2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Введение в машинное обучение и искусственный интеллект_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в машинное обучение и искусственный интеллект
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
17
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
40
40
40
40
Лабораторные
40
40
40
40
Консультации (для студента)
2
2
2
2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
82,15
82,15
82,15
82,15
Сам. работа
17
17
17
17
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Давыдкин И.Б.
 
 
Введение в машинное обучение и искусственный интеллект
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью освоения дисциплины является изучения основ искусственного интеллекта и машинного обучения и овладение методами и средствами разработки алгоритмов машинного обучения
1.2
Задачи: 1. Изучение основ  основ искусственного интеллекта и машинного обучения.

2. Формирование знаний, умений и навыков, позволяющих овладеть методами и средства разработки алгоритмов машинного обучения.

3. Формирование навыков разработки программного обеспечения реализующего алгоритмы интеллектуальной обработки данных средствами разработки экспертных систем и моделей машинного обучения. 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.24
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные технологии
2.1.2
Основы программирования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данные;
 
Уровень 1
Знает методику проведения физического эксперимента, способен проводить физические измерения и обрабатывать их результаты в области искусственного интеллекта и машинного обучения 
ИД-1.ОПК-2: Знает методику проведения физического эксперимента, способен проводить физические измерения и обрабатывать их результаты
 
Уровень 1
Способен оценивать согласие экспериментальных данных с физической моделью объекта, системы, процесса, либо с функциональной зависимостью

в области искусственного интеллекта и машинного обучения 

ИД-3.ОПК-2: Способен оценивать согласие экспериментальных данных с физической моделью объекта, системы, процесса, либо с функциональной зависимостью
 
Уровень 1
Способен представить экспериментальные данные в табличном, графическом виде или в виде функциональной зависимости в области искусственного интеллекта и машинного обучения 
ИД-4.ОПК-2: Способен представить экспериментальные данные в табличном, графическом виде или в виде функциональной зависимости
 
 
ОПК-3: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
Уровень 1
Имеет навыки работы в офисных приложениях для оформления документации в области искусственного интеллекта и машинного обучения 
ИД-3.ОПК-3: Имеет навыки работы в офисных приложениях для оформления документации
 
Уровень 1
Имеет навыки работы в математических пакетах в области искусственного интеллекта и машинного обучения 
ИД-4.ОПК-3: Имеет навыки работы в математических пакетах для ввода/вывода, обработки, визуализации данных, моделирования физических процессов (объектов, систем)
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Раздел 1. Предварительный анализ данных
 
1.1
Предварительный анализ данных /Лек/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Предварительный анализ данных /Лаб/
4
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Предварительный анализ данных /Ср/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Классификация
 
2.1
Классификация /Лек/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Классификация /Лаб/
6
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Классификация /Ср/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Проверка статистических гипотез
 
3.1
Проверка статистических гипотез /Лек/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
3.2
Проверка статистических гипотез /Лаб/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.3
Проверка статистических гипотез /Ср/
6
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Построение моделей регрессии
 
4.1
Построение моделей регрессии /Лек/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.2
Построение моделей регрессии /Лаб/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.3
Построение моделей регрессии /Ср/
5
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5.  Кластеризация
 
5.1
Кластеризация /Лек/
8
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.2
Кластеризация /Лаб/
12
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
5.3
Кластеризация /Ср/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-4.ОПК-2 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного контроля,  текущего контроля 1 и 2  в форме  вопросов, заданий, а также примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации в форме зачета.  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерный комплект теста "Входной контроль"

1. Что называется алгоритмом?

1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

2. система команд исполнителя

3. нумерованная последовательность строк

4. ненумерованная последовательность строк

2. Что такое исполнитель алгоритма?

1. Это список команд для решения поставленной задачи.

2. Это программа, составленная по заданному алгоритму.

3. Это объект, который способен понимать и исполнять команды, указанные в алгоритме.

3. Какой алгоритм называется циклическим?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
4. Какой алгоритм называется линейным?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

5. Какой алгоритм называется алгоритмом ветвления?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

6.Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1. все стороны данного объекта

2. некоторые стороны данного объекта

3. существенные стороны данного объекта

4. несущественные стороны данного объекта

7.Модель содержит информации…

1. столько же, сколько и моделируемый объект

2. меньше, чем моделируемый объект

3. больше, чем моделируемый объект

4. не содержит информации

8.Каковы основные этапы обработки информации компьютером?

1. Ввод и вывод информации.

2. Ввод, преобразование, хранение, вывод информации.

3. Сохранение информации в файле.

9.Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке:объект - … - исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?

1. построение информационной модели

2. кодировка алгоритма на языке программирования

3. анализ полученных данных

4. разработка алгоритма

10. Свойством алгоритма является:

1. Результативность;

2. Цикличность;

3. Возможность изменения последовательности выполнения команд;

4. Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;

5. Простота записи на языках программирования.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

Примерные вопросы "Текущий контроль 1"

1. Объекты какого класса возвращает функция table?

2. Как сформировать веб-запрос из R, чтобы избежать блокировки сайтом?

3. Симулируйте две переменные длиной 50 единиц с нормальным распределением и с корреляцией 0.8.

4. Напишите по памяти код точечного графика с разноцветными точками и подписями с использованием  функции qplot пакета ggplot2.

5. Сформируйте таблицу результатов линейной регрессии и выгрузите ее в формате html.

6. Чем медиация отличается от модерации? Приведите пример.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

Примерные вопросы "Текущий контроль 2"

1. Как  моделируются модерация и медиация переменных?  

2. Что такое параметры модели? Чем они отличаются от переменных?

3. Что такое ограничение и фиксация параметров? Для чего они могут применяться?

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
4. Нарисуйте путевую диаграмму структурной модели с наблюдаемыми переменными. Поясните смысл каждого элемента.

5. Зачем необходима оценка согласия модели? Опишите принцип традиционных оценок согласия модели

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Объекты какого класса возвращает функция table?

2. Как сформировать веб-запрос из R, чтобы избежать блокировки сайтом?

3. Симулируйте две переменные длиной 50 единиц с нормальным распределением и с корреляцией 0.8.

4. Напишите по памяти код точечного графика с разноцветными точками и подписями с использованием  функции qplot пакета ggplot2.

5. Сформируйте таблицу результатов линейной регрессии и выгрузите ее в формате html.

6. Чем медиация отличается от модерации? Приведите пример.

7. Как  моделируются модерация и медиация переменных?  

8. Что такое параметры модели? Чем они отличаются от переменных?

9. Что такое ограничение и фиксация параметров? Для чего они могут применяться?

10. Нарисуйте путевую диаграмму структурной модели с наблюдаемыми переменными. Поясните смысл каждого элемента.

11. Зачем необходима оценка согласия модели? Опишите принцип традиционных оценок согласия модели

Критерии оценки зачета

Зачтено, 50-100%. Обучающийся обнаружил знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справился с выполнением заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой дисциплины.

Не зачтено, менее 50%, уровень не сформирован. Студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не справился с выполнением, заданий не умеет выделить главное и делать выводы.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Волкова В.М., Семёнова М.А., Четвертакова [ и др.] Е.С.
Программные системы статистического анализа. Обнаружение закономерностей в данных с использованием системы R и языка Python: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), 2017
http://www.iprbookshop.ru/91682.html
 
Л1.2
Синева И.С.
Анализ данных в среде R. Ч. 1: учебное пособие
Москва: Московский технический университет связи и информатики, 2018
http://www.iprbookshop.ru/92422.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Тимофеева А.Ю.
Теория вероятностей и математическая статистика. Ч. 1: в 2-х ч.: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017
https://www.iprbookshop.ru/91448.html
 
Л2.2
Тимофеева А. Ю.
Теория вероятностей и математическая статистика. Ч. 2: в 2-х ч.: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017
https://www.iprbookshop.ru/91449.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Far Manager
6.3.1.2
Google Chrome
 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Python
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
Moodle
6.3.1.8
NVDA
6.3.1.9
LibreOffice
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
6.3.1.11
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в 

 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию 

 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.