2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Психология воспитательных практик_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология воспитательных практик
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кудрявцева Е.Ю.
 
 
Психология воспитательных практик
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со знаниями закономерностей развития личности, современных теорий обучения и воспитания, восприятия межкультурного разнообразия общества, организации и интерпретации психологопедагогических исследований. 
1.2
Задачи: - ознакомить с традиционными и современными подходами к системе воспитания;

- сформировать практические навыки и умения в области организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- сформировать умения, развить навыки организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;

- сформировать у студентов навыки организации деятельности в области подготовки и проведения воспитательных мероприятий;

- сформировать у студентов умения, развить навыки регулирования поведения воспитанников для обеспечения безопасной и воспитывающей образовательной среды; реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Психология воспитательных практик» входит в «Модуль  воспитательной деятельности» и относится к обязательной части блока 1  «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).  Для  освоения дисциплины «Психология воспитательных практик» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья»,  «Культура речи и деловое общение», «Психология»,  "Педагогика", "Социально-психологический тренинг"
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дисциплина «Психология воспитательных практик» является основой для
2.2.2
изучения дисциплин предметно-методических модулей, дисциплин: «Технология и
2.2.3
организация воспитательных практик», «Основы вожатской деятельности», а также
2.2.4
прохождения производственной педагогической практики.
2.2.5
Основы вожатской деятельности
2.2.6
Педагогическая вожатская  практика
2.2.7
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.8
Педагогическая практика (классное руководство)
2.2.9
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
Уровень 1
знает принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ, в соответствии стребованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

умеет проектировать диагностируемые цели совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ, в соответствии стребованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

владеет технологиями проектирования диагностируемых целей совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ, в соответствии стребованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

ИД-1.ОПК-3: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
Уровень 1
знает педагогически обоснованные  содержание, формы, методы и приемы организации  совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;

умеет создавать условия для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности 

ИД-2.ОПК-3: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
обучающихся;

владеет технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;

 
Уровень 1
знает психолого-педагогические технологии  (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями;

умеет применять психолого-педагогические технологии  (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями;

владеет психолого-педагогическими технологиями  (в том числе инклюзивными)  необходимыми для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями;

ИД-3.ОПК-3: Знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
Уровень 1
знает концептуальные основы управления учебными группами в процесс обучения и воспитания обучающихся;  структуру  ученических органов  самоуправления;

умеет осуществлять  управление учебными  группами в процессе  обучения и воспитания обучающихся; оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;

владеет технологиями управление учебными группами обучающихся в процесс обучения и воспитания;

ИД-4.ОПК-3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Уровень 1
знает концептуальные основы духовно-нравственных ценностей  личности и модели  нравственного поведения в  профессиональной  деятельности;

умеет создавать условия для развития у обучающихся духовно-нравственных ценностей и нрауственного поведения в профессиональной деятельности;

владеет технологиями организации развития у  обучающихся духовно-нравственных ценностей и нрауственного поведения в профессиональной деятельности;

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
знает способы формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде;

умеет формировать у обучающихся гражданской позиции и общей культуры на основе базовых национальных ценностей;

владеет технологиями формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде;

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уровень 1
знает концептуальные основы отбора и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) с учетом различного контингента обучающихся;

умеет осуществлять обор и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся;

владеет способами и приемами отбора и применения психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся;

ИД-1.ОПК-6: Осуществляет отбор психолого- педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся.
 
Уровень 1
знает технологии и методы индивидуализации обучения, развития, воспитания, формирования системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;

умеет проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;

владеет специальными технологиями и методами, позволяющими проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;

ИД-2.ОПК-6: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
 
Уровень 1
знает психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;

умеет использовать психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;

ИД-3.ОПК-6: Знает психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания.
 
владеет способами применения психолого-педагогических технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания;
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность.
 
Уровень 1
знает воспитательные цели, методы проектирования воспитательной деятельности и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета;

умеет реализовывать методы проектирования воспитательной деятельности и ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета;

владеет технологиями реализации методов проектирования воспитательной деятельности и ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета;

ИД-1.ПК-2: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
Уровень 1
знает технологии и методы взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

умеет оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями. ;

владеет технологиями оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.

ИД-3.ПК-2: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Психосоциальные проблемы взросления в реалиях традиционных воспитательных 
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.1
Тема: "Психология взросления: концепты и феномены"

1. Проблемы воспитания, препятствующие воспроизводству взрослости: мифологичность, асубкультурность, стратификация, аномичность, псевдодеятельность, нерефлексивность.

2. Методологические основы конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления.

3. Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: Встреча – пространственно-временная единица взросления. Диалог – дискурсивная единица взросления. Проба – деятельностная единица взросления. Поступок как акт взросления.

/Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
4
0
Лекция-визуализация
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.2
Тема: "Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления"

1. Показатели взросления и социальной зрелости с позиции зарубежной и отечественной психологии.

2. Психологические характеристики социальных ситуаций взросления: потенциальности, интенциальности, онтологичности, неструктурированности.

/Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
4
0
Лекция-визуализация
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.3
Тема " Воспитательные практики самоуправления в пространстве взросления"

1. Подобрать из средств массовой информации примеры поступков подростков как акта взросления. Обосновать свой выбор.

2. Проведение воспитательной практики «Трибунарий»

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Проведение воспитательной практики "Трибунарий"
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.4
Тема "Психология взросления: концепты и феномены"

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария;

3. Подготовка теоретических вопросов:

Определение сущности взросления в различных теориях (подготовка презентации с аудиовизуальным представлением на одну из предложенных тем):

когнитивной теориями (Ж. Пиаже,) Л. Кольберг: «взросление как развитие нравственных суждений»),

теории идентичности (Э. Эриксон, Д. Левита: «от моратория к обретению идентичности»),

теория поля (К. Левин: «взросление как структурирование и дифференциация жизненного пространства»),

теория ролей (Э. Хофштеттер: «взросление как освоение ролей и новая конфигурация статуса»),

этнографические, культурологические теории (М. Мид, В. Тернер: «взросление как становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре»).

концептуальные положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина

/Ср/

4
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Подготовка презентации с аудиовизуальным представлением на одну из предложенных тем
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.5
Тема:  «Социальная зрелость личности"

Проведение круглого стола на тему «Социальная зрелость личности"

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Круглый стол
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.6
Тема: "Социальная зрелость личности».

1.  Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям.

2. Составление глоссария;

3. Подготовка теоретических вопросов:

1.Понятие социальной зрелости личности.

2. Характеристика показателей взросления

3. Развитие личности в возрасте ранней, средней и поздней зрелости, в пожилом и старческом возрасте

Подготовка выступления с аудиовизуальным представлением на одну из предложенных тем:

«Социальная зрелость через генезис интеллекта (Ж. Пиаже)»;

Обретение социальной зрелости через моральное развитие детей (Л. Кольберг)»;

«Социальное взросление через развитие качеств личности и обретения личностной целостности (Э. Эриксон)»;

«Социальное взросление через преодоление дефектов развития (А. Айхорн)»;

«Социальное взросление через научение неагрессивному поведению (Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон)»;

«Я-концепция как фактор социальной зрелости (А. Маслоу)»;

«Социальная зрелость с позиции отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский, П.Г. Якобсон, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, И.С. Кон, И.Я. Гальперин; А.Н. Леонтьев, А.А. Реан)».

/Ср/

2,5
ИД-3.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 2.  Подростковая субкультура и герменевтика пространства взросления
 
2.1
Тема: "Подростковая субкультура и герменевтика пространства взросления"

1. Феномен подростковой субкультуры. Прогностические функции подростковой субкультуры в комплексе с другими ее функциями: социализирующей и охранозащитной.

2. Подростковая субкультура и герменевтика пространства взросления.

/Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Лекция-визуализация
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.2
Тема: "Феноменология взросления".

1. Типы взросления:

1-й тип: условный план действий – внешняя взрослость;

2-й тип: реальный план действий – внешняя взрослость;

3-й тип: реальный план действий – внутренняя взрослость;

4-й тип: условный план действий – внутренняя взрослость.

Модели отношения к другому.

2. Представления подростков о взрослости.

/Лек/

2
ИД-1.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Лекция-визуализация
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.3
Тема: «Подростковая субкультура за или против?»

Подготовка и проведение групповой дискуссии.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Групповая дискуссия
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.4
Подготовка к групповой дискуссии на тему: «Подростковая субкультура за или против?».

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Изучить теоретические вопросы:

1. Понятие подростковой субкультуры. Характеристики, содержание современных подростковых субкультур.

2. Вовлеченность подростков цифрового поколения в субкультурные сообщества

3. Составление глоссария;

/Ср/

6
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Подготовка к групповой дискуссии на тему: «Подростковая субкультура за или против?»
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 3.  Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления
 
3.1
Тема: "Воспитательные практики нового поколения "

1. Принципы конструирования воспитательных практик.

2. Практики целеполагания в воспитании. Практики воспитательных событий как формы инициирования взросления.

3. Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком

/Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Лекция-визуализация
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.2
Тема: " «Человек рождается для добрых дел"

Проведение групповой дискуссии по  анализу фильма «Чучело».

За неделю учащимся было предложено просмотреть фильм по повести В.К. Железникова Чучело»; попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:

Вопросы для дискуссии:

-  встречались ли вы с  жестокостью подростков?

- можно ли оставлять безнаказанным предательство?

-  каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме  «Чучело»?

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
4
0
Анализ фильма «Чучело». Групповая дискуссия.
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.3
Тема: "Понятие о практиках воспитания. Традиционные воспитательные практики"

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария;

3.  Изучить теоретические вопросы (опорная схема):

1. Охарактеризуйте воспитание как педагогическое явление.

2. Как, по вашему мнению, что самое главное в воспитании?

3.  В чем состоит сущность воспитания?

4. Какими признаками наделено воспитание?

5.  Каково содержание современного воспитания?

6.  В чем состоит творческий характер воспитания?

7.  Принципы конструирования воспитательного процесса.

8.  Кем определяется цель воспитания при авторитарном и гуманистическом подходах?

9. В чем заключаются психосоциальные особенности традиционной постановки целей в воспитании?

10.  Перечислите традиционные практики воспитания.

4. Подготовка к групповой дискуссии по  анализу фильма «Чучело».

/Ср/

3
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-1.ОПК-6
4
0
Опорная схема
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.4
Тема: "Инновационные формы воспитания детей. Возможности ее построения"

Проведение событийной игры «Полеты Питера Пэна».

Цель: конструирование отношений « мир детства –мир взрослости» в событии

/Пр/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Проведение событийной игры «Полеты Питера Пэна»
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.5
Тема: "Инновационные формы воспитания детей. Возможности ее построения"

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария;

3.  Изучить теоретические вопросы (опорная схема):

1.  Дайте характеристику социокультурной среде развития современного детства.

2.  Перечислите факторы, влияющие на глубинные изменения детства.

3.  Охарактеризуйте формы воздействия взрослого мира на мир детства.

4.  Раскройте проблемы формирования новой концепции воспитания детей и юношества.

5. Принцип конструирования воспитательных практик (природосообразность, культуросообразность, свободосообразность).

5.  Какие факторы обуславливают реальное состояние современного детства?

6.  Перечислите инновационные формы воспитания детей.

/Ср/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Опорная схема
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.6
Тема: "Практика педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости ребенком, ее психологические основы"

Работа с видеоконтентом.

Подбор фрагментов фильмов, мультфильмов, демонстрирующих тактику педагогической поддержки на разных этапах взросления (возраст на выбор )

/Пр/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-4
4
0
Работа с видеоконтентом
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.7
Тема: "Практика педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости ребенком, ее психологические основы"

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария;

3. Изучить теоретические вопросы:

1. Перечислите противоречия, решаемые воспитательной практикой педагогической поддержки. Обоснуйте свой ответ.

2. Тактики психолого-педагогической поддержки: Защита, Помощь, Содействие, Договор – проектирование действий Охарактеризуйте их.

3. Дайте характеристику этапам организации воспитательной практики педагогической поддержки. Назовите цели воспитательной практики педагогической поддержки.

4. Педагогическая и психологическая поддержки в развитии личности как её индивидуализации обобщённая модель

/Ср/

4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-6
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.8
Тема: " Воспитательные практики самоуправления"

Проведение деловой игры "Кодекс группы"

/Пр/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ОПК-6
4
0
Деловая игра "Кодекс Группы"
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.9
Тема: "Роль детского коллектива в воспитании личности. Российское движение школьников

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария;

3.  Изучить теоретические вопросы:

1. Понятие детского /ученического

2. Признаки, стадии развития коллектива.

3. Факторы формирования детского коллектива.

4. РДШ.

5. Удовлетворение базовых потребностей в коллективе.

6. Внутригрупповой статус и его влияние на формирование и развитие личностных качеств ребенка как члена коллектива.

7. Различные роли в составе группы и их влияние на формирование и развитие личностных качеств ребенка как члена группы.

/Ср/

3
ИД-1.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ОПК-6
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.10
Тема: Практика целеполагания в воспитании, ее психологические основы "

Проведение деловой игры: «Коллективное проектирование цели и  целедостижения»

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-4
4
0
Деловая игра: «Коллективное проектирование цели и целедостижения»
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.11
Тема: «Практика целеполагания в воспитании, ее психологические основы»

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария.

3.  Изучить теоретические вопросы:

1 Практика целеполагания в воспитании

2 Этапы построения воспитательной практики.

3 Сущность и значение цели и целеполагания

4 Формы организации  воспитательной практики в пространстве взросления.

/Ср/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.12
Тема: «Портфолио воспитательных практик»

Воспитательные практики законотворчества и самоуправления в пространстве взросления

Содержание воспитательной практики «Трибунарий»

Содержание воспитательной практики «Кодекс класса» («Кодекс объединения», «Кодекс группы»)

Содержание воспитательной практики «Доверенное лицо»

Содержание воспитательной практики «Нобелевская премия»

Содержание воспитательной практики «Герб органов школьного самоуправления»

Содержание воспитательной практики «Гражданин или обыватель?»

Практики воспитательных событий как формы инициирования взросления

Содержание воспитательной практики – событийная игра «Полеты Питера Пэна»

Содержание воспитательной практики – событийная интермедия «Конфликты и школа»

Содержание воспитательной практики – событийная мастерская «Роза Парацельса»

Концептуальные основания событийных форм воспитания

Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком

Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Спасите наши души»

Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Точка»

Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Поклонник»

Содержание воспитательной практики – тематическая площадка «Диалог Мира Детства и Мира Взрослости»

/Ср/

6
ИД-1.ПК-2 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
4
0
Портфолио воспитательных практик
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.13
. Тема «Влияние семьи на формирование личности».

Разработать сценарий родительского собрания для родителей подростков на тему «Подростковый возраст: проблемы воспитания».

/Пр/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ОПК-3
4
0
Проведение родительского собрания
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.14
Тема «Влияние семьи на формирование личности».

1. Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами, подготовка к практическим занятиям;

2. Составление глоссария.

3.  Изучить теоретические вопросы:

1 Структура и состав семьи. Типы семей.

2 . Типы родительских отношений.

3. Стили семейного воспитание и их влияние на формирование личности ребенка.

4. Психология семейного воспитания детей с ОВЗ.

/Ср/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ОПК-3
4
0
Подготовка сценария родительского собрания
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6
4
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6
4
0
 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Психология воспитательных практик.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач (кейсы), и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. В структуру педагогических наук НЕ входит:

а) анатомия

б) педагогика раннего возраста

в) педагогика школы

г) история педагогики

2. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __ педагогика

а) социальная

б) возрастная

в) общая

г) сравнительная

3. Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью __ подхода

а) личностного

б) антропологического

в) объектного

г) культурологического

4. Предметом педагогики являются…

а) технологии воспитательного процесса

б) личность воспитанника

в) содержание воспитания

г) развитие человека

д) закономерности процесса воспитания

5. К постоянным задачам педагогической науки относятся…

а) выявление межличностных отношений в коллективе

б) изучение причин неуспеваемости

в) прогнозирование образования

г) обобщение практического опыта

д) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

6. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …

а) объективности

б) развития

в) перехода количественных изменений в качественные

г) детерминизма

7. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.

а) педагогическая

б) общая

в) дифференциальная

г) социальная

8. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.

а) общая

б) социальная

 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
в) возрастная

г) медицинская

9. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории…

а) деятельности

б) подкрепления

в) интроспекции

г) бессознательного

10. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …

а) контент-анализа

б) анализа продуктов деятельности

в) эксперимента

г) наблюдения

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Усвоение человеком социального опыта – это…

А. Поведение.

Б. Социализация.

В. Обучение.

Г. Воспитание.

2. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздей- ствиям?

А. Личностный рост.

Б. Воспитуемость.

В. Воспитанность

Г. Самовоспитание

3. Основоположником теории коллективного воспитания считается…

А. К.Д. Ушинский.

Б. Л.С. Выготский

В. А.С. Макаренко

Г. А.В. Сухомлинский

4. Внушение как воспитательное средство – это …

А. Убеждение.

Б. Поощрение.

В. Нравственное просвещение.

Г. Эмоциональное воздействие

5. Важный психолого-педагогический принцип согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются особенности каждого ребенка, называется:

6. Переживание своей вины, недовольство собой, самоограничение в чем- либо — это:

7. Объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека — это:

8. Оценка окружающими личности данного субъекта и его роли, определяющая его реальное или ожидаемое положение в системе социальных связей, — это:

9. Авторитарное, демократическое, либеральное воспитание — это:

10. Авторитет, который формируется на основе профессиональной компетентности человека, его деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности, называется:

11. Важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются особенности каждого ребенка, называется:

а) индивидуальный подход;

б) принцип конфиденциальности;

в) принцип гуманности;

г) принцип природосообразности.

12 Объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека — это:

а) рост;

б) развитие;

в) трансформация;

г) регресс.

13. Потребность человека в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви — это:

а) аффилиация;

б) аффирмация;

в) трансформация;

г) ингибиция.

14. Стратегия поведения, выражающаяся в отказе от достижения собственных целей ради достижения целей партнеров по общению, называется:

а) Конфронтация;

б) Кооперация;

в) Уступчивость;

г) Сотрудничество.

15. Формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и 

 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
правил общественно ценного поведения — это:

а) цель воспитания;

б) содержание воспитания;

в) ценность воспитания;

г) направленность воспитания.

Критерии оценки:

Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "зачтено"  (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

Оценка "зачтено"  (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;

Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.

Примерные тесты для текущего контроля 2

1. Активный, живой, подвижный, жизнерадостный, отзывчивый человек, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, — это:

2. Аспекты психического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа — это:

3. Важнейший инструмент самосознания, который предусматривает отношение человека к себе как к личности, называется:

4. Важнейший источник информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, — это:

5. Важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, называется:

6. Важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются особенности каждого ребенка, называется:

7. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, называется:

8.  Вид воспитания, направленный на развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, идеалов красоты, называется:

9. Вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания, деформированной формой удовлетворения потребностей через употребление психоактивных веществ, называется:

10. Усвоение человеком социального опыта – это…

А. Поведение.

Б. Социализация.

В. Обучение.

Г. Воспитание.

11. Сила воздействия на человека, побуждающая его предпринимать определенные действия или выбирать одну из возможных альтернатив, — это:

а) убеждение;

б) внушение;

в) суггестия;

г) мотивационное воздействие.

12. Потребность, побуждающая человека к активной целенаправленной деятельности, — это:

а) мотив достижения результата;

б) мотив избегания неудач;

в) мотив конкуренции;

г) альтруистический мотив.

13. Стиль воспитания, при котором воспитуемые участвуют в выработке общих решений, в обсуждении и определении целей, форм и способов воспитания, называется:

а) авторитарным;

б) демократическим;

в) либеральным;

г) попустительским.

14.  Аспекты психического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа — это:

а) психологическое здоровье;

б) психологическая адаптация;

в) аддикция;

г) кризис.

15 Процесс формирования у человека способности осознавать специфику собственного «Я», а также других людей, как принадлежащих к определенному полу, — это:

а) взросление;

б) половое воспитание;

в) адаптация в референтной группе;

 
стр. 20
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
г) патриотическое воспитание.

Критерии оценки:

Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "зачтено"  (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

Оценка "зачтено"  (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;

Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.

Ситуационные задчи

Ситуационная задача 1

Вечером – дискотека. Девочка-подросток, желая принарядиться, несмотря на свою полноту, надела короткую юбку. Ее приход на дискотеку вызвал бурную реакцию сверстников. Они начали над ней смеяться: «Вырядилась, тумба! Бочка с медом!». Девочка отошла в сторону и едва сдерживает слезы. Педагог-организатор замечает одиноко стоящую в коридоре девочку.

Задание 1: Как поступить педагогу?

Задание 2:

1 Обоснуйте выбранный Вами вариант решения.

2 Какие способы оказания помощи и поддержки девочки Вы можете предложить?

3 Предложите способы коррекции межличностных отношений подростков в данной ситуации.

4 Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной социальной среде?

Ситуационная задача 2

Пятиклассники проходили квест в парке – одном из исторических мест города. Одно из заданий было – сосчитать количество башен на одном из замков, а затем угадать ФИО архитектора. Двое подростков решили забраться на одну из башен. Спрятавшись за одной из колонн замка, они стали подниматься по лестнице. Вся группа пошла выполнять другие задания. Сторож закрыл дверь замка. Мальчики остались одни в пустом замке…

Задание.

1.Предположите возможные варианты исхода этого события.

2 Какие способы оказания помощи и поддержки подросткам Вы можете предложить?

3 Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?

Ситуационная задача 3

Шестиклассники сделали из картона мяч и решили поиграть в футбол на перемене в одной из рекреаций школьного коридора. Сдвинули диваны, обозначили ворота. Началась игра. В это время по коридору проходил завуч, Сергей Петрович. Услышав шум и возню на перемене, он молча отбирает мяч, уходит с гневным взглядом. Шестиклассники корчат ему рожицы и начинают возмущаться.

Задание.

Предположите, как будут развиваться события?

Какие способы общения с подростками Вы можете предложить в данной ситуации?

Какие возможности организации образовательного пространства для игры на перемене имеются в современных школах?

Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?

Ситуационная задача 4

Инструкция: внимательно прочитайте задачу, приближенную к рабочей ситуации, предложите ее решение.

На праздновании 23 февраля в молодежном клубе девушки традиционно поздравляют юношей. Один из подростков внезапно встает, эмоционально говорит, что он ненавидит этот день, и выходит из класса. Почему так произошло? Как можно выйти из ситуации?

Ситуационная задача 5

В школьной столовой мальчик из мусульманской семьи отказывается убрать за собой поднос, хотя все дети из класса делают это. Он объясняет свое нежелание убеждением, что мужчина не должен выполнять «женскую» работу. Как выйти из этой ситуации?

Критерии оценивания:

Критерии                                                                                                                                                                                                                                      Оценка

                                                                                                                                                                             Требование не выполнено                                                              Требование    выполнено

                                                                                                                                                                                              Не зачтено                                                                                      Зачтено

Аргументированность позиции, основанная на знании материала                                                                             0                                                                                            1

Умении логически мыслить, делать выводы                                                                                                                      0                                                                                            1

Учёт возрастных психологических особенностей детского коллектива                                                                    0                                                                                             

 
стр. 21
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2 балла

Владение категориальным аппаратом                                                                                                                                  0                                                                                            1

                                                                                                                                                                                                                                     Максимальный балл: 5 баллов

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Содержание воспитательной практики «Трибунарий».

2 Содержание воспитательной практики «Кодекс класса» («Кодекс объединения», «Кодекс группы»).

3 Содержание воспитательной практики «Доверенное лицо».

4 Содержание воспитательной практики «Нобелевская премия».

5 Содержание воспитательной практики «Герб органов школьного самоуправления».

6 Содержание воспитательной практики «Гражданин или обыватель».

7 Содержание воспитательной практики – событийная игра «Полеты Питера Пэна».

8 Содержание воспитательной практики – событийная интермедия «Конфликты и школа».

9 Содержание воспитательной практики – событийная мастерская «Роза Парацельса».

10 Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Спасите наши души».

11 Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Точка».

12 Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Поклонник».

13.Содержание воспитательной практики – тематическая площадка «Диалог Мира Детства и Мира Взрослости».

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:

1 Психология взросления: концепты и феномены. Актуализаторы, этапы, уровни и формы взросления на разных этапах возрастного развития.

2 Психология взросления: концепты и феномены. Область значимых отношений на разных возрастных стадиях развития.

3 Методологические основы конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления на разных возрастных этапах.

4 Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: встреча – пространственно-временная единица взросления.

5 Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: диалог – дискурсивная единица взросления.

6 Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: проба – деятельностная

единица взросления.

7 Поступок как акт взросления.

8 Психосоциальные проблемы взросления в реалиях традиционных воспитательных практик на разных этапах возрастного развития.

9 Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления. Показатели взросления и социальной зрелости с позиции зарубежной и отечественной психологии.

10 Психологические характеристики социальных ситуаций взросления.

11 Подростковая субкультура и герменевтика пространства взросления. Феноменология взросления. Типы взросления.

12 Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления на разных этапах возрастного развития.

13 Принципы конструирования воспитательных практик в контексте стадий личностного развития, область значимых отношений, основной выбор и кризисные противоречия возраста, позитивные новообразования возраста, деструктивные новообразования возраста.

14 Практики целеполагания и смыслообразования в воспитании.

15 Воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивание диалога.

16 Этапы реализации практики целеполагания и смыслообразования в воспитании.

17 Воспитательные практики самоуправления в пространстве взросления. Актуальность, противоречия, цели и этапы организации, формы и содержание данных воспитательных

практик.

18 Практика воспитательных событий как формы инициирования взросления. Актуальность, противоречия, цель, этапы и формы организации данной воспитательной практики.

19 Практика педагогической поддержки как способ посредничества в освоении взрослости на разных этапах возрастного развития. Актуальность, противоречие, этапы, формы, содержание.

20 Концептуальные основы педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

"Зачтено", повышенный уровень: знает основы вопроса, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

"Зачтено", базовый уровень: знает основы вопроса, с незначительными ошибками раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.

