2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Социально-психологический тренинг_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социально-психологический тренинг
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
10,7
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,45
16,45
16,45
16,45
Сам. работа
10,7
10,7
10,7
10,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат философских  наук, доцент, Лизунова Г.Ю.
 
 
Социально-психологический тренинг
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: ознакомление студентов с социально-психологическим тренингом как методом практической психологии
1.2
Задачи: • развить социально-коммуникативную, профессионально-личностную компетентности, способности к сотруднической деятельности, работе в команде, мобильность, готовность к инновациям, решения проблем обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством социально-психологического тренинга.

• сформировать профессиональную позицию по отношению к другим участникам образовательного процесса.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая вожатская  практика
2.2.2
Психология воспитательных практик
2.2.3
Педагогическая практика (классное руководство)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Уровень 1
знать методы социального взаимодействия;

уметь применять принципы социального взаимодействия;

владеть практическими навыками социального взаимодействия.

ИД-2.УК-3: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Уровень 1
знать виды ресурсов (личностных, ситуативных, временных и т.д.) и их пределы, необходимые для успешного выполнения порученной работы; принципы и методы саморазвития и самообразования;

уметь выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

владеть способностью реализации намеченных целей деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-1.УК-6: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.
 
Уровень 1
знать принципы и методы управления временем;

уметь оптимально управлять своим временем для саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

владеть навыками приобретения новых знаний и навыков; оптимального управления своим временем для саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1.Социально-психологический тренинг  как методом практической психологии
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.1
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии

Цель, задачи тренинга. Структура тренинга. Особенности тренинговой группы.

Личность ведущего тренинга.

/Лек/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Тема: Личность ведущего тренинговой группы.

Имидж ведущего, его роли, принципы работы. Стили руководства группой.

Практическое тренинговое занЯтие на знакомство и сплочение. /Пр/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Тренинг
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии

Составить конспект тренингового занятия на знакомство или сплочение группы. /Ср/

2,7
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Тема 2. Индивидуально-психологические особенности в формировании позитивного социального портрета
 
2.1
Индивидуально-психологические особенности в формировании позитивного социального портрета.  /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Тема: Ведущие каналы восприятия мира.

План

1. Репрезентативная система.

2. Самоидентификация в формировании позитивного социального портрета

3. Практическое тренинговое занятие. /Пр/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
круглый стол
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Индивидуально-психологические особенности в формировании позитивного социального портрета

Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Тема 3.Социальная компетентность как условие формирования позитивного социального портрета
 
3.1
Тема: Конфликт, причины его возникновения.

План

1. Понятие конфликта.

2. Способы эффективного разрешения конфликтов.

3. Стратегии поведения в конфликте.

4. Профилактика конфликтов.

5. Практическое тренинговое занятие. /Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Буклет
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Социальная компетентность как условие формирования позитивного социального портрета

Составить конспект тренингового занятия по профилактике конфликта в коллективе.

/Ср/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Тема 4. Социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.1
Социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию

Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5.  Тема 5. Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности
 
5.1
Тема: Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности

План

1. Практическое тренинговое занятие /Пр/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
тренинг
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности

Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/

2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.3
Психологическая устойчивость в профессиональной деятельност /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Социально-психологический тренинг.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, тренингового занятия и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль.

1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или

общественно-политическую проблему называется…

а) докладом

б) сообщением

в) отчетом

г) беседой

2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего

– это…

а) взаимодействие

б) ситуация

в) восприятие

г) событие

3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…

а) если руководитель и подчиненный родственники

б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго

деловая

в) если руководитель значительно старше по возрасту

г) уместно во всех перечисленных ситуациях

19

4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать

темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ

личной сферы)?

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима симпатии

г) максима скромности

5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по

этикету?

а) «Мужчина, вы выходите?»

б) «Девушка, вы выходите?»

в) «Извините, вы выходите?»

г) «Мужик, ты выходишь?»

6. Цель дискуссии

а) победить, используя любые средства

б) победить, используя только корректные приемы

в) достичь истины, используя только корректные приемы

г) у дискуссии нет цели

7. К какому роду публичной речи относится поздравительная речь?

а) к социально-политическому красноречию

б) к социально-бытовому красноречию

в) к академическому красноречию

г) к судебному красноречию

8. В спорте выделяют:

+ А. Инвалидный, массовый, детский, юношеский, высших достижений.

Б. Олимпийский, дворовый, любительский.

В. Любительский, профессиональный, массовый.

9. Спорт это:

А. Диета, упражнения, правильное дыхание.

Б. Физические упражнения и тренировки.

+ В. Диета, упражнения, правильное дыхание. Деятельность, проводимая в соответствии с некоторыми правилами, состоящая в честном сопоставлении сил и способностей участников.

10. Отличительным признаком физической культуры является:

+ А. Правильно организованный и воспроизводимый алгоритм движений.

