(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
– формирование навыков работы с нормативными и правовыми актами, анализа этнических, межнациональных, межконфессиональных, экономических, политических и
иных процессов в жизни общества;
– совершенствование компетенций в сфере планирования и организации работы в образовательных организациях по вопросам сохранения этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации;
–формирование у обучающихся умений по организации деятельности по профилактике конфликтов на национальной и/или религиозной почве.
– формирование гражданской культуры общения с учетом расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
– развитие умений по организации и проведению с воспитанниками в образовательных организациях мероприятий (деятельности) по укреплению российской гражданской идентичности.
ции
ракт.
межнациональными отношениями
1. Теории этноса и этничности.
2. Понятия «этнос», «нация», «национальность», «народность».
3. Этнические традиции: сущность и функции.
4. Этноидентификация: сущность и функции.
5. Сущность и модели этнополитики.
Тема 2. Управление межнациональными отношениями в современном мире,
Российской Федерации и ее субъектах
1. Управление межнациональными отношениями в Российской империи.
2. Этнонационализм как социальная проблема.
3. Исторический опыт решения проблемы этнонационализма.
4. Этнонациональный вопрос в современном государстве.
5. Национализм как доктрина.
Тема 3. Разрешение и урегулирование межэтнических конфликтов
1. Понятие «межэтнический конфликт». Формы межэтнических конфликтов.
2. Пути урегулирования межэтнических конфликтов. Основные модели разрешения межэтнических конфликтов.
3. Пути снижения остроты этнических конфликтов. Национальная политика государства. Применение правовых механизмов, переговоры, информационный путь.
4. Роль СМИ в межэтнических конфликтах.
Тема 4. Характеристики религиозных форм и отношений.
1. Религия: определения, виды, признаки.
2. Первобытные виды религии.
3. Политеизм.
4. Монотеизм.
5. Религиозная ситуация в России.
Тема 5. Основные характеристики государственно-конфессиональных отношений
в России и в мире
1. Понятие «государственно-конфессиональные отношения». Типология государств по моделям государственно-конфессиональных отношений.
2. Государственно-конфессиональные отношения в РФ.
3. Принципы государственно-конфессиональных отношений.
4. Теократическое государство.
5. Светское государство: основные характеристики и особенности.
/Лек/
иэтноконфессиональное
пространство. Воспитание куль-
туры толерантности в соответ-
ствии с нормами профессиональ-
ной этики.
2.Зависимость межэтни-
ческой толерантности от пра-
вовых отношений в со-
временной России.
3.Правовые основы регу-
лирования религиозных отно-
шений в России.
4.Стратегия государственной
национальной политики РФ. Де-
ятельность органов государ-
ственной власти в сфере нацио-
нальной политики.
5.Реализация государ-
ственной национальной поли-
тики в Российской Федерации:
цели, принципы, приоритет-
ные направления, задачи, ос-
новные механизмы и резуль-
таты.
6.Региональные норма-
тивные правовые акты, регу-
лирующие профилактику экс-
тремизма в сфере межэтниче-
ских и межрелигиозных от-
ношений.
7.Модели государственно-
конфессиональных отношений и
их совершенствование в совре-
менной России.
8.«Стандартизация» рели-
гиозных воззрений. смягчение
взаимных притязаний пред-
ставителей различных религи-
озных вероучений.
9.Этническая идентичность.
Этнический, этноконфессио-нальный, идентичностный конфликт и способы его решения. /Пр/
нально-гражданской идентич-
ности. 2.Этническая идентичность.
3.Профилактика межэтнических конфликтов.
4.Этнокультурный облик и
религиозный состав российского
народа. 5.Воспитание культуры
межнационального общения.
6.Развитие межкуль-
турной компетентности -
техники повышения
межкультурной сензитивности.
7.Религия и ее воспитатель-
ный
потенциал.
8.Христианство. Православ-
ная культура в контексте педаго-
гической деятельности.
