(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Лек/
вероятности повторных событий /Лек/
вероятности повторных событий /Пр/
Числовые характеристики непрерывных случайных величин. Равномерное распределение.
Нормальное распределение.
/Пр/
непрерывной случайной величины. Равномерный закон распределения. Числовые характеристики нормального распределения. Функция распределения. Распределение Стьюдента.Распределение Фишера. /Лек/
непрерывной случайной величины. Равномерный закон распределения. Числовые характеристики нормального распределения. Функция распределения. Распределение Стьюдента.Распределение Фишера. /Пр/
Ковариация. Линейная регрессия. /Лек/
Ковариация. Линейная регрессия. /Пр/
Выполнение инд.заданий
Выполнение инд.заданий
Выполнение инд.заданий
вероятности повторных событий /Ср/
Выполнение инд.заданий
непрерывной случайной величины. Равномерный закон распределения. Числовые характеристики нормального распределения. Функция распределения. Распределение Стьюдента.Распределение Фишера. /Ср/
Выполнение инд.заданий
Числовые характеристики непрерывных случайных величин. Равномерное распределение.
Нормальное распределение.
/Ср/
Выполнение инд.заданий
Ковариация. инейная регрессия. /Ср/
Выполнение инд.заданий
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий и вопросов к зачету.
1. В задаче « Производится два выстрела по мишени. Найти вероятность того, что мишень будет поражена один раз» испытанием является:
1)* производится два выстрела по мишени;
2) мишень будет поражена один раз;
3) мишень будет поражена два раза.
2. Бросают монету. Событие: А – «выпадет герб». Cобытие – «выпадет цифра» является:
1) случайным;
2) достоверным;
3) невозможным;
4)* противоположным.
3. Из букв слова «ЗАДАЧА» наугад выбирается одна буква. Событие — «выбрана буква К» является
1) случайным;
2) достоверным;
3)* невозможным;
4) противоположным.
4. Из букв слова «МИР» наугад выбирается одна буква. Событие — «выбрана буква М» является
1)* случайным;
2) достоверным;
3) невозможным.
5. Событие — «из урны, содержащей только белые шары, извлекают белый шар» является
1) случайным;
2)* достоверным;
3) невозможным.
6. Два студента сдают экзамен. События: А — «экзамен сдаст первый студент», В — «экзамен сдаст второй студент» являются
1) несовместными;
2) достоверными;
3) невозможными;
4)*совместными.
7. События называют несовместными, если
1) наступление одного не исключает возможность появления другого;
2) при осуществлении комплекса условий каждое из них имеет равную возможность наступить;
3) при испытании обязательно наступит хотя бы одно из них;
4)* наступление одного исключает возможность появления другого.
8. События называют единственно возможными, если
1) наступление одного не исключает возможность появления другого;
2) при осуществлении комплекса условий каждое из них имеет равную возможность наступить;
3)* при испытании обязательно наступит хотя бы одно из них;
4) наступление одного исключает возможность появления другого.
9. События называют равновозможными, если
1) они несовместны;
2)* при осуществлении комплекса условий каждое из них имеет равную возможность наступить;
4) наступление одного исключает возможность появления другого.
10. Испытание — «бросают две монеты». Событие — «хотя бы на одной из монет выпадет герб». Число элементарных исходов, благоприятствующих данному событию равно:
1) одно;
2) два;
3)* три;
4) четыре.
Критерий оценивания
"зачтено" - верно выполнено более 60% теста
"не зачтено" - выполнено менее 60% теста
1. Основные формулы комбинаторики.
2. Классическая формула вероятности.
3. Геометрическая вероятность.
4. Теорема сложения вероятностей.
5. Теорема умножения вероятностей.
6. Вероятность появления хотя бы одного события
7. Формула полной вероятности.
8. Формула Байеса.
9. Схема Бернулли. Формула Бернулли.
10. Локальная и интегральная теоремы Лапласа.
11. Формула Пуассона.
12. Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины.
13. Биномиальный закон распределения вероятностей.
14. Геометрический закон распределения вероятностей.
15. Гипергеометрический закон распределения вероятностей.
16. Закон распределения Пуассона.
17. Математическое ожидание дискретной случайной величины, свойства.
18. Дисперсия дискретной случайной величины, свойства.
19. Среднее квадратическое отклонение дискретной случайной величины, свойства.
20. Неравенство Чебышева. Теорема Чебышева.
21. Теорема Бернулли.
22. Центральная предельная теорема.
23. Функция распределения вероятностей случайной величины.
24. Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины.
25. Математическое ожидание непрерывной случайной величины.
26. Дисперсия непрерывной случайной величины.
27. Среднее квадратическое отклонение непрерывной случайной величины.
28. Равномерное распределение.
29. Нормальное распределение.
30. Закон распределения двумерной случайной величины.
31. Условные законы распределения вероятностей составляющих
32. дискретной двумерной случайной величины.
33. Плотность и условные законы распределения составляющих непрерывной двумерной случайной величины.
34. Числовые характеристики непрерывной системы двух случайных величин.
35. Коэффициент корреляции.
Критерии оценивания
"зачтено", повышенный уровень - Обучающийся обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение
свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной
литературой, рекомендованной программой дисциплины, усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для
приобретаемой профессии, проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
"зачтено", пороговый уровень - Обучающийся обнаружил полное знание учебно-программного
материала, успешно выполнил предусмотренные программой задания, усвоил основную литературу, рекомендованную
программой дисциплины, показал систематический характер знаний по дисциплине. При защите студент представляет
грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствуют существенные неточности в формулировании
незначительные ошибки, приведшие к неверному ответу.
"не зачтено" - Обучающийся обнаружил значительные пробелы в знаниях
основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
программой заданий На защите курсовой работы студент не знает значительной части программного материала, допускает
существенные ошибки при его изложении, не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения; ни
один вопрос не рассмотрен до конца, наводящие вопросы не помогают.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.