(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1.Политическая ситуация в России в начале XX века.
2.Формирование первых политических партий в России.
3.Раскол РСДРП: начало противостояния большевиков и меньшевиков.
4.Революция 1905 – 1907 гг.: программа и тактика первых политических партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, кадеты, октябристы, монархисты-традиционалисты). Особенности российской многопартийности. /Пр/
кризиса.
1. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.
2. Причины вступления России в войну.
3. Социально-экономическое и политическое положение страны в 1914-
начале 1917 гг.
4.Свержение монархии. Победа демократической революции в России. /Пр/
1. II съезд Советов. Основные декреты. Создание Советского правительства.
2. Конфликт с ВИКЖЕЛем- первый кризис Советской власти. Первые преобразования.
2.1. слом старого госаппарата,
2.2. создание ВЧК,
2.3. формирование системы Советов,
2.4. создание армии.
3. Проблема учредительного собрания в русской революции: - учредительного собрания в программах политических партий, - борьба Учредительного собрания в феврале - октябре 1917 г., - позиция большевиков по отношению к учредительному собранию в феврале-декабре 1917 г. Созыв и роспуск собрания. /Пр/
1.Отречение Николая II.
2.Исторический портрет А.А. Керенского.
3.Временное правительство и Петроградский совет в 1917 г.
4.Июльские события 1917 г.
5.Корниловский мятеж.
6.Ленин в 1917 г. Штурм Зимнего.
Дискуссии о закономерности Октябрьской революции. /Пр/
1. Становление РКП(б) как правящей партии. Формирование репрессивного аппарата.
2. Политические причины гражданской войны и военной интервенции.
З. Кадеты в войне.
4. “Белое дело”.
5. Национальные движения на окраинах России.
6. Судьба мелкобуржуазных и социалистических партий в 1917-1922 гг. /Пр/
1. Становление РКП(б) как правящей партии. Формирование репрессивного аппарата.
2. Политические причины гражданской войны и военной интервенции.
З. Кадеты в войне.
4. “Белое дело”.
5. Национальные движения на окраинах России.
6. Судьба мелкобуржуазных и социалистических партий в 1917-1922 гг. /Пр/
. РКП(б) о проблемах культуры. О будущем интеллигенции.
2. О политике партии в художественной литературе.
3. Судьба русской интеллигенции. /Пр/
1. Советско-германский пакт и “крах” политики коллективной безопасности.
2. Начало II мировой войны. Роль СССР.
3. Территориальные приобретения СССР: агрессия или оборона?
4.Проблемы формирования союзнических отношений накануне гитлеровского вторжения.
5. Значение и оценка международных конференций 1943-1945 гг.
6. Проблемы ленд-лиза и второго фронта. Современные оценки роли западных стран в разгроме нацизма. /Пр/
1.Перестройка экономики на военный лад.
2.Развитие социальной сферы.
3.Развитие системы образования.
4. Культура в предвоенный период. /Пр/
Экономическое развитие СССР в годы войны.
1.Современные оценки важности советской экономики накануне войны.
2.Конверсия экономики СССР и ее последствия.
3. Западная помощь и советские ресурсы.
4.Источники экономического развития СССР в 1941-1945 гг.
Национальная политика СССР 1941-1945гг.
1.Основные постулаты национальной политики Сталина.
2.Национальная политика на вновь присоединённых территориях.
3.Депортации в СССР.
4.Национальные антисталинские организации, их современная оценка.
5.Репатриация советских граждан. 1944-1952 гг.
Польские проблемы.
2.Чехословакия: Бенеш, Готвальд и Словацкое восстание.
3.Румынскйе события и советская позиция.
4.Болгария и Югославия: противостояние политических
5.Трудности наступлений в Венгрии.
6.Проблемы послевоенного устройства в Германии.
7. Современная оценка действий СССР в Восточной Европе. /Пр/
Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенные годы.
1. Изменение характера послевоенной эпохи. Новое соотношение сил.
2. СССР и Восточная Европа.
3. СССР и Запад: холодная война.
4. СССР и Азия в послевоенный период: помощь или агрессия?
5. Ядерный фактор во внешней политике.
Восстановление довоенной модели экономического развития.
1. Дискуссии о направлениях экономического развития.
2.Решение сельскохозяйственных проблем. Новые реформы.
3.Продолжение экономических экспериментов. Восстановление разрушенного.
4.Итоги социально-экономического развития 1945-1953 гг. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
2. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985 гг.
3.Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. /Пр/
1. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
2. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
3. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. /Пр/
1. Культурное развитие СССР в 1953-1964 гг.
2. Культурное развитие СССР в 1964-1985 гг.
3. Культурное развитие СССР в 1985-1991 гг. /Пр/
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
1. Политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
2. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.
3. Политическое развитие СССР в 1985-1991 гг. /Пр/
1. Экономическое развитие.
2. Социальное развитие.
3. Политическая сфера. /Пр/
1. Геополитическое положение России в постсоветский период.
2. Внешнеполитические направления. /Пр/
7 семестр
1 раздел
1. Политическая оппозиция в СССР 1922-1941 гг.
2. Проблема культурной революции.
3. Политические процессы России-СССР 1917-1939 гг.: общая характеристика.
4. Современная историография об оценке экономического развития СССР в 1917-1941 гг.
5. Экономическая политика России-СССР в 1917-1941 гг.
6. Союз с левыми эсерами. Викжель. Брестский мир.
7. Установление советской власти на местах. «Триумфальное шествие» советской власти. Современные оценки.
8. Лидеры оппозиции в России: характеристика.
9. Решение основных проблем России в 1917 г.
10.Гражданская война в России: противоборствующие силы.
11.Деятельность политических партий и движений в России в 1917 г.
12.Судьба Учредительного собрания в России.
13. Проблема: реформа и революция в России в 1917 г.
14. Политическая оппозиция в СССР в 1921-1941 гг.
15.Сравнительная характеристика лидеров 1917 г.: методика, обоснование, выводы.
16.Современная историография и оценка революции 1917 г. в России.
17. Образование СССР. Конституция СССР. Современная историография по проблеме.
18. Внешняя политика СССР в конце 30-х гг. Взаимоотношения с Германией.
19. Экономическое развитие СССР (1939-1941 гг.).
20. Военные приготовления СССР в 30-е гг.- 1941 г.
21. Роль ХХ столетия в мировой истории. Россия в начале ХХ в.
22. Революция 1905-1907 гг. в России
23. С.Ю. Витте. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
24. Реформы П.А. Столыпина и решение аграрного вопроса в России в начале ХХ в.
25. Внешняя политика России в начале XX в.
26. Николай II и социально-политический кризис в начале XX века.
27. Россия в 1920-е гг.
28. Россия в 1929-1939 г.
2 раздел
1. Политический кризис 1953 г. Реформация Л.Берия, оценка в литературе.
2.Проблема коллаборационизма в современной историографии.
3. СССР в годы войны (тыл).
4. «Малые» войны СССР. СССР на первом этапе Второй мировой войны.
5.Политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг.
6.Преобразования М.Г.Маленкова и их место в политической борьбе.
7.Проблема ленд-лиза в современной историографии. Взаимоотношения с союзниками.
8.Этапы Второй мировой войны: критерии, содержание, итоги.
9. Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
10.Внешняя политика СССР в 1945-1964 гг.: этапы, сущность, содержание.
11. Общественно-культурная жизнь СССР в 1945 - 1953 гг.
12. Проблема «холодной войны» в современной историографии.
13. Общественно-политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
14. Экономическое развитие СССР в 1945-1965 гг.
15. Проблема депортации в современной историографии.
16. Культурная жизнь СССР в 1945-1953 гг.
17. Проблема депортации в современной историографии
18. Современные дискуссии о готовности и подготовке СССР к войне.
19.Политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
20. Советское общество в 1945 - 1953 гг. Апогей сталинизма.
21. Поиск путей обновления советского общества в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
22. «Холодная война».
8 семестр
Перечень вопросов к экзамену
1. Дискуссии в обществе по вопросам экономического реформирования страны. Основные направления реформы 1965 г. в промышленности.
2. Состояние экономики и основные задачи по развитию промышленности на1964-1975г.
3. Развитие промышленности на 1975-1985 гг. Причины замедления темпов экономического развития.
4. Перестройка. Основные направления экономического реформирования.
5. Развитие промышленности в 1985-1991 гг.
6. Состояние и развитие сельского хозяйства в 1965-1982 гг. Основные направления реформы 1965 г.
7. Научно-техническая революция. Особенности НТР в СССР. Составные части НТР.
8. Причины неудачи реформ 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве.
9. Продовольственная программа 1982 г. её цели. Развитие сельского хозяйства в 1982-1991 гг.
10. Перестройка. Развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности.
11. Состояние и развитие топливно-энергетического комплекса страны. 1964-1991 гг.
12. Задачи социальной политики в СССР. Определение понятий «уровень жизни», «качество жизни», «образ жизни»
13. Демографический состав населения СССР. Региональные особенности.
14. Экологическая ситуация в СССР. Причины обострения. 1964-1985 гг.
15. Состояние здравоохранения в СССР. Кадровый состав. Материальная база.
16. Роль заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий а в повышении благосостояния советских людей.
17. Состояние потребительского рынка. Продукты питания, промышленные товары.
18. Жилье. Советская политика решения жилищной проблемы.
19. Особенности политической системы в СССР. Её составные части. Основные противоречия и причины застоя в политической жизни.
20. Перестройка. Реформа политической системы СССР. Её составные части.
21. Национальная политика и межнациональные отношения в СССР. Нарастание национализма и сепаратизма.
22. Августовский 1991 г путч. Подготовка, проведение и результаты
23. СССР и страны социализма 1964-1985 гг.
24. СССР и страны Европы и США. 1964-1985 гг.
25. СССР и развивающиеся страны. 1964-1991 гг.
26. Перестройка внешней политики СССР. 1985-1991 гг.
27. Объективная необходимость реформирования экономики России. Начало радикальной экономической реформы. Её цели.
28. Состояние сельского хозяйства России. 90-е гг. – начало ХХ1 в.
29. Причины октябрьских событий 1993 г. Их результаты.
30. Парламентские выборы в России 1993 г.
31. Парламентские выборы 1995 г.
32. Парламентские выборы 1999 г.
33. Парламентские выборы 2003 г.
34. Президентские выборы в России 1990, 1996 гг
35. Президентские выборы 2000 г.
36. Национальная политика и межнациональные отношения в России. «Парад суверенитетов».
37. Принятие Федеративного договора от 31 марта 1992 г. Его суть и историческое значение.
38. Причины межнациональных конфликтов в России. Проблема Чечни и пути её решения.
39. Многопартийность в России. Становление и развитие.
40. Становление внешней политики России. Особенности геополитического положения России после распада СССР.
41. Россия и проблема внешнего долга после распада СССР.
42. Россия и проблема ядерного оружия после распада СССР.
43. Россия и СНГ. Становление новой системы взаимоотношений
44. Уровень жизни населения России. Заработная плата, стипендии, пенсии, пособия
45. Состояние культуры в России
46. Социальная структура в России. Богатые, средние слои, бедные, маргиналы, социальное дно
47. Состояние рынка труда в России. 90-е гг. ХХ в. – начало ХХ1 в
48. Внешняя политика России 90-е гг – начало ХХ1 в
49. Сокращение ядерных и обычных вооружений в Европе. Переговорный процесс, его результаты
50. Приватизация в России. Цели, результаты
Критерии оценки студента на экзамене по дисциплине «История России (XX- начало XXI вв.)"
К комплекту вопросов для экзамена прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;
–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;
–точно используется терминология;
–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;
–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;
–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;
–допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
–материал излагается систематизировано и последовательно;
–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;
–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;
–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
–не раскрыто основное содержание учебного материала;
–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;
–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
–не сформированы компетенции, умения и навыки.