9.Ислам. Воспитательный потен-
циал ислама.
10.Буддизм. Психолого-
педагогические идеи буддизма.
11.Религиозная самоиденти-
фикация населения России.
12.Профилактика ксенофобии
и экстремизма в молодежной
среде. 13.Обучение культуре меж-
этнического общения.
14.Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях
14.1. Понятия «религиозное объединение» и «религиозная группа».
14.2. Общая характеристика законодательства о свободе совести и религиозных объ-единениях. Нормы, обеспечивающие равноправие граждан независимо от их отношения к религии.
14.3. Конституция РФ о свободе совести и свободе вероисповедания. Ключевые по-ложения Конституции РФ в области свободы мысли, слова, объединения.
14.4. Сравнительный анализ правовых норм в области свободы совести в советском законодательстве и в Конституции РФ.
14.5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ: общая характеристика, состав, ключевые категории.
14.6. Проблема категориального аппарата законодательства о свободе совести (рели-гия; вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемо-ний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей).
14.7. Изменения, внесенные в Федеральный закон «О свободе совести и о религиоз-ных объединениях» в 2015-2016 гг.
14.8. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002
14.9. Уголовно-правовое и административное регулирование сферы религиозной сво-боды в РФ.
15. Региональные особенности законодательства субъектов РФ о свободе совести и религиозных объединениях
16. Акты органов местного самоуправления в области свободы совести и религиозых объединений.
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (эссе, тестирования, контрольная работа) к зачету.
а) 15 республик
б) 4 республики
в) 10 республик
2. Взаимоотношения с какими субъектами Федерации создавали угрозу единству России в 1991–1996 гг.?
а) Башкортостан
б) Чечня
в) Такой угрозы нет
3. Можно ли согласиться с утверждением, что в период 1950 – 1970-х гг. в СССР и в странах Восточной Европы «национальный вопрос был решен полностью и окончательно»?
а) Скорее да, чем нет
б) Скорее нет, чем да
в) Да
4. Процесс ассимиляции народов – это:
б) Процесс разделения наций на «нацию господ» и «нацию рабов»
в) Процесс постепенного смешения народов через межнациональные браки
5. По инициативе какого политического лидера произошел «парад суверенитетов», приведший к развалу СССР в 1991 г.?
а) Ельцина Б. Н.
б) Горбачева М. С.
в) Примакова Е. М
6. Какое событие окончательно подготовило процесс распада СССР?
а) События августа 1991 г. – ГКЧП
б) Противостояние Б. Н. Ельцина и М. С. Горбачева в политической жизни
в) Перестройка М. С. Горбачева
7. Черта оседлости – это:
а) Условная линия, разграничивающая районы между оседлыми и кочевыми народами
б) Граница пограничной зоны
в) Условная линия, восточнее которой было запрещено селиться евреям
8. Был ли решен национальный вопрос в процессе развала СССР и образования самостоятельных республик?
а) Был
б) Не был
в) Скорее был, чем не был
9. Какое стандартное обвинение предъявлялось народам, подвергаемым высылке в 1944 – 1945 гг.?
а) Народ-предатель, в годы войны сотрудничество с фашистами
б) Исторический враг русского народа
в) Проживание на оккупированной территории
10. В 1922 г. СССР был образован как:
а) Федеративное государство, где республики имеют равные права
б) Унитарное государство, где республики входят в состав России
в) Преемник Российской империи
11. Отношения между людьми различных этнических общностей (нация, народность, племя) во всех сферах общественной жизни – политике, экономике, культуре, межличностном общении – это:
а) Политические отношения
б) Национальные отношения
в) Экономические отношения
12. Можно ли утверждать, что формирование многонационального Российского государства носило в основном добровольный характер?
