2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Визуальная психодиагностика_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Визуальная психодиагностика
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.н, доцент, Таскина И.А
 
 
Визуальная психодиагностика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: является использование знаний языка жестов, мимики при установлении конструктивных деловых контактов с людьми
1.2
Задачи: - ознакомить с психологией невербального поведения в установлении эффективных отношений

- знать особенности невербального поведения жителей разных стран в соответствие с их этнокультурными особенностями

- уметь установить межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, религиозных и исторических традиций

- овладеть основными коммуникативными техниками общения на основе психологии невербального поведения

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика (классное руководство)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
знает особенности критического мышления,

умеет работать с информацией, оценивать ее критический и системно,

владеет навыками принятия  обоснованного решения.

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Уровень 1
знает принципы самообразования,

умеет оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития

владеет навыками построения и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Визуальная психодиагностика
 
1.1
Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Типологии личности по внешним признакам

/Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Графологический метод диагностики личности /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Язык глаз и прикосновения в коммуникации людей (лицо) /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.5
Распознавание искреннего и неискреннего поведения (тело) /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Формирование психологического портрета личности по внешним признакам  конституции человека и его психологических особенностей

Диагностика соматотипа, психотипа. Составление психологического профиля личности . /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Определение психологических характеристик человека до начала контакта с ним: лицо, первое впечатление, экспетации (ожидания), эмпатия, общительность. Составление психологического профиля личности . /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Диагностика психологических особенностей партнера по общению на основе его невербальных сигналов. Составление психологического профиля личности (тело) /Пр/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Мотивы поведения, их иерархия и классификация.

Психология лжи. Техники распознавания неискреннего и настораживающего поведения в процессе общения /Ср/

10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Наблюдательность и формирование умений распознавания невербальных сигналов: мимики, пантомимики, жестов, паралингвистических сигналов. Подбор упражнений /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Неискренность и неуверенность поведения. Подбор упражнений на обнаружение признаков неискренности и неуверенного поведения партнера в процессе общения /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Ролевая игра для закрепления полученных навыков визуальной психодиагностики /Ср/
6,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Определение типа темперамента личности на основе анализа речи, общения, поведения. Составление психологического профиля личности  /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Визуальной психодиагностики».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, практико-ориентированных заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету с оценкой.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. Тест как метод изучения личности в психологии:

- перечень вопросов, на которые дают ответы психологи;

+ задание, которое выявляет показатель совершенствования психических функций человека;

- опросный листок, который выявляет специфические наклонности личности.

2. Типы личности в психологии бывают:

+ рацциональные и иррациональные;

- серьезные и несерьезные;

- социофилы и социофобы.

3. Структура личности в психологии:

- классификация профессиональных навыков человека;

+ совокупность характеристик, которая демонстрирует психологические особенности человека;

- этапы прохождения личностного роста индивидом.

4. Личность это в психологии (определение):

- человек на всех стадиях взросления;

- индивид зрелого возраста, который занимается самосовершенствованием на постоянной основе;

+ набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом.

5. Направленность личности в психологии:

+ свойство личности, в котором продемонстрирована совокупность стремлений к деятельности;

- установка для достижения определенных результатов;

- наклонная прямая жизненных целей индивида.

6. Теории личности в психологии:

- формулы, позволяющие вычислить и продемонстрировать определенные навыки индивида;

+ гипотезы о механизмах развития личности, пытающиеся объяснять и предсказывать поведение людей;

- предположения о направлении жизненного пути человека.

7. Термин личность в психологии определяется как:

- индивид, имеющий заслуги в определенной сфере деятельности;

- человек во всех своих проявлениях;

+ рассмотрение человека как субъекта социума, носителя индивидуального начала, которое раскрывается в ходе функционирования в общественной жизни.

8. Волевые качества личности в психологии:

+ свойства, сформировавшиеся в ходе жизненного опыта, связанные с преодолением препятствий и выработки силы воли;

- сильные стороны характера индивида, позволяющие ему хладнокровно реагировать на жизненные трудности;

- способность к стрессоустойчивости в сложных жизненных ситуациях.

9. Свойства личности в психологии это:

- способность раскрывать свой потенциал;

- совокупность личностных качеств человека;

+ статичные психические явления, которые влияют на действия индивида и отражают его с социальной и психологической стороны.

тест 10. Проблема личности в социальной психологии:

- решает альтернативные варианты поведения индивида;

+ рассматривает личность с психологической и социальной точки зрения;

- рассматривает личность только с психологической точки зрения.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 1

1. К каким теориям темперамента относится теория У.Шелдона:

а) гуморальным;

б) конституциональным;

в) поведенческим.

2. Акцентуации – это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно:

а) повышение ранимости;

б) снижение способности к социальной адаптации;

в) повышение способности к социальной адаптации.

3. В. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:

а) доверчивость;

б) инициативность;

в) импульсивность.

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4. Один из авторов конституциональной теории темперамента:

а) Павлов;

б) Кречмер;

в) Гилфорд.

5. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

б) предметность;

в) константность.

6. Невысокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:

а) сангвинику

б) меланхолику

в) холерику

7. Устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении – это:

а) способности;

б) задатки;

в) характер.

8. Тип темперамента, что характеризуется вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

а) сангвиник;

б) холерик;

в) меланхолик.

9. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные ориентации;

г) музыкальный слух.

10. Черты личности: скромность, самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:

а) к себе;

б) к другим людям;

в) к деятельности.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии сресса, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии стесса, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2

1. К видам компетентности не относят:

1. менеджерскую

3. Коммуникативную  +

2. профессиональную

4. квалификационную

2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:

1. общение  +

2. восприятие

3. взаимодействие

4. идентификация

3. Характеристика делового общения:

1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта

2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела

3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество

4. все ответы правильные  +

4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:

1. неформальное общение

2. деловое общение  +

3. конфиденциальное общение

4. нет правильного ответа

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:

1. восприятие

2. Коммуникация  +

3. взаимодействие

4. эмпатия

6. Обратная связь:

1. препятствует коммуникативному процессу

2. способствует коммуникативному процессу  +

3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу

4 все ответы правильные

7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:

1. без обратной связи  +

2. с истинной обратной связью

3. с неистинной обратной связью

4. с истинной и неистинной обратной связью

8. Виды коммуникации:

1. первичные и вторичные

2. главные и второстепенные

3. вербальные и речевые

4. вербальные и невербальные  +

9. Вербальные коммуникации – это:

1. язык телодвижений и параметры речи

2. устные и письменные  +

3. знаковые и тактильные

4. нет правильного ответа

10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:

1. отдавайте предпочтение длинным предложениям  +

2. никаких скороговорок

3. держите паузу

4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты

11. К эффективным приёмам слушания не относят:

1. активная поза слушающего

2. умение задавать уточняющие вопросы

3. активное слушание

4. нерефлексивное слушание  +

12. Как быть внимательным во время беседы?

1. не доминируйте во время беседы

2. не давайте волю эмоциям

3. смотрите на собеседника  +

4. не принимайте позы обороны

13. Что не относят к правилам эффективного слушания?

1. перестаньте говорить

2. будьте терпеливы

3. задавайте вопросы

4. планируйте беседу  +

14. К невербальным средства коммуникации не относят:

1. нерефлексивное слушание  +

2. взгляд

3. тактильный контакт

4. рефлексивное слушание

15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:

1. жест

2. походка

3. мимика

4. все ответы правильные  +

16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:

1. интимная

2. социальная

3. личная  +

4. публичная

17. Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:

1. публичная

2. социальная

3. интимная  +

4. личная

47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:

1. интимная

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2. личная

3. социальная

4. Публичная  +

18. Формальному общению соответствует дистанция:

1. более 3,6 м

2. 0…0,5 м

3. 0,51…1,2 м

4. 1,21…3,6 м  +

19. Неформальному общению соответствует дистанция:

1. 0…0,5 м

2. 0,51…1,2 м  +

3. более 3,6 м

4. 1,21…3,6 м

20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:

1. слишком быстрая

2. слишком громкая  +

3. слишком медленная

4. неразборчивая

21. Речь состоящая из длинных фраз:

1. показывает эрудицию говорящего

2. плохо воспринимается по смыслу  +

3. свидетельствует о гибкости ума

4. свидетельствует о неуверенности говорящего

22. Неразборчивая речь:

1. снижает интерес у собеседника  +

2. плохо воспринимается по смыслу

3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум

4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение

23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:

1. мимика

2. жесты  +

3. позы

4. жесты и позы

24. Жесты открытости:

1. пиджак расстегнут

2. ладони рук прижаты к груди

3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх

4. все ответы правильные  +

25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:

1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности

2. крайне отрицательное отношение к собеседнику  +

3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора

4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии сресса, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии стесса, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Ситуационные задачи

Задача 1. Понаблюдайте за тем, как вы слушаете окружающих вас людей. А как слушают вас? Какие особенности вы для себя отметили?

Запишите результаты своих наблюдений, когда слушаете вы и когда  слушают вас.

«Я слушаю:»

«Меня слушают:»

Задача 2 Представьте себя, слушающего разных людей в различных  обстоятельствах. Попробуйте коротко в виде формулы обозначить свои фильтры или «Я-слушания»: «я тебе не верю», «нравлюсь ли я тебе», «я хочутебе помочь», «мне нравится все, что ты говоришь», «я тебя не слушаю», «я

обижен» и т.д. Запишите названия ваших фильтров, симпатичных вам и неочень.   Постарайтесь осознать, для чего они вам нужны.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

Задача 3. Изучите приемы повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров.

1 Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени и отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция - расположение работника к клиенту или партнеру.

2 Прием «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг», а друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента (партнера), что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

3 Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании. Это ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает

расположенность к работнику.

4 Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания всех проблем клиента (партнера). Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей человека - потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительную обстановку.

5 Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает вербальную активность и сопровождается положительным эмоциями.

Задание 4. Выполните упражнения, способствующие повышению эффективности делового общения.

1 Упражнение «Имя». Да, это звук его собственного имени. Давайте сейчас каждый скажет, с чем ассоциируется его имя, нравится оно вам или нет, каким, по вашему мнению, должен быть человек с вашим именем. Если ваше имя вам не нравится, то скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли.

Итак, одно из правил эффективного общения - это называние человека по имени. Старайтесь запоминать имена людей, с которыми вам приходится общаться. Это располагает к общению.

2 Упражнение «Комплименты». Человеку всегда приятно, когда ему говорят хорошие слова, то есть комплименты. Но у комплимента тоже есть свои правила. Только правильно сказанный комплимент даст результат.  Одно из главных правил комплимента - искренность. Если хорошие слова говорятся неискренне, то как это называется?  И еще одно правило: «У тебя красивая блузка». «Ты замечательно выглядишь в этой блузке».  Какой комплимент вам понравился больше? Почему?  Комплимент делается прежде всего человеку, а не чему-то еще. Сейчас мы попробуем сделать друг другу комплименты. Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать об этом, то есть сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может  опустить ход, сделать комплимент после других.

3 Упражнение «Слушай молча». В жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.

Участники разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом участники меняются местами.

После этого вся группа обменивается чувствами, возникшими во время упражнения.

Критерии оценки

студентом дается комплексная характеристика ситуации;демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать;последовательное, правильное изложение;умение делать необходимые вывод, аргументировать его «зачтено»,

повышенный уровень

студентом дается характеристика ситуации;демонстрируются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснование, требующее дополнения;затруднения в формулировке выводов «зачтено»,

пороговый уровень

студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы «незачтено»,

уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примеры вопросов к зачету

Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности

Типологии личности по внешним признакам

Язык глаз и прикосновения в коммуникации людей (лицо)

Распознавание искреннего и неискреннего поведения (тело)

Графологический метод диагностики личности

Формирование психологического портрета личности по внешним признакам  конституции человека и его психологических особенностей

Диагностика соматотипа, психотипа. Составление психологического профиля личности .

Определение психологических характеристик человека до начала контакта с ним: лицо, первое впечатление, экспетации (ожидания), эмпатия, общительность. Составление психологического профиля личности .

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Наблюдательность и формирование умений распознавания невербальных сигналов: мимики, пантомимики, жестов, паралингвистических сигналов.

Неискренность и неуверенность поведения. Подбор упражнений на обнаружение признаков неискренности и неуверенного поведения партнера в процессе общения.

Диагностика психологических особенностей партнера по общению на основе его невербальных сигналов. Составление психологического профиля личности (тело)

Определение типа темперамента личности на основе анализа речи, общения, поведения. Составление психологического профиля личности

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы психологии стесса, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы психологии стресса, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Еремина Т. А.
Визуальная психодиагностика: учебное пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
https://www.iprbookshop.ru/1136.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Опевалова Е.В.
Психодиагностика: практикум
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/85826.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
РЕД ОС
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
LibreOffice
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
205 А1
Лаборатория психолого-педагогического образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Экран на штативе. Шкафы
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
212 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Задания в тестовой форме– это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки

Критерии Оценка, уровень

выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено»,

повышенный уровень

выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено»,

пороговый уровень

выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено»,

уровень не сформирован

Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс - научить обучающихся:

‒ отбирать информацию;

‒ сортировать ее для решения заданной задачи;

‒ выявлять ключевые проблемы;

‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;

‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:

‒ развивают коммуникативные навыки;

‒ получают презентационные умения;

‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

‒ приобретают экспертные умения и навыки;

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

‒ изменяют мотивацию к обучению.

Критерии оценки

студентом дается комплексная характеристика ситуации;демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать;последовательное, правильное изложение;умение делать необходимые вывод, аргументировать его «зачтено»,

повышенный уровень

студентом дается характеристика ситуации;демонстрируются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснование, требующее дополнения;затруднения в формулировке выводов «зачтено»,

пороговый уровень

студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы «незачтено»,

уровень не сформирован

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.