"Зачтено", пороговый уровень: не раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, затрудняется ответить на дополнительные вопросы, не занет терминологический аппарат дисциплины.

 
стр. 22
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
"Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кулагина И. Ю.
Педагогическая психология: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110166.html
 
Л1.2
Фархшатова И. А.
Теория и технологии организации воспитательных практик в современной начальной школе: учебное пособие
Оренбург: ОГПУ, 2021
https://e.lanbook.com/book/191956
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Дерябина Е.А., Фадеев В.И., Фадеева М.В.
Возрастная психология: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
https://www.iprbookshop.ru/69317.html
 
Л2.2
Есина Е. В.
Педагогическая психология: учебное пособие
Саратов: Научная книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81039.html
 
Л2.3
Молодцова Н. Г.
Педагогическая психология: учебно-методическое пособие
Москва: МПГУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/253076
 
Л2.4
Воронко Е. В., Марищук Л. В.
Педагогическая психология: учебно-методическое пособие
Гродно: ГрГМУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/258095
 
Л2.5
Ешкина Н. И., Кувырталова М. А., Лыкова А. М.
Технология и организация воспитательных практик: деятельность классного руководителя: учебно-методическое пособие
Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021
https://www.iprbookshop.ru/119699.html
 
Л2.6
Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В.
Психология развития и возрастная психология: учебное пособие
Саратов: Научная книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81045.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
ситуационное задание
 
составление глоссария
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 23
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
136 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или  учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных 

 
стр. 24
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации к тестированию

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается

Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д.,

которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и

управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными. Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий. Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов тестирования с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.

Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе

дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим

образом составленные тесты обученности.

Тестовое задание может быть представлено в одной из следующих стандартизированных форм:

− закрытой (с выбором одного или нескольких ответов);

− открытой;

− на установление соответствия;

− на установление правильной последовательности.

Используемая форма тестового задания определяется содержанием учебного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы в тестовом материале присутствовали задания всех форм. Если же одно и то же задание в различных формах выглядит в равной степени эффективным, рекомендуется выбрать форму, которая менее всего представлена в тесте, а также в которой задание формулируется более кратко и понятно, а вероятность угадывания правильных ответов меньше.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки (тестирование):

- Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "зачтено" (базовый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "зачтено" (пороговый уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;

- Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.

Методические указания по решению ситуационных задач

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с

информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения

необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных дисциплин. Обязательным элементом задачи является

проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ.

 
стр. 25
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Модель ситуационной задачи:

1. Название задания.

2. Личностно-значимый познавательный вопрос.

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).

4. Задания на работу с данной информацией.

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления

действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных результатов.

Показатели и критерии оценивания ситуационной задачи

Критериями для оценивания составленной ситуационной задачи обучающимся являются:

- логичность формулировок заданий к предложенному раздаточному материалу;

- наличие аспекта личной значимости задания;

- профессионально ориентированный характер составленного задания;

- ориентированность составленных заданий на получение продукта.

Оценка «зачтено» (повышенный уровень)

Ситуационная задача составлена с учетом всех вышеперечисленных критериев.

Оценка «зачтено» (базовый уровень)

При составлении задачи не учтен один критерий, либо отмечается недостаточное отражение двух-трех вышеперечисленных критериев.

Оценка «зачтено» (пороговый уровень)

При составлении задачи не учтено два критерия, либо отмечается недостаточное отражение всех вышеперечисленных критериев.

Оценка  "незачетно"

Задание не выполнено.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

В системе подготовки студентов университета практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, закладывают и формируют основы квалификации бакалавра. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности студентов.

Практическое занятие – это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения.  

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

– подбор вопросов, контролирующих знания на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа предстоящего занятия;

– выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения);

– решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

– подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

– распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

– подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Методические указания к составлению глоссария

Глоссарий – толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе. Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература, литература по специальности), изучить ее и систематизировать. Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.

Структура глоссария:

1 лист – титульный;

2-5 лист – толковый словарь терминов;

6 лист – список используемой литературы.

Планирование деятельности по составлению глоссария:

1) определить, с какой целью составляется глоссарий;

2) просмотреть и изучить материал по теме в учебнике;

3) продумать составные части глоссария;

4) изучить дополнительный материал по теме;

5) составить список слов;

 
стр. 26
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6) подобрать толкование слов;

7) проверить орфографию текста, соответствие нумерации;

8) проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания;

9) оформить готовый глоссарий;

10) продумать защиту проекта-глоссария.

Показатели и критерии оценивания самостоятельной работы

Критериями для оценивания составленного обучающимися глоссария являются:

− соответствие терминов заданной направленности глоссария;

− полнота глоссария;

− соблюдение требований при оформлении глоссария.

Критерии оценивания глоссария:

Оценка «зачтено» (повышенный уровень):

Выполнены все требования к оформлению глоссария: слова-термины соответствуют тематике, толкования лаконичны, точны, исчерпывающи,

выдержаны все требования к его оформлению, на дополнительные вопросы

при защите даны полные ответы.

Оценка «зачтено» (базовый уровень):

Основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; не выдержан

объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «зачтено» (пороговый уровень):

Имеются существенные отступления от требований к составлению глоссария. В частности: объем терминов и понятий недостаточен, допущены

фактические ошибки в толковании слов или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «незачтено»:

Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде или представил термины, не относящиеся к выбранной специальности. Не готов

к устному опросу.

Методические рекомендации по подготовке материала к проведению деловых игр, учебных дискуссий, разработке сценариев учебных конференций

Организация учебного процесса на основе деловых игр, учебных дискуссии, конференций и т.п. ориентирована на реализацию активного и

интерактивного обучения. В качестве характерных признаков метода выделяют:

– групповую работу обучающихся;

– взаимодействие, активное общение обучающихся в процессе работы;

– вербальное общение как основную форму взаимодействия;

– упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников;

– направленность на достижение учебных целей.

Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. В учебном процессе используются организованные дискуссии,

которые проводятся по регламенту и в установленном заранее порядке, они ограничены во времени и замкнуты в пространстве. По типу участия (по

форме проведения) различаются командные (дебаты), групповые (круглый стол), парные дискуссии.

Этапы дискуссии:

1. Подготовка к дискуссии. Определение темы (предмета) обсуждения, цели, которую преследуют его участники; выборы ведущего, распределение

ролей. Принятие повестки дня, определение последовательности вопросов, вынесенных на обсуждение.

Выбор темы дискуссии – это одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед учебной группой, готовящей дискуссию. Любая тема может быть

предметом дискуссии. При выборе темы следует руководствоваться следующими критериями:

– желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные взаимоотношения,

демография, образование, экономика и др.);

– тема может быть связана с научными интересами обучающихся, с их курсовыми и дипломными работами;

– тема должна находиться в сфере компетентности участников. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы участников и является

залогом активного обмена мнениями;

2. Проведение дискуссии. Выступления участников, прения. Обсуждение проекта решения, принятие итогового документа.

3. Подведение итогов. Обсуждение и оценка проведённой дискуссии. Замечания по ведению собрания, оценка роли ведущего, определение вклада

каждого участника в ход дискуссии. Планирование дальнейших дискуссий. При обсуждении итогов дискуссии важно обратить внимание как на форму

(структуру), так и на содержание (риторику). Учитывать можно следующие аспекты:

– Структура дискуссии: наличие действительных разногласий, наличие лидеров команд, управляемость дискуссии (оценка роли ведущего),

соблюдение этапов развития дискуссии, продуктивность дискуссии (принято ли решение, если да, то насколько оно чётко 

 
стр. 27
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
сформулировано).

– Риторика дискуссии: Интересна ли тема? Насколько компетентны участники в обсуждаемом вопросе? Какие аргументы преобладали? Имелись

ли ссылки на общие истины, общественное мнение, традиции, обычаи, на личный опыт, примеры из жизни? Использовались ли документальные

свидетельства, цитаты из авторитетных изданий, вещественные доказательства? Использовались ли логические операции (определение,

обобщение, сравнение, предположение и т. п.)

Показатели и критерии оценивания подготовки к деловой игре (дискуссии, круглому столу, конференции и т.п.)

Критериями для оценивания подготовки обучающегося к деловой игре (дискуссии, круглому столу, конференции и т.п.) являются:

− соответствие подготовленного материала заявленной теме;

− качество подготовленных материалов:

− групповой характер работы;

− упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников;

− направленность на достижение учебных целей.

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» (повышенный уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество подготовленных

материалов предусматривает все вышеперечисленные критерии.

Оценка «зачтено» (базовый уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество подготовленных материалов не отвечает одному из перечисленных критериев.

Оценка «зачтено» (пороговый уровень): обучающийся представил подготовленный материал, отвечающий заявленным требованиям; качество

подготовленных материалов не отвечает двум-трем перечисленным критериям.

Оценка «незачтено»: обучающийся не подготовил материал

Методические указания по подготовке к зачету

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.