(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- сформировать представления о профессиональных компетенциях и личностных качествах воспитателя, вожатого;
- способствовать овладению содержанием и различными формами и методами досуговой, оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;
- сформировать умения, необходимые для создания, развития и организации деятельности
детского коллектива в образовательной организации;
- содействовать формированию способности осуществлять социальное взаимодействие и
реализовывать свою роль в команде.
умеет работать в команде, проявляет лидерские качества и умения;
владеет лидерскими качествами и умениями;
умеет создавать условия для организации речевого и социального взаимодействия с участниками образовательных отношений;
владеет технологиями речевого и социального взаимодействия с участниками образовательных отношений;
умеет создавать условия для социального взаимодействия в условиях командной работы;
владеет технологиямисоциального взаимодействия в условиях командной работы;
умеет создавать условия для развития у обучающихся духовно-нравственных ценностей и нрауственного поведения в профессиональной деятельности;
владеет технологиями организации развития у обучающихся духовно-нравственных ценностей и нрауственного поведения в профессиональной деятельности;
умеет формировать у обучающихся гражданской позиции и общей культуры на основе базовых национальных ценностей;
владеет технологиями формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде;
умеет организовывать различные виды внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), коллективные творческие дела, экскурсии и другие мероприятия;
владеет способами, методами и формами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка и мероприятий;
ции
ракт.
законодательства в сфере
образования и организации отдыха
и оздоровления детей".
1. Конвенция ООН о правах
ребенка и другие правовые акты.
2. Сфера профессиональной
деятельности вожатого.
Правовые аспекты деятельности
вожатого. 3. Правовые основы
информационной деятельности.
4. Правовые аспекты организации
детского отдыха.
5. Сайты лагерей и детских
центров, иные информационные
ресурсы для вожатых.
6. Информационная безопасность.
7. Безопасность в социальных сетях /Лек/
1. Опыт
деятельности
Всероссийских
и
Международных
детских центров. История создания и актуализация опыта
деятельности
Всероссийских
детских
центров
«Орленок»,
«Океан», «Смена», международного детского центра «Артек».
2. Современная
специфика
деятельности
Всероссийских
детских
центров
«Орлёнок»,
«Океан»,
«Смена»,
Международного
детского
центра
«Артек».
Орлятские
традиции, методика инициации. профильные смены в лагере. /Ср/
Интерактивная площадка по обмену опытом работы влжатого в различных ВДЦ.
Презентация групповых проектов, характеризующих традции и современный опыт работы вожатого в МДЦ "Артек", ВДЦ "Океан", "Орленок", "Смена".
2. Презентация лонгрида "Я - вожатый - ......" /Пр/
временного детского коллектива и
управление им".
1. Понятие временного детского коллектива,
его
признаки,
структура,
проблемы
и
особенности
социализации.
2. Методика формирования временного детского коллектива
и управление им.
3. Психолого-педагогические
принципы
формирования, условия и динамика развития.
/Лек/
1. Характеристика периодов смены.
2. Основные цель, задачи и содержание
деятельности
вожатого
в
каждом
периоде
смены.
3. Инструментарий вожатого в работе с отрядом в каждом периоде
смены.
4.
Методика
планирования
жизнедеятельности
временного
детского
коллектива.
5. Детское самоуправление в лагере. /Лек/
разными категориями детей.
Организация и проведение выставки.
Возрастные особенности детей".
1. Возрастные особенности детей.
Вожатый должен помнить, что готовых
рецептов для решения педагогических
ситуаций нет, но есть некоторые
закономерности, зная которые, можно
найти свой, наиболее удачный выход,
свое решение. Знание возрастных
особенностей детей и подростков,
характеристик физического развития,
особенностей их поведения в том или
ином возрасте поможет в процессе
воспитательной деятельности.
Раскройте возрастные особенности
детей:
- развитие детей младшего возраста (6-8
лет);
- развитие детей среднего возраста (9 -
11 лет);
- развитие подростков (12 - 14 лет);
- развитие старших подростков (14 - 16
лет).
Используйте следующий алгоритм:
- физический рост и развитие;
- особенности поведения;
- советы вожатому.
2. Какие же ситуации ожидают вожатого
в детском оздоровительном лагере,
которые можно спрогнозировать еще до
отъезда в него?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ. Приведите
примеры возможных ситуаций и пути
их решения вожатым для каждого
возраста.
Прогнозируемые ситуации Варианты
решения
Проблемы детей младшего возраста
Проблемы детей среднего возраста
Проблемы детей-подростков
3. Игра «Нестандартные ситуации в
лагере» /Пр/
1. Разработайте и иллюстрируйте
традиции и законы отряда (не менее 10).
2. Разработайте и иллюстрируйте
традиции и законы отряда в стихах (не
менее 5).
3. Разработайте и иллюстрируйте
режим дня в стихах для детей разного
возраста.
4. Разработайте варианты подъема:
- музыкальный
- с веселой речевкой
- придумать индивидуальный сигнал
подъем /Ср/
моментов в ДОЛ»
Организуем и проводим режимные моменты в ДОЛ.
1. Раскройте содержание организации
режимных моментов в ДОЛ в обзорной
презентации:
- режим дня (понятие, положительные и
отрицательные стороны, приведите
примеры режимов дня в ДОЛ);
- подъем (приведите примеры, как
можно организовать подъем детей);
- зарядка (содержание, как строится
комплекс зарядки, требования к
проведению, критерии успешности);
- самообслуживание;
- организация питания;
- тихий час;
- свободное время;
- отбой.
2. Единые педагогические требования в
ДОЛ.
/Пр/
1.
Методика и технология
подготовки и проведения
коллективного творческого дела.
2. Организация и проведение
массовых мероприятий.
Организация дискуссионных
мероприятий. 3. Организация и
проведение линеек.
4. Игротехника. 5. Проектная
деятельность. 6. Игры с
использованием информационных
технологий /Лек/
1. 1. Понятие КТД, его признаки, виды
КТД.
2. 1 этап "Опыт".
2 этап "Вариации".
3 этап "Идеи" (или "Защита идей"). /Пр/
Малые формы КТД для младшего
возраста (не менее 5).
Малые формы КТД для среднего
возраста (не менее 5).
Малые формы КТД для старшего
возраста (не менее 5).
Назовите варианты КТД различной
направленности:
Направленность КТД Названия
Познавательные
Нравственные
Творческие
Спортивные
Экологические
Развлекательные
Трудовые
Разработайте КТД для трёх групп
возрастов: 7 – 10, 11 – 13, 14 – 16 лет
(конспекты КТД). /Ср/
Организцем и проводим отрядный огонек.
1. «Отрядный огонек»: понятие и
содержание.
2. Виды «огоньков»: знакомства,
аналитический, конфликтный,
тематический, прощания, «Огонек» –
анализ дня (вечерний «огонек»),
«Огонек» – анализ дела.
3. Условия, необходимые для
проведения «огонька».
4. Правила и традиции проведения
«огонька». Требования к проведению
«огонька». Схема построения
«огонька».
/Пр/
1. Подготовьте примеры различных
видов огоньков (на каждый вид огонька
три примера, оформите его в формате
PDF). Проведите один из предложенных
огоньков в группе.
Форма отчета: примеры «огоньков» в
формате PDF
2. Идеи для проведения «огоньков»
Идеи для проведения «огонька»
знакомства
Идеи для проведения «огонька»-анализа
Идеи для проведения тематических
«огоньков»
Идеи для «огоньков» заключительного
периода
Форма отчета: письменный ответ
3. Найдите и оформите легенды,
которые вы можете использовать в
работе вожатого (не менее 5 легенд).
Форма отчета: творческое оформление
/Ср/
1. Изучите основы информационномедийного сопровождения
деятельности вожатого
(http://www.ulspu.ru/upload/img/medialibr
ary/dcc/informatsionno_mediynoesoprovozhdenie-vozhatskoydeyatelnosti.pdf) и подберите 5
видеороликов для обсуждения с
детским коллективом (возраст на
выбор).
КОММЕНТАРИЙ: СОСТАВЬТЕ ПЛАН
ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
ВИДЕОРОЛИКОВ
2. Игры с использованием
информационных технологий.
Фотокросс, фотоохота, qr-кодирование в
маршрутных играх и квестах в
пространстве образовательной
организации, микрорайона, района,
города, детского оздоровительного
лагеря.
/Пр/
уголка"
Организация и проведение мастер-класса по оформление отрядного уголка /Пр/
Подготовка материала для отрядного уголака /Ср/
жизнедеятельности в детском лагере".
Темы проектов:
«Безопасная
транспортировка детей», «Факторы
риска на водоеме, в лесу, в горах: что
важно учитывать при организации
летнего отдыха?» /Пр/
Организация и проведение игрового квеста /Пр/
Подготовка сценария, необходимого материала квеста /Ср/
"Секретные материалы"
"Летнее приключение"
"Один день в школе чародейства и мастерства"
«Путешествие в Хогвартс».
Проектное задание. «Сценарий мероприятия для определенной
возрастной группы воспитанников».
Цель: реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и
т.п.).
Общие требования: разработать сценарий (конспект) творческого,
спортивного, дискуссионного или массового шоу-мероприятия (по выбору) и
подобрать к нему необходимый дидактический материал.
Алгоритм работы:
1. Выбор темы. Постановка целей, задач.
2. Работа в/с информационным пространством.
3. Конструирование практических задач и заданий.
4. Анализ и интерпретация результатов.
5. Подготовка презентации.
6. Защита проекта.
/Ср/
культура вожатого".
Защита итогового проекта "Современный вожатый - ...." /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач (кейсы), рюкзачка вожатого и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету
1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему называется…
Выберите один ответ:
а) докладом
б) сообщением
в) отчетом
г) беседой
2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это…
Выберите один ответ:
а) взаимодействие
б) ситуация
в) восприятие
г) событие
3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…
Выберите один ответ:
а) если руководитель и подчиненный родственники
б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая
в) если руководитель значительно старше по возрасту
г) уместно во всех перечисленных ситуациях
4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ личной сферы)? Выберите один ответ:а) максима великодушия
б) максима такта
в) максима симпатии
г) максима скромности
5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по этикету? Выберите один ответ:а) «Мужчина, вы выходите?»
б) «Девушка, вы выходите?»
в) «Извините, вы выходите?»
г) «Мужик, ты выходишь?»
6. Цель дискуссии
Выберите один ответ:
а) победить, используя любые средства
б) победить, используя только корректные приемы
в) достичь истины, используя только корректные приемы
г) у дискуссии нет цели
7. К какому роду публичной речи относится поздравительная речь?
Выберите один ответ:
а) к социально-политическому красноречию
б) к социально-бытовому красноречию
в) к академическому красноречию
8. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:
Выберите один ответ:
1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе
2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов
3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия
4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания
9. Термин «групповая динамика» обычно используется для:
Выберите один ответ:
1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов
2. Объяснения происходящих в группе процессов
3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе
4. Все сказанное
5. Сказанное в пп. 1 и 2
10. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:
Выберите один ответ:
1. Задачи и цели группы
2. Групповые нормы
3. Систему поощрений и наказаний
4. Структурно-ролевые характеристики группы
5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения
6. Проекции прошлого опыта
7. Формирование подгрупп
8. Фазы развития группы
Критерии оценки:
Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "зачтено" (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
Оценка "зачтено" (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Примерные тесты для текущего контроля 1
1. Как в нормативных документах определяется понятие «детский лагерь»?
Выберите один ответ:
а) организация отдыха и оздоровления для детей и подростков
б) учреждение отдыха и оздоровления детей и подростков
в) организация отдыха и оздоровления детей и подростков
г) организация отдыха и оздоровления детей и молодежи
2. Основная цель создания детских оздоровительных лагерей
Выберите один ответ:а) обеспечение воспитания детей и подростков в период каникул
б) обеспечение прав граждан на полноценный развивающий отдых детей и подростков
в) обеспечение содержательного отдыха детей и подростков
г) обеспечение педагогического сопровождения каникулярного времени детей и подрост-ков
3. Какова задача вожатого при «созидательном» подходе организации деятельности в лагере?
