(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидность
Уметь: применять на практике основные умения базовых и новых физкультурно-спортивных видов.
Владеть: навыками двигательных умений базовых и новых физкультурно-спортивных видов.
- практические основы физической культуры и спорта.
- основные понятия адаптивной физической культуры;
- основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью;
- средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры;
- анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с соматическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Уметь: творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
- творчески использовать средства и методы физического воспитания для личностно-профессионального развития;
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
-системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.
ции
ракт.
/Пр/
1. Понятия «доступная среда», «инклюзивное образование». «инвалидность». Формы и классификация инвалидности. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
2. Нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
3. Основные понятия, средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры
4. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
5. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с соматическими заболеваниями
6. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата
7. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с ДЦП
8. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с патологиями органов зрения и слуха
9. Рекомендации и противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой
10. Врачебно-педагогический контроль на занятиях адаптивной физической культурой
11. Основы первой доврачебной помощи на занятиях адаптивной физической культурой
12. Особенности проектирования содержания и методики дисциплин по физической культуре для лиц с ОВЗ и/или с инвалидностью
13. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с патологиями органов зрения
14. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с патологиями органов слуха
15. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с соматическими заболеваниями
16. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
17. Особенности ведения дневника самоконтроля при работе с лицами с ОВЗ и/или с инвалидностью
18. Использование физкультурно- оздоровительных технологий на занятиях АФК
19. Проектирование адаптированных учебных программ высшего образования по дисциплинам «Адаптивная физическая культура и спорт», «Элективная дисциплина по адаптивной физической культуре и спорту» для лиц с ОВЗ и/или с инвалидностью.
20. Цель и задачи адаптивной физической культуры
21 Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
22. Основные виды адаптивной физической культуры.
23. Понятие адаптивной физической реабилитации.
24. Этапы развития спорта инвалидов.
25. Содержание паралимпийского и сурдлимпийского движения.
26. Понятие «инвалид» и «инвалидность», нормативно правовая база социальной защиты инвалидов.
27. Место и роль физической реабилитации в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов.
28. Методы оценки функционального состояния больных и инвалидов.
29. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений (ФУ), механизма действия ФУ на организм больного.
30. Педагогические задачи АФК.
Критерии оценки ответа на зачете:
«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать
конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать
обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов
«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных
положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной
практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:
1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
Методические указания по подготовке к самостоятельной работе
1. Цель самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4. Работа над рефератом включает ряд этапов:
а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект
В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5. Оформление реферата.
а) титульный лист;
б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Критерии оценки реферата:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Методические рекомендации по подготовке к зачёту
Методические рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения
определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть
семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих
содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при
систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий.
Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой
дисциплины.
Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и
соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию,
реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке
подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность,
трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по
дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и
профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком
уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания,
которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую
структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема
вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить
приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день
(либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту
самостоятельно перепроверить усвоение материала.
Критерии оценки ответа на зачете:
«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать
конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать
обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов
«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных
положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной
практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины