2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Адаптивная физическая культура_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Адаптивная физическая культура
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 2, 3, 4, 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
304
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
328
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
19
16 5/6
18 3/6
17
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Итого ауд.
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Кoнтактная рабoта
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Сам. работа
24
24
24
24
Итого
66
66
66
66
66
66
66
66
64
64
328
328
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Симонова О.И. 
 
 
Адаптивная физическая культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью адаптивной физической культуры является улучшение и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (например, физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и т.д.), реабилитация и социализация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов. Овладение навыками проектирования содержания и методики учебных занятий физической культурой с ОВЗ и/или с инвалидностью 
1.2
Задачи: Задачи: 1. Изучить нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидов 2. Рассмотреть понятия «доступная среда», «инклюзивное образование». «инвалидность». Формы и классификация инвалидности. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью 3. Освоить основные понятия, средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры 4 Изучить анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с ограниченными возможностями
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Общая физическая подготовка 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 1
Знать: практические основы здорового образа жизни.

нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидность

Уметь: применять на практике основные умения базовых и новых физкультурно-спортивных видов.

Владеть: навыками двигательных умений базовых и новых физкультурно-спортивных видов.

ИД-1.УК-7: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности.
 
Уровень 1
Знать:

- практические основы физической культуры и спорта.

- основные понятия адаптивной физической культуры;

- основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью;

- средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры;

- анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с соматическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Уметь: творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

- творчески использовать средства и методы физического воспитания для личностно-профессионального развития;

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

-системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.

ИД-2.УК-7: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Общие основы адаптивной физической культуры
 
1.1
Нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью  /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
практическая работа с демонстрацией
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Понятия «доступная среда», «инклюзивное образование». «инвалидность». Формы и классификация инвалидности. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.

/Пр/

66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
практическая работа с демонстрацией, подготовка к тестированию
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью  /Ср/
24
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
рефераты
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2.  Основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
 
