2024-2025_44_03_05_2024_1114_plx_Детско-юношеский туризм_Физкультурно-оздоровительная деятельность и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Детско-юношеский туризм
Учебный план
44.03.05_2024_1114.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Физкультурно-оздоровительная деятельность  и Безопасность жизнедеятельности
 
зачеты с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,3
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Консультации (для студента)
0,7
0,7
0,7
0,7
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,85
44,85
44,85
44,85
Сам. работа
54,3
54,3
54,3
54,3
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент, Козлов Александр Васильевич
 
 
Детско-юношеский туризм
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о нормативных правовых актах, регулирующих туристскую деятельность в Российской Федерации.  
1.2
Задачи: - ознакомление с положениями нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма;

- изучение принципов государственного регулирования в сфере туризма;

- раскрытие особенностей договоров, используемых в практике организации туризма;

- изучение судебной и административной практики применения норм права.

- изучить правила и способы обеспечения личной безопасности туристов при следовании к месту отдыха наземными видами транспорта;

- Изучение особенности детского туризма

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
Знать: практические основы физической культуры и спорта.

Уметь: творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

ИД-2.УК-7: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья.
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов.
 
Уровень 1
Знает: различные современные образовательные технологии организации образовательного процесса, способы организации и модерации образовательной среды, в том числе и в дистанционном формате.
ИД-2.ПК-3: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
1.1
История, функции и факторы развития туризма

Историческая справка: этапы развития мирового туризма. Современное состояние и факторы развития туризма. Понятия «туристская отрасль», «туристская индустрия». Условия, необходимые для успешного развития туризма: природные богатства, инфраструктура, материальная база, транспорт, культурный потенциал. Функции туризма.

/Лек/

2
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности

Путешествие. Туризм. Рекреация. Потребители туристского продукта. Основные понятия туризма. Турист как объект туризма. Понятие туристского продукта. Основные понятия по туризму по российскому законодательству. Проблемы местного туризма и пути их решения.

/Лек/

2
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Туризм в системе общественного воспитания. Виды туризма.

Понятие о туризме. Факторы привлекательности туризма. Потребность человека в путешествиях. Необходимость специальной подготовки. Виды туризма: плановый, самодеятельный, неорганизованный. Международный туризм. Взаимодействие человека и природы. Туризм как вид спорта. Спортивные классификации туризма. Педагогическое значение туризма. Туризм и воспитание подрастающего поколения. Организационные формы туристской работы с учащимися в общеобразовательных учреждениях. Нормативно-правовая база по организации туристических походов.

/Лек/

2
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.4
Особенности организации детско-юношеского туризма /Лек/
4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.5
Подготовка туристического похода. /Лек/
2
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.6
Элементы топографии и ориентирования. /Лек/
2
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
История, функции и факторы развития туризма

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
2.3
Подготовка туристического похода.

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.4
Элементы топографии и ориентирования.

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.5
Обеспечение безопасности в походе. Первая доврачебная помощь.

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.6
Туристские возможности края.

/Пр/

4
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.7
Организация отдыха детей /Пр/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
История, функции и факторы развития туризма /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.3
Туризм в системе общественного воспитания. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.4
Подготовка туристического похода. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.5
Элементы топографии и ориентирования. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.6
Обеспечение безопасности в походе. Первая доврачебная помощь. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.7
Туристские возможности края. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.8
Виды туризма. /Ср/
6
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.9
Необходимость специальной подготовки. /Ср/
6,3
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,7
ИД-2.УК-7 ИД-2.ПК-3
10
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.УК-7 ИД-2.ПК-3
10
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-7 ИД-2.ПК-3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Детско-юношеский туризм».

2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых 

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету и зачету с оценкой.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты входного контроля:

Тестовое задание № 1

Туризм развивает …

 любознательность;

 патриотизм;

 смелость, решительность;

 волю, настойчивость

 комплекс перечисленных качеств.

Тестовое задание № 2

Холм – это …

 округлая возвышенность менее 200 м;

 возвышенность менее 300 м;

 возвышенность более 50 м;

 невысокая гора с круглыми склонами.

Тестовое задание № 3

Долина – это …

 окружённый лесом участок, лишённый растительности;

 вытянутое понижение местности с отрывистыми склонами;

 пересекающаяся полая форма рельефа;

 вытянутая в длину форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.

Тестовое задание № 4

При постановке палатки зимой снег …

 расчищается до земли;

 застилается полиэтиленом;

 утрамбовывается и застилается лапником;

 остаётся нетронутым.

Тестовое задание № 5

На скалах и льду страховка осуществляется с помощью …

 вспомогательной верёвки;

 основной верёвки;

 репшнура

 всеми доступными средствами.

Тестовое задание № 6

Туризм формирует навыки и умения …

 переноски тяжестей;

 приготовления пищи;

 ориентации по звёздам;

 необходимые в походе и быту

Тестовое задание № 7

В «Единой всероссийской спортивной классификации» разрядные нормы по туризму…

 предусмотрены;

 не предусмотрены;

 планируются;

 исключены.

Тестовое задание № 8

Звание «Юный турист» присваивается за …

 поход третьей категории;

 поход третьей степени;

 двухдневный поход с длиной маршрута 25 км.

Тестовое задание № 9

Наиболее сложные походы - это…

 походы выходного дня;

 степенные;

 категорийные.

Тестовое задание № 10

Рельеф местности - это …

 система гор и хребтов;

 совокупность пространственных форм земной поверхности;

 система отрицательных форм земной поверхности.

Тестовое задание № 11

Котловина – это …

 понижение местности, открытое с какой-либо стороны;

 понижение местности, замкнутое со всех сторон;

 овраг с плоским дном.

Тестовое задание № 12

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
При масштабе 1: 100000 на 1 см карты приходится …

 100 м местности;

 100 км местности;

 1000 м местности

Тестовое задание № 13

Предпочтение при комплектации туристской группы отдаётся …

 полу;

 благосостоянию;

 наличию снаряжения;

 опыту, возрасту и физическим возможностям.

Тестовое задание № 14

К личному снаряжению туриста не относится …

 рюкзак;

 палатка;

 спальник;

 спортивный костюм.

Тестовое задание № 15

Мусор после стоянки …

 выбрасывается в кусты или водоем;

 уносится с собой;

 сжигается и зарывается в землю;

 оставляется  на месте.

Тестовое задание № 16

В горном походе потеря сил происходит в основном от …

 голода;

 холода;

 обезвоживания организма.

Тестовое задание № 17

Туристский слёт - это …

 собрание турактива;

 конкурс туристской песни;

 соревнования по туристской технике;

 комплексные соревнования по туртехнике и туристским умениям.

Тестовое задание № 18

Туристская команда снимается с соревнований за …

 потерю личного снаряжения;

 потерю группового снаряжения;

 сбитый флажок;

 нарушение последовательности прохождения этапов.

Тестовое задание № 19

Азимутальный бег - это …

 бег по карте;

 бег по тени;

 бег за лидером;

 бег по компасу.

Тестовое задание № 20

Основная заповедь ориентировщика гласит …

 чем быстрее, тем скорее;

 не бегай быстрее, чем думаешь;

 тише едешь – дальше будешь;

 поспешишь – людей насмешишь.

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий

«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий

«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий

«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:

1. Воспитательное, образовательное и прикладное значение туризма.

2. Возникновение и развитие туризма в России, современное руководство туризмом.

3. Самодеятельный и плановый туризм, характеристика походов.

4. Характеристика способов ориентирования и основных работ с картой и на местности.

5. План подготовки туристского похода и обязанности участников.

6. Особенности составления сметы похода и питания.

7. Личное и групповое снаряжение в пешем походе.

8. Личное и групповое снаряжение в лыжном походе.

9. Личное и групповое снаряжение в горном походе.

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
10. Личное и групповое снаряжение в водном походе.

11. Техника и тактика передвижения в пешем походе.

12. Особенности быта, бивачных работ и признаки определения погодных условий.

13. Особенности организации и проведения лыжного похода.

14. Особенности горных походов.

15. Особенности водных походов.

16. Распределение туристских обязанностей в походе.

17. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха наземным транспортом.

18. Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) в наземных видах транспорта (автомобиль, автобус).

19. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха железнодорожным транспортом.

20. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении.

21. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха водным транспортом. Краткая характеристика водного транспорта.

22. Действия пассажиров при кораблекрушении и объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна.

23. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха воздушным транспортом.

24. Правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

25. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при вынужденной посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

26. Факторы выживания в природных условиях.

27. Причины вынужденного автономного существования.

28. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий.

29. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

30. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень (90-100%) - Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально- понятийным аппаратом, научным языком и терминологией в области теории эволюции. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.

«хорошо», пороговый уровень (75-89%) -Студент показал умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74%) - Затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60%) - Незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету с оценкой.

1. Объективные факторы возникновения экстремальных ситуаций в условиях природной среды: личные качества руководителя группы; ошибки, свершенные в период подготовки к походу, ошибки при проведении походов.

2. Субъективные (природные) факторы возникновения экстремальных ситуаций в условиях природной среды и несчастных случаев.

3. Воздействие климата и погоды на туристов.

4. Гидрологические ресурсы и места отдыха туристов. Природные катастрофы.

5. Микробное загрязнение окружающей среды и меры профилактики.

6. Предупреждение инфекционных заболеваний и туристов.

7. Контакты туристов с биопаразитами.

8. Опасные для жизни туристов растения и грибы.

9. Опасные для туриста животные и насекомые

10. Разработка маршрута туристского похода.

11. Разработка плана похода, схемы и графика маршрута.

12. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах; подготовка запросов в местные образовательные и другие учреждения; получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

13. Оформление походной документации.

14. Распределение туристских обязанностей в походе.

15. Выбор необходимого снаряжения для похода.

16. Личное и групповое снаряжение туриста.

17. Требования к туристскому снаряжению.

18. Подготовка личного и  группового снаряжения, его проверка.

19. Правила размещения снаряжения в рюкзаке.

20. Выбор места для бивака и организация бивачных работ. Основные требования к месту организации привала. Требования к месту бивака

21. Организация работы по развертыванию лагеря

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
22. Разведение костра. Виды и типы костров. Правила выбора места для костра и его разведения.

23. Приготовление пищи в походе. Варианты режима питания в походе и его изменение в зависимости от условий маршрута. Приготовление пищи на костре.

24. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха наземным транспортом.

25. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха железнодорожным транспортом.

26. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении.

27. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха водным транспортом. Краткая характеристика водного транспорта.

28. Действия пассажиров при кораблекрушении и объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна.

29. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха воздушным транспортом.

30. Правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

31. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при вынужденной посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

32. Подготовка к лыжным походам.

33. Организация движения туристов в лыжном походе.

34. Подготовка к велосипедным походам.

35. Организация движения велотуристов на маршруте.

36. Подготовка к водным походам.

37. Факторы выживания в природных условиях.

38. Причины вынужденного автономного существования.

39. Первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе.

40. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий.

41. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

42. Выбор места для сооружения временного укрытия. Виды и способы сооружения временных укрытий в летнее и зимнее время. Факторы, влияющие на выбор типа укрытия. Особенности укрытий в горах.

43. Способы добывания огня при отсутствии источника зажигания  

44. Правила обеспечения питанием и выживание в условиях вынужденного голодания.

45. Использование природных водных источников при вынужденном автономном существовании.

46. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.

47. Понятие об ориентировании. Потеря ориентировки, как наиболее частая экстремальная ситуация в природе.

48. Правила определения направления выхода. Действия в случае потери ориентировки или отставания от группы. Определение местонахождения.

49. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки.

50. Способы ориентирования на местности.

Критерии оценивания

«зачтено» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.

«не зачтено» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, не сформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Губа Д.В., Воронов Ю.С.
Лечебно-оздоровительный туризм: курорты и сервис: учебник
Москва: Издательство «Спорт», 2020
http://www.iprbookshop.ru/88517.html
 
Л1.2
Кобызев Н. С., Кобызева Е. В.
Организация туристской деятельности по отдельным видам туризма: общие требования безопасности и специфика: учебное пособие для бакалавров
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/119623.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Захарова Н.А.
Обеспечение безопасности в туризме: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
http://www.iprbookshop.ru/93541.html
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Рубис Л. Г.
Спортивно-оздоровительный туризм как основа воспитания подростков: монография
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021
https://www.iprbookshop.ru/99913.html
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
207 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением. На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи: - углублённое знакомство с предметом исследования; - овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами; -выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений. Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит 
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса «Экскурсионный менеджмент». Самостоятельная работа предполагает защиту студентами рефератов. Перечень возможных рефератов прилагается в соответствующем разделе и имеет разбивку на примерный план содержания. Однако, в рамках предложенных тем, студент может согласовать с преподавателем изменения в содержательной части, обосновав при этом их необходимость. Осуществляя самостоятельную работу, студент должен выполнять е различные виды и не нацеливать себя только на возможность написания рефератов и докладов. Данный процесс контролирует преподаватель. После проведения второй аттестации по модульно-рейтинговой системе прием преподавателем рефератов прекращается. Методические указания по подготовке рефератов Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Структура реферата: 1. Титульный лист 2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. 3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. 4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал. 5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении. 6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты. 7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания. Требования, предъявляемые к оформлению реферата. Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. Методические указания по подготовке конспектов При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;  использование различных цветов;  подчеркивание; заключение в рамку главной информации. Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п. Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать. Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".  В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.  
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными. Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала. Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента. Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Методические указания по подготовке докладов Доклад – это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично. Отличительными признаками доклада являются: - передача в устной форме информации; - публичный характер выступления; - стилевая однородность доклада; - четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории; - умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы. Этапы подготовки доклада: • выбор темы доклада; • подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов; • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений; • составление плана доклада; • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля. Структура доклада: 1. Вступление, в котором указываются: тема доклада; цель (основная идея) доклада; связь данной темы с другими темами; краткое перечисление рассматриваемых вопросов; актуальность, проблематика темы, современная оценка предмета изложения; краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п. 2. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. 3. Заключение, в котором: подводятся итоги, формулируются выводы; подчеркивается значение рассмотренной проблемы; • выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п. Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: 1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:  объем текста на слайде – не больше 7 строк;  маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;  отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;  значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:  выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;  использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации). Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалом (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах).