки: особенности применения, конструкция, расчёт константы. Потенциалметры. Пояс Роговского.
2. Индукционные тесламетры; особенности применения для измерения постоянных и переменных полей. Вибрационные тесламетры. Магнитные индукционные головки.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Снять градуировочные характеристики индукционных датчиков для разного числа оборотов.
б) С помощью индукционных датчиков найти величину поля в разных точках вблизи постоянного магнита (электромагнита).
Лабораторная работа № 4
ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОЗОНДАМИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Магнитное поле в вакууме, его характеристики. Магнитометр Био и Савара; закон Био и Савара. Силовые линии. Расчёт полей кольцевого и прямого тока; вид силовых линий этих полей. Магнитный момент замкнутого тока.
2. Феррозондовые тесламетры: принцип действия, особенности применения, конструкция. Полемерная и градиентометрическая схемы включения.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Снять градуировочные характеристики феррозонда.
б) С помощью феррозонда найти величину и направление магнитного поля Земли в лаборатории.
Лабораторная работа № 5
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ГРАДУИРОВКА ФЕРРОЗОНДА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Сила Ампера. Поведение прямого и кольцевого тока в однородном поле; особенности измерения магнитного поля такими способами. Поведение замкнутого тока в неоднородном поле; особенности измерения магнитного поля этим способом.
2. Методы и устройства получения магнитных полей: токовые катушки, соленоиды, тороиды, провода с током. Особенности применения,
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Изготовить феррозонд-полемер и снять его градуировочные характеристики
б) С помощью феррозонда найти величину и направление магнитного поля Земли в лаборатории
Раздел 2.
МАГНИТОМЕТРИЯ МАТЕРИАЛОВ (2-й цикл. 4 работы)
Лабораторная работа № 1
ИСПЫТАНИЕ МАГНИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ В ЗАМКНУТОЙ ЦЕПИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Основные характеристики ММ в постоянных полях: основная кривая намагничивания (ОКН) в замкнутой и
разомкнутой цепи; 5 её участков; определение магнитных проницаемостей и восприимчивостей.
2. Баллистический метод снятия ОКН на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
3. Баллистический метод снятия предельной петли гистерезиса (ППГ) на постоянном токе в замкнутой
магнитной цепи.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Баллистическим методом снять ОКН на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
б) Баллистическим методом снять ППГ на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
Лабораторная работа № 2.
ИСПЫТАНИЕ МАГНИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ В РАЗОМКНУТОЙ ЦЕПИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Расчёт намагниченности, индукции и напряжённости поля длинного цилиндра из однородного линейного
изотропного магнетика, помещённого в вакууме в однородное поле, параллельное оси цилиндра. Размагничивающий фактор.
2. Определение внутреннего поля образца в разомкнутой магнитной цепи.
3. Методы определения коэрцитивной силы в разомкнутой магнитной цепи.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
В разомкнутой магнитной цепи найти: а) внутреннее поле образца. б) коэрцитивную силу образца.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГНИТНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ
СЛАБОМАГНИТНЫХ ВЕЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ГУИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Магнитное поле в веществе, его характеристики. Магнетики; характеристики магнетиков. Сильные и
слабые, однородные и неоднородные, линейные и нелинейные, изотропные и анизотропные магнетики.
Основные виды и свойства слабых магнетиков.
2. Методы определения свойств слабомагнитных материалов.
3. Методы определения свойств диа- и парамагнетиков.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Определить удельную восприимчивость диа- или парамагнетика.
Лабораторная работа № 4.
ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ В ПЕРЕМЕННЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЯХ ОСЦИЛЛОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Основные характеристики ММ в переменных полях: описание потерь; характеристики при импульсном
намагничивании; определение свойств СВЧ-ферритов.
2. Резонансные и осциллографические методы определения свойств ММ в переменных полях.
3. Методы определения потерь в ММ в переменных полях.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Определить константы осциллографа по осям Х и У. б) Получить на экране осциллографа ДМП.
Лабораторная работа № 5. (запасная)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ МАГНЕТИКОВ С ПОМОЩЬЮ МОСТИКА МАКСВЕЛЛА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Мостовые и потенциометрические методы определения свойств ММ в переменных полях.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
а) Рассчитать проницаемости образца в переменных полях.
Проведение лабораторных занятий.
Каждое занятие занимает 4 часа и требует самостоятельной работы в объёме 12 часов. Время
самостоятельной работы тратится на подготовку к собеседованию по теории и к измерениям.
