2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Основы ораторского мастерства_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы ораторского мастерства
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Бедарева Ирина Александровна
 
 
Основы ораторского мастерства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - развивать и совершенствовать навыки свободного владения голосом, выразительным чтением произведений литературы, способствовать развитию коммуникативных качеств.
1.2
Задачи: - познакомить студентов с основными орфоэпическими нормами русской речи; - сформировать представление о дикции и развить правильное звукопроизношение; - познакомить со спецификой выразительного чтения литературных произведений; - сформировать навыки выразительного чтения литературных произведений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Уровень 1
Способен планировать последовательность работы над выразительностью высказывания и выполнением исполнительской партитуры текста
ИД-3.УК-3: Знает основные принципы и механизмы социального взаимодействия и условия эффективной работы в команде.
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Уровень 1
Знает особенности норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.
ИД-1.УК-4: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации.
 
Уровень 1
Умеет осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.
ИД-3.УК-4: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основы ораторского мастерства
 
1.1
Общие основы развития выразительного чтения. /Лек/
4
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Техника речи. Подготовка к чтению. /Лек/
4
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Техника речи. /Пр/
6
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Тесты, упражнения, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.4
Постановка дыхания. /Пр/
2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к звчету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Постановка голоса. /Пр/
2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Тесты, рефераты, творческие задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Выполнение индивидуального задания. /Ср/
7,5
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Выполнение группового задания. /Ср/
2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Подготовка рефератов. /Ср/
10
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
9
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Подготовка к текущему контролю и к зачету. /Ср/
6
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Из истории возникновения и развития ораторского искусства. /Лек/
2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Работа с поэтическими и прозаическими текстами разных жанров. /Пр/
8
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Тесты, рефераты, творческие задания, упражнения, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Основы ораторского мастерства.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, заданий, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для контроля.

1……— искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к ис-полняемому им произведению, искусство осуществления воли исполнителя, его

намерения, которое изливается в словодействии.

1) выразительное чтение

2) точное чтение

3) беглое чтение

2……— способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы.

1) физический слух

2) фонематический слух

3) звуковысотный слух

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

3…….— способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка.

1) фонематический слух

2) физический слух

3) звуковысотный слух

4……— способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, харак-тер

интонации, чувство темпа и ритма.

1) звуковысотный слух

2) физический слух

3) фонематический слух

5. Укажите три взаимосвязанные компонента интонации, составляющие основу де-кламационного искусства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».

1) техника речи

2) логика чтения

3) стилистическая правильность

4) эмоционально-образная выразительность

6……. – окраска голоса, обусловленная, с одной стороны, индивидуальным строением речевого аппарата (главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах), а с другой — эмоционально-волевым содержанием речи, отражением в ее звучании чувств и намерений говорящего.

1) тембр голоса

2) подвижность голоса

3) полетность голоса

4) благозвучность голоса

7…… – гибкость голоса, способность без усилий и напряжения меняться по силе, вы-соте и тембру; в какой-то мере подвижность голоса обеспечивает и легкость изменения тем-па речи.

1) подвижность голоса

2) тембр голоса

3) полетность голоса

4) благозвучность голоса

8…… – чистота голоса, его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т. п.)

1) благозвучность голоса

2) подвижность голоса

3) тембр голоса

4) полетность голоса

9….. – способность голоса «заполнять» то пространство, где он звучит, обеспечивать его хорошую слышимость.

1) полетность голоса

2) подвижность голоса

3) тембр голоса

4) благозвучность голоса

10.……. – отчетливость и правильность произношения отдельных звуков — основа

четкости, механической понятности речи.

1) дикция

2) тембр голоса

3) эмфаза

11.….. – усиление эмоциональной насыщенности речи.

1) цезура

2) эмфаза

3) лейма

12…… – паузы в конце стихов (стихотворных строк).

1) лейма

2) цезура

3) межстиховые паузы

13.….. – пауза, расчленяющая стихотворную строку на две (реже — на три) части.

1) цезура

2) лейма

3) межстиховые паузы

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
14.…. – пауза, которую можно заполнить слогом, не разрушающим ритма:

1) межстиховые паузы

2) лейма

3) цезура

15.…… – обрамляют инверсивные слова и этим выделяют, подчеркивают их.

1) межстиховые паузы

2) лейма

3) инверсивные паузы

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ культуры речи, норм литературного языка, умение применять эти знания.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание норм литературного языка, умение применять эти знания.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание основных норм литературного языка, умение применять эти знания, выделять некоторые типичные ошибки.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных норм литературного языка, умение применять эти фрагментарные знания, отсутствие навыков выявлять типичные ошибки устной и письменной речи.

Индивидуальные творческие задания

1. Составьте перечень упражнений для губ и проведите их.

2. Составьте перечень упражнений для языка и проведите их.

3. Составьте перечень упражнений для развития артикуляции с использованием звуков и проведите их.

4. Составьте примерный комплекс артикуляционной гимнастики и проведите его.

5. Составьте перечень упражнений дыхательной гимнастики и проведите их.

6. Составьте «исполнительскую партитуру» художественного произведения (потешки, стихотворения, рассказа, басни, сказки).

Групповые творческие задания/проекты:

1. Составьте сценарий литературного досуга.

2. Составьте сценарий кукольного спектакля (на ширме) по сказке (по выбору студента).

3. Составьте сценарий кукольного спектакля (на фланелеграфе) по сказке (по выбору студента).

4. Составьте сценарий кукольного спектакля (на столе) по сказке (по выбору студента).

5. Составьте сценарий спектакля (по выбору студента).

6 Составьте сценарий спектакля с использованием ростовых кукол (по выбору студента).

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если его речь содержательно интересна, выразительна, логична, аргументирована, грамотна и цель выступления достигнута;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если речь подготовлена формально, не соответствует жанру, не выразительна и/или неубедительна, в процессе выступления было допущено много ошибок, цель не достигнута.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1 блок

1. Выразительное чтение басни.

2. Партитура текста.

3. Анализ художественного текста для последующего его выразительного чтения.

4. Специфика занятий по выразительному чтению.

5. Выразительное чтение прозы и лирики.

6. Разработка партитуры рассказа-миниатюры М. Пришвина «Золотой луг».

7. Разработка партитуры стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке».

8. Специфика чтения сказок о животных.

9. Выразительное чтение былины.

10. Инсценирование произведений классической литературы.

2 блок

Подготовьте доклад-презентацию о деятельности одного из выдающихся ораторов древности или современности (по выбору студента: Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Цезарь, Аристотель, Горгий, квинтилиан, Иларион, Епифаний 

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Премудрый, Кирилл Туровский, Лука Жидята, Сергий Радонежский, Гитлер, Черчилль, Линкольн, Джобс, Кони, Троцкий, Ленин, Сталин, Жириновский, Путин или др.)

Критерии оценки:

– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.

«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.

«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету.

1. Роль искусства художественного чтения как средства общения и как средства воздействия на слушателей.

2. Значение художественного чтения и рассказывания в разностороннем развитии школьников.

3. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.

4. Дыхание, типы дыхания. Особенности речевого дыхания. Упражнения на развитие неречевого и речевого дыхания.

5. Дикция, ее значение для выразительного чтения. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти.

6. Голосоведение. Качества голоса. Упражнения для развития различных качеств голоса.

7. Орфоэпия и общая культура речи. Причины нарушения литературного произношения.

8. Интонация как явление сложное, целостное, представляющее совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи.

9. Сила голоса. Ее зависимость от содержания и характера произведений художественной литературы.

10. Роль пауз в выразительном чтении школьникам, их зависимость от знаков препинания.

11. Характеристика темпа и ритма речи.

12. Мелодика речи, ее значение в выразительном чтении произведений художественной литературы.

13. Значение литературоведческого анализа произведений художественной литературы.

14. Особенности составления «исполнительской партитуры».

15. Специфика рассказывания сказок.

16. Особенности чтения лирических стихотворений.

17. Особенности чтения народной поэзии.

18. Особенности чтения прозаических произведений.

19. Особенности чтения басен и былин.

20. Особенности инсценирования произведений детской художественной литературы.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результат зачета:

– «Зачтено», повышенный уровень: знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации.

Способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Знает и соблюдает правила речевого этикета.

Владеет навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникации в профессиональной деятельности, культурой речи.

Обладает навыками самостоятельного составления профессионально значимых письменных жанров и, в частности, умения составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, протоколы, инструкции, редактирования собственных текстов.

Владеет такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.

– «зачтено», пороговый уровень: знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации.

Способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Может выступать на собраниях с отчётами, докладами, критическими замечаниями и предложениями.

Знает и соблюдает правила речевого этикета.

Способен вести дискуссию и участвовать в ней.

Способен грамотно в орфографическом, пунктуационном, и речевом отношении оформлять письменные тексты, 

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей и т.д.

Допущенные в речи ошибки может исправить и объяснить.

Обладает навыками самостоятельного составления профессионально значимых письменных жанров и, в частности, умения составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, протоколы, инструкции, редактирования собственных текстов.

Владеет отдельными жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.

«Не зачтено», уровень не сформирован: Не знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации. Теоретические знания являются фрагментарными.

Не способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Не знает и не соблюдает правила речевого этикета.

В речи систематически допускает речевые ошибки. Не может распознать в своей и чужой речи ошибки и объяснить и исправить их.

Не способен самостоятельно составлять тексты профессионально значимых письменных жанров.

Не готов к свободному общению в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Каверин Б. И., Демидов И. В.
Ораторское искусство: учебное пособие для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/71204.html
 
Л1.2
Кузнецов И. Н.
Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/81843.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Бедарева И.А.
Практикум по выразительному чтению: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2120:praktikum-po-vyrazitelnomu-chteniyu&catid=33:russkij-yazyk&Itemid=180
 
Л2.2
Валитова Н. Р., Паутов А. Д.
Основы ораторского мастерства. Практикум: учебное пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016
https://www.iprbookshop.ru/74271.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
LibreOffice
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
конференция
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что 
 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.) Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно 
 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Критерии оценки реферата. Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Задания в тестовой форме– это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов. Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы. Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной. Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса. Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов. По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы. Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания. Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми. Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы: - инструкцию; - формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме); - варианты ответов; - эталон. Формы тестовых заданий: 1. Задания с одним правильным вариантом ответа. Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный. 2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов. Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов. 3. Задания на установление соответствия. В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы. Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом. 4. Задания на установление правильной последовательности. Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности. 5. Задания на логическое сравнение. Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид: - инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»); - варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения); - содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.); - эталоны ответов. К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
- правильность предметного содержания задания; - логичность высказывания; - правильность формы; - краткость; - наличие определенного места для ответов; - правильность расположения элементов задания; - одинаковость правил оценки ответов; - одинаковость инструкции для всех испытуемых; - адекватность инструкции форме и содержанию задания. Критерии оценки Критерии Оценка, уровень выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено», повышенный уровень выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено», пороговый уровень выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено», уровень не сформирован Методические указания по подготовке к зачету Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли. Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти. На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. Основные критерии оценки ответа: 1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; 7) культура речи.