(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины;
- приобретение опыта работы с математической и связанной с математикой науч-ной и учебной литературой;
- развитие четкого логического мышления.
ции
ракт.
Уравнения с разделяющимися переменными;
2. Однородные уравнения и приводящиеся к однородным;
Линейные однородные уравнения;
3. Методы решения линейных уравнений (метод Лагранжа, метод интегрирующего множителя, метод вариации произвольной постоянной);
Уравнения Бернулли;
4. Уравнения в полных дифференциалах; Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной.
Уравнения Лагранжа и Клеро. /Лек/
2. Однородные уравнения и приводящиеся к однородным;
Линейные однородные уравнения;
3. Методы решения линейных уравнений (метод Лагранжа, метод интегрирующего множителя, метод вариации произвольной постоянной);
Уравнения Бернулли;
4. Уравнения в полных дифференциалах; Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной.
Уравнения Лагранжа и Клеро. /Пр/
2. Однородные уравнения и приводящиеся к однородным;
Линейные однородные уравнения;
3. Методы решения линейных уравнений (метод Лагранжа, метод интегрирующего множителя, метод вариации произвольной постоянной);
Уравнения Бернулли;
4. Уравнения в полных дифференциалах; Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной.
Уравнения Лагранжа и Клеро. /Ср/
2. Линейные неоднородные уравнения высшего порядка. Общее решение.
3. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
Линейные неоднородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
4. Применение тригонометрических рядов к решению линейных неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами.
5. Уравнения, приводящиеся к линейным уравнениям с постоянными коэффициентами.
/Лек/
2. Линейные неоднородные уравнения высшего порядка. Общее решение.
3. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
Линейные неоднородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
4. Применение тригонометрических рядов к решению линейных неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами.
5. Уравнения, приводящиеся к линейным уравнениям с постоянными коэффициентами.
/Пр/
2. Линейные неоднородные уравнения высшего порядка. Общее решение.
3. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
Линейные неоднородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
4. Применение тригонометрических рядов к решению линейных неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами.
5. Уравнения, приводящиеся к линейным уравнениям с постоянными коэффициентами.
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного контроля, текущего контроля 1 и 2 в форме вопросов, заданий, а также примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена и зачета с оценкой.
1. Функция называется монотонно возрастающей, если при х > 0:
a. приращение функции y = 0;
c. приращение функции y 0;
d. приращение функции y 0;
e. приращение функции y < 0.
2. Функция называется монотонно убывающей, если при х > 0:
a. приращение функции y = 0;
b. приращение функции y > 0;
c. приращение функции y 0;
d. приращение функции y 0;
e. приращение функции y < 0.
3. Функция имеет в точке а максимум, если первая производная в этой точке:
a. меняет знак с плюса на минус;
b. меняет знак с минуса на плюс;
c. остается постоянной;
d. стремится к бесконечности;
e. не меняет знак.
4. Функция имеет в точке а минимум, если первая производная в этой точке:
a. меняет знак с плюса на минус;
b. остается постоянной;
c. стремится к бесконечности;
d. меняет знак с минуса на плюс;
e. не меняет знак.
5. Сложной функцией называется:
a. функция, представляющая собой сумму или разность нескольких функций;
b. если она является логарифмом х;
c. если она равняется синусу х;
d. функция, аргументом которой является другая функция;
e. функция, представляющая собой произведение нескольких функций.
6. Производной функции y = f(x) называется:
a. предел отношения значения функции к значению аргумента при стремлении аргумента к нулю;
b. отношение значения функции к значению аргумента;
c. отношение приращения функции к приращению аргумента;
d. предел отношения значения функции к значению аргумента при стремлении значения аргумента к константе;
e. предел отношения приращения функции к приращению аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю.
7. Частной производной функции нескольких переменных называется:
a. производная от частного аргументов функции;
b. производная от произведения аргументов функции;
c. производная от логарифма частного аргументов функции;
d. производная от функции при условии, что все аргументы кроме одного остаются постоянными;
e. производная от функции при условии, что все аргументы остаются постоянными.
8. Производная функции определяет:
a. изменение функции при заданном изменении аргумента;
b. изменение аргумента при заданном изменении функции;
c. изменение аргумента при заданном значении функции;
d. изменение функции при заданном значении аргумента;
e. скорость изменение функции при изменении аргумента.
9. Дифференциал функции – это:
a. полное приращение функции при заданном изменении аргумента;
b. квадрат приращения функции при заданном изменении аргумента;
c. квадратный корень из приращения функции при заданном изменении аргумента;
d. главная линейная часть приращения функции при заданном изменении аргумента;
e. изменение функции при заданном изменении аргумента.
10. Производной второго порядка называется:
a. квадрат производной первого порядка;
b. производная от производной первого порядка;
c. корень квадратный от производной первого порядка;
d. первообразная функции;
e. первообразная производной первого порядка.
11. Полным дифференциалом функции нескольких переменных называется:
a. главная линейная часть приращения функции при изменении одного из аргументов;
b. главная линейная часть приращения функции при изменении логарифма одного из аргументов;
c. квадрат приращения функции при изменении всех аргументов;
d. главная линейная часть приращения функции при изменении всех аргументов;
e. приращения функции при изменении всех аргументов.
12. Первообразной функции y = f(x) называется:
a. функция, производная которой равна заданной функции (функции y = f(x));
b. функция, равная сумме y = f(x) + С, где С – произвольная константа;
d. С f(x), где С – произвольная константа;
e. функция, равная 2 f(x).
13. Каждая функция y = f(x) имеет:
a. одну первообразную функцию;
b. ровно 2 первообразных функций;
c. ни одной первообразной функции;
d. несколько первообразных функций;
e. множество первообразных функций.
14. Неопределенным интегралом функции y = f(x) называется:
a. первообразная функции y = f(x);
b. квадрат первообразной функции y = f(x);
c. сумма всех первообразных функции y = f(x);
d. совокупность всех первообразных функции y = f(x);
e. произведение всех первообразных функции y = f(x).
15. Метод интегрирования по частям применим при интегрировании:
a. суммы или разности нескольких функций;
b. сложной функции;
c. линейной комбинации функций;
d. произведения функций;
e. любой комбинации любых функций.
16. Метод замены переменных применим при интегрировании:
a. суммы или разности нескольких функций;
b. произведения функций;
c. линейной комбинации функций;
d. сложных функций;
e. любой комбинации любых функций.
Критерии оценки
«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.
«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.
Примерные вопросы "Текущий контроль 1"
1. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям
2. Понятие о дифференциальном уравнении. Решения и интегральные кривые.
3. Уравнение первого порядка, его решение и геометрическое истолкование.
4. Задача Коши.
5. Механическое толкование уравнения первого порядка.
6. Уравнение с разделяющимися переменными.
7. Однородные уравнения и уравнения, приводящиеся к однородным.
8. Квазиоднородные уравнения.
9. Линейные уравнения первого порядка. Методы их решения.
10. Уравнения Бернулли и Риккати.
Критерии оценки
«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.
«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.
Примерные вопросы "Текущий контроль 2"
11. Уравнения в полных дифференциалах.
12. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Доказательство существования.
13. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Доказательство единственности.
14. Особые точки уравнения первого порядка (фокус, центр, седло, узел).
15. Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной – степенные.
16. Уравнения первого порядка, не содержащие одной переменной.
17. Общий метод введения параметра при решении уравнений, не разрешенных относительно производной. Уравнения Лагранжа и Клеро.
18. Особые решения уравнений первого порядка. Дискриминантная кривая, огибающая.
19. Задача о траекториях. Изогональные траектории.
20. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для уравнений высших порядков.
Критерии оценки
«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.
«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.
1. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям
2. Понятие о дифференциальном уравнении. Решения и интегральные кривые.
3. Уравнение первого порядка, его решение и геометрическое истолкование.
4. Задача Коши.
5. Механическое толкование уравнения первого порядка.
6. Уравнение с разделяющимися переменными.
7. Однородные уравнения и уравнения, приводящиеся к однородным.
8. Квазиоднородные уравнения.
9. Линейные уравнения первого порядка. Методы их решения.
10. Уравнения Бернулли и Риккати.
11. Уравнения в полных дифференциалах.
12. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Доказательство существования.
13. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Доказательство единственности.
14. Особые точки уравнения первого порядка (фокус, центр, седло, узел).
15. Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной – степенные.
16. Уравнения первого порядка, не содержащие одной переменной.
17. Общий метод введения параметра при решении уравнений, не разрешенных относительно производной. Уравнения Лагранжа и Клеро.
18. Особые решения уравнений первого порядка. Дискриминантная кривая, огибающая.
19. Задача о траекториях. Изогональные траектории.
20. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для уравнений высших порядков.
Критерии оценки:
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если продемонстрировано достаточно полное усвоение материала, т.е. частично изложены первый и (или) второй вопросы билета и выполнено умение, что определяет пороговый уровень;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если продемонстрировано общее знание материала, т.е. частично изложен первый или второй вопрос и выполнено умение, что определяет пороговый уровень;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если продемонстрировано не знание материала, не владение понятийным аппаратом, т.е. отсутствует изложение вопросов билета, совокупность всего перечисленного определяет то, что уровень не сформирован.
Перечень вопросов к зачету с оценкой
1. Некоторые типы уравнений высшего порядка, разрешимые в квадратурах.
2. Промежуточные интегралы. Уравнения, допускающие понижение порядка.
3. Линейные уравнения высших порядков и их свойства.
4. Общее решение линейного однородного уравнения высшего порядка.
5. Линейные неоднородные уравнения высшего порядка. Общее решение.
6. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
7. Линейные неоднородные уравнения с постоянными коэффициентами. Общее решение.
8. Применение тригонометрических рядов к решению линейных неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами.
9. Уравнения, приводящиеся к линейным уравнениям с постоянными коэффициентами.
10. Приведение уравнения второго порядка к самосопряженному.
11. Нормальные системы обыкновенных дифференциальных уравнений.
12. Физическая трактовка нормальной системы и её решение.
13. Достаточные условия существования и единственности решения задачи Коши для нормальной системы.
14. Общее и частное решения нормальной системы.
15. Связь между уравнениями высших порядков и системами дифференциальных уравнений.
16. Линейные системы. Построение общего решения однородной линейной системы.
17. Общее решение неоднородной линейной системы.
18. Общие методы интегрирования систем дифференциальных уравнений. Метод исключения.
19. Линейные системы с постоянными коэффициентами. Метод Эйлера интегрирования систем дифференциальных уравнений.
20. Метод интегрируемых комбинаций интегрирования систем дифференциальных уравнений.
21. Метод Даламбера интегрирования систем дифференциальных уравнений.
22. Понятие устойчивости решения дифференциального уравнения по Ляпунову. Асимптотическая устойчивость.
23. Автономное уравнение второго порядка. Фазовые портреты. Особые точки автономной линейной системы второго порядка.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если продемонстрировано глубокое и прочное усвоение материала, т.е. последовательно, грамотно и логически стройно изложены все три вопроса билета, что определяет повышенный
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если продемонстрировано достаточно полное усвоение материала, т.е. частично изложены первый и (или) второй вопросы билета и выполнено умение, что определяет пороговый уровень;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если продемонстрировано общее знание материала, т.е. частично изложен первый или второй вопрос и выполнено умение, что определяет пороговый уровень;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если продемонстрировано не знание материала, не владение понятийным аппаратом, т.е. отсутствует изложение вопросов билета, совокупность всего перечисленного определяет то, что уровень не сформирован.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.