Б. Использование природных сил для восстановления организма.

В. Стабильно высокие результаты, получаемые на тренировках.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга.

, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 1.

Тест 1.

1. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:

1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе

2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов

3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия

4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания

2. Термин «групповая динамика» обычно используется для:

1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов

2. Объяснения происходящих в группе процессов

3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе

4. Все сказанное

5. Сказанное в пп. 1 и 2

3. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:

1. Задачи и цели группы

2. Групповые нормы

3. Систему поощрений и наказаний

4. Структурно-ролевые характеристики группы

5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения

6. Проекции прошлого опыта

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
7. Формирование подгрупп

8. Фазы развития группы

4. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:

1. Ориентировки и зависимости

2. Напряжения и агрессии

3. Полураспада

4. Формирования рабочей группы

5. Рабочей группы

5. Обычно в цели социально-психологического тренинга НЕ входит:

1. Развитие базового доверия

2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями

3. Освоение членами группы новых моделей поведения

4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем

6. Какие типы руководителей групп наиболее эффективны:

1. Либеральные руководители и личностно-нейтральные лидеры

2. Командиры и опекуны

3. Стимуляторы, социальные инженеры, опекуны

4. Социальные инженеры и командиры

7. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм:

1. Дисциплинирует участников

2. Повышает авторитет терапевта

3. Направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе

4. Блокирует реакции переноса

8. Понятие норм групповой работы лучше всего описывается утверждением:

1. Проецируемые на работу группы и тем самым способствующие социальной адаптации ее членов

существующие в обществе поведенческие нормы

2. Вводимая тренером система правил поведения в группе и санкций за их нарушение

3. Вырабатываемые группой конкретные правила поведения, направленные прежде всего на обеспечение

психологической безопасности в группе

4. Система поведенческих ограничений, обеспечивающих лидерство тренера и результативность применяемых

им методов

9. В предложенную Р. Шиндлером классификацию основных ролей в группе НЕ входит:

1. Альфа — лидер

2. Бета — эксперт

3. Гамма — член конформистского большинства

4. Омега — аусайдер

5. Тета — шизофреник

10. Что из перечисленного НЕ является активно действующим фактором в социально-психологическом тренинге:

1. Групповая динамика

2. Структура характера каждого из членов группы

3. Групповые нормы

4. Социальные роли

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2.

Тест 1.

1. На начальной фазе социально-психологического тренинга члены группы

обычно:

1. Стремятся быть принятыми тренером

2. Стремятся к независимости от группы

3. Стремятся к независимости от тренера

4. Стремятся быть принятыми группой

5. Объединяются для конфронтации с тренером

2. При переживании угрозы со стороны группы участники скорее всего будут реагировать:

1. Бороться за власть

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2. Давать полезные обратные связи

3. Реагировать в защитной манере

4. Использовать интеллектуализацию

3. Конфронтация в социально-психологическом тренинге понимается как:

1. Конфликт позиций и мнений членов групп

2. Противопоставление позиций и мнений психотерапевта и группы

3. Открытая встреча членов группы с самими собой

4. Способ борьбы за власть

4. Значение конфронтации для социально-психологического тренинга описывается утверждением:

1. Это то, чего следует всячески избегать

2. Один из ведущих механизмов

3. Следствие низкой квалификации психолога-тренера

4. Неизбежный артефакт

5. Ведущее средство конфронтации в социально-психологическом тренинге:

1. Критика и самокритика

2. Стимуляция психотерапевтом

3. Обратные связи между членами группы

4. Работа с коллективным бессознательным

6. Синонимами групповой дискуссии являются все термины, КРОМЕ:

1. Свободная дискуссия

2. «Мозговой штурм»

3. Неструктурированная дискуссия

4. Открытая дискуссия

5. Обсуждение

7. Какое из утверждений лучше характеризует молчание в группе:

1. Представляет собой проблемную ситуацию

2. Может вызывать негативные чувства

3. Полезно как средство оптимизации уровня напряжения

4. Продуктивно, если после него участники обсуждают свои чувства в этот период

5. Слишком длительное молчание может снизить групповое напряжение

6. Все сказанное

8. Власть и конфликт в группе тесно связаны между собой. Какое из утверждений лучше других описывает конфликтогенную ситуацию:

1. Участник, обладающий достаточной властью, хочет заставить других сделать что-то

2. Участник хочет заставить других сделать что-то, чего они не хотят, но не обладает необходимой для этого властью

3. Участник, не обладающий необходимой властью, хочет заставить других сделать что-то, против чего у них нет возражений

4. Участник хочет от других чего-то, что они сами хотят, и обладает необходимой властью

9. Какое из утверждений лучше других описывает задачи группы встреч:

1. Оптимизация когнитивных карт участников

2. Психодинамический анализ социального поведения

3. Психологическая коррекция и оптимизация межличностного общения

4. Личностный рост

10. В рационально-эмотивных и когнитивно-поведенческих группах внимание уделяется больше мыслям, чем чувствам. Это помогает участникам осознать:

1. Самоотрицание

2. Защиты

3. Стремление говорить о себе

4. Депрессию

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Оценочное средство Тренинговое занятие

Тематика тренингового занятия

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. Тренинговое занятие-знакомство № 1

2. Тренинговое занятие-знакомство № 2

3. Психологическая лаборатория № 1 (самопрезентация, самопознание)

4. Психологическая лаборатория № 2 (самопрезентация, самопознание)

5. Тренинговое занятие на развитие социальной компетентности

6. Тренинговое занятие на развитие сплоченности

7. Тренинговое занятие на развитие социально-психологической устойчивости к культурному многообразию

8. Тренинговое занятие по формированию позитивного мировосприятия

9. Тренинговое занятие по формированию стрессоустойчивости

СТРУКТУРА конспекта тренингового занятия

1. Тема

2. Цель

3. Задачи

4. Участники

5. Место

6. Материалы

7. Ход занятия (упражнения)

(Разминка,  Основной этап,  Заключительный этап)

8. Выводы и самоанализ

Критерии оценки:

«Зачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Показал умение самостоятельно работать в процессе подбора упражнений.

Занятие проведено. Цель занятия достигнута. Студент продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Ориентировался  в созданной обстановке работы, вызвал активность у каждого члена группы. Получил положительные отзывы у участников занятия. Показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

«Незачтено»:  конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Имеются значительные замечания руководителя.

Занятие проведено. Студент не продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Не достаточно ориентировался  в созданной обстановке работы, не вызвал активность у каждого члена группы. Получил отрицательные отзывы у участников занятия. Не показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы при реализации дисциплины не предусмотрены.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:

1. Социально-психологический тренинг как форма организации совместной работы

2. Психологические особенности тренинговой группы.

3. Цели и задачи тренинговой группы.

4. Преимущества групповой формы психологической работы.

5. Групповые нормы.

6. Ролевые позиции в группе.

7. Личность ведущего тренинговой группы.

8. Имидж ведущего, его роли, принципы работы

9. Стили руководства группой.

10. Ведущие каналы восприятия мира. Репрезентативная система.

11. Характер.

12. Темперамент.

13. Самоидентификация в формировании позитивного социального портрета.

14. Общение в жизни современного человека.

15. Стороны общения.

16. Виды общения.

17. Вербальное общение.

18. Невербальное общение.

19. Точность межличностного восприятия.

20. Эмпатия.

21. Конфликт, причины его возникновения.

22. Эффективное разрешение конфликтов.

23. Стратегии поведения в конфликте. Принятие коллективных решений

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
24. Толерантность. Роль толерантности в современном обществе.

25. Толерантная личность. Интолерантная личность.

26. Стереотипы межэтнического восприятия.

27. Психология стресса. Стресс, его виды, причины.

28. Стрессоустойчивость.

29. Эмоциональное выгорание.

30. Сохранение психического здоровья. Медитация. Релаксация.

31. Арт-терапия, ее виды.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

- "Зачтено", повышенный уровень: строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Марасанов Г.И.
Социально-психологический тренинг: учебное пособие
Москва: Когито-Центр, 2019
https://www.iprbookshop.ru/88390.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сазонова О.К., Остапович О.В., Лизунова [и др.] Г.Ю.
Интерактивные формы организации учебных занятий в вузе: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=33:interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnykh-zanyatij-v-vuze&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л2.2
Куликова Т. И.
Психологические тренинги: учебное пособие
Тула: ТГПУ, 2013
https://e.lanbook.com/book/101522
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
тренинговое занятие
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
205 А1
Лаборатория психолого-педагогического образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Экран на штативе. Шкафы
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
212 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к тестированию

Задания в тестовой форме – это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Социально-психологический тренинг — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.

СТРУКТУРА конспекта тренингового занятия

1. Тема

2. Цель

3. Задачи

4. Участники

5. Место

6. Материалы

7. Ход занятия (упражнения)

№ упражнение содержание

Разминка

1

2…

Основной этап

1

2..

Заключительный этап

1

2…

8. Выводы и самоанализ

Критерии оценки:

«Зачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Показал умение самостоятельно работать в процессе подбора упражнений.

Занятие проведено. Цель занятия достигнута. Студент продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Ориентировался  в созданной обстановке работы, вызвал активность у каждого члена группы. Получил положительные отзывы у участников занятия. Показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

«Незачтено»:  конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Имеются значительные замечания руководителя.

Занятие проведено. Студент не продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Не достаточно ориентировался  в созданной обстановке работы, не вызвал активность у каждого члена группы. Получил отрицательные отзывы у участников занятия. Не показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Методические рекомендации по подготовке ПРЕЗЕНТАЦИИ

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.