2024-2025_44_03_05_2024_424_plx_Риторика_Русский язык и Литература (с основами медиаобразования)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Риторика
Учебный план
44.03.05_2024_424.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература (с основами медиаобразования)
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,4
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,75
44,75
44,75
44,75
Сам. работа
54,4
54,4
54,4
54,4
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2024_424.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Попов А.В.
 
 
Риторика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_424.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов основ речевой профессиональной культуры. 
1.2
Задачи: - помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях связанных с будущей профессией; - развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, выработать собственную систему речевого самосовершенствования; - способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Риторика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов: 
2.1.2
Введение в теорию коммуникации
2.1.3
Лингвистический практикум
2.1.4
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Язык СМИ
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Стилистика русского языка
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
 
Уровень 1
Использует в устной и письменной коммуникации знания теоретических основ ораторского искусства и культуры речи, применяет риторические приемы создания и построения публичной речи, работы с аудиторией и аргументации для осуществления профессиональной, в том числе педагогической деятельности. Способен адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения. Умеет критически мыслить, формировать и высказывать собственные суждения, делать выводы.
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
 
Уровень 1
Знает законы общения, риторические приемы и жанры, необходимые для взаимодействия с различными организациями. Способен выстраивать и поддерживать коммуникацию с деловыми партнерами.
ИД-2.УК-3: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
 
Уровень 1
Владеет нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими и др.) в его устной и письменной разновидностях.
ИД-1.УК-4: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации.
 
Уровень 1
Умеет в цифровой среде осуществлять речевое взаимодействие для достижения поставленных целей.
ИД-3.УК-4: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в риторическую науку
 
1.1
Риторика как наука /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
История риторики и её роль в современном мире /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Подготовка в к вопросам коллоквиума /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Подготовка доклада/реферата по истории риторики или биографиям великих ораторов /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Основы ораторского мастерства
 
2.1
Взаимодействие оратора и аудитории /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Роды и виды ораторской речи /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Риторические средства выразительности речи /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Риторический канон: инвенция, элокуция, диспозиция /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Тренинг мастерства публичного выступления /Пр/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Культура и техника речи оратора /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Подготовка к вопросам коллоквиума темы 2 /Ср/
12
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Подготовка публичного выступления и выступление (протокольно-этикетные жанры) /Ср/
10,4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Аргументация и культура дискуссионно-полемической речи
 
3.1
Аргументация. Виды аргументов /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
3.2
Доказательство и типичные логические ошибки /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Спор и его разновидности /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Деловая игра-тренинг "Дебаты" /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Риторический анализ публичного выступления /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Подготовка к вопросам коллоквиума темы 3 /Ср/
12
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Риторика.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, заданий,  вопросов по темам и разделам, тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

Выберите один ответ:

a. понял, начали, доцент

b. досуг, добыча, квартал

c. засуха, торты, средства

d. фетиш, генезис, асимметрия

2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это…

Выберите один ответ:

a. взаимодействие

b.  ситуация

c.  восприятие

d.  событие

3. Цель дискуссии

Выберите один ответ:

a.  победить, используя любые средства

b.  победить, используя только корректные приемы

c.  достичь истины, используя только корректные приемы

d. у дискуссии нет цели

4. Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения в официальной и 

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
неофициальной, устной и письменной коммуникации – это…

а) языковая норма

б) речевой этикет

в) функциональный стиль

г) этимология

5. Какой принцип делового общения описал Д. Лич, выделив в нём 6 максим?

a.  принцип вежливости

b. принцип грамотности (говорите и пишите хорошим языком)

c.  принцип кооперации

d.  принцип пунктуальности (делай всё вовремя)

6. Язык телодвижений. Что это может значить?

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз).

a.  ложь, неискренность

b.  размышления, обдумывание

c.  страх, волнение

d.  защита, дискомфорт

7. Эту ошибку можно считать нарушением чистоты речи:

a.  пропуск запятой в предложении

b.  использование в тексте заявления жаргонных слов

c.  неправильное написание безударной гласной

d.  неправильное произношение

8. Коммуникативное качество речи, предполагающее употребление слов в строгом соответствии с обозначаемыми предметами, явлениями действительности, — это …

a.  точность

b.  понятность

c.  логичность

d.  ясность

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Родиной риторики считается…

a. Древний Рим

b. Древняя Индия

c. Древняя Греция

d. Древний Египет

2. Кто автор популярных учебников XIX в. «Общая риторика» и «Частная риторика», преподававший лицеисту А.С. Пушкину русскую словесность?