Занятия по магнитным измерениям идут в специализированной лаборатории. Каждое занятие идёт 4 часа;
работы выполняются бригадами из 1-2 человек. Этого требуют как правила техники безопасности, так и необходимость приобретения каждым студентом экспериментальных умений и навыков. Форма организации
занятий - только цикловая. Разбивку по бригадам и порядок прохождения работ в цикле определяет
преподаватель на первом занятии (или до него). Тематика работ, изучаемые в них теоретические вопросы и
отрабатываемые экспериментальные умения указаны ниже.
При подготовке к работе нужно проработать лекционный материал и подготовиться к теоретическому
собеседованию. Оно начинается с бригады, выполняющей работу с наименьшим номером (например, № 1).
Пока эти студенты готовятся и сдают теорию, остальные приступают к измерениям. Пройдя собеседование,
студенты с работы № 1 начинают измерения, а с работы № 2 прерывают их и сдают теорию. Затем сдают
работы № 3, № 4 и т.д. Студенты, не готовые к собеседованию, к измерениям не допускаются или с них
снимаются.
При подготовке к теоретическому собеседованию дома готовятся ответы на все вопросы данной работы,
но отвечать каждый студент будет лишь часть их, указанную преподавателем. При подготовке к ответу
можно использовать любые источники, но при ответе нужно показать свободное владение важнейшими
понятиями и формулами курса (они указаны ниже). Можно также дома подготовить сжатый ПЛАН
ОТВЕТА (дайджест), куда включаются промежуточные математические выкладки, схемы опытов, рисунки
и т.п.: важнейшие формулы, понятия, эффекты, опыты и т.д., которые нужно знать наизусть, должны быть
указаны в планах ответов БЕЗ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Если один из студентов бригады не прошёл собеседование, то выполняющий с ним данную работу,
ответив на свои вопросы, не будет, как правило, допущен до измерений, пока
подготовиться и пройти собеседование. Это объясняется тем, что на экзамен будут выноситься все вопросы
к собеседованию, и любому студенту могут попасть как раз те вопросы, которые не были разобраны с
преподавателем. Студенты, по ЛЮБЫМ причинам пропустившие занятие, не сдавшие теорию, не выполнившие измерения, не оформившие к концу данного занятия отчёт - считаются задолжниками и должны
восполнить отставание: ВСЕ пропущенные часы должны быть восстановлены.
За занятие каждый студент должен сдать одну работу. Это вполне реально, если подготовка была
добросовестной. Сдав данный отчет, следует готовиться к следующей работе (с № 1 - на № 2, и т.д.). Если
выполнялась работа с наибольшим в цикле номером - перейти на работу с наименьшим номером (с № 5 -
на № 1).
Лабораторные работы закончены, если по каждой из них выполнены измерения, оформлен и сдан отчет,
пройдено теоретическое собеседование.
В лаборатории следует выполнять правила техники безопасности, с которыми подробно ознакомит
преподаватель на вводном занятии под роспись каждого студента персонально в журнале. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает примерный перечень важнейших понятий, выделенных для заучивания (глоссарий) к зачету. Вопросы теоретического собеседования лабораторных работ. Отрабатываемые в лаборатории экспериментальные умения. Добавочные практические задания.
Раздел 1 Магнитометрия полей
Лабораторная работа № 1. ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
1. Методы и устройства получения магнитных полей: приставные и стационарные электромагниты, постоянные магниты, кольца Гельмгольца. Особенности применения, конструкция, расчёт поля. Способы получения сильных полей.
2. Баллистический метод измерения напряжённости магнитных полей. Схема и особенности баллистической установки. Веберметры.
1. Меры напряжённости магнитного поля: кольца Гельмгольца; катушки Максвелла; одно- и многослойные соленоиды.
2. Тесламетры с датчиком Холла: принцип действия, особенности применения, конструкция. Способы увеличения точности и чувствительности магнитометров с датчиком Холла.
Лабораторная работа № 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ИНДУКЦИОННЫМ ТЕСЛАМЕТРОМ
1. Измерительные катушки: особенности применения, конструкция, расчёт константы. Потенциалметры. Пояс Роговского.
2. Индукционные тесламетры; особенности применения для измерения постоянных и переменных полей. Вибрационные тесламетры. Магнитные индукционные головки.
Лабораторная работа № 4 ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОЗОНДАМИ
1. Магнитное поле в вакууме, его характеристики. Магнитометр Био и Савара; закон Био и Савара. Силовые линии. Расчёт полей кольцевого и прямого тока; вид силовых линий этих полей. Магнитный момент замкнутого тока.
2. Феррозондовые тесламетры: принцип действия, особенности применения, конструкция. Полемерная и градиентометрическая схемы включения. Лабораторная работа № 5. Резервная
Раздел 2 Магнитометрия материалов.
Лабораторная работа № 1 Испытание магнитных материалов на постоянном токе в замкнутой цепи
1. Основные характеристики ММ в постоянных полях: основная кривая намагничивания (ОКН) в замкнутой и разомкнутой цепи; 5 её участков; определение магнитных проницаемостей и восприимчивостей.
2. Баллистический метод снятия ОКН на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
3. Баллистический метод снятия предельной петли гистерезиса (ППГ) на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
Лабораторная работа № 2. Испытание магнитных материалов на постоянном токе в разомкнутой цепи
1. Расчёт намагниченности, индукции и напряжённости поля длинного цилиндра из однородного линейного изотропного магнетика, помещённого в вакууме в однородное поле, параллельное оси цилиндра. Размагничивающий фактор.
2. Определение внутреннего поля образца в разомкнутой магнитной цепи.
3. Методы определения коэрцитивной силы в разомкнутой магнитной цепи.
Лабораторная работа № 3. Определение магнитной восприимчивости слабомагнитных веществ с помощью метода Гуи.
1. Магнитное поле в веществе, его характеристики. Магнетики; характеристики магнетиков. Сильные и слабые, однородные и неоднородные, линейные и нелинейные, изотропные и анизотропные магнетики. Основные виды и свойства слабых магнетиков.
2. Методы определения свойств слабомагнитных материалов.
3. Методы определения свойств диа- и парамагнетиков.
Лабораторная работа № 4. Исследование свойств ферромагнетиков в переменных магнитных полях осциллографическим методом
1. Основные характеристики ММ в переменных полях: описание потерь; характеристики при импульсном намагничивании; определение свойств СВЧ-ферритов.
2. Резонансные и осциллографические методы определения свойств ММ в переменных полях.
3. Методы определения потерь в ММ в переменных полях.
Лабораторная работа № 5. Определение относительной магнитной проницаемости магнетиков с помощью мостика Максвелла
1. Мостовые и потенциометрические методы определения свойств ММ в переменных полях.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если студент полностью владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания и теоретический вопрос раскрыт полностью.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент свободно владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, но теоретический вопрос раскрыт не полностью.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент частично владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, и теоретический вопрос раскрыт не полностью.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания и не раскрыт теоретический вопрос.
Перечень отрабатываемых в лаборатории экспериментальных умений
Раздел 1 Магнитометрия полей
Лабораторная работа № 1. ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
а) Определить постоянную баллистической установки по индукции с разными катушками.
б) С помощью баллистической установки найти величину поля в разных точках вблизи постоянного магнита (электромагнита).
Лабораторная работа № 2. ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ДАТЧИКОМ ХОЛЛА
б) С помощью датчика Холла построить градуировочные зависимости для лабораторного электромагнита.
Лабораторная работа № 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ИНДУКЦИОННЫМ ТЕСЛАМЕТРОМ
а) Снять градуировочные характеристики индукционных датчиков для разного числа оборотов.
б) С помощью индукционных датчиков найти величину поля в разных точках вблизи постоянного магнита (электромагнита).
Лабораторная работа № 4 ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОЗОНДАМИ
а) Снять градуировочные характеристики феррозонда.
б) С помощью феррозонда найти величину и направление магнитного поля Земли в лаборатории.
Лабораторная работа № 5. Резервная.
Раздел 2 Магнитометрия материалов.
Лабораторная работа № 1 Испытание магнитных материалов на постоянном токе в замкнутой цепи
а) Баллистическим методом снять ОКН на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи. б) Баллистическим методом снять ППГ на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи.
Лабораторная работа № 2. Испытание магнитных материалов на постоянном токе в разомкнутой цепи
В разомкнутой магнитной цепи найти:
а) внутреннее поле образца.
б) коэрцитивную силу образца.
Лабораторная работа № 3. Определение магнитной восприимчивости слабомагнитных веществ с помощью метода Гуи
Определить удельную восприимчивость диа- или парамагнетика.