а) Скорее да, чем нет
б) Да
в) Скорее нет, чем да
13. Позиция белого движения по национальному вопросу в 1917 – 1922 гг.:
а) Необходима ликвидация всех национальных границ
б) Каждая нация имеет право на самоопределение вплоть до отделения
в) Единая и неделимая Россия
14. Подсознательная и сознательная неприязнь к представителям других рас, основанная на убеждении в их физической и умственной неполноценности, – это:
а) Расизм
б) Шовинизм
в) Национализм.
15. Финляндия обрела независимость от России и стала самостоятельным государством в:
а) 1922
б) 1917
в) 1918
Ключ:1а, 2б, 3а, 4в, 5б, 6а, 7в, 8б, 9а, 10 а, 11 б, 12а, 13 в, 14б, 15б.
1. Кто из великих киевских правителей первым ввел закон об отчислении десятины на содержание Церкви?
а) князь Владимир Красное Солнышко
б) княгиня Ольга
в) князь Ярослав Мудрый
2. Указать дату установления Патриаршества на Руси
3. При каком царе было установлено Патриаршество на Руси?
а) при Иоанне IV Грозном, б) при Федоре Иоанновиче, в) при Борисе Годунове
4. Указать имя первого Патриарха всея Руси
а) Гермоген, б) Киприан, в) Иов
5. Как назывался документ, по которому указом царя Петра I церковное управление в России преобразовывалось по образцу гражданских коллегий?
а) «Закон о Церкви», б) «Духовный регламент», в) «Положение о Святейшем Правительственном Синоде»
6. При каком царе были разработаны «Правила о церковноприходских школах»?
А) при Николае I, б) при Александре I, в) при Александре III
7. Какому Риму, согласно старообрядческому эсхатологическому учению, не бывать?
а) Пятому Риму, б) Четвертому Риму, в) Третьему Риму
8.Указать имя Святейшего Патриарха всея Руси, ставшего идейным вдохновителем всенародного восстания против поляков 1611-1612 гг.
а) Гермоген , б)Филарет, в) Иоасаф
9. Указать имена Московских митрополитов и Патриархов Московских и всея Руси, которые пострадали от светской власти в разные периоды истории России
а) Филипп, б) Гермоген, в) Иов, г) Петр
10. В каком монастыре содержался под домашним арестом за свои выступления против Советской власти Патриарх всея Руси Тихон?
а) в Симоновом, б) в Донском, в) в Троице-Сергиевом
11. К какому документу Патриарха всея Руси Тихона эпиграфом было взято пророчество Спасителя «Все, взявшие меч, мечом погибнут»
а) к Обращению к участникам Поместного Собора, б) к Обращению к верующим
в) к Обращению к Совету народных комиссаров
12. В каком году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата?
а)1998, б)1991, в)1995
13. В каком году после 72-летнего перерыва в Москве прошел первый крестный ход?
а)1991, б) 1990, в)1995
14. Какое событие стало вершиной юбилейных торжеств, посвященных празднованию 2000-летия Рождества Христова?
а) крестный ход, б) освящение храма Христа Спасителя, в) торжественное собрание в Кремлевском Дворце
15. В каком году в Советском Союзе на государственном уровне прошло торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси?
а) в 1989, б) в 1988, в) в 1985
Ключ:1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б, 11-б, 12-в, 13-б, 14-а, 15-б,
1. С каких годов началось восстановление отношений Русской Православной Церкви и властей Советского государства?
с 1943,
2. На каких принципах строятся отношения Русской Православной Церкви с государством в наши дни?
невмешательства государства во внутренние дела Церкви,
3. Какие важнейшие церковные праздники стали в нашей стране государственными?
Рождество Христово.
4. В какие православные учебные заведения принимаются миряне?
в Свято-Тихоновский богословский университет.
5. В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?
в 1918 году.
6. Как называлась созданная государством в 1925 году молодежная организация, выступающая против Церкви и религии?
Союз воинствующих безбожников.
7. В каком году Советское правительство разрешило созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха всея Руси?
в 1943 году.
Алексий.
9. На сколько периодов можно условно разделить миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви до 1917 года?
На 5.
10. Кто из правителей Киевской Руси, показывая личный пример выбора веры своему народу, принял христианство до Крещения Киевской Руси?
Ольга.
11. Чье дело подхватил и продолжил святитель Стефан Пермский?
святого равноапостольного Кирилла и Мефодия.
12. Как иначе называлась Американская миссия?
Аляскинская миссия.
13. Какая внутренняя миссия в XIX веке считалась образцовой?
Алтайская.
14. Кто был основателем Алтайской миссии?
архимандрит Макарий (Глухарев).
15. Какая внешняя миссия была первоначально основана как внутренняя?
а) Китайская б) Американская в) Урмийская
16. Кто послал Священному Синоду и Екатерине II прошение об отправке на Алеутские острова духовенства для просвещения местного населения и строительства православных храмов?
Григорий Шелихов.
17. Монахи какого монастыря по заданию Священного Синода отправились на остров Кадьяк основывать Американскую миссию?
Валаамского.
18. Кто откликнулся на призыв Священного Синода и добровольно отправился на Алеутские острова спасать Американскую миссию после гибели ее основателей?
святитель Иннокентий.
19. Какой юбилей автокефалии был торжественно отмечен Русской Православной Церковью в Москве в 1948 году?
500-летие.
20. Кто был Патриархом всея Руси в конце 50-х годов XX века?
Алексий I.
21. Какая семинария готовит миссионеров Русской Православной Церкви?
Белгородская.
22. В каком году был создан Православный миссионерский фонд?
в 1995 году.
23. В каком году состоялся первый после 1917 года съезд епархиальных миссионеров?
в 1996 году.
24. Какие особенности храмовой архитектуры отражают восприятие красоты как святости, характерное для русского человека?
многоглавие.
25. Незыблемая вера в Чье Небесное Покровительство включается в понятие святости Руси?
Пресвятой Богородицы.
26. Какой монастырь в начале XIX века стал центром русского старчества и местом массового паломничества?
Оптина пустынь.
27. К какому чину святости причислен Русской Православной Церковью иконописец Андрей Рублев?
Преподобных святых.
28. Какой монастырь основан первым Московским князем Даниилом Александровичем?
29. Первый Киевский митрополит, автор «Слова о законе и благодати»
Илларион.
30. Русский патриарх, сыгравший большую роль в борьбе с польско-литовской интервенцией в период Смутного времени
Гермоген,
Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
1. Жизнь и смерть в элементарной религии.
2. Фетишизм.
3. Шаманство у народов России.
4. Мифология и религия.
5. Прамонотеизм: аргументы за и против.
6. Главные религиозные идеи «Эпоса о Гильгамеше».
7. Древне-месопотамская космогония (на основе поэмы «Энума элиш»).
8. Религиозная антропология древней Месопотамии.
9. Культ мѐртвых в древнем Египте.
10.Религиозная реформа Эхнатона: предпосылки, замыслы и результаты.
11.Зороастрийские очистительные обряды: содержание и смысл.
12.Отношение зороастрийцев к смерти (религиозное учение и практика).
13.Зороастризм и манихейство.
14.Зороастризм и мировые религии: проблема взаимного влияния.
15.Религиозная традиция йезидов.
16.Религия древнего Крита.
17.Древнегреческая теогония по Гесиоду и Аполлодору.
18.Древнегреческие боги в поэмах Гомера.
19.Человек и боги в древнегреческой драме.
20.Даосизм: прошлое и настоящее.
21.Место конфуцианства в культуре традиционного Китая.
22.Религиозные идеи Ригведы.
23.Брахманизм: арийские и доарийские составляющие.
24.Джайнизм как религия.
24
25.Буддизм
26.Личность в буддизме.
27.Буддийские мотивы в современной западной философии.
28.Буддийские мотивы в современной литературе.
29.Чань-буддизм.
30.Дзэн-буддизм.
31.Модернизация индуизма.
32.Религия сикхов.
33.Роль Талмуда в формировании современного иудаизма.
34.История ветхозаветного канона.
35.Понятие Откровения в иудаизме и исламе.
36.Понятие о пророчестве и пророках в иудаизме и исламе.
37.Талмуд: история критики и апологетики.
38.Иудаизм и христианство: догматика и политика.
39.Мухаммад: психологический портрет пророка.
40.Суфизм: философия и мистическая практика.
41.Религия и философия в мусульманской культуре.
42.Мусульманская эстетика.
44.Исламская демонология.
45.Коран и Библия.
46.Раннее христианство по книгам Нового Завета и по историческим свидетельствам.
47.История канонизации Нового Завета.
48.Этапы развития христианского богословия.
49.Католический культ.
50.Тоталитарные секты и деструктивные культы.
51.Психология тоталитарного сектантства.
52.Современные секты и политика.
53.Искусство и религия.
54.Религия и нравственность.
55.Религия и политика (история и современность).
56.Наука и религия: история и перспектива взаимных отношений.
57.Культурные функции религии.
58.Особенности религиозной этики.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
1. Теории этноса и нации. Национальное государство и проблема суверенитета.
2. Национализм и другие идеологии: противоречия и сочетания.
3. Язык и нации.
4. Языковая политика. Двуязычие.
5. Толерантность и миграция.
6. Мультикультурализм и демократия.
7. Диаспоры и соотечественники.
8. Этнически привилегированная миграция.
9. Историческая политика.
10. Идентичность. Региональная, этническая и гражданская.
11. Институты этничности. Перепись, музей, карта.
12. Национальная политика в России.
13. Конфессиональный фактор в политике государства.
14. Русский национализм. Расизм.
15. Реификация культуры. Кино и СМИ.
16. Этнические конфликты (анализ кейсов)
17. Этнические стереотипы. Социальная дистанция.
18. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
19. Понятия: «этничность», «этнос», «этническая идентичность», «этническое сознание».
20. Основные подходы к изучению этнических феноменов: примордиализм, инструментализм / конструктивизм.
21. Понятие «нация». Различные подходы к пониманию феномена нации. Гражданская нация и этнонация.
22. Национализм как идеология и политическое движение. Исторические формы национализма
23. Теории национализма
24. Этнополитическая мобилизация — понятие, основные этапы, примеры.
25. Роль истории в этнополитической мобилизации. Концепция «изобретения традиций» Э. Хобсбаума.
26. Понятия «этническое/национальное меньшинство», «титульная нация», «диаспора»
27. Принцип суверенитета или право народа на самоопределение – его суть, история и проявления в современной политической жизни
28. Различные формы реализации права народа на самоопределение: сецессия (сепаратизм), ирредентизм, федерализм, территориальная автономия, культурная автономия
29. Этнополитический конфликт – понятие, суть, стадии развития
30. Типология этнополитических конфликтов а) по динамике б) по основным целям.
31. Конфликт в Косово: причины, субъекты, динамика.
32. Непризнанные государства (defacto государства) в современном мире.
33. Статусные институциональные этнополитические конфликты на территории СССР на рубеже 1980-90-х гг., переросшие в борьбу за независимость.
35. Чечено-российский этнополитический конфликт: причины и субъекты.
36. Динамика чечено-российского этнополитического конфликта. Современное состояние.
37. Современные этнополитические конфликты в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и др.
38. Этапы формирования современного российского федерализма.
39. Понятие: религия, конфессия, вера.
40. основные положения ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".
41. Принципы взаимоуважения в многоконфессиональной стране.
42.Роль РПЦ в России.
43. Особенности ислама в России.
44. Буддизм в России.
45. Новые религиозные движения в России.
46. Традиционные ценности в контексте религиозной картины мира.
47. Государственная политика в сфере межконфессиональных отношений.
Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- степенью подготовленности обучающихся.