a. А .И. Галич

b. К. П. Зеленецкий

c. А. Ф. Мерзляков

d. Н.Ф. Кошанский

3. Условия, которые получатель речи предлагает ее создателю (условия времени, места речи, этичности и др.), - это...

a. Топос

b. Этос

c. Пафос

d. Логос

4. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики:

a. элокуция

b. инвенция

c. диспозиция

d. меморио

5. О профессиональной непригодности говорят следующие стили педагогического общения:

Выберите один или несколько ответов:

a. общение-устрашение

b. общение с четко выраженной дистанцией

c. дружеское общение

d. общение-заигрывание

6.Главной причиной коммуникативной неудачи во фрагменте приветственной речи: «Дорогие товарищи дети! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так характерной лучшим представителям нашей интеллигенции...», обращенной к первоклассникам (М. Жванецкий), -- является:

Выберите один ответ:

a. нарушение языковой нормы

b. неоправданное использование штампов

c. использование терминологии

d. неуместность речи (ошибка этоса)

7. Что такое диспозиция в античной риторике?

Выберите один ответ:

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
a. расположение материала

b. поиск аргумента

c. словесная орнаментация

8. К какому роду публичной речи относится лекция?

Выберите один ответ:

a. к академическому красноречию

b.  к социально-бытовому красноречию

c. к социально-политическому красноречию

d.  к судебному

Примерные тесты для текущего контроля 2

1. Во вступлении оратор не должен...

Выберите один ответ:

a. устанавливать контакт с аудиторией

b. извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

c. заинтересовывать слушателей

d. обосновывать постановку вопроса

2. Чем больше людей слушает говорящего, тем ниже средний уровень интеллекта аудитории. В толпе человек становится менее критичным, более доверчивым, более эмоциональным, хуже мыслит логически, легче поддаётся влиянию окружения.

Какой закон общения здесь описан?

Выберите один ответ:

a. Закон снижения уровня интеллекта аудитории в зависимости от её численности

b. Закон коммуникативного самосохранения

c. Закон доверия к простым словам

d. Закон зеркального отражения общения

3. Когда оратор говорит: «Недавно я прочитал, что...», «Однажды со мной произошел такой случай...», «Как-то я ехал в поезде из Москвы…» и т.п., он привлекает внимание к себе, к своему выступлению. Это прием...

Выберите один ответ:

a. Вопросы к аудитории

b. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

c. Исторический эпизод

d. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни

4. Определите способ изложения материала в тексте.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что ее автор - митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сентября 1626 г.). В 1699 г. Появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В начале 18 века было создано риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем (1681 - 1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, поддерживающим его реформы. Первый учебник риторики был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 - 1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию».

Выберите один ответ:

a. дедуктивный

b. индуктивный

c. исторический

d. концентрический

5. В тексте: «Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец» -- представлена риторическая фигура:

Выберите один ответ:

a. антитеза

b. оксюморон

c. каламбур

d. перифраза

6. Укажите последовательность этапов подготовки к публичному выступлению:

1) выбор темы

2) написание текста

3) составление плана

4) первичное знакомство с необходимой литературой

Выберите один ответ:

a. 1, 2, 4, 3

b. 4, 3, 1, 2

c. 3, 4, 1, 2

d. 1, 4, 3, 2

7. Аргументом к «палке» является

Выберите один ответ:

a. здесь нет правильного ответа

b. ссылка на мнения известных и уважаемых в обществе людей

c. угроза неприятными последствиями

d. приписывание оппоненту мнимых недостатков, бросающих тень на его умственные способности

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
8. Укажите признаки ослабления или потери внимания к оратору.

Выберите один или несколько ответов:

a. голова подпирается всей ладонью

b. отсутствие движения глаз, немигающий взгляд

c. заметен наклон головы вбок, рука её не подпирает

d. наклон корпуса в сторону оратора

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ культуры речи, норм литературного языка, умение применять эти знания.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание норм литературного языка, умение применять эти знания.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание основных норм литературного языка, умение применять эти знания, выделять некоторые типичные ошибки.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных норм литературного языка, умение применять эти фрагментарные знания, отсутствие навыков выявлять типичные ошибки устной и письменной речи.

Задания (творческие) - подготовка речи, выступление, ответы на вопросы и анализ.

Творческие задание предполагает самостоятельную подготовку публичной речи и выступление перед аудиторией в качестве оратора, ответы на вопросы и анализ.

Цель – проверить сформированность компетенций, связанных с владением устной речью, ораторским мастерством, публичной коммуникацией, правилами дискуссии с участниками образовательного процесса.