Лабораторная работа № 4. Исследование свойств ферромагнетиков в переменных магнитных полях осциллографическим методом
а) Определить константы осциллографа по осям Х и У.
б) Получить на экране осциллографа ДМП.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если студент владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, и умение показано без замечаний.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, но умение показано с замечаниями.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент частично владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, и умение показано с замечаниями.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не владеет важнейшими понятиями, выделенными для заучивания, и умение не показано.
ДОБАВОЧНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Для получения зачёта студентами, пропускавшими занятия без уважительной причины, нужно решить 1 (по выбору преподавателя) из предлагаемых 6 задач.
1. Тонкий размагниченный тороид с ферромагнитным сердечником имеет диаметр средней линии 30 см и. площадь сечения 1,6 см2 . В обмотку из 800 витков подали ток силой 1,8 А, и баллистический гальванометр, подключенный к измерительной обмотке из 1 витка (сопротивление всей измерительной цепи 0,8 Ом) показал в этот момент прохождение заряда 0,24 мКл. Найти индукцию и напряжённость поля, а также намагниченность и магнитную проницаемость материала сердечника при этом токе. (Н 1,5 кА/м; В 1,2 Тл; J 1 МА/м; 600)
2. Тороид предыдущей задачи отключили от тока, и тот же баллистический гальванометр показал прошедший заряд 80 мкКл. Найти индукцию и напряжённость поля, а также остаточную намагниченность материала сердечника. (Н = 0; Вr 0,8 Тл; Jr 640 кА/м)
3. Тонкий размагниченный тороид со стальным сердечником длиной средней линии 1 м имеет узкую поперечную сечению прорезь шириной 3 мм. В обмотку из 1300 витков подали ток, и датчик Холла в прорези показал поле индукцией В = 1 Тл. Найти ток в обмотке (2,3 А)
4. В том же тороиде найти индукцию и напряжённость поля в стали и в прорези при токе в обмотке 3 А. (в стали В 1,2 Тл, Н 1,1 кА/м; в воздухе прорези В 1,2 Тл, Н 1 МА/м)
5. После выключения тока в задаче 3 датчик Холла в прорези показал индукцию поля в прорези Вr 4,2,мТл. Найти напряжённость поля в стали и её остаточную намагниченность. (Н - 10 А/м; Jr 3,3 кА/м)
6. Для данного ферромагнетика при испытании его как сердечника тороида потребовалось насыщающее поле напряжённостью Нs = 15 кА/м; при этом индукция насыщения составила 2 Тл. Какую напряжённость поля придётся создать в длинном соленоиде, в центре которого соосно с направлением намагничивающего поля поместили цилиндр из данного ферромагнетика длиной 10 и диаметром 1 см для достижения насыщения? Принять размагничивающий фактор N = 0,015. (Нsе 240 кА/м).
Критерии оценки
«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.
«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно
Магнитное поле. Индукция и напряжённость магнитного поля. Силовые линии. Поле кольцевого и прямого тока; вид силовых линий этих полей. Магнитный момент замкнутого тока. Поведение прямого и кольцевого тока в однородном и неоднородном магнитном поле. Поле тороида, длинного и ограниченного однослойного соленоида; вид силовых линий этих полей.
Магнитное поле в веществе, его характеристики. Магнетики; характеристики магнетиков. Магнитная восприимчивость и проницаемость . Намагниченность, индукция и напряжённость поля длинного цилиндра из однородного линейного изотропного магнетика, помещённого в вакууме в однородное поле, параллельное оси цилиндра. Связь индукции В, намагниченности J и напряжённости H. Размагничивающий фактор.
Сильные и слабые, однородные и неоднородные, линейные и нелинейные, изотропные и анизотропные магнетики. Основные виды и экспериментальные свойства слабых магнетиков: значения и знак и , вид функции J(H). Основные виды и свойства сильных магнетиков. Экспериментальные свойства ферро- и ферримагнетиков в постоянных полях: значения и ; вид основной кривой намагничивания ОКН, 5 её участков; точка Кюри; существование в кристаллах; гистерезис. Намагниченность насыщения; предельная ППГ и частные ЧПГ петли гистерезиса; коэрцитивная сила Нс и остаточная намагниченность насыщения Jrs. Магнитострикция; её характеристики.
Магнитный поток. Магнитный поток ферромагнитного тонкого тороида. Магнитодвижущая сила; магнитное сопротивление. Формула Гопкинсона.