Выберите один ответ:а) организовывать и руководить деятельностью отряда
б) предлагать и советовать ребенку виды деятельности
в) рекомендовать виды деятельности и управлять отрядом
г) вдохновлять и помогать в рождении и осуществлении замыслов
4. Составляющие содержательной стороны летнего отдыха школьников
Выберите один ответ:
а) отдых и оздоровление
б) оздоровление и развитие
в) оздоровление и социализация
г) оздоровление и образование
5. В понятие «оздоровление» (по ФЗ «О государственной поддержке системы детского и семейного отдыха») НЕ входит:
Выберите один ответ:
а) развитие творческого потенциала личности
б) профилактика заболеваний
в) соблюдение режима дня
г) формирование навыков здорового образа жизни
6. Педагог оздоровительного лагеря ИМЕЕТ ПРАВО:
Выберите один ответ:
б) разрешить беседовать родителям с ребенком на территории отряда;
в) разрешить встречу ребенка с родителями в корпусе отряда;
г) отпускать ребенка с родителями с территории оздоровительного лагеря.
7. Педагогу оздоровительного лагеря ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Выберите один ответ:
а) играть с детьми в шумные игры;
б) проводить экскурсии по территории оздоровительного лагеря;
в) принимать участие в дискотеке;
г) устраивать праздник Нептуна;
д) самостоятельно проводить купание в разрешенных местах.
8. Педагогу оздоровительного лагеря РАЗРЕШАЕТСЯ:
Выберите один ответ:
а) оставлять детей без присмотра в любое время дня и ночи;
б) отдыхать в тихий час;
в) выходить за пределы оздоровительного лагеря без разрешения администрации лагеря;
г) организовывать зарядку для отряда;
д) приводить на территорию оздоровительного лагеря посторонних людей.
9. Дневная норма физической нагрузки для детей 8-9 лет не должна превышать:
Выберите один ответ:
а) 1 ч.
б) 1,5 ч.
в) 2 ч.
г) 3ч.
10. Купание в реке, водоеме, море, бассейне проводится в присутствии:
Выберите один ответ:
а) педагогов отряда, директора оздоровительного лагеря (или старшего вожатого);
б) педагогов отряда, медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию;
в) директора оздоровительного лагеря (или старшего вожатого), педагогов отряда, меди-цинского работника, инструкторов
по физкультуре и плаванию;
г) педагогов отряда, инструкторов по физкультуре и плаванию.
Критерии оценки:
Критерии оценки:
Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "зачтено" (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
Оценка "зачтено" (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Примерные тесты для текущего контроля 2
1. К педагогической работе в оздоровительном лагере НЕ ДОПУСКАЮТСЯ лица:
Выберите один ответ:
а) не достигшие 18 лет;
б) в возрасте 18 лет;
в) не достигшие 21 года;
г) старше 35 лет.
2. Беседуя с родителями перед отъездом детей в оздоровительный лагерь, педагог дол-жен узнать:
Выберите один ответ:
а) о здоровье;
б) о друзьях;
в) о привычках;
г) о доходах семьи.
3. Беседуя с родителями детей в родительский день, педагог расскажет им:
Выберите один ответ:
а) о неудачах ребенка;
б) о маленьких победах ребенка;
в) о дружбе с мальчиком (с девочкой);
г) об отношениях с педагогом.
4. Педагог оздоровительного лагеря ДОЛЖЕН ЗНАТЬ о месте нахождения детей:
Выберите один ответ:
а) в течение дня;
б) ночью;
г) в любое время суток.
5. Банный день в оздоровительном лагере должен проводиться:
Выберите один ответ:
а) один раз в смену;
б) один раз в две недели;
в) один раз в десять дней;
г) один раз в семь дней.
6. Оздоровительные лагеря комплектуются с учетом возраста детей в отряды:
Выберите один ответ:
а) не более 25 человек (6-9 лет);
б) не более 30 человек (6-9 лет).
в) не более 30 человек (10-14 лет);
г) не более 40 человек (10-14 лет).
7. Во время дежурства в столовой детям ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Выберите один ответ:
а) уборка со столов;
б) раздача горячей пищи;
в) резка хлеба на хлеборезке;
г) раздача штучных продуктов.
8. Педагог считается принятым на работу если:
Выберите один ответ:
а) оформляется приказ, приказ объявляется работнику под роспись;
б) заключается трудовой договор, оформляется приказ, приказ объявляется работнику под роспись;
в) заключается трудовой договор, независимо от того, был ли прием на работу оформлен приказом;
г) есть фактическое допущение вожатого к работе с детьми с последующим оформлением документов.
9. Основанием для прекращения трудового договора со стороны работодателя может быть:
Выберите один ответ:
а) нарушение законодательства о труде
б) временная (непродолжительная) нетрудоспособность педагога;
в) отсутствие педагога на работе в течение рабочего дня (прогул);
г) несоответствие работника занимаемой должности;
д) систематическое невыполнение педагогом без уважительных причин обязанностей, если раньше применялись меры
дисциплинарного взыскания;
е) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального по-ступка, несовместимого с
продолжением данной работы.
10. Согласно ТК РФ работнику предоставляются выходные дни:
Выберите один ответ:
а) один день при 6-дневной рабочей неделе;
б) два дня при 6-дневной рабочей неделе;
в) один день при 5-дневной рабочей неделе;
б) два дня при 5-дневной рабочей неделе.
Критерии оценки:
Критерии оценки:
Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "зачтено" (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
Оценка "зачтено" (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Практико-ориентированные задания - учебная педагогическая задача, содержащая в себе описание «живой» педагогической ситуации, которую необходимо решить с помощью имеющихся педагогических знаний и опыта.
1. Составьте десять утверждений, начинающихся словами: «Хороший вожатый – это тот, кто…».
2. Как правило, до детского оздоровительного лагеря Вы добираетесь в стройной колонне автобусов с милицейским сопровождением. Для вожатого это удачный момент познакомиться с ребятами. Как лучше это
сделать?
3. В день заезда вожатый принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Как избавиться от чувства страха, но не потерять чувства ответственности?
4. Каждому сообществу нужны определенные правила совместного проживания. Предложите правила, в соответствии с которыми дети должны научиться жить в коллективе. Объясните, почему Вы каждое из
них предлагаете?
Приказания
Распределение и стимулирование
Участие в принятии решений
Передача полномочий
Заполнив таблицу, попробуйте ответить на следующие вопросы: Почему важны эти правила? Справедливы ли они? Кто их может составлять и почему? К каким последствиям приведет нарушение правил?
5. В менеджменте считается, что оптимальным для организационного периода является авторитарный стиль коллективного руководства. Как Вы относитесь к такому утверждению и почему?
6. На каких стадиях развития коллектива вожатые используют методы приказания, стимулирования, передачу полномочий. Заполните таблицу:
Методы управления Стадии развития коллектива
Приказания
Распределение и стимулирование
Участие в принятии решений
Передача полномочий
7. Запишите варианты коллективного творческого дела различной направленности:
Направленность КТД Названия
Интеллектуальные
Нравственные
Творческие
Спортивные
Занимательные
Экологические
Правовые
Развлекательные
Познавательные
8. «Клиповое мышление»: опасно ли оно для развития личности ребенка? Разработайте план беседы по данной проблеме с учетом возрастных особенностей детей.
9. Часто у вожатых появляется ощущение, что детям ничего не интересно. Что можно посоветовать такому вожатому? Как помочь ребенку осознать и признать собственные ошибки?
10. Предложите варианты признания собственных ошибок вожатым.
11. Иногда в лагере встает проблема дедовщины: в отряде между «новенькими» и «старенькими», во взаимоотношениях между «новенькими» и «старенькими» вожатыми. Как перешагнуть барьер подчинения и не
испортить отношения между детьми и коллегами?
12. Участие в дискуссии на темы:
Особенности работы вожатого с воспитанниками разных возрастных
отрядов.
Принципы работы с разновозрастным детским коллективом в летнем лагере
или детском общественном объединении.
Конфликты в детском коллективе, способы их разрешения.
Образ развивающегося ребенка с позиции социально-значимых ценностей
Критерии оценивания:
Критерии Оценка
Требование не выполнено Требование выполнено
Не зачтено Зачтено
Аргументированность позиции, основанная на знании материала 0 1
Умении логически мыслить, делать выводы 0 1
Учёт возрастных психологических особенностей детского коллектива 0 2 балла
Владение категориальным аппаратом 0 1
Максимальный балл: 5 баллов
1. Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России.
2. Коллективное творческое дело как психолого-педагогический инструмент коммунарской методики. Воспитательные возможности, виды, формы коллективного творческого дела. Методика и технология подготовки и проведения
3. Опыт деятельности Всероссийских и международных детских центров. Орлятские традиции, методика инициации.
4. Современные традиции развития вожатской деятельности.
5. Российское движение школьников. Направления и содержание деятельности Российского движения школьников.
6. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Права и обязанности вожатого.
7. Правовые аспекты информационной деятельности. Законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Защита персональных данных. Основы информационной безопасности.
8. Конфликты в детском коллективе. Специфика межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на разных возрастных этапах.
9. Работа вожатого с одаренными детьми. Понятия способности и одаренность. Типы одаренности. Социальная одаренность.
10. Работа вожатого с детьми, находившимися в трудной жизненной ситуации. Понятие трудной жизненной ситуации.
11. Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
12. Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива.
13. Психолого-педагогическое сопровождение целеполагания, планирования, реализации и анализа деятельности детского общественного объединения.
14. Методика формирования временного детского коллектива и управление им. Понятие временного детского коллектива, его признаки, структура, проблемы и особенности социализации, взаимодействия в детском коллективе.
15. Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Гендерный аспект общения. Основные цель, задачи и содержание деятельности вожатого в каждом периоде смены.
16. План-сетка как стратегия и тактика работы с отрядом. Основные принципы построения плана-сетки. Методика планирования жизнедеятельности временного детского коллектива.
17. Организация и проведение массовых мероприятий. Классификация массовых мероприятий. Этапы и алгоритм подготовки и проведения различных массовых мероприятий.
18. Организация и проведение линеек. Методика проведения линеек.
19. Значение Информационно-медийного сопровождения деятельности детского общественного объединения и работы детского оздоровительного лагеря. Различные источники информации. рганизация работы пресс-центра. Издание газеты, журнала, Подготовка радио и телевизионной передачи.
20. Педагогический такт и культура вожатого. Эмоциональная культура и проблема эмоционального выгорания профилактика и преодоление эмоциональных, интеллектуальных и волевых перегрузок.
21. Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами. Позитивное взаимодействие, индивидуальная и коллективная ответственность, стимулирование тесного общения детей, создание условий для формирования навыков полезного социального поведения при организации совместной деятельности.
22. Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка. Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях. Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
23. Техника оказания первой помощи детям при легкой травме, переломах, кровотечениях, солнечных ударах, ожогах, рвоте, сердечно-легочной реанимации, закупорке дыхательных путей, утоплении, электротравме, укусах змей, насекомых, отравлении.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
"Зачтено", повышенный уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.
"Зачтено", базовый уровень: знает основы вожатской деятельности, с незначительными ошибками раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.
"Зачтено", пороговый уровень: не раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, затрудняется ответить на дополнительные вопросы, не занет терминологический аппарат дисциплины.
"Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические рекомендации к тестированию
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается
Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д.,
которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и
управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными. Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий. Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов тестирования с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.
Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе
дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим
образом составленные тесты обученности.
Тестовое задание может быть представлено в одной из следующих стандартизированных форм:
− закрытой (с выбором одного или нескольких ответов);
− открытой;
− на установление соответствия;
− на установление правильной последовательности.
Используемая форма тестового задания определяется содержанием учебного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы в тестовом материале присутствовали задания всех форм. Если же одно и то же задание в различных формах выглядит в равной степени эффективным, рекомендуется выбрать форму, которая менее всего представлена в тесте, а также в которой задание формулируется более кратко и понятно, а вероятность угадывания правильных ответов меньше.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки (тестирование):
Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "зачтено" (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
Оценка "зачтено" (пороговый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Методические указания по решению ситуационных задач
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –оценка.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения
необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных дисциплин. Обязательным элементом задачи является
проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ.
Модель ситуационной задачи:
1. Название задания.
2. Личностно-значимый познавательный вопрос.
3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).
4. Задания на работу с данной информацией.
Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления
действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных результатов.
Показатели и критерии оценивания ситуационной задачи
Критериями для оценивания составленной ситуационной задачи обучающимся являются:
- логичность формулировок заданий к предложенному раздаточному материалу;
- наличие аспекта личной значимости задания;
- профессионально ориентированный характер составленного задания;
- ориентированность составленных заданий на получение продукта.