Темы заданий (на выбор). Выполняется на каждом практическом занятии. 1-3 студента (по готовности) выступают и отвечают на вопросы, остальные слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении и дискуссии, формируют и  демонстрируют навыки аргументации и конструктивной критики.

1. Вы учитель. Подготовьте поздравительную речь (в адрес класса, или по случаю юбилея школы). Выступите с речью перед группой.

2. Подготовьте воодушевляющую речь (воодушевить класс перед трудным экзаменом).

3. Подготовьте убеждающую речь на одну из тем: 1) фильм, который обязательно нужно посмотреть; 2) Почему важно хорошо знать русский (или иностранный) язык? ; 3) книга, которую обязательно нужно прочитать.

4. Подготовьте доклад по одной из рекомендованных тем (см. 5.3.).

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» (повышенный уровень) выставляется студенту, если его речь соответствует жанру (виду) по всем параметрам, иметь четкую композицию, содержательно интересна, выразительна, логична, аргументирована, грамотна и цель выступления достигнута;

- оценка «зачтено» (пороговый уровень) выставляется студенту, если его речь в целом соответствует жанру (виду) по основным параметрам, иметь четкую композицию, содержательно интересна,  достаточно логична, цель выступления достигнута, но имеются 3-4 ошибки (композиционные, логические, речевые);

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если речь подготовлена формально, не соответствует жанру, не выразительна и/или неубедительна, в процессе выступления было допущено много ошибок, цель не достигнута.

Вопросы к практическим занятиям (коллоквиумы)

Тема 1. Введение в риторическую науку

1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

2. Почему риторика являлась основой образования и важнейшим компонентом культуры античного мира? (При ответе на данный вопрос используйте дополнительную литературу).

3. Каковы предмет и задачи риторики? Считаете ли вы необходимым изучение этой учебной дисциплины? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Что изучает педагогическая риторика?

5. Как вы понимаете содержание понятия «риторический идеал»?

6. Расскажите об основных требованиях к речи, поведению, моральному и внешнему облику оратора.

7. Какие виды публичной речи можно выделить?

8. Что такое риторический канон?

9. Как развивалась риторика в России?

10. Что такое неориторика?

Тема 2. Основы ораторского мастерства

1. Особенности ораторской речи.

2. Роды и виды ораторской речи.

3. Виды речи по их целевой установке (по П. Соперу)

4. Риторический канон: основные этапы подготовки публичного выступления.

5. Изобретение (инвенция). Топика и аргументация.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
6. Композиция публичной речи (диспозиция).

7. Словесное выражение мысли (элокуция).

8. Запоминание речи (меморио).

9. Произнесение (акцио): техника речи и невербальные средства.

10. Какие законы и принципы общения важны в риторическом аспекте?

11. Средства выразительности речи.

12. Почему тропы можно назвать «цветами красноречия»?

13. Культура речи оратора. Какие аспекты важны?

14. Какие приемы управления вниманием аудитории вы знаете, какие используете в своих выступлениях?

15. Почему учителю, журналисту, оратору важно владеть нормами устной и письменной речи?

Тема 3. Аргументация и культура дискуссионно-полемической речи

1. Объясните термины тезис и аргумент.

2. Что такое доказательство?

3. Что такое эристика и софистика?

4. Какие виды аргументов можно выделить по разным основаниям?

5. Какие правила аргументации вы знаете?

6. Какие ошибки типичны в процессе аргументации?

7. Классификация споров

8. Чем дискуссия отличается от полемики?

9. Как проводятся дебаты?

10. Способы ведения спора.

11. Культура ведения спора.

12. Приемы манипулирования.

13. Приемы защиты в споре.

14. Искусство задавать вопросы в споре.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично»: если  на коллоквиуме (часть практического занятия) студент показал глубокое знание вопроса (темы), смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту: 1) если он показал знание вопроса (темы), но не достаточно раскрыл один из аспектов; 2) если смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил 1-2 неточности в формулировках; 3) привел недостаточно собственных примеров или примеров из Интернета.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту: 1) если он показал фрагментарное знание вопроса (темы) и не достаточно раскрыл его; 2) если ответ местами был не логичным, содержал неточности в формулировках; 3) если не смог привести собственные  примеры; 4) допустил  3-4 речевые ошибки.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту: 1) если он показал значительное незнание вопроса (темы) и не смог раскрыть его; 2) если ответ был не логичным, содержал ошибки в формулировках; 3) если не смог привести правильные примеры; 4) допустил грубые речевые ошибки при ответе.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов (докладов) 1. Риторика как наука, её предмет и значение. 2. Общая и частная риторика. 3. Риторический канон. 4. Риторические воззрения… (выберите одного из ораторов и теоретиков риторики Древней Греции или Древнего Рима: Демосфен, Горгий, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.). 5. Частная риторика (об одном из видов риторики: деловой, судебной, политической, духовной и др.). 6. Академическое красноречие… (выберите одного из представителей академического красноречия:  И. С. Сеченов, Д. И. Менделеев, В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, И. В. Склифосовский, Д. С. Лихачёв или др.). 7. Что такое эристика? 8. Что такое софистика? 9. Что такое дебаты? 10. Чем дискуссия отличается от полемики? 11. Риторические приемы: хиазм и анадиплосис. 12. Риторические приемы: оксюморон и градация. 13. Мастера судебного красноречия. 14. Педагогическое общение. Сфера обучения как «зона повышенной речевой ответственности». 15. Педагогические стили общения. 16. Риторический и риторико-педагогический речевой идеал учителя. 17. Устные жанры педагогического общения. 18. Письменные жанры педагогического общения. 19. Коммуникативные качества учителя. 20. Законы логики и логические ошибки. 21. Приемы поддержания внимания аудитории. 22. Корректные и некорректные приёмы спора (уловки в споре).
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
23. Развитие риторических идей в России. 24. Меморио: методы запоминания речи. Критерии оценки: – «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению. «Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении. «Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету (с оценкой)

1. Риторика как наука, её предмет и значение.

2. Античная риторика.

3. Развитие риторики в России.

4. Риторический канон: основные этапы подготовки публичного выступления.

5. Изобретение (инвенция). Топика и аргументация.

6. Композиция публичной речи (диспозиция).

7. Словесное выражение мысли (элокуция).

8. Запоминание речи (меморио).

9. Произнесение (акцио): техника речи и невербальные средства.

10. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

11. Специфика педагогического общения.

12. Педагогические стили общения.

13. Риторический и риторико-педагогический речевой идеал учителя.

14. Законы и принципы общения.

15. Барьеры в общении и конфликты.

16. Роды и виды ораторской речи.

17. Литературное произношение и ударение.

18. Взаимодействие оратора и аудитории: приемы поддержания внимания.

19. Понятие об аргументации, виды аргументов.

20. Выразительность речи (роль тропов и фигур).

21. Культура спора.

22. Культура речи оратора.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» (повышенный уровень):

1. Студент показал прочные знания основных понятий и положений риторики, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, свободно использовать речь для общения. Студент знает и свободно излагает теоретические сведения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматриваемому понятию, явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; д) обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах.

2. Показал владение русским языком в его литературной форме.

- оценка «хорошо» (пороговый уровень):

Студент показал прочные знания основных понятий и положений риторики, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, ориентироваться в типичных речевых ситуациях. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем. Владеет русским языком в его литературной форме, но допустил 1-2 ошибки при изложении ответа.

– оценка «удовлетворительно»:

Студент в основном показал знание базовых понятий и положений риторики, умение получить с помощью преподавателя правильное решение. Ориентируется в типичных речевых ситуациях монологического и диалогического общения. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, затрудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в некоторых примерах допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя. Владеет русским языком в его литературной форме, но допустил 3-4 речевых ошибки при изложении ответа.

- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):

При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных понятий и положений риторики, 

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной  задачи. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, не владеет русским языком в его литературной форме.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кузнецов И. Н.
Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/81843.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Волкова Н.А., Новикова О.В., Орехова [и др.] Т.И.
Педагогическая риторика: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2764:872&catid=26:philology&Itemid=180
 
Л2.2
Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.
Русская риторика и культура речи: учебное пособие
Москва: Логос, 2014
http://www.iprbookshop.ru/51640.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
Adobe Reader
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
NVDA
6.3.1.9
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
тренинги
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
414 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме лекций и практических занятий

Лекции

Лекции – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы, как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к коллоквиумам

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к коллоквиуму на занятии (темы и вопросы к коллоквиумам дает преподаватель или можно посмотреть их самостоятельно в рабочей программе дисциплины). Коллоквиум – одна из форм учебных занятий  - беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения знаний.

Как правило, коллоквиумы проводятся в виде:

- опроса или развернутой беседы – обсуждение, основанное на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также задаются дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, можно обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения коллоквиума на занятии:

1. Вступительное слово преподавателя – 1-3 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 5-15 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 3-5 мин.

Домашнее задание (к каждому коллоквиуму).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям 

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Текст] : учебное пособие / В. И. Аннушкин. - 3-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 296 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.