(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2. освоить математический аппарат квантовой теории;
3. ознакомить студентов с основными результатами квантовой теории
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает вводный тест, 4 теста текущего контроля, критерии оценивания и вопросы промежуточной аттестации в форме зачета и экзамена.
Оценочные средства для входного контроля приведены в Приложении -- Текущий тест 1.
Оценочные средства для входного контроля приведены в Приложении -- Текущий тест 2.
Оценочные средства для входного контроля приведены в Приложении -- Текущий тест 3.
Оценочные средства для входного контроля приведены в Приложении -- Текущий тест 4.
Оценочные средства для входного контроля приведены в Приложении -- Критерии оценивания.
1. Уравнение Шредингера для электрона в атоме водорода. Разделение переменных. Квантовые числа для электрона в атоме водорода
2. Радиальные функции для электрона в атоме водорода. Поведение функций при малых и больших расстояниях от ядра. Зависимость радиальных функций в этих крайних случаях от орбитального и главного квантового чисел.
3. Радиальные функции для электрона в атоме водорода. Вывод реккурентного соотношения для коэффициентов полинома, входящего в радиальную функцию. Радиальное квантовое число. Главное квантовое число. Зависимость энергии от главного квантового числа.
4. Угловые функции для электрона в атоме водорода. Вращательная кинетическая энергия. Магнитное и орбитальное квантовые числа. Полиномы Лежандра и присоединенные полиномы Лежандра. Смешанные состояния.
5. Понятие спина электрона. Экспериментальные данные для обоснования существования собственного механического момента у электрона. Оператор спина электрона
6. Теория возмущений для невырожденных уровней.
7. Теория возмущений для двух близких уровней
8. Теория возмущений для вырожденных уровней. Правильные функции. Секулярное уравнение.
9. Эффект Штарка в атоме водорода. Секулярное уравнение. Методы расчета матричных элементов для секулярного уравнения. Правильные функции. Поправки к энергии в первом порядке малости.
10. Расщепление спектральных линий в слабом магнитном поле. Причина снятия вырождения
Критерии оценивания для зачета
Зачтено Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся логически строгие доказательства теорем и выводы формул.
Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся частично логически строгие доказательства теорем и выводы формул.
Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся отдельные выражения вместо доказательств теорем и выводов формул.
ИЛИ Даются без четких объяснениями определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся элементы доказательств теорем и выводов формул.
Не зачтено Даются без четких объяснениями определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся отдельные выражения вместо доказательств теорем и выводов формул.
Вопросы к экзамену
1. Нестационарная теория возмущений. Вероятность перехода между уровнями.
2. Вероятности переходов под влиянием световой волны (оптические переходы).
3. Принцип тождественности частиц. Оператор перестановки. Бозоны и фермионы.
4. Принцип Паули. Волновая функция системы частиц, симметричная и антисимметричная. Волновая функция системы из двух частиц.
5. Спиновая функция двух частиц с полуцелым спином: пара- и ортосостояние.
6. Обменное взаимодействие
7. Многоэлектронные атомы. Энергия основного состояния атома гелия. Энергия ионизации.
8. Постановка задачи для основного состояния ортогелия. Методы расчета интегралов в данной задаче
9. Молекула водорода
10. Постановка вопроса в теории рассеяния. Дифференциальное сечение рассеяния
11. Борновское приближение для нахождения амплитуды рассеяния
12. Метод парциальных волн для вычисления амплитуды рассеяния
13. Упругое рассеяние тождественных частиц
14. Сущность метода вторичного квантования
15. Свойства операторов «рождения» и «уничтожения» для частиц Бозе и Ферми.
16. Вывод уравнения Дирака и его отличие от уравнения Шредингера
17. Спин частиц, описываемых уравнением Дирака
18. Решение уравнения Дирака для свободной частицы.
19. Плотность вероятности и поток вероятности в теории Дирака.
20. Релятивистское уравнение для частиц со спином нуль. Уравнение Клейна – Фока - Гордона
Критерии оценивания для экзамена
5(отлично) Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся логически строгие доказательства теорем и выводы формул.
4(хорошо) Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся частично
3(удовл.) Даются с объяснениями все определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся отдельные выражения вместо доказательств теорем и выводов формул.
ИЛИ Даются без четких объяснениями определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся элементы доказательств теорем и выводов формул.
2(неудовл.) Даются без четких объяснениями определения, утверждения теорем, формулы. Приводятся отдельные выражения вместо доказательств теорем и выводов формул.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;