2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Новейшая отечественная история_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Новейшая отечественная история
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 8 зачеты с оценкой 7 курсовые работы 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
37,2
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12 1/6
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
12
12
36
36
Практические
30
30
30
30
60
60
Контроль самостоятельной работы (для студента)
4
4
4
4
Консультации (для студента)
1,2
1,2
0,6
0,6
1,8
1,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
54
54
42
42
96
96
Кoнтактная рабoта
55,35
55,35
47,85
47,85
103,2
103,2
Сам. работа
7,8
98,3
29,4
35,3
37,2
133,6
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Курсовое проектирование (для студента)
32
32
32
32
Итого
72
162,5
144
149,9
216
312,4
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончарова О.А.;к.и.н, доцент, Анкудинова Т.В.
 
 
Новейшая отечественная история
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 09.01.2024 протокол № 7  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о новейшей  истории России в XX-XXI вв.  
1.2
Задачи: - Изучение основных этапов в развитии  новейшей истории России в XX-XXI вв.; - усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей; - умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности. - оказать помощь студентам в осмыслении того факта, что, несмотря на огромные достижения в отдельных отраслях науки, в освоении космоса, процесс окостенения и застоя поразил все стороны жизни общества; - создать условия для овладения студентами того факта, что перестройка, имевшая своей целью «обновление социализма» в результате грубых ошибок руководства привела к ослаблению центральной власти, усилению сепаратизма,  национализма и к распаду  государства.                                                                                                                                                                                                                                   
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Новейшая отечественная история", обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История России ( до XX вв.)» 
2.1.2
История России (XVIII -  начало XX в.)
2.1.3
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История исторической науки 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
знает специфику межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте; - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира. Умеет понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом контексте; - уважительно относиться к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Владеет навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Знает особенности исторического наследия России, социокультурные традиции, как базовые национальные ценности российского общества (такие как патриотизм, гражданственность и др.)
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Россия в 1900-1916 гг.
 
1.1
Россия в 1900-1916 гг. /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Образование политических партий в России.

1.Политическая ситуация в России в начале XX века.

2.Формирование первых политических партий в России.

3.Раскол РСДРП: начало противостояния большевиков и меньшевиков.

4.Революция 1905 – 1907 гг.: программа и тактика первых политических партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, кадеты, октябристы, монархисты-традиционалисты). Особенности российской многопартийности. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального

кризиса.

1. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

2. Причины вступления России в войну.

3. Социально-экономическое и политическое положение страны в 1914-

начале 1917 гг.

4.Свержение монархии. Победа демократической революции в России. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.4
Россия в 1900-1916 гг. /Ср/
12
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Россия в 1917-1918 гг.
 
2.1
Россия в 1917-1918 гг. /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.2
Россия в 1917-1918 гг.

1. II съезд Советов. Основные декреты. Создание Советского правительства.

2. Конфликт с ВИКЖЕЛем- первый кризис Советской власти. Первые преобразования.

2.1. слом старого госаппарата,

2.2. создание ВЧК,

2.3. формирование системы Советов,

2.4. создание армии.

3. Проблема учредительного собрания в русской революции: - учредительного собрания в программах политических партий, - борьба Учредительного собрания в феврале - октябре 1917 г., - позиция большевиков по отношению к учредительному собранию в феврале-декабре 1917 г. Созыв и роспуск собрания. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.3
Альтернативы развития России с февраля по октябрь 1917 г.

1.Отречение Николая II.

2.Исторический портрет А.А. Керенского.

3.Временное правительство и Петроградский совет в 1917 г.

4.Июльские события 1917 г.

5.Корниловский мятеж.

6.Ленин в 1917 г. Штурм Зимнего.

Дискуссии о закономерности Октябрьской революции. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.4
Россия в 1917-1918 гг. /Ср/
15,5
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. Советская страна в период гражданской войны и иностранной интервенции 
 
3.1
Советская страна в период гражданской войны и иностранной интервенции  /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.2
Советская страна в период гражданской войны и иностранной интервенции.

1. Становление РКП(б) как правящей партии. Формирование репрессивного аппарата.

2. Политические причины гражданской войны и военной интервенции.

З. Кадеты в войне.

4. “Белое дело”.

5. Национальные движения на окраинах России.

  6. Судьба мелкобуржуазных и социалистических партий в 1917-1922 гг. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.3
Советская страна в период гражданской войны и иностранной интервенции  /Ср/
12
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 4. Советская власть в 20-е гг. XX в.
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.1
Советская власть в 20-е гг. XX в.

1. Становление РКП(б) как правящей партии. Формирование репрессивного аппарата.

2. Политические причины гражданской войны и военной интервенции.

З. Кадеты в войне.

4. “Белое дело”.

5. Национальные движения на окраинах России.

  6. Судьба мелкобуржуазных и социалистических партий в 1917-1922 гг. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
4.2
Культура СССР в 20-е гг. XX в.

. РКП(б) о проблемах культуры. О будущем интеллигенции.

2. О политике партии в художественной литературе.

3. Судьба русской интеллигенции.  /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
4.3
Советская власть в 20-е гг. XX в. /Ср/
16,8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 5. Советский Союз в 1939-1941 гг.
 
5.1
Советский Союз в 1939-1941 гг. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.2
Советский Союз в 1939-1941 гг.

1. Советско-германский пакт и “крах” политики коллективной безопасности.

2. Начало II мировой войны. Роль СССР.

3. Территориальные приобретения СССР: агрессия или оборона?

4.Проблемы формирования союзнических отношений накануне гитлеровского вторжения.

5. Значение и оценка международных конференций 1943-1945 гг.

6. Проблемы ленд-лиза и  второго фронта. Современные оценки роли западных стран в разгроме нацизма. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.3
Советский Союз в 1939-1941 гг. /Ср/
18
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 6. Великая Отечественная война.
 
6.1
Великая Отечественная война. /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
6.2
СССР накануне Великой Отечественной войны.

1.Перестройка экономики на военный лад.

2.Развитие социальной сферы.

3.Развитие системы образования.

4. Культура в предвоенный период. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.3
Великая Отечественная война.

Экономическое развитие СССР в годы войны.

1.Современные оценки важности советской экономики накануне войны.

2.Конверсия экономики СССР и ее последствия.

3. Западная помощь и советские ресурсы.

4.Источники экономического развития СССР в 1941-1945 гг.

Национальная политика СССР  1941-1945гг.

1.Основные постулаты национальной политики Сталина.

2.Национальная политика на вновь присоединённых территориях.

3.Депортации в СССР.

4.Национальные антисталинские организации, их современная оценка.

5.Репатриация советских граждан. 1944-1952 гг.

Польские проблемы.

2.Чехословакия: Бенеш, Готвальд и Словацкое восстание.

3.Румынскйе события и советская позиция.

4.Болгария и Югославия: противостояние политических

5.Трудности наступлений в Венгрии.

6.Проблемы послевоенного устройства в Германии.

7. Современная оценка действий СССР в Восточной Европе. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
6.4
Великая Отечественная война. /Ср/
12
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 7. Развитие СССР в 1945-1953 гг.
 
7.1
Развитие СССР в 1945-1953 гг. /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
7.2
Развитие СССР в 1945-1953 гг.

Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенные годы.

1. Изменение характера послевоенной эпохи. Новое соотношение сил.

2. СССР и Восточная Европа.

3. СССР и Запад: холодная война.

4. СССР и Азия в послевоенный период: помощь или агрессия?

5. Ядерный фактор во внешней политике.

Восстановление довоенной модели экономического развития.

1. Дискуссии о направлениях экономического развития.

2.Решение сельскохозяйственных проблем. Новые реформы.

3.Продолжение экономических экспериментов. Восстановление разрушенного.

4.Итоги социально-экономического развития 1945-1953 гг. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
7.3
Развитие СССР в 1945-1953 гг. /Ср/
12
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
7
0
Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
7
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
9.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
7
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
7
0
 
 
 
Раздел 10. СССР В 1953-2020 гг.
 
10.1
Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1991 гг.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.4
 
10.2
Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1991 гг.

1. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

2. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

3.Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.  /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5
 
10.3
Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1991 гг. /Ср/
10,3
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
10.4
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1953-1991 гг.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Л1.2 Л1.4 Л1.5
 
10.5
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1953-1991 гг.

1. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

2. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

3. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.  /Пр/

6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
 
10.6
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1953-1991 гг.  /Ср/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.7
Культурное развитие СССР в 1953-1991 гг.

1. Культурное развитие СССР в 1953-1964 гг.

2. Культурное развитие СССР в 1964-1985 гг.

3. Культурное развитие СССР в 1985-1991 гг. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0

Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.

 
10.8
Культурное развитие СССР в 1953-1991 гг. /Ср/
7
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
10.9
Политическое развитие СССР в 1953-1991 гг.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.10
Политическое развитие СССР в 1953-1991 гг.

1.  Политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

2. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

3. Политическое развитие СССР в 1985-1991 гг. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
 
10.11
Политическое развитие СССР в 1953-1991 гг.  /Ср/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.12
Постсоветская Россия: экономика, политика, социальная сфера.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.13
Постсоветская Россия: экономика, политика, социальная сфера.

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Политическая сфера. /Пр/

6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
 
10.14
Постсоветская Россия: экономика, политика, социальная сфера.  /Ср/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.15
Постсоветская Россия:международное положение и внешняя политика.   /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
10.16
Постсоветская Россия:международное положение и внешняя политика.

1. Геополитическое положение России в постсоветский период.

2. Внешнеполитические направления.  /Пр/

6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
 
10.17
Постсоветская Россия:международное положение и внешняя политика.  /Ср/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
8
0
 
 
Раздел 11. Консультации
 
11.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
 
Раздел 12. Выполнение и защита курсовой работы
 
12.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
32
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
12.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
 
Раздел 13. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
13.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
13.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
13.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "История России (XX- начало XXI вв.)". 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к  экзамену.  
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине "История России (XX- начало XXI вв.)". 1.В начале XX в. Россия была страной с: а –одним вероисповеданием      б –федеративным устройством     в –высоким уровнем грамотности населения    г –многонациональным составом населения 2. В чем состояла особенность российской модернизации: а –завершилась в начале XX в.     б –началась раньше, чем в других странах в –проходила под контролем государства      г –в основном проходила в сельском хозяйстве 3. Основная цель денежной реформы 1897 г.: а –улучшение материального положения рабочих     б –привлечение иностранного капитала    в –введение винной монополии  г –создание монополистических союзов 4. По какому принципу образован ряд? Дворянство, духовенство, мещане, крестьяне, купечество. 5. Основное направление внешнеполитической деятельности Николая Второго в начале XX в.: а –защита интересов страны на Балканах    б –создание антитурецкой коалиции в –усиление господства России в Восточной Азии   г –сохранение нейтралитета 6. Лидер партии эсеров: а –Мартов               б –Чернов               в –Ульянов                г –Милюков 7. Русско –японская война началась с: а –Цусимского сражения    б –битвы под Мукденом      в –битвы под Ляояном г –нападения на Порт –Артур 8. Как назывался высший орган исполнительной власти в России в  начале XX в.: а –Государственный совет     б –Сенат     в –Государственная дума 
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
г –Комитет министров 9. Деление российского общества на дворян, духовенство, купцов, свидетельствовало о: а –большой миграции            б –многочисленности населения          в –сохранения феодальных пережитков      г –существовании гражданского общества 10. Как называется процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному: а –социализация      б –модернизация        в –автономизация       г –демократизация 11. Общим в программе большевиков и меньшевиков было требование: а –революционного переустройства общества        б –национализации всей помещичьей земли     в –ограничения самодержавия   г –«хождения в народ» 12. По условиям Портсмутского мирного договора России с Японией  1905 г. Россия: а –выплачивала контрибуцию      б –уступала южную часть Сахалина в –передавала Японии всю территорию Сахалина     г –соглашалась на присутствие японских войск на Дальнем Востоке 13. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь. «……Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей – уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики считали политический террор. Для осуществления крупных актов террора была создана боевая группа. Вождем и теоретиком партии был В.М.Чернов».  Часть А.  Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных 1 Строительство крупных территориально-производственных комплексов в СССР осуществлялось в … 1 1980-х – первой половине 1990-х гг. 2 1940-х – первой половине 1950-х гг. 3 1970-х – первой половине 1980-х гг. 4 1950-х – первой половине 1960-х гг. 2 Нобелевской премии в области литературы в 1970-е годы был удостоен … 1 М. Булгаков 2 А. Твардовский 3 М. Горький 4 А. Солженицын 3 Экономическая реформа 1965 г. была направлена на … 1 максимальное усиление роли экономических методов в управлении народным хозяйством 2 создание государственно-капиталистических предприятий в форме смешанных акционерных обществ 3 введение территориально-отраслевой системы управления экономикой 4 укрепление принципов директивного (командно-бюрократического) управления экономикой 4 Экономическая реформа 1965 г. связана с именем … 1 М. С. Горбачева 2 А. Н. Косыгина 3 Н. А. Тихонова 4 В. С. Павлова 5 Диссидентами в СССР называли… 1 лиц, восхвалявших западный образ жизни, западную культуру 2 инакомыслящих, противопоставлявших свои убеждения официальной идеологии партии и государства 3 людей, недовольных жизненным уровнем в стране 4 писателей, в чьих произведениях содержалась критика советского строя 6  Л.И. Брежнев возглавил страну, став Первым секретарем ЦК КПСС, в ____ году. 1 1977 2 1964 3 1985 4 1953 7 Карибский кризис – это… 1 конфликт между США и Кубой из-за прихода к власти на Кубе коммунистического правительства Ф.Кастро 2 конфликт СССР и США из-за размещения на Кубе советских ядерных ракет 3 вооружённый конфликт на Кубе между сторонниками Ф.Кастро и проамериканского режима Ф.Батисты 4 конфликт СССР и США из-за торгово-экономической блокады Кубы со стороны США 8 Территориальные проблемы, связанные с послевоенными европейскими границами (германская проблема) были урегулированы в … 1 начале 1960-х гг. 2 конце 1940-х гг.
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3 начале 1970-х гг. 4 конце 1970-х гг. 9 К событиям внешней политики СССР в 1960-е гг. относится … 1 вступление России в Совет Европы 2 подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой 3 война в Корее 4 вывод советских войск из Афганистана 10  К достижениям советских ученых в середине 1950-х – начале 1960-х гг. относилось … 1 развитие атомной энергетики и ракетостроения 2 создание неевклидовой геометрии 3 открытие электронов 4 открытие метода гальванотехники Часть Б. Задания на установление правильной последовательности или соответствия 1  Установите соответствие между именем и событием из истории СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 1) его речь на ХХVI съезде КПСС 126 раз прерывалась аплодисментами 2) диссидент, обратившийся в 1968 г. с открытым письмом к советскому руководству 3) летчик-космонавт, первым вышедший в открытый космос 1Леонов А.А. 2Брежнев Л.И. 3Сахаров А.Д. 2.Укажите правильное соответствие экономического преобразования 1992 г.- начала ХХ1 в. и фамилии главы правительства, его проводившего 1) начало, шоковой терапии 2) замена льгот денежной компенсацией(монетизация) 3) дефолт в 1998 г. 1) М.Е. Фрадков 2) С.В. Кириенко 3) Е.Т. Гайдар 3.Установите соответствие между названиями федеральных округов РФ и местами их расположения на карте 4 Укажите правильное соответствие экономического преобразования 1992 г.- начала ХХ1 в. и фамилии главы правительства, его проводившего 1) замена льгот денежной компенсацией (монетизация) 2) временный отказ платить по внешним и внутренним долгам (дефолт) в 1998 г 3) начало «шоковой терапии» 1) С.В. Кириенко 2) Е.Т. Гайдар 3) М.Е. Фрадков 4 Укажите соответствие даты и события периода оттепели: 1) 1953 г 2) 1962 г 3) 1961 г 1) подавление выступления рабочих в Новочеркасске 2) смерть И.В.Сталина 3) первый полет человека в космос Критерии оценки: Критерии Оценка (баллы ), уровень Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень; Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень; Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень; Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика письменных работ  (реферат) 1. Политическая оппозиция в СССР в 1922-1941 гг. 2. Проблема культурной революции. 3. Политические процессы России-СССР 1917-1939 гг.: общая характеристика. 4. Современная историография об оценке экономического развития СССР в 1917-1941 гг. 5. Экономическая политика России-СССР 1917-1941 гг. 6. Союз с левыми эсерами. Викжель. Брестский мир. 7. Установление советской власти на местах «Триумфальное шествие» советской власти. Современные оценки. 8. Решение основных проблем России в 1917 г. 9. Гражданская война в России: противоборствующие силы. 10. Деятельность политических партий и движений в России в 1917 г. 11. Судьба Учредительного собрания в России.
 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
12. Проблема: реформа и революция в России в 1917 г. 13. Политическая оппозиция в СССР 1921-1941 гг. 14. Сравнительная характеристика лидеров 1917 г.: методика, обоснование, выводы. 15. Современная историография о революции 1917 г. и ее оценка. 16. Образование СССР Конституция СССР. Современная историография по проблеме. 17. Внешняя политика СССР в конце 30-х гг. Взаимоотношения с Германией. 18. Экономическое развитие СССР (1939-1941 гг.). 19. Военные приготовления СССР в 30-е гг.- 1941 г. 20. Роль ХХ столетия в мировой истории. Россия в начале ХХ в. 21. Революция 1905-1907 гг. в России. 22. С.Ю. Витте. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в. 23. Реформы П.А. Столыпина и решение аграрного вопроса в России в начале ХХ в. 24. Внешняя политика России в начале XX в. 25. Николай II и социально-политический кризис в начале XX века. Тематика рефератов. 1.     Реформа 1965 г. в промышленности. Достижения и недостатки. 2. Перестройка. Стратегия ускорения и развитие промышленности. 3. Реформа 1965 г. в сельском хозяйстве. Достижения и недостатки. 4. Продовольственная программа 1982 г. и развитие сельского хозяйства. 5. Научно-технический прогресс и сельскохозяйственная отрасль экономики 6. Влияние научно-технической революции и научно-технического прогресса на развитие экономики страны. 7. Развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности населения страны. 8. Топливно-энергетический комплекс страны. Особенности развития в 1965-1991 гг. 9. Состояние экологической ситуации в стране в 1965-1991 гг. 10. Политика советского государства в отношении семьи и детей. 11. Роль торговли и сферы услуг в повышении благосостояния советских людей. 12. Жилищная политика советского государства. Динамика развития. 13. Состояние потребительского рынка и повышение благосостояния советских людей. 14. Состояние здравоохранения и его роль в повышении здоровья граждан. 15. Советская политическая система. Особенности её функционирования. 16. Перестройка и реформирование советской политической системы. 17. Августовский путч 1991 г. подготовка, проведение, результаты и последствия. 18. Совет экономической взаимопомощи. Направления сотрудничества. 19. Сотрудничество СЭВ и азиатских стран социализма. 20. Советский Союз и развивающиеся страны. 21. Разрядка международной напряженности и совещание в Хельсинки. 22. Радикальная экономическая реформа в России и странах Восточной Европы. 23. Радикальные экономические преобразования и состояние сельского хозяйства. 24. Октябрьский 1993 г. путч. Причины, цели и результаты. 25. Развитие парламентаризма в России. Достижения и проблемы. 26. Деятельность партий и партийных коалиций в период парламентских и президентских выборов. 27. Россия и страны СНГ:   политическое, экономическое и военное сотруничество. 28. Россия и Белоруссия – на пути к созданию союзного государства. 29. Россия и украина сотрудничество и соперничество. 30. Миграционные процессы в России. Положительные и отрицательные моменты. 31. Состояние здравоохранения и здоровья населения России. 32. Состояние и развитие культуры в СССР. 33. Состояние и развитие народного образования в СССР. 34. Становление и развитие среднего класса в России. 35. Становление и развитие бизнес-элиты в России.Маргинальные слои в России. 36. Россия и НАТО. Формирование новой системы взаимоотношений. 37. Россия и Балканский кризис. 38. Становление и развитие федерализма в России. 39. Женщины в науке, образовании, медицине. 40. Женщины и предпринимательский бизнес. Критерии оценки: Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены 
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
требования к внешнему оформлению. «Отлично», повышенный уровень. Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень. Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень. Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
    Вопросы для промежуточной аттестации (экзамен)

7  семестр

1 раздел

1. Политическая оппозиция в СССР 1922-1941 гг.

2. Проблема культурной революции.

3. Политические процессы России-СССР 1917-1939 гг.: общая характеристика.

4. Современная историография об оценке экономического развития СССР в 1917-1941 гг.

5. Экономическая политика России-СССР  в 1917-1941 гг.

6. Союз с левыми эсерами. Викжель. Брестский мир.

7. Установление советской власти на местах. «Триумфальное шествие» советской власти. Современные оценки.

8. Лидеры оппозиции в России: характеристика.

9. Решение основных проблем России в 1917 г.

10.Гражданская война в России: противоборствующие силы.

11.Деятельность политических партий и движений в России в 1917 г.

12.Судьба Учредительного собрания в России.

13. Проблема: реформа и революция в России в 1917 г.

14. Политическая оппозиция в СССР в 1921-1941 гг.

15.Сравнительная характеристика лидеров 1917 г.: методика, обоснование, выводы.

16.Современная историография и оценка революции 1917 г. в России.

17. Образование СССР. Конституция СССР. Современная историография по проблеме.

18. Внешняя политика СССР в конце 30-х гг. Взаимоотношения с Германией.

19. Экономическое развитие СССР (1939-1941 гг.).

20. Военные приготовления СССР в 30-е гг.- 1941 г.

21. Роль ХХ столетия в мировой истории. Россия в начале ХХ в.

22. Революция 1905-1907 гг. в России

23. С.Ю. Витте. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.

24. Реформы П.А. Столыпина и решение аграрного вопроса в России в начале ХХ в.

25. Внешняя политика России в начале XX в.

26. Николай II и социально-политический кризис в начале XX века.

27. Россия в 1920-е гг.

28. Россия в 1929-1939 г.

2 раздел

1. Политический кризис 1953 г. Реформация Л.Берия, оценка в литературе.

2.Проблема коллаборационизма в современной историографии.

3. СССР в годы войны (тыл).

4. «Малые» войны СССР. СССР на первом этапе Второй мировой войны.

5.Политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг.

6.Преобразования М.Г.Маленкова и их место в политической борьбе.

7.Проблема ленд-лиза в современной историографии. Взаимоотношения с союзниками.

8.Этапы Второй мировой войны: критерии, содержание, итоги.

9. Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

10.Внешняя политика СССР в 1945-1964 гг.: этапы, сущность, содержание.

11. Общественно-культурная жизнь СССР в 1945 - 1953 гг.

12. Проблема «холодной войны» в современной историографии.

13. Общественно-политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

14. Экономическое развитие СССР в 1945-1965 гг.

15. Проблема депортации в современной историографии.

16. Культурная жизнь СССР в 1945-1953 гг.

17. Проблема депортации в современной историографии

18. Современные дискуссии о готовности и подготовке СССР к войне.

19.Политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

20. Советское общество в 1945 - 1953 гг. Апогей сталинизма.

21. Поиск путей обновления советского общества в середине 1950-х - середине 1960-х гг.

22. «Холодная война».

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

8 семестр

Перечень вопросов к экзамену

1. Дискуссии в обществе по вопросам экономического реформирования страны. Основные направления реформы 1965 г. в промышленности.

2. Состояние экономики и основные задачи по развитию промышленности на1964-1975г.

3. Развитие промышленности на 1975-1985 гг. Причины замедления темпов экономического развития.

4. Перестройка. Основные направления экономического реформирования.

5. Развитие промышленности в 1985-1991 гг.

6. Состояние и развитие сельского хозяйства в 1965-1982 гг. Основные направления реформы 1965 г.

7. Научно-техническая революция. Особенности НТР в СССР. Составные части НТР.

8. Причины неудачи реформ 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве.

9. Продовольственная программа 1982 г. её цели. Развитие сельского хозяйства в 1982-1991 гг.

10. Перестройка. Развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности.

11. Состояние и развитие топливно-энергетического комплекса страны. 1964-1991 гг.

12. Задачи социальной политики в СССР. Определение понятий «уровень жизни»,  «качество жизни»,  «образ жизни»

13. Демографический состав населения СССР. Региональные особенности.

14. Экологическая ситуация в СССР. Причины обострения. 1964-1985 гг.

15. Состояние здравоохранения в СССР. Кадровый состав. Материальная база.

16. Роль заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий а  в повышении благосостояния советских людей.

17. Состояние потребительского рынка. Продукты питания, промышленные товары.

18. Жилье. Советская политика решения жилищной проблемы.

19. Особенности политической системы в СССР. Её составные части. Основные противоречия и причины застоя в политической жизни.

20. Перестройка. Реформа политической системы СССР. Её составные части.

21. Национальная политика и межнациональные отношения в СССР. Нарастание национализма и сепаратизма.

22. Августовский 1991 г путч. Подготовка, проведение и результаты

23. СССР и страны социализма 1964-1985 гг.

24. СССР и страны Европы и США. 1964-1985 гг.

25. СССР и развивающиеся страны. 1964-1991 гг.

26. Перестройка внешней политики СССР. 1985-1991 гг.

27. Объективная необходимость реформирования экономики России. Начало радикальной экономической реформы. Её цели.

28. Состояние сельского хозяйства России. 90-е гг. – начало ХХ1 в.

29. Причины октябрьских событий 1993 г. Их результаты.

30. Парламентские выборы в России 1993 г.

31. Парламентские выборы 1995 г.

32. Парламентские выборы 1999 г.

33. Парламентские выборы 2003 г.

34. Президентские выборы в России 1990, 1996 гг

35. Президентские выборы 2000 г.

36. Национальная политика и межнациональные отношения в России. «Парад суверенитетов».

37. Принятие Федеративного договора от 31 марта 1992 г. Его суть и историческое значение.

38. Причины межнациональных конфликтов в России. Проблема Чечни и пути её решения.

39. Многопартийность в России. Становление и развитие.

40. Становление внешней политики России. Особенности геополитического положения России после распада СССР.

41. Россия и проблема внешнего долга после распада СССР.

42. Россия и проблема ядерного оружия после распада СССР.

43. Россия и СНГ. Становление новой системы взаимоотношений

44. Уровень жизни населения России. Заработная плата, стипендии, пенсии, пособия

45. Состояние культуры в России

46. Социальная структура в России. Богатые, средние слои, бедные, маргиналы, социальное дно

47. Состояние рынка труда в России. 90-е гг. ХХ в. – начало ХХ1 в

48. Внешняя политика России 90-е гг – начало ХХ1 в

49. Сокращение ядерных и обычных вооружений в Европе. Переговорный процесс, его результаты

50. Приватизация в России. Цели, результаты

Критерии оценки студента на экзамене   по дисциплине «История России (XX- начало XXI вв.)"

К комплекту вопросов для экзамена   прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
–полно раскрыто содержание материала;

–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;

–точно используется терминология;

–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;

–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

–допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

–материал излагается систематизировано и последовательно;

–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;

–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;

–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

–не раскрыто основное содержание учебного материала;

–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;

–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

–не сформированы компетенции, умения и навыки.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев [и др.] Ю.В.
Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2006
 
Л1.2
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник
Москва: Проспект, 2012
 
Л1.3
Кузнецов И.Н.
Отечественная история: учебник
Москва: Дашков и К, 2014
 
Л1.4
Кузнецов И.Н.
История: учебник для бакалавров
Москва: Дашков и К, 2013
 
Л1.5
Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская [и др.] Н.О., Поляк Г.Б.
История России: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71152.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Киселев А.Ф., Щагин Э.М.
Новейшая история Отечества. 20 век. Т.1: в 2-х томах: учебник для вузов
Москва: ВЛАДОС, 1998
 
Л2.2
Георгиев В.А., Ерофеев Н.Д., Киняпина [и др.] Н.С., Федоров В.А.
История России XIX - начала XX века: учебник для вузов
Москва: Проспект, 2006
 
Л2.3
Чедурова Е.М., Бабин В.Г.
Справочник по отечественной истории с древнейших времен до начала 21 века: справочное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
 
Л2.4
Семенникова Л.И.
История России: учебное пособие для самостоятельной работы
Москва: КДУ, 2012
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
Moodle
6.3.1.7
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические указания по подготовке конспектов Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты. При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать. Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и 
 
стр. 20
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
дополнения необходимо оставлять поля. Методика составления конспекта 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.) Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Критерии оценки реферата. Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
 
стр. 21
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Методические рекомендации по подготовке к экзамену Изучение дисциплины «Новейшая отечественная история» завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа: -аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах. Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им билета. Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней. Результаты экзамена объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.