2.1
Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с соматическими заболеваниями. Упражнения АФК для лиц с соматическими заболеваниями. /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
тестирование, рефераты
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Упражнения АФК для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
практическая работа с демонстрацией, ответы на зачёте
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с заболеваниями нервной  системы. Упражнения АФК для лиц с заболеваниями нервной системы /Пр/
40
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
тестирование, рефераты
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для  контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура».   2. Фонд оценочных средств включает для проведения текущего  контроля  и  промежуточной  аттестации  в  форме тестовых  заданий,  рефератов, вопросов к зачёту.   Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и в виде выполнения тестовых заданий. Текущий контроль за самостоятельным изучением некоторых разделов дисциплины осуществляется в форме реферата.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля. 1. Организм студента-инвалида не успевает восстановиться к следующему занятию, и может возникнуть состояние переутомления, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию патологических состояний? а) когда физические нагрузки неадекватны процессам восстановления; б) когда студент-инвалид перенёс инфекционное заболевание; в) когда реабилитация не проводилась;
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
г) при плохой адаптации. 2. Учебно-тренировочного процесса у студентов-инвалидов должен осуществляться а) только в утренние часы; б)  с непременным использованием тренажёров; в) с непременным врачебным контролем; г) только в вечернее время. 3. Все занимающиеся АФК должны проходить врачебный контроль а) не менее двух раз в год; б) один раз в год; в) не менее трёх раз в год; г) раз в квартал. 4. Лица наблюдающиеся в районном или городском врачебно-физкультурном диспансере являются а) только спортсменами занимающимися адаптивным спортом; б) только спортсменами занимающимися любым видом спорта в том числе и адаптивным; в)  лицами занимающимися оздоровительной физической культурой и не являющимися спортсменами; г) только спортсменами. Примерные тесты для промежуточной аттестации 1 1. Группа средств, предназначенных для приспособления окружающей инвалида среды к его возможностям для осуществления собственно соревновательной деятельности в соответствии с правилами соревновании в том или ином виде спорта, а также полноценной учебно-тренировочной работы называется средствами: а/ угнетающими соревновательную деятельность б/ позволяющими осуществлять соревновательную деятельность в/ обеспечивающими осуществление доступности среды вне соревновательной деятельности г/ стимулирующими соревновательную деятельность 2. Группа средств, предусматривающих возможности размещения инвалидов на трибунах спортивных сооружений в качестве зрителей, а также возможности перемещения на креслах-колясках и выполнения необходимых действий в гардеробах, раздевалках, душевых комнатах, туалетах, саунах, массажных и врачебных кабинетах и других помещениях называется средствами а/ обеспечивающими осуществление внесоревновательной деятельности б/ угнетающими соревновательную деятельность в/ позволяющими осуществлять соревновательную деятельность г/ стимулирующими соревновательную деятельность 3. Для облегчения процесса перемещения спортсмена в бассейн и на гимнастические снаряды используются: а/ тренажеры б/ подвесная тележка на тросах (веревках), концы которых связаны с блоками, размещенными на монорельсах в/ спортивные кресла-коляски, протезная техника; звучащие мячи, различные покрытия опорных поверхностей и другие устройства г/ страховочные приспособления (гимнастические поролоновые маты, защитные сетки, страховочные лонжи, поролоновые ямы для приземлений и др.) 4. К средствам для выполнения собственно соревновательных двигательных действий относятся: а/ спортивные кресла-коляски, протезная техника (для лиц с ПОДА); звучащие мячи, б/ страховочные приспособления (гимнастические поролоновые маты, защитные сетки, страховочные лонжи, поролоновые ямы для приземлений и др.) в/ тренажёры г/ подвесные тележки на тросах 5. К средствам, обеспечивающим безопасность соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы спортсмена-инвалида, относятся: а/ подвесная тележка на тросах (веревках), концы которых связаны с блоками, размещенными на монорельсах б/ страховочные приспособления (гимнастические поролоновые маты, защитные сетки, страховочные лонжи, поролоновые ямы для приземлений и др.) в/ спортивные кресла-коляски, протезная техника; звучащие мячи, различные покрытия опорных поверхностей и другие устройства г/ тренажёры Примерные тесты для промежуточной аттестации 2 1. Кресла-коляски, протезная техника; звучащие мячи, различные покрытия опорных поверхностей предназначены для: а/ обеспечения безопасности соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы спортсмена-инвалида б/ обеспечения процесса освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей в/ облегчения процесса перемещения спортсмена в бассейн и на гимнастические снаряды
 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
г/ оснащения окружающей инвалида среды приспособлениями для выполнения собственно соревновательных двигательных действий 2. Средства внесоревновательной деятельности а/ обеспечивают осуществление внесоревновательной деятельности б/ угнетают соревновательную деятельность в/ позволят осуществлять соревновательную деятельность г/ стимулируют соревновательную деятельность 3. Для создания искусственных условий формирования двигательных действий с незрячими и слабовидящими занимающимися предусматривают применение а/ поверхности с различной шероховатостью б/ озвученных мячей, предметов с усиленными запахами, ярко и необычно окрашенных предметов, нагревательных приборов в/ с яркоокрашенной разметки пола; квадраты, круги, линии; мячи разного размера, веса и цвета, наклонные поверхности г/ устройств, изменяющих ширину, высоту, угла наклона, площадь опорной поверхности и площадь поперечного сечения снаряда, действие силы тяжести и др 4. Использование тренажеров для проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами в нашей стране обусловлено: а/ достаточной простой этих средств, удобством в эксплуатации и доступностью для широкого круга инвалидов б/ неприспособленностью для инвалидов спортивных сооружений в/ отсутствием специальных устройств и средств для проведения спортивно-оздоровительной работы г/ всеми перечисленными причинами 5. Технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя предназначены для использования лицами: а/ имеющими последствия детского церебрального паралича б/ перенесшими ампутацию нижних конечностей в/ имеющими поражения спинного мозга г/ всеми перечисленными группами. Критерии оценки: «отлично», 84-100%, повышенный уровень: студент показал: прочные знания изученных тем; умеет доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы адаптивной физической культуры; способен применить изученный материал для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности самостоятельно, свободно использовать справочную литературу. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: студент показал: прочные знания, умение самостоятельно ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: студент показал: поверхностное знание; умение с помощью преподавателя ориентироваться в основных понятиях; знакомство  с рекомендованной справочной литературой. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован. При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях. 
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов/докладов: 1.  Адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные (телесно-ориентированные) практики – как компонент адаптивной физической культуры, способствующий социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов (выбрать один из компонентов) 2.  Государственные органы управления АФК и их взаимодействия с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и др. структур, занимающимися проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом. 3.  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организация в них адаптивного физического воспитания (выбрать одно из учреждений I-VIII вида). 4.  Организация адаптивного физического воспитания в домах ребёнка. 5.  Организация адаптивного физического воспитания со специальными (медицинскими) группами в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учреждениях, а также с учащимися классов коррекционного обучения в массовых школах. 6.  Адаптивный спорт – социальный феномен, интегрирующий лечебное, рекреационное и спортивное направление физической культуры. 7.  Государственные и общественные органы управления адаптивным спортом, координация их деятельности. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе. 8.  Паралимпийское, Специальное Олимпийское и Сурдлимпийское движение как основное направление развития адаптивного спорта (выбрать одно из направлений адаптивного спорта). Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студентам, которые в полном объеме раскрыли тему реферата и защитили в виде 
 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает предъявляемым требованиям - оценка «хорошо» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает основным требованиям, но при этом имеются не принципиальные замечания - оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает не всем требованиям, имеются принципиальные замечания - оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, не выполнившим работу.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство вопросы к зачёту:

1. Понятия «доступная среда», «инклюзивное образование». «инвалидность». Формы и классификация инвалидности. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

2. Нормативно-правовые аспекты, материально-техническое обеспечение доступности инклюзивного образования в области физического воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

3. Основные понятия, средства, методы, формы организации и виды адаптивной физической культуры  

4. Основные психологические особенности лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

5. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с соматическими заболеваниями

6. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата

7. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с ДЦП

8. Анатомо-физиологические особенности и типичные нарушения двигательной сферы студентов с патологиями органов зрения и слуха

9. Рекомендации и противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой

10. Врачебно-педагогический контроль на занятиях адаптивной физической культурой

11. Основы первой доврачебной помощи на занятиях адаптивной физической культурой

12. Особенности проектирования содержания и методики дисциплин по физической культуре для лиц с ОВЗ и/или с инвалидностью

13. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с патологиями органов зрения

14. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с патологиями органов слуха

15. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с соматическими заболеваниями

16. Особенности организации и методика занятий физической культурой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

17. Особенности ведения дневника самоконтроля при работе с лицами с ОВЗ и/или с инвалидностью

18. Использование физкультурно- оздоровительных технологий на занятиях АФК

19. Проектирование адаптированных учебных программ высшего образования по дисциплинам «Адаптивная физическая культура и спорт», «Элективная дисциплина по адаптивной физической культуре и спорту» для лиц с ОВЗ и/или с инвалидностью.

20. Цель и задачи адаптивной физической культуры

21 Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

22. Основные виды адаптивной физической культуры.

23.  Понятие адаптивной физической реабилитации.

24.  Этапы развития спорта инвалидов.

25. Содержание паралимпийского и сурдлимпийского движения.

26.  Понятие «инвалид» и «инвалидность», нормативно правовая база социальной защиты инвалидов.

27. Место и роль физической реабилитации в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов.

28. Методы оценки функционального состояния больных и инвалидов.

29. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений (ФУ), механизма действия ФУ на организм больного.

30. Педагогические задачи АФК.

Критерии оценки ответа на зачете:

«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать

конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать

обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов

«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных

положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной

практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Евсеев С. П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник
Москва: Издательство «Спорт», 2020
https://www.iprbookshop.ru/101283.html
 
Л1.2
Ветрова И. В., Захарова Л. В., Люлина Н. В.
Адаптивная физическая культура: учебное пособие
Красноярск: КГПУ, 2023
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/9929/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Магомедов Р. Р., Щупленков Н. О., Щупленков [и др.] О. В., Магомедов Р. Р.
Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: учебное пособие
ставрополь: СГПИ, 2017
https://e.lanbook.com/book/117747
 
Л2.2
Касмакова Л. Е.
Адаптивное физическое воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие
Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2019
https://e.lanbook.com/book/154984
 
Л2.3
Мельникова А. Ю., Таламова И. Г., Стоцкая Е. С.
Физическая культура и спорт в вузе: инклюзивный подход: учебно-методическое пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2021
https://www.iprbookshop.ru/130290.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
практическая работа- демонстрация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
007 А1
Зал для занятий специальной медицинской группы, Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Фитболы, степ-доска, бодибар
 
106 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук, экран, проектор  переносной, ростомер лазерный, сантиметровые ленты, калипер, весы медицинские, стол массажный
 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
207 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме  практических занятий.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

Методические указания по подготовке к самостоятельной работе

1. Цель самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов

1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4. Работа над рефератом включает ряд этапов:

а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект 

 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5. Оформление реферата.

а) титульный лист;

б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Критерии оценки реферата:

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.

Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам

будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.

Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.

При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:

а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).

в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

Методические рекомендации по подготовке к зачёту

Методические рекомендации по подготовке к зачету

На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения

определяет кафедра.

Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть

 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение

семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.

Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих

содержательных разделов дисциплины.

Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при

систематической подготовке у вас есть такая возможность.

Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий.

Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой

дисциплины.

Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и

соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию,

реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке

подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.

Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность,

трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по

дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и

профессиональной подготовки.

При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком

уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания,

которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую

структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема

вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить

приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день

(либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту

самостоятельно перепроверить усвоение материала.

Критерии оценки ответа на зачете:

«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать

конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать

обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов

«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных

положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной

практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины