2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
15 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н., доцент , Лизунова Г.Ю.
 
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование психолого-педагогических компетенций у будущих педагогов, позволяющих решать профессиональные задачи в области развития обучающихся, индивидуализации обучения и преодоления трудностей в обучении, реализации инклюзивного образования. 
1.2
Задачи: 1.  Умение определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов,

требованиями инклюзивного образования.

2.  Умение применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3 Умение выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с разными участниками образовательного

процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией) в соответствии с контекстом ситуации

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
 
Уровень 1
знать алгоритм проектирования  индивидуальных образовательных  маршрутов, программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся

уметь проектировать  индивидуальные образовательные маршруты, программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования

владеть  навыками проектирования и построения  индивидуальных образовательных  маршрутов, программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования 

ИД-2.ОПК-2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уровень 1
знать особенности организации деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;  требования ФГОС

уметь ставить диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся,  в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

владеть основами проектирования  совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся,  в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ИД-1.ОПК-3: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
Уровень 1
знать содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной воспитательной деятельности обучающихся

уметь организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся

владеть приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития

ИД-2.ОПК-3: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
 
Уровень 1
ИД-3.ОПК-3: Знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), 
 
знать основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями

уметь выбирать психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями

владеть психолого-педагогическими  (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями

необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
Уровень 1
знать основы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания

уметь организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся

владеть  приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития

ИД-4.ОПК-3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
Уровень 1
знать способы преодоления затруднений в обучении диагностирования образовательных результатов

уметь применять различные виды, методы и формы контроля результатов обучения; осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

владеть навыками корректировки учебной деятельности исходя из данных контроля образовательных результатов с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся и проектирования комплекса

мероприятий по преодолению трудностей в обучении 

ИД-3.ОПК-5: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уровень 1
знать психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) профессиональной деятельности

уметь отбирать психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в профессиональной деятельности  с учетом различного контингента обучающихся

владеть навыками использования психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в профессиональной деятельности  с учетом различного контингента обучающихся

ИД-1.ОПК-6: Осуществляет отбор психолого- педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся.
 
Уровень 1
знать методы и технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания

уметь применять специальные технологии и методы индивидуализации обучения, развития, воспитания

владеть навыками регуляции поведения и деятельности обучающихся

ИД-2.ОПК-6: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
 
Уровень 1
знать основные психолого-педагогическими технологиями для индивидуализации обучения, развития, воспитания;

уметь использовать данные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми 

ИД-3.ОПК-6: Знает психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания.
 
образовательными потребностями;

владеть навыками корректировки образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями, применяя современные педагогические технологии.

 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
Уровень 1
знать основы взаимодействия в профессиональной среде

уметь выстраивать взаимодействие со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

владеть навыками организации взаимодействия со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

ИД-2.ОПК-7: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
знает способы осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний

умеет применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области

владеет навыками анализа педагогических ситуаций, навыками профессиональной рефелексии

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
Уровень 1
знать основы организации учебно-воспитательного процесса, закономерности организации образовательного процесса

уметь осущетсвлять педагогическую деятельность на основе знаний предметной области

владеть методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса на основе научно-обоснованных знаний

ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность.
 
Уровень 1
знает концептуальные основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями детей  и особенностями их развития

умеет проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей  и особенностями их развития

владеет технологиями проектирования  индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями детей  и особенностями их развития

ИД-3.ПК-2: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Раздел 1. Теория и практика обучения лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
 
1.1
Психолого -

педагогическая

характеристика субъектов

образования детей с

ООП. Адаптированная

основная образовательная

программа – основной

документ современной

системы обучения /Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Дизонтогенез Классификация отклонений в развитии. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. Причины нарушений развития. Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, постнатальные); по характеру (эндогенные, экзогенные); по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация. Классификация дизонтогенеза Лебединского В.В. (Общее стойкое психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дисгармоническое развитие). /Лек/
2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Проблемы и

перспективы работы

школы в инклюзивном

образовании: Модели

интеграции детей с

ограниченными

возможностями здоровья в

образовательные

организации общего типа /Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.4
Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Понятия "инвалид", "этика", "профессиональная этика", "философия социальной защиты инвалидов", ее принципы; определение понятия "независимая жизнь" и его виды.  Декларация независимости инвалида. Общие правила этикета при общении с инвалидами. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  нарушение слуха. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  задержку в развитии и проблемы общения,  умственные нарушения. Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения. Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи

/Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-1.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6
5
0
презентация, видео-материал
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Личность педагога,

организующего учебную

деятельность

обучающихся с

ограниченными

возможностями здоровья и

особыми

образовательными

потребностями /Лек/

2
ИД-3.ОПК-3 ИД-3.ОПК-6
5
0
презентация
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Психолого -

педагогическая

характеристика

субъектов образования

детей с ООП.

Адаптированная

основная

образовательная

программа – основной

документ современной

системы обучения

1. Психолого-педагогические особенности детей с

ограниченными возможностями здоровья. 2. Общие и

специфические особенности детей с отклонениями в развитии.

3. Педагогическая характеристика обучающихся в инклюзивной

образовательной среде. 4. Характеристика АООП: структура,

основные разделы. Отличия АООП по нозологиям. Структура

ПМПК, задачи, специалисты ПМПК, Оформление направления

в ПМПК. 5. Структура и направления работы ППк. Задачи,

организация деятельности.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-5
5
0
таблица
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.7
Дизонтогенез. Классификация отклонений в развитии

1. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.

2. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

3. Причины нарушений развития. Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, постнатальные); по характеру (эндогенные, экзогенные); по происхождению (органические, функциональные).

4. Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.

5. Классификация дизонтогенеза Лебединского В.В. (Общее стойкое психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дисгармоническое развитие).

/Пр/

4
ИД-1.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ОПК-2
5
0
презентация

кейс-метод

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.8
Система коррекционно-педагогической работы

1. Принципы обучения, воспитани и развития детей с отклонениями в развитии.

2. Понятие о коррекционном учреждении и системе коррекционных дошкольных и школьных учреждений.

3. Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), ее задачах и организации работы.

4. Современная система специальных образовательных услуг:

- медико - социально - педагогический патронаж;

- медико - социальная профилактика и ранняя комплексная помощь;

- социально - педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

5. Инклюзивное образование. Интегрированное образование. История инклюзивного образования в России и зарубежом. Принципы внедрения инклюзивного образования.

6. Современные психолого-педагогические технологии и методы работы с детьми с ОВЗ. /Пр/

4
ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2
5
0
круглый стол
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.9
Этика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1. Понятия "инвалид", "этика", "профессиональная этика", "философия социальной защиты инвалидов", ее принципы; определение понятия "независимая жизнь" и его виды

2. Декларация независимости инвалида. Общие правила этикета при общении с инвалидами

3. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении

4. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими

5. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  нарушение слуха

6. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  задержку в развитии и проблемы общения,  умственные нарушения

7. Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения

8. Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи

/Пр/

4
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-6 ИД-2.ОПК-7 ИД-2.ОПК-2
5
0
презентация
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.10
Особенности работы с родителями детей с нарушением  развития

1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

2. Уровни изменения жизнедеятельности семьи с детьми с инвалидностью и ОВЗ: психологический, социальный, соматический.

3. Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений

4. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитииТипология психологических портретов родителей

5. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

6. Консультативная и просветительская работа педагогов и других специалистов среди родителей.

7. Современные психолого-педагогические технологии и методы работы с родителями детей с ОВЗ.

8. Родительские и детско-родительские группы психолого-педагогической поддержеи и сопровождения.

/Пр/

4
ИД-1.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2 ИД-2.ОПК-2
5
0
кейс-метод
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.11
Теоретические основы специальной психологии и педагогики

1. По лекционным и дополнительным материалам составить таблицу«Причины аномалий или дефектов развития у детей»

                 Этиология нарушений развития

Биологические факторы Социальные факторы

Эндогенные факторы

Экзогенные факторы

2. Составьте 15 тестовых заданий по теме

/Ср/

4
ИД-2.ОПК-6 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.12
Дизонтогенез. Классификация отклонений в развитии

1. Подготовить презентацию, доклад и видео-материал по одному из нарушений развития согласно Лебединского

2. ЗПР: Написать эссе-рассуждение по фильму "Встреча. Дети 8-го вида".

Отразить ответы на следующие вопросы: Каковы сюжет фильма, действующие лица? О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт? Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие в фильмы встретились метафоры, символы? Что подразумевается под принципом "турникета"? Понравился ли фильм или нет? Почему? Что конкретно понравилось, что не понравилось?

3. Подобрать известных личностей с синдромом аутизма и синдромом Дауна. Чем они знамениты? (не менее 3)

4. Просмотреть фильмы «Человек дождя» (Режиссер: Барри Левинсон, 1988г.)  и "Чудо" ( Режиссер: Стивен Чбоски, 2017 г.) По одному из фильмов, на выбор, написать сочинение-рассуждение, в котором отразить ответы на вопросы: Каковы сюжет фильма, последовательность событий, действующие лица? Каков психологический портрет главных героев: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манеры поведения, история жизни и т.д.? Каковы отношения между героями, их история и особенности? Кто из героев мне наиболее симпатичен/антипатичен и почему? Кому я сочувствую и почему?  Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме?

Встретилось ли в фильме для меня что-то новое, ранее неизвестное? Совершил ли я какое-то открытие для себя? Какое заболевание у главного героя, основные признаки заболевания, которые проявляются у героя? Особенности общения главного героя и взаимодействия героя с окружающим миром, организация его деятельности (режим дня, культурно-гигие­нические процедуры, прием пищи, процесс одевания и раздевания и т.п.). Почему фильму дано именно такое название? Как название раскрывает смысл фильма? Понравился ли фильм или нет? Почему? Что конкретно понравилось, что не понравилось, что зацепило внимание? Какие фильмы/произведения освещают сходные проблемы?

5. Подготовьте доклад на тему «Выдающиеся люди/спортсмены с сен­сорными 

8
ИД-2.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-3.ОПК-5
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
нарушениями/нарушениями опорно-двигательного аппарата". /Ср/
 
1.13
Система коррекционно-педагогической работы

1. Просмотрите ролик "Что такое инклюзивное образование? по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=kWARSyLpntc и ответить на вопросы:

- Определение инклюзивного образования

- Что лежит в основе инклюзивного образования?

- В чем заключается готовность образовательной организации в недрению инклюзивного образования?

- Что представляет собой материально-техническая база ОО?

-В чем полезность инклюзивного образования для детей с ОВЗ и детей нормального развития?

2. Расскажите о внедрении инклюзивного образования в вашей школе, вузе.

3. Составьте 10 тестовых заданий по теме /Ср/

6
ИД-2.ОПК-7 ИД-2.ОПК-8
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.14
Этика общения с детьми с ограничеснными возможностями здоровья

Составление памятки, рекомендаций для педагогов (буклет, плакат, листовка и др. форма) по теме на выбор:

- Общие правила при общении с инвалидами и лицами с ОВЗ

- Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении

- Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими

- Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  нарушение слуха

- Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими  задержку в развитии и проблемы общения,  умственные нарушения

- Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения

- Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи

Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

/Ср/

8
ИД-1.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-2
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.15
Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Составление памятки, рекомендаций для родителей (буклет, плакат, листовка и др. форма) по теме с выбором нарушения развития.

2. Подобрать упражнения к родительским группам по стабилизации психологического состояния. /Ср/

8,5
ИД-4.ОПК-3 ИД-2.ОПК-7 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-2.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-5
5
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-2.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-5
5
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-4.ОПК-3 ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-2.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-3.ПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-5
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными 
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
потребностями.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, кейс-задач и промежуточной аттестации в форме  вопросов к зачету

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. Гештальт – это…

Выберите один ответ:

1) неполноценная структура, не воспринимающаяся как единое целое;

2) структура, которая воспринимается как единое целое и не сводится к совокупности её элементов;

3) фигура, бессознательно выделяющаяся на периферии других фигур.

2. Каким термином определяется «фокус сознания»/«поле внимания»?

Выберите один ответ:

1) область сознания с неразборчивыми, смутными и нерасчлененными объектами;

2) область сознания, концентрированная на каком-либо интересующем объекте;

3) часть «поля сознания», предполагающая безынициативность, отсутствие интереса.

3. Свойством сознания является:

Выберите один ответ:

1) динамичность;

2) конвергентность;

3) дискриминантность.

4. Понятие «поток сознания» принадлежит:

Выберите один ответ:

1) В.Вундту;

2) В.Джеймсу;

3) Р.Декарту.

5. «Отражение» в психологии – это:

Выберите один ответ:

1) процесс и результат взаимодействия живых организмов с окружающей средой, формирование в психике высших организмов образов действительности;

2) механизм социализации, следование образцу;

3) процесс подражания, предполагающий следствие закономерностям поведения окружающих людей.

6. Что является предметом педагогики как науки?

Выберите один ответ:

1) Целенаправленно организуемый педагогический процесс

2) Ученик как субъект взаимодействия с учителем

3) Образовательные системы

4) Развитие личности

7. Как называется процесс постановки целей и конкретизации задач обучения и воспитания личности?

Выберите один ответ:

1) Образование

2) Целеполагание

3) Планирование

4) Диагностика

8. Что не относится к статистическим методам педагогических исследований?

Выберите один ответ:

1) Сравнительный анализ

2) Ранжирование

3) Регистрация

4) Рейтинг

9. Что является основной структурной единицей педагогического процесса?

Выберите один ответ:

1) Классный час

2) Личность педагога

3) Педагогическая технология

4) Педагогическая задача

10. Что устанавливает связь педагогики с социологией?

Выберите один ответ:

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1) Механизмы и законы психической деятельности и развития личности

2) Закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах

3) Методические основы педагогического знания

4) Специфику действия экономических законов в сфере образования

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

Выберите один ответ:

1) психического

2) речевого

3) физического

4) сенсорного

2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

Выберите один ответ:

1) психического

2) речевого

3) физического

4) сенсорного

а) принцип отражательности

б) принцип детерминизма

в) генетический или принцип развития

г) принцип единства психики и деятельности

3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

Выберите один ответ:

1) с психическими нарушениями

2) с одарённостью

3) с особыми образовательными потребностями

4) с хроническими соматическими заболеваниями

4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

Выберите один ответ:

1) социальных

2) коррекционно-педагогических

3) гуманитарных

4) экономических

5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

Выберите один ответ:

1) лечении

2) воспитании

3) обучении

6. К биологическим факторам риска не относятся…

Выберите один ответ:

1) патология родовой деятельности

2) биохимические вредности

3) пребывание ребёнка в семье группы социально риска

4) инфекционные и вирусные заболевания матери

7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

Выберите один ответ:

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1) педагогического оптимизма

2) дифференцированного подхода

3) ранней педагогической помощи

4) индивидуального подхода

8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

Выберите один ответ:

1) Императора Александра I

2) К.Д.Ушинского

3) Императрицы Марии Фёдоровны

4) Московской Городской Думы

9. Первичные дефекты возникают в результате…

Выберите один ответ:

1) органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

2) психического недоразвития

3) нарушений социального поведения

10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

Выберите один ответ:

1) речи

2) слуха

3) зрения

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ специальной психологии и педагогики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ специальной психологии и педагогики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Примерные тесты для текущего контроля 2

1. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

Выберите один ответ:

1) Л.И. Божович

2) Л.С. Выготский

3) П.Я. Гальперин

2. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

Выберите один ответ:

1) зрения

2) слуха

3) познавательной деятельности

4) речи

3. Для детей с задержкой психического развития характерны…

Выберите один ответ:

1) задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

2) двигательные расстройства

3) предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

4) незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

4. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

Выберите один ответ:

1) V вида

2) VII вида

3) VIII вида

5. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

Выберите один ответ:

 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1) экскурсии

2) уроки

3) кружки

6. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

Выберите один ответ:

1) лицо с психическими отклонениями

2) лицо пожилого возраста

3) одарённый ребёнок

4) лицо с ограниченными возможностями

7. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

Выберите один ответ:

1) причины нарушений

2) время и длительность воздействия повреждающих объектов (добавить к ответу)

3) степень нарушений функциональных связей

4) характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

8. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

Выберите один ответ:

1) лечение заболеваний ребёнка

2) реабилитацию детей с отклонениями в поведении

3) диагностико-консультативную деятельность

9. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

Выберите один ответ:

1) компенсация

2) коррекция

3) адаптация

4) реабилитация

10. Объектом специальной педагогики является:

Выберите один ответ:

1) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

2) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

3) личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ специальной психологии и педагогики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ специальной психологии и педагогики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Кейс-задача

Примерные кейс-задачи

Задача 1

Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания.

Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.Какое нарушение развития можно предположить?

Можно предположить у девочки отставание вследствие перенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на ранних стадиях ее развития.

Но это отставание легко преодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Девочку можно поместить в обычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с ней индивидуальные занятия

Задача 2

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе-интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Задача 3

Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1год и 3 мес, фразовая речь - к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, умеет читать и считает в пределах 100.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз - 9 слов с первого предъявления. Интеллект - в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

В данном случае мы имеем дело с соматопатией (или невропатия)

Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых 

 
стр. 20
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.

Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Консультация каких специалистов желательна?

Психолог, психиатр

З

адача 4

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе

Классногo руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось,        что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу.

Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

Задача 5

Оля Л., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Ранее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес, сидеть - в 9, ходить - 1 год и 9 мес. Отдельные слова - 1,5 годам, фразовая речь - к 4 годам. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1 -й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски ориентирована, выходит из дому только вместе с мамой, отличается высокой тревожностью.

При обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52 балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недиффиренцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, не понимает прочитанного, решение задач с 2 действиями недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

Критерии оценки:

- "Зачтено", повышенный уровень:  если студент проявляет понимание актуальности и значимости рассматриваемой ситуации, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении,  показывает умение анализировать конкретную ситуацию, владеет педагогической терминологией, выявляет  причины ее возникновения, умение  видеть разнообразные способы решения проблемной ситуации, умение рассуждать и действовать в рамках педагогической ситуации .

-"Зачтено", пороговый уровень: если студент проявляет понимание актуальности и значимости рассматриваемой ситуации, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении,  показывает умение анализировать конкретную ситуацию, владеет педагогической терминологией (допускает ошибки), выявляет  причины ее возникновения, умение  видеть разнообразные способы решения проблемной ситуации, умение рассуждать и действовать в рамках педагогической ситуации (допускает ошибки).

- "Не зачтено", уровень не сформирован: выставляется студенту, если он не формулирует педагогическую проблему, не владеет педагогической терминологией, не демонстрирует практические знания и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы при реализации дисциплины не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:

1. Предмет, задачи, структура специальной психологии и педагогики.

2. Понятие дизонтогении, аномального развития.

3. Норма  и отклонение в психо-физическом развитии ребенка.

4. Категории аномальных детей в зависимости от вида аномалии.

 
стр. 21
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
5. Клинические закономерности аномального развития психики.

6. Психологические параметры психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).

7. Учение Л.С. Выготского о первичном и вто-ричном дефектах и их взаимосвязи в дизонтогенезе.

8. Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

9. Характеристика общего психического недоразвития.

10. Основные клинико-психологические «законы» олигофрении (по Г.Е. Сухаревой).

11. Особенности нейродинамики, сенсорики, моторики детей-олигофренов.

12. Особенности познавательных функций и личностной сферы умственно отсталого ребенка.

13. Характеристика задержанного психического развития (ЗПР).

14. Классификация задержанного психического развития.

15. Характеристика поврежденного психического развития (на примере деменции).

16. Характеристика дефицитарного психического развития

17. Характеристика аномалий развития в связи с недостаточностью зрения

18. Характеристика аномалий развития в связи с недостаточностью слуха

19. Характеристика дизонтогенеза при детском церебральном параличе

20. Этиология и классификация речевых нарушений у детей.

21. Характеристика искаженного психического развития (на примере синдрома  раннего детского аутизма (РДА).

22. Общая характеристика  дисгармонического  развития (по В.В. Лебединскому)

23. Характеристика и систематика патологического формирования личности.

24. Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), ее задачах и организации работы.

25. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии.

26. Уровни изменения жизнедеятельности семьи с ребенком с ОВЗ.

27. Этические особенности в работе и общении с детьми с инвалидностью и с ОВЗ.

28. Современные психолого-педагогические технологии, методы работы с детьми с ОВЗ.

28. Типы специализированных образовательных учреждений.

29. Инклюзивное образование. Принципы и особенности его внедрения.психологии

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы специальной психологии и и педагогики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы специальной психологии и и педагогики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Липунова О.В.
Специальная психология: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/85903.html
 
Л1.2
Липунова О.В.
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/86450.html
 
Л1.3
Андреева А. А.
Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие
Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2019
https://e.lanbook.com/book/137559
 
Л1.4
Балданова А. С-Д., Анахина М. В.
Основы инклюзивного образования: учебное пособие
Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, 2022
https://e.lanbook.com/book/284303
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Речицкая Е.Г.
Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха): учебно-методическое пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/31758.html
 
стр. 22
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Глухов В.П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
https://www.iprbookshop.ru/75801.html
 
Л2.3
Рассудова Л. А.
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с особыми образовательными потребностями: учебное пособие
Омск: Издательство ОмГПУ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/116213.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS Windows
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
136 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
стр. 23
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям 

 
стр. 24
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке к тестированию

Задания в тестовой форме – это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

 
стр. 25
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий

Методические указания по решению кейс-задач

Кейс-задача – это проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения  данной проблемы.

Кейс (в переводе с англ. - случай) представляет собой проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска решения.

Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные, а также мнения и суждения о ситуациях, которые трудно предсказать или измерить. Кейс, охватывает такие виды речевой деятельности как чтение, говорение и письмо.

Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Данный материал необходим для обсуждения предлагаемых тем, направленных на развитие навыков общения и повышения профессиональной компетенции.

Зачастую в кейсах нет ясного решения проблемы и достаточного количества информации.

Анализ кейса должен осуществляться в определенной последовательности:

1. Выделение проблемы.

2. Поиск фактов по данной проблеме.

3. Рассмотрение альтернативных решений.

4. Выбор обоснованного решения.

Основное требование, предъявляемое к письменному анализу кейса, – краткость.

Критерии оценки решения задачи:

«зачтено» выставляется, если студент проявляет понимание актуальности и значимости рассматриваемой ситуации, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении,  показывает умение анализировать конкретную ситуацию, владеет педагогической терминологией (допускает ошибки), выявляет  причины ее возникновения, умение  видеть разнообразные способы решения проблемной ситуации, умение рассуждать и действовать в рамках педагогической ситуации (допускает ошибки). «незачтено» выставляется студенту, если он не формулирует педагогическую проблему, не владеет педагогической терминологией, не демонстрирует практические знания и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины.

Методические указания по подготовке к зачету

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников 

 
стр. 26
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.