2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_История России (XVI - XVII вв_)_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России (XVI - XVII вв.)
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
63,4
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
45,85
45,85
45,85
45,85
Сам. работа
63,4
63,4
63,4
63,4
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анкудинова Т.В.
 
 
История России (XVI - XVII вв.)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о причинах и условиях развития государства и его важнейших институтов в XVI- XVII веках.
1.2
Задачи: - изучение основных этапов в развитии  истории России; - усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,   - умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности; - комплексный поиск, анализ и систематизация информации по изучаемым проблемам всемирно-исторического процесса с использованием исторических источников, научной и учебной литературы, информационных баз данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Предшествующими для изучения дисциплины является  дисциплина История, изучавшаяся на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России (XVIII -  начало XX в.)
2.2.2
История исторической науки
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Знает и умеет анализировать основные социокультурные  различия социальных групп  на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Знает основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции,  уважительного отношения к историческому наследию;  важнейшие события и явления, основных исторических деятелей  определяющие ход отечественной истории.

Владеет умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
Понимает  историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, способен  определять собственную гражданскую  позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Уровень 1
Знает особенности исторического   наследия России,  социокультурные традиции, как базовые национальные ценности российского общества (такие как патриотизм, гражданственность и др.)

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
Знает методы объективной оценки возможностей обучающихся и формирование у них гражданской позиции на основе базовых национальных ценностей. 
ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. темы XVI-XVII вв.
 
1.1
Социально-экономическое развитие России в XVI в. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Социально-экономическое развитие России в XVI в.

1.Территория и население, экономика.

2.Внутренняя и внешняя торговля.

3.Социальная структура русского общества. Особенности положения различных групп населения.

4.Формы собственности земли (государственное, церковное и монастырское землевладение).

5.Политический строй русского государства в начале XVI в. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Социально-экономическое развитие России в XVI в. /Ср/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.4
Реформы Ивана Грозного. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.5
Реформы Ивана Грозного.

1.Боярское правление и приход к власти  Ивана Грозного.

2.Реформы Ивана Грозного.

3.Опричная политика.

4.Оценка опричнины в трудах российских историков. /Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.6
Реформы Ивана Грозного. /Ср/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.7
Внешняя политика России в XVI в.

1.Основные направления внешней политики России в XVI в.

2.Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

3.Ливонская война 1558-1583 гг. Причины, ход, результаты.

4.Присоединение Западной Сибири. /Лек/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.8
Внешняя политика России в XVI в. /Пр/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.9
Внешняя политика России в XVI в. /Ср/
7
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.10
Русская культура в XVI в. Общественно-политическая мысль в XVI веке.

1.Москва – центр русской культуры.

2.Письменность.

3.Развитие  просвещения и грамотности в XVI в. Начало книгопечатания в России.

4.Литература и летописание в XVI в.

5.Живопись. Архитектура и прикладное искусство в XVI в.

6.Быт и нравы различных слоёв населения. «Домострой».

7.Идеи преемственности русской государственности. Теория «Москва – третий Рим».

/Пр/

2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.11
Русская культура в XVI в. Общественно-политическая мысль в XVI веке. /Ср/
6,2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.12
Россия в эпоху «Великой смуты»  (конец  XVI - начало XVII веков).  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.13
Россия в эпоху «Великой смуты»  (конец  XVI - начало XVII веков).  /Ср/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.14
Россия в эпоху «Великой смуты»  (конец  XVI - начало XVII веков).

1.Причины Смуты. Федор Иоанович. Борис Годунов.

2.Авантюра Лжедмитрия I.

3.Восстание И. И. Болотникова.

4.Тушинский вор.

5.Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.

6.Земский собор 1613 г. Избрание Романовых. /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.15
Российское государство  в  XVII веке. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.16
Российское государство  в  XVII веке.

1.Экономическое развитие России в XVII в. Возникновение мануфактур.

2.Внутренняя политика Михаила Романова (1613-1645 гг.).

3.Внутренняя политика Алексея Михайловича (1645-1676 гг.)

4.Социальные движения. Движение под предводительством С.Т.Разина.  /Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.17
Российское государство  в  XVII веке. /Ср/
14
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.18
Соборное уложение 1649 г.

1.Источники и разработка Соборного Уложения. Общая характеристика, структура, особенности Уложения.

2.Отношение Уложения к государственной власти, церкви.

3.Феодальное землевладение по Уложению: вотчинное (боярское и церковное) и поместное землевладение.

4.Новые явления в социальной структуре Российского общества XVII века. Отражение в Уложении социальной политики правительства по отношению к разным сословиям – к духовенству, боярству, дворянству, посадскому  населению, феодально-зависимым людям: крестьянам, холопам.

5.Право и судопроизводство. Гражданское, наследственное, семейное, уголовное право. Содержание норм уголовного права: преступления и наказания.

6.Историческое, политическое и юридическое значение «Соборного Уложения».

/Пр/

4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.19
Соборное уложение 1649 г. /Ср/
14
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.20
Внешняя политика России в XVII веке. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.21
Внешняя политика России в XVII веке.

1.Основные направления внешней политики.

2.Смоленская война.

3.Присоединение Украины.

4.Русско-шведская война.

5.Русско-турецкие отношения в XVII в.

6.Освоение Сибири в XVII веке. /Пр/

6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.22
Внешняя политика России в XVII веке. /Ср/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.23
Культура России в XVII веке.

1.Новые черты  в русской культуре XVII века.

2.Просвещение и образование.

3.Официальная идеология и общественная жизнь.

4.Литература.

5.Архитектура. Живопись. Музыка.

6.Быт и нравы русского народа. /Пр/

6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к экзамену.
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.24
Культура России в XVII веке. /Ср/
6,2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
2
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
2
0
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "История России (XVI-XVII вв.)".

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к  экзамену.  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля

Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине  История России (XVI-XVII вв.)

1.Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого государства в

1)конце XIV в.

2)конце XV в.

3)начале XVI в.

4)середине XVIII в.

2.Какое событие произошло раньше всех других?

1)взятие Казани войсками Ивана Грозного

2)введение «заповедных лет»

3)присоединение Сибирского ханства

4)учреждение опричнины

3.Укажите законодательный акт, положивший начало созданию общегосударственной системы крепостного права в России

1)«Русская правда»

2)«Судебник» Ивана III

3)«Судебник» Ивана IV

4)«Соборное уложение»

4.Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы

1)опричнина

2)Государев двор

3)Земщина

4)посад

5.В результате Куликовской битвы

1)возросла роль Москвы как центра объединения русских земель

2)была уничтожена Золотая Орда

3)Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды

4)Был положен конец зависимости Руси от Золотой Орды

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.Главный итог правления Василия III –

1)политическое и территориальное объединение русских земель

2)завоевание Россией выхода к Балтийскому морю

3)оформление в России сословно-представительной монархии

4)принятие первого свода законов единого государства – «Судебника»

7.В результате военной реформы XVI в. в России появились

1)рекруты

2)стрельцы

3)драгуны

4)гвардейцы

8.Установите соответствие между именами исторических деятелей и сферами их деятельности

Имена Сферы деятельности

1. Курбский А.М. А) член Избранной Рады, воевода

2. Макарий Б) духовник царя Ивана IV

3. Сильвестр В)митрополит русской церкви, венчавший Ивана IV на царство

4. Адашев А.Ф. Г) глава Челобитной избы, активный деятель Избранной Рады

9.Установите соответствие между понятиями и их определениями

1. Урочные лета А) плата за проживание на земле господина

2. заповедные лета Б) сроки, в течении которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян

3. вотчина В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования

4. пожилое Г) сроки, в течении которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день

Д) сбор дани

10.Прочтите фрагмент документа и укажите, к какому историческому деятелю относится эта характеристика.

«..Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и престаша поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле»

1)Ивану III

2)Ивану Красному

3)Ивану Калите

4)Ивану IV

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы ), уровень

Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Темы письменных работ (реферат)

1.Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVII вв.)

2.Уголовное право в России в период сословно-представительной монархии.

3.Эволюция органов местного управления в XVI–XVII вв.

4.Государственная служба в XVI–XVIII вв.

5.Организация управления Русским государством при Иване Грозном.

6.Судебник 1550 года.

7.Опричнина как форма управления государством в эпоху Ивана Грозного, Сущность. Последствия.

8.Земские Соборы в Смутное время.

9.Самозванчество в России. Причины. Влияние.

10.Развитие уголовного права в России (XII-XVII.)

11.Статус  Великого княжества Литовского 1529 года. Связь с Русским правом.

12.Соборное Уложение 1649 года. Общая характеристика, основные положения.

13.Правовое положение сословий в России в XVII в.

14.Реформа Православной Церкви. Церковный раскол и его последствия.

Критерии оценки:

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

«Отлично», повышенный уровень.

Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень.

Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.

Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации (экзамен)

1.Завершение процесса объединения русских земель в начале XVI в.

2 Ослабление центральной власти в период малолетства Ивана IV. Боярское правление.

3 Реформы «Избранной рады» и их значение.

4 Опричнина: сущность, цели, итоги.

5 Опричнина в оценке отечественной историографии

6 Основные этапы закрепощения крестьян в XVI в.

7 Международные отношения и внешняя политика Московского государства во второй половине XVI в.

8 Восточное направление политики Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани.

9 Народы Сибири. Присоединение Сибири к России

10 Западное направление. Ливонская война.

11 Социально-экономическое развитие России в XVI в.

12 Россия накануне социально-политического кризиса начала ХVII в.

13 Литература и общественная мысль ХVI в.

14 Грамотность, образование и просвещение на Руси в XVI в.

15 Религиозные ереси первой половины XVI в. и борьба с ними.

16 Правление Б. Годунова.

17 Лжедмитрий I и народное движение.

18 Крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова.

19 Иностранная интервенция и борьба России за независимость. Лжедмитрий II.

20 Освобождение Москвы. Завершение борьбы с интервенцией.

21 Земский собор 1613 г и воцарение Михаила Романова.

22 Восстановление хозяйства в первой пол. ХVII в.

23 Соборное Уложение 1649 г. и крепостное право в России.

24 Развитие политического строя и управления в ХVII в. Укрепление самодержавия и государственной централизации

25 Церковь и государство в ХVII в. Церковная реформа

26 Судебные, административные, финансовые и военные реформы второй половины XVII в

27 Обострение социальных противоречий в ХVII в.

28 Крестьянская война под предводительством С.Разина

29 Международное положение и внешняя политика Российского государства в первой половине ХVII в.

30 Внешняя политика России во второй половине ХVII в.

31 Социально-экономическое развитие государства в XVII в.

32 Проблемы колонизации Сибири и Дальнего Востока: цели, результаты, последствия

33 «Воссоединение Украины с Россией» в исторической литературе

34 Русская культура в ХVII в.

Критерии оценки студента на экзамене   по дисциплине «История России (XVI-XVII вв.)"

К комплекту вопросов для экзамена   прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

–полно раскрыто содержание материала;

–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;

–точно используется терминология;

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;

–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

–допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

–материал излагается систематизировано и последовательно;

–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;

–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;

–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

–не раскрыто основное содержание учебного материала;

–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;

–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

–не сформированы компетенции, умения и навыки.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней. Т.1: в 2-х томах: учебник
Москва: Проспект, 2010
 
Л1.2
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник
Москва: Проспект, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Милов [и др.] Л.В., Милов Л.В.
История России с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие
Москва: ЭКСМО, 2009
 
Л2.2
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.
История России: учебное пособие для вузов
Москва: Проспект, 2009
 
Л2.3
Чедурова Е.М., Бабин В.Г.
Справочник по отечественной истории с древнейших времен до начала 21 века: справочное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
 
Л2.4
Семенникова Л.И.
История России: учебное пособие для самостоятельной работы
Москва: КДУ, 2012
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей).

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи 

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов  по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ, тем самым, формируя способность понимать и критически анализировать полученную информацию. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, обобщениям, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории.

Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица. В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации». В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков: активного слушания и коммуникации: умения выслушать различные точки зрения; умения отстаивать собственную точку зрения; критического мышления и прогнозирования: нахождение значимой информации;  осознание предубеждений и предвзятости; критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного разрешения проблемы; участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.

Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития.

По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности

Рекомендации по подготовке к экзамену.

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен, по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена  рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену  должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачета: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом   рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.