Методы и устройства получения магнитных полей: токовые катушки, соленоиды, тороиды, провода с током, приставные и стационарные электромагниты, постоянные магниты, кольца Гельмгольца. Способы получения сильных полей. Конструкция измерительных катушек.
Классификация магнитных материалов (ММ), их применение. Оптические, электрические и магнитострикционные свойства ММ. Особенности образцов для испытаний в постоянных магнитных полях. Схема баллистической установки для испытания магнитных материалов на постоянном токе в замкнутой магнитной цепи. Намагничивающие устройства для испытаний в постоянных магнитных полях: проводник с током; кольцевая обмотка; соленоид; электромагнит; аппарат Эпштейна; пермеаметры.
Определение свойств кольцевых магнитомягких материалов (МММ).
Определение свойств магнитожёстких материалов (МЖМ).
Определение внутреннего поля образца и коэрцитивной силы в разомкнутой магнитной цепи.
Основные характеристики ММ в переменных полях: динамическая магнитная петля ДМП; магнитные проницаемости.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студентам, если при ответе на вопрос дано полное, грамотное объяснение; выполнены, если это необходимо, чертежи или рисунки. сформулированы законы; приведены необходимые примеры;
- оценка «хорошо» выставляется студентам, если при ответе на вопрос дано грамотное объяснение, с недочетами;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, если при ответе на вопрос дано не полное объяснение;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, если студент не дал ответ на вопрос, или ответ был слишком коротким, не полным, не грамотным.
работы выполняются бригадами из 1-2 человек. Этого требуют как правила техники безопасности, так и необходимость приобретения каждым студентом экспериментальных умений и навыков. Форма организации
занятий - только цикловая. Разбивку по бригадам и порядок прохождения работ в цикле определяет
преподаватель на первом занятии (или до него). Тематика работ, изучаемые в них теоретические вопросы и отрабатываемые экспериментальные умения указаны ниже.
При подготовке к работе нужно проработать лекционный материал и подготовиться к теоретическому
собеседованию. Оно начинается с бригады, выполняющей работу с наименьшим номером (например, № 1).
Пока эти студенты готовятся и сдают теорию, остальные приступают к измерениям. Пройдя собеседование,
студенты с работы № 1 начинают измерения, а с работы № 2 прерывают их и сдают теорию. Затем сдают
работы № 3, № 4 и т.д. Студенты, не готовые к собеседованию, к измерениям не допускаются или с них
снимаются.
При подготовке к теоретическому собеседованию дома готовятся ответы на все вопросы данной работы, но
отвечать каждый студент будет лишь часть их, указанную преподавателем. При подготовке к ответу можно
использовать любые источники, но при ответе нужно показать свободное владение важнейшими понятиями и формулами курса (они указаны ниже). Должны быть также раскрыты темы для самостоятельного
изучения, определяемые лектором с учётом резерва времени в текущем учебном году. Можно также дома
подготовить сжатый ПЛАН ОТВЕТА (дайджест), куда включаются промежуточные математические выкладки, схемы опытов, рисунки и т.п.: важнейшие формулы, понятия, эффекты, опыты и т.д., которые нужно
знать наизусть, должны быть указаны в планах ответов БЕЗ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Если один из студентов бригады не прошёл собеседование, то выполняющий с ним данную работу, ответив
на свои вопросы, не будет, как правило, допущен до измерений, пока не поможет товарищу подготовиться и
пройти собеседование. Это объясняется тем, что усвоить следует все вопросы к собеседованию, и любому
студенту могут в будущем попасть как раз те вопросы, которые не были разобраны с преподавателем.
Студенты, по ЛЮБЫМ причинам пропустившие занятие, не сдавшие теорию, не выполнившие измерения, не
оформившие к концу данного занятия отчёт - считаются задолжниками и должны восполнить отставание: ВСЕ
пропущенные часы должны быть восстановлены.
За занятие каждый студент должен сдать одну работу. Это вполне реально, если подготовка была
добросовестной. Сдав данный отчет, следует готовиться к следующей работе (с № 1 - на № 2, и т.д.). Если
выполнялась работа с наибольшим в цикле номером - перейти на работу с наименьшим (с № 4 - на № 1).
Лабораторные работы закончены, если по каждой из них выполнены измерения, оформлен и сдан отчет,
пройдено теоретическое собеседование.
В лаборатории следует выполнять правила техники безопасности, с которыми подробно ознакомит
преподаватель на вводном занятии под роспись каждого студента персонально в журнале.