(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р. А.
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р. А.
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р. А.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р. А.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой и.о. зав.кафедрой Богданова Р. А.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущих контролей (комплекты задач и вопросы к коллоквиуму) и вопросов для экзамена
1. Что такое множество, способы задания и описания множеств. Элементы множеств, подмножества, знаки включения и принадлежности. Порождающие и разрешающие процедуры задания множеств. Теорема о количестве подмножеств конечного множества.
2. Мощность множества. Мощность конечного и бесконечного множеств. Множество всех подмножеств. Вывести формулу мощности множества всех подмножеств.
3. Универсальное множество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, симметрическая разность. Диаграммы Эйлера-Венна.
4. Декартово произведение множеств. Мощность декартова произведения. Кортежи и проекции. Двоичные векторы. Теорема о количестве двоичных n-разрядных векторов.
5. Отношения на множествах. Свойства отношений: рефлексивность, транзитивность, эквивалентность. Отношения эквивалентности. Классы эквивалентности. Фактормножество
6. Булевы функции. Способы задания булевых функций. Таблицы истинности. Гиперкуб. Количество ребер и вершин в гиперкубе. Теорема о количестве булевых функций от n-переменных
7. Элементарные булевы функции. Таблицы истинности элементарных булевых функций и логические вентили.
8. Формулы булевых функций. Несущественные переменные. Интерпретация формул
9. Минимизация формул булевых функций. Правила эквивалентных преобразований
10. Определение конъюнкции (дизъюнкции), ранг конъюнкци (дизъюнкции). Нормальные формы: ДНФ, КНФ.
11. Минимизация формул булевых функций. Карты Карно
12. Задачи синтеза и анализа цифровых схем.
13. Суперпозиция. Замыкание. Замкнутые классы.
14. Классы Т0 и Т1. Вывести формулу мощности каждого из этих классов
15. Определение двойственной функции. Класс самодвойственных функций. Мощность множества самодвойственных функций.
16. Определение отношения сравнения на множестве двоичных векторов. Сравнимые наборы. Класс монотонных функций.
17. Представление булевой функции в виде полинома Жегалкина. Класс линейных функций.
18. Теорема Поста о полноте системы булевых функций. Инженерная интерпретация понятия полноты системы.
20. Ориентированный, неориентированный и смешанный графы. Псевдограф. Мультиграф.
21. Матрицы смежности и инцидентности.
22. Маршруты, цепи, простые цепи, циклы.
23. Степень вершины или валентность. Теорема Эйлера о сумме степеней вершин в графе.
24. Однородные графы. Связь степеней вершин, количества вершин и количества ребер в однородном графе.
25. Полный граф. Формулы соотношений между количеством ребер и вершин для полного графа
26. Понятие связности в графе. Определение компоненты связности.
27. Планарные и плоские графы. Определение грани. Теорема Эйлера о планарном графе (связь между количеством граней, количеством ребер и количеством вершин). Цикломатическое число графа
28. Что такое бинарная диаграмма решений или BDD-граф булевой функции. Привести пример.
29. Двудольные графы. Граф К3,3 и задача о трех домах и трех колодцах.
30. Деревья и лес. Каково соотношение количества ребер и вершин в дереве.
31. Задача о Кениксбергских мостах. Эйлеровы цепи и циклы. Теорема об Эйлеровом графе.
32. "Детская" головоломка Гамильтона, Задача комивояжера, Гамильтонов цикл и гамильтонов граф. Достаточное условие графа быть гамильтоновым.
33. Что такое p-хроматический граф. Хроматическое число графа. Чему равны хроматические числа полного и двудольного графов. Описать идею нахождения хроматического числа произвольного графа. Внутреннее устойчивое подмножество. Максимальное внутреннее устойчивое подмножество.
34. Что такое конечный автомат. Способы представления конечного автомата. Граф переходов. Таблица переходов. Автоматы Мили и Мура
35. Предмет изучения формальной логики. Логика высказываний. Что такое высказывание. Определение формулы в логике высказываний. Что такое базис Фреге. Что такое тавтология. Что такое невыполнимая формула, что такое общезначимая формула. Формулы и фразы естественного языка
36. Что такое суждения. Схемы доказательства истинности суждений и силлогизмы. Показать на примере "Спросила-сказал"
37. Доказательство истинности суждений и метод интерпретаций
38. Доказательство истинности суждений и основная теорема логического вывода
39. Доказательство истинности суждений и метод резолюций. Что такое резольвента. Что такое пустая резольвента.
40. Логика предикатов. Что такое предикат и чем он отличается от высказывания. Что такое n-местный предикат. Привести примеры.
41. Определение формулы в логике предикатов. Что такое кванторы существования и всеобщности. Равносильные формулы для кванторов, комбинация кванторов и отрицаний. Расширение области действия кванторов
42. Логический вывод в логике предикатов. Метод резолюций на примере "Человек-Конфуций"
43. Предваренная форма предиката. Привести пример получения. Скулемовы формы записи предикатов. Привести пример использования правила получения скулемовой формы
Критерии экзамена:
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Оценка «отлично» ставится за полное соответствие ответа утвержденным выше критериям.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполнивший предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Оценка «хорошо» ставится за ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но при этом студент допускает несколько незначительных ошибок, которые после замечания экзаменатора самостоятельно исправляет.
Необходимыми условиями для выставления оценок «отлично» или «хорошо» является полный ответ на дополнительные вопросы по курсу и понимание основных проблем курса.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка
Оценка «неудовлетворительно» ставится за такое незнание студентом большей части экзаменационного материала, которое свидетельствует об очень слабом понимании или непонимании предмета и не позволит ему овладеть знаниями по специальности. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.