Оценка «зачтено» (повышенный уровень)
Ситуационная задача составлена с учетом всех вышеперечисленных критериев.
Оценка «зачтено» (базовый уровень)
При составлении задачи не учтен один критерий, либо отмечается недостаточное отражение двух-трех вышеперечисленных критериев.
Оценка «зачтено» (пороговый уровень)
При составлении задачи не учтено два критерия, либо отмечается недостаточное отражение всех вышеперечисленных критериев.
Оценка "незачетно"
Задание не выполнено.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
В системе подготовки студентов университета практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, закладывают и формируют основы квалификации бакалавра. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности студентов.
Практическое занятие – это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:
– подбор вопросов, контролирующих знания на понимание обучающимися теоретического материала, который был
– выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения);
– решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);
– подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;
– распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;
– подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.
Методические рекомендации по разработке учебного проекта
Процесс руководства проектной деятельностью обучающихся колледжа направлен на решение следующих задач:
− выявить у студента способность к сотрудничеству и коммуникации;
− сформировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
− оценить у студента способность и готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в целях обучения и
личностного и (или) профессионального развития;
− определить уровень сформированности у студента способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основные этапы проектной деятельности обучающегося включают:
− выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования;
− обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы;
− составление плана работы и программы деятельности;
− сбор и изучение информации;
− определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту;
− выполнение исследования;
− подготовка Пояснительной записки;
− подготовка презентации;
− защита проекта (представление результатов);
− анализ результатов проведенного исследования.
Студенты самостоятельно выбирают как тему проекта План-график и программа подготовки индивидуального проекта разрабатываются студентом совместно с преподавателем . Учебный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования.
Продуктом проектной деятельности могут стать:
− письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
− художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации;
− материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
− отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Структурными элементами Пояснительной записки учебного проекта являются:
− титульный лист;
− оглавление;
− введение;
− основная часть (теоретическая, практическая, экономическая (при необходимости));
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения (при необходимости).
Показатели и критерии оценивания проекта
− способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий;
− сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
− сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
− сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» (повышенный уровень) ставится при условии абсолютного соблюдения всех вышеперечисленных критериев к написанию и защите
проекта.
Оценка «зачтено» (базовый уровень) ставится при условии соблюдения всех вышеперечисленных критериев к написанию и защите проекта, с незначительными отклонениями в одном из критериев.
Оценка «зачтено» (пороговый уровень) ставится при условии соблюдения вышеперечисленных критериев к написанию и защите проекта, имеющих значительные отклонениями в двух – трех критериях.
Оценка «незачтено» ставится при условии несоблюдения всех вышеперечисленных критериев к написанию и защите проекта, либо отсутствия работы.
Методические указания по подготовке Рюкзачка вожатого
«Рюкзачок вожатого» - это папка, которая содержит методические материалы в рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности».
Содержание «Рюкзачка вожатого»:
1. Презентации: «История возникновения и развития вожатства в России и за рубежом», «История создания и актуализации опыта деятельности Всероссийских детских центров: Орленок, Океан, Артек», Организация режимных моментов в ДОЛ.
Методика предъявления единых педагогических требований», Безопасная транспортировка детей», «Факторы риска на водоеме, в лесу, в горах: что важно учитывать при организации летнего отдыха?».
2. Инфографика «Особенности работы вожатого с разными категориями детей. Возрастные особенности детей».
3. Памятка «Заповеди вожатого».
4. Разработки (конспекты) отрядных мероприятий, дел, игр на каждый период смены (не менее 5 мероприятий различной направленности на каждый период смены).
5. Методическая копилка отрядных «огоньков» на каждый период смены.
6. План-сетка работы вожатого в отряде.
7. Разработки КТД на каждый период смены (по 3 КТД разной направленности на каждый период смены).
8. Методическая копилка малых форм воспитательной работы в отряде: песни, речевки, кричалки, легенды, притчи, игрыминутки, поздравления и пожелания, «сюрпризы» и т. п.
9. Сценарный план творческого воспитательного дела.
10. Конспект игры с использованием информационных технологий.
11. Информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого, подберите 5 видеороликов для обсуждения с детским коллективом.
Критерии оценки
«зачтено», повышенный уровень выставляется студенту, который в срок в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями представил «Рюкзачок вожатого», при этом показал умения осуществлять аналитическую деятельность,
опираясь на психолого-педагогическую теорию, проявил в работе самостоятельность, творческий подход.
«зачтено», пороговый уровень выставляется студенту, который в соответствии с предъявляемыми требованиями представил «Рюкзачок вожатого», показал умения опираться на психолого-педагогическую теорию, проявлял инициативу в работе, но допускал незначительные ошибки, не всегда проявлял самостоятельность и творческий подход.
«незачтено», уровень не сформирован выставляется студенту, который не представил «Рюкзачок вожатого» в соответствии с требованиями в установленный срок.
Методические рекомендации по подготовке материала к проведению деловых игр, учебных дискуссий, разработке сценариев учебных конференций
Организация учебного процесса на основе деловых игр, учебных дискуссии, конференций и т.п. ориентирована на реализацию активного и
интерактивного обучения. В качестве характерных признаков метода выделяют:
– групповую работу обучающихся;
– взаимодействие, активное общение обучающихся в процессе работы;
– вербальное общение как основную форму взаимодействия;
– упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников;
– направленность на достижение учебных целей.
В учебном процессе используются организованные круглые столы, которые проводятся по регламенту и в установленном заранее порядке, они ограничены во времени и замкнуты в пространстве. По типу участия (по форме проведения) различаются командные (дебаты), групповые (круглый стол), парные дискуссии.
Этапы круглого стола:
1. Подготовка . Определение темы (предмета) обсуждения, цели, которую преследуют его участники; выборы ведущего, распределение
ролей. Принятие повестки дня, определение последовательности вопросов, вынесенных на обсуждение.
Выбор темы – это одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед учебной группой. Любая тема может быть предметом обсуждения. При выборе темы следует руководствоваться следующими критериями:
– желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные
демография, образование, экономика и др.);
– тема может быть связана с научными интересами обучающихся, с их курсовыми и дипломными работами;
– тема должна находиться в сфере компетентности участников. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы участников и является
залогом активного обмена мнениями;
2. Проведение круглого стола. Выступления участников, прения. Обсуждение проекта решения, принятие итогового документа.
3. Подведение итогов. Обсуждение и оценка проведённого круглого стола. Замечания по ведению собрания, оценка роли ведущего, определение вклада
каждого участника в ход круглого стола. Планирование дальнейших действий. При обсуждении итогов важно обратить внимание как на форму
(структуру), так и на содержание (риторику). Учитывать можно следующие аспекты:
– Структура : наличие действительных разногласий, наличие лидеров команд, управляемость (оценка роли ведущего), соблюдение этапов развития дискуссии, продуктивность дискуссии (принято ли решение, если да, то насколько оно чётко сформулировано).
– Риторика : Интересна ли тема? Насколько компетентны участники в обсуждаемом вопросе? Какие аргументы преобладали? Имелись
ли ссылки на общие истины, общественное мнение, традиции, обычаи, на личный опыт, примеры из жизни? Использовались ли документальные
свидетельства, цитаты из авторитетных изданий, вещественные доказательства? Использовались ли логические операции (определение,
обобщение, сравнение, предположение и т. п.)
Показатели и критерии оценивания подготовки к деловой игре (дискуссии, круглому столу, конференции и т.п.)
Критериями для оценивания подготовки обучающегося к деловой игре (дискуссии, круглому столу, конференции и т.п.) являются:
− соответствие подготовленного материала заявленной теме;
− качество подготовленных материалов:
− групповой характер работы;
− упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников;
− направленность на достижение учебных целей.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» (повышенный уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество подготовленных
материалов предусматривает все вышеперечисленные критерии.
Оценка «зачтено» (базовый уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество подготовленных материалов не отвечает одному из перечисленных критериев.
Оценка «зачтено» (пороговый уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество
подготовленных материалов не отвечает двум-трем перечисленным критериям.
Оценка «незачтено»: обучающийся не подготовил материал
Методические указания по подготовке к зачету
Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
Основные критерии оценки ответа:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы,
-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.
- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.