(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
истории /Лек/
1. Методология исторической науки.
2. Принципы периодизации в истории. Древний мир, Средние века, Новая история, Новейшая история.
3. Общее и особенное в истории разных стран и народов.
4. Роль исторических источников в изучении истории. Археология и вещественные источники. Письменные источники. Исторический
источник и научное исследование в области истории.
5. История России как часть мировой истории. /Пр/
Начало эпохи Средних веков. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. /Лек/
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
1. Происхождение человека.
2. Археологическая периодизация (каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век).
3. Основные направления развития и особенности древневосточной, древнегреческой и древнеримской цивилизаций.
4. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.
5. Великое переселение народов.
6.Восточные славяне в древности: территория расселения, тип и главные отрасли хозяйства, формирование родоплеменных элит, специфика религиозных верований народа. /Пр/
в странах Европы и Азии /Лек/
1. Исторические условия складывания государственности.
2 .Теории образования древнерусского государства.
3. Древнерусское государство в IX-XII вв.: политическое, экономическое, социальное развитие.
4.Особенности общественно-политического строя в период Средневековья в странах Европы и Азии. Общее и особенное. /Пр/
1.Русь в борьбе с иностранными захватчиками в XIII вв.
2. Причины усиления Московского княжества. Основные этапы объединительной политики вокруг Москвы.
3. Куликовская битва и её значение для Русского государства.
4. Феодальная война на Руси во второй четверти 15 века. Распад Золотой орды /Пр/
1. 1.Культура и религия восточных славян: язычество; архитектура и живопись; быт.
2. Христианская культура Руси.
3. Культура в период раздробленности XII—XIII в.: летописание, архитектура, живопись.
4.Русская культура в период монголо-татарского владычества ХШ – XIV вв.
- устное народное творчество;
- письменность;
- строительство /Пр/
1. Образование национальных государств в Европе: общее и особенное.
2. Особенности политического развития стран Восточной и Южной Азии.
3. Великое княжество Литовское в XIV–XV вв. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие России в 16 в.
2. Реформы Избранной Рады.
3. Внешняя политика России в 15-XVI в. Ливонская война (1558-1583 гг.).
4.Опричнина Ивана Грозного. Её оценка в исторической литературе. /Пр/
1. Происхождение понятия «Новое время», хронологические рамки и периодизация.
2. Великие географические открытия.
3. Формирование национальных государств в Европе.
/Пр/
1.Причины Смуты. Федор Иоанович. Борис Годунов.
2.Авантюра Лжедмитрия I.
3.Восстание И. И. Болотникова.
4.Тушинский вор.
5.Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.
6.Земский собор 1613 г. Избрание Романовых. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие России в XYII в. Начало формирования всероссийского рынка.
2.Церковный раскол, его сущность и значение.
3.Народные движения в XYII в. Восстание Степана Разина.
4.Основные направления внешней политики России. Освоение Сибири в XYII в. /Пр/
1.Просвещение, начало книгопечатания
2.Общественно-политическая мысль.
3.Литература.
4.Архитектура и живопись.
5. Развитие научных знаний. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XVIII в.
2.Реформы Петра Первого: причины, содержание, результаты.
3.«Дворцовые перевороты» 1725-1761 гг.
4.Внешняя политика России в первой половине XYIII в. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие.
2. Реформы Екатерины Великой.
3. Основные направления внешней политики.
/Пр/
1.Культурные преобразования первой половины XVIII в.
2. Художественная культура.
3. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в.
4. Художественная культура.
- литература;
- музыка. театральное искусство;
- архитектура и скульптура /Пр/
1.Территория, население, хозяйство России в первой половине XIX в.
2.Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.
3.Восстание декабристов.
4.Общественное движение эпохи.
5.Западники и славянофилы. /Пр/
1.Реформы 60-70-х гг.: предпосылки, сущность, последствия.
2.Общественное движение в России 60-70-х гг. XIX в. Революционное народничество.
3.Контрреформы Александра III.
4.Внешняя политика России второй половины XIX в. /Пр/
1. Становление индустриальной цивилизации.
2. Ведущие страны Европы и мира в первой половине XIX в.
3. Ведущие страны Европы и мира во второй половине XIX в. /Пр/
1.Революционное движение и формирование политических партий.
2.Первая русская революция
3.Государственная дума и ее деятельность
4.Столыпин П.А. и попытка реформ
5.Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг.
6.Участие России в первой мировой войне.
7.Развал политического режима самодержавия. Свержение монархии в России. /Пр/
1.Общий уровень просвещения.
2.Общественно-политическая мысль.
3.Художественная культура
- развитие русской национальной литературы
-развитие театрально-сценического искусства и музыки;
- архитектура русского ампира;
- живопись. /Пр/
1. Российская революция 1917-1922 г. и ее основные этапы.
2. Новая экономическая политика:
- в промышленности, изменение форм собственности, концессии;
- в сельском хозяйстве.
3. Образование СССР.
4. Внешняя политика Советского государства (1921 г. – конец 20-х г.)
5. Внутрипартийная борьба в 20-е гг. XX в.
6. Политика коллективизации.
7. Индустриализация страны.
7. Общественно-политическая жизнь в стране (30-е годы). /Пр/
1.Начало Великой Отечественной войны. Периодизация войны. - Оборонительные бои Красной Армии в первые месяцы войны. Причины поражений. - Основные сражения Советских войск в 1941 – 1944 годах.
- Битва за Москву, Сталинград, Курск-Белгород. Освобождение Советской территории.
2. Освободительная миссия Советской Армии в Европе. Война с Японией.
3. Отношения с союзниками. Международные конференции 1943 – 1945 гг. /Пр/
1.Восстановление народного хозