(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- изучение принципов государственного регулирования в сфере туризма;
- раскрытие особенностей договоров, используемых в практике организации туризма;
- изучение судебной и административной практики применения норм права.
- изучить правила и способы обеспечения личной безопасности туристов при следовании к месту отдыха наземными видами транспорта;
- Изучение особенности детского туризма
Уметь: творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
ции
ракт.
Историческая справка: этапы развития мирового туризма. Современное состояние и факторы развития туризма. Понятия «туристская отрасль», «туристская индустрия». Условия, необходимые для успешного развития туризма: природные богатства, инфраструктура, материальная база, транспорт, культурный потенциал. Функции туризма.
/Лек/
Путешествие. Туризм. Рекреация. Потребители туристского продукта. Основные понятия туризма. Турист как объект туризма. Понятие туристского продукта. Основные понятия по туризму по российскому законодательству. Проблемы местного туризма и пути их решения.
/Лек/
Понятие о туризме. Факторы привлекательности туризма. Потребность человека в путешествиях. Необходимость специальной подготовки. Виды туризма: плановый, самодеятельный, неорганизованный. Международный туризм. Взаимодействие человека и природы. Туризм как вид спорта. Спортивные классификации туризма. Педагогическое значение туризма. Туризм и воспитание подрастающего поколения. Организационные формы туристской работы с учащимися в общеобразовательных учреждениях. Нормативно-правовая база по организации туристических походов.
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых
Тестовое задание № 1
Туризм развивает …
любознательность;
патриотизм;
смелость, решительность;
волю, настойчивость
комплекс перечисленных качеств.
Тестовое задание № 2
Холм – это …
округлая возвышенность менее 200 м;
возвышенность менее 300 м;
возвышенность более 50 м;
невысокая гора с круглыми склонами.
Тестовое задание № 3
Долина – это …
окружённый лесом участок, лишённый растительности;
вытянутое понижение местности с отрывистыми склонами;
пересекающаяся полая форма рельефа;
вытянутая в длину форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.
Тестовое задание № 4
При постановке палатки зимой снег …
расчищается до земли;
застилается полиэтиленом;
утрамбовывается и застилается лапником;
остаётся нетронутым.
Тестовое задание № 5
На скалах и льду страховка осуществляется с помощью …
вспомогательной верёвки;
основной верёвки;
репшнура
всеми доступными средствами.
Тестовое задание № 6
Туризм формирует навыки и умения …
переноски тяжестей;
приготовления пищи;
ориентации по звёздам;
необходимые в походе и быту
Тестовое задание № 7
В «Единой всероссийской спортивной классификации» разрядные нормы по туризму…
предусмотрены;
не предусмотрены;
планируются;
исключены.
Тестовое задание № 8
Звание «Юный турист» присваивается за …
поход третьей категории;
поход третьей степени;
двухдневный поход с длиной маршрута 25 км.
Тестовое задание № 9
Наиболее сложные походы - это…
походы выходного дня;
степенные;
категорийные.
Тестовое задание № 10
Рельеф местности - это …
система гор и хребтов;
совокупность пространственных форм земной поверхности;
система отрицательных форм земной поверхности.
Тестовое задание № 11
Котловина – это …
понижение местности, открытое с какой-либо стороны;
понижение местности, замкнутое со всех сторон;
овраг с плоским дном.
Тестовое задание № 12
100 м местности;
100 км местности;
1000 м местности
Тестовое задание № 13
Предпочтение при комплектации туристской группы отдаётся …
полу;
благосостоянию;
наличию снаряжения;
опыту, возрасту и физическим возможностям.
Тестовое задание № 14
К личному снаряжению туриста не относится …
рюкзак;
палатка;
спальник;
спортивный костюм.
Тестовое задание № 15
Мусор после стоянки …
выбрасывается в кусты или водоем;
уносится с собой;
сжигается и зарывается в землю;
оставляется на месте.
Тестовое задание № 16
В горном походе потеря сил происходит в основном от …
голода;
холода;
обезвоживания организма.
Тестовое задание № 17
Туристский слёт - это …
собрание турактива;
конкурс туристской песни;
соревнования по туристской технике;
комплексные соревнования по туртехнике и туристским умениям.
Тестовое задание № 18
Туристская команда снимается с соревнований за …
потерю личного снаряжения;
потерю группового снаряжения;
сбитый флажок;
нарушение последовательности прохождения этапов.
Тестовое задание № 19
Азимутальный бег - это …
бег по карте;
бег по тени;
бег за лидером;
бег по компасу.
Тестовое задание № 20
Основная заповедь ориентировщика гласит …
чем быстрее, тем скорее;
не бегай быстрее, чем думаешь;
тише едешь – дальше будешь;
поспешишь – людей насмешишь.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий
«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий
«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий
«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий
1. Воспитательное, образовательное и прикладное значение туризма.
2. Возникновение и развитие туризма в России, современное руководство туризмом.
3. Самодеятельный и плановый туризм, характеристика походов.
4. Характеристика способов ориентирования и основных работ с картой и на местности.
5. План подготовки туристского похода и обязанности участников.
6. Особенности составления сметы похода и питания.
7. Личное и групповое снаряжение в пешем походе.
8. Личное и групповое снаряжение в лыжном походе.
9. Личное и групповое снаряжение в горном походе.
11. Техника и тактика передвижения в пешем походе.
12. Особенности быта, бивачных работ и признаки определения погодных условий.
13. Особенности организации и проведения лыжного похода.
14. Особенности горных походов.
15. Особенности водных походов.
16. Распределение туристских обязанностей в походе.
17. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха наземным транспортом.
18. Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) в наземных видах транспорта (автомобиль, автобус).
19. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха железнодорожным транспортом.
20. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении.
21. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха водным транспортом. Краткая характеристика водного транспорта.
22. Действия пассажиров при кораблекрушении и объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна.
23. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха воздушным транспортом.
24. Правила безопасного поведения на воздушном транспорте.
25. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при вынужденной посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной (аварийной) посадке на воду.
26. Факторы выживания в природных условиях.
27. Причины вынужденного автономного существования.
28. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий.
29. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
30. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень (90-100%) - Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально- понятийным аппаратом, научным языком и терминологией в области теории эволюции. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.
«хорошо», пороговый уровень (75-89%) -Студент показал умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74%) - Затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60%) - Незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.
1. Объективные факторы возникновения экстремальных ситуаций в условиях природной среды: личные качества руководителя группы; ошибки, свершенные в период подготовки к походу, ошибки при проведении походов.
2. Субъективные (природные) факторы возникновения экстремальных ситуаций в условиях природной среды и несчастных случаев.
3. Воздействие климата и погоды на туристов.
4. Гидрологические ресурсы и места отдыха туристов. Природные катастрофы.
5. Микробное загрязнение окружающей среды и меры профилактики.
6. Предупреждение инфекционных заболеваний и туристов.
7. Контакты туристов с биопаразитами.
8. Опасные для жизни туристов растения и грибы.
9. Опасные для туриста животные и насекомые
10. Разработка маршрута туристского похода.
11. Разработка плана похода, схемы и графика маршрута.
12. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах; подготовка запросов в местные образовательные и другие учреждения; получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.
13. Оформление походной документации.
14. Распределение туристских обязанностей в походе.
15. Выбор необходимого снаряжения для похода.
16. Личное и групповое снаряжение туриста.
17. Требования к туристскому снаряжению.
18. Подготовка личного и группового снаряжения, его проверка.
19. Правила размещения снаряжения в рюкзаке.
20. Выбор места для бивака и организация бивачных работ. Основные требования к месту организации привала. Требования к месту бивака
21. Организация работы по развертыванию лагеря
23. Приготовление пищи в походе. Варианты режима питания в походе и его изменение в зависимости от условий маршрута. Приготовление пищи на костре.
24. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха наземным транспортом.
25. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха железнодорожным транспортом.
26. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении.
27. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха водным транспортом. Краткая характеристика водного транспорта.
28. Действия пассажиров при кораблекрушении и объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна.
29. Безопасность туристов при следовании к месту отдыха воздушным транспортом.
30. Правила безопасного поведения на воздушном транспорте.
31. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при вынужденной посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной (аварийной) посадке на воду.
32. Подготовка к лыжным походам.
33. Организация движения туристов в лыжном походе.
34. Подготовка к велосипедным походам.
35. Организация движения велотуристов на маршруте.
36. Подготовка к водным походам.
37. Факторы выживания в природных условиях.
38. Причины вынужденного автономного существования.
39. Первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе.
40. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий.
41. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
42. Выбор места для сооружения временного укрытия. Виды и способы сооружения временных укрытий в летнее и зимнее время. Факторы, влияющие на выбор типа укрытия. Особенности укрытий в горах.
43. Способы добывания огня при отсутствии источника зажигания
44. Правила обеспечения питанием и выживание в условиях вынужденного голодания.
45. Использование природных водных источников при вынужденном автономном существовании.
46. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.
47. Понятие об ориентировании. Потеря ориентировки, как наиболее частая экстремальная ситуация в природе.
48. Правила определения направления выхода. Действия в случае потери ориентировки или отставания от группы. Определение местонахождения.
49. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки.
50. Способы ориентирования на местности.
Критерии оценивания
«зачтено» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.
«не зачтено» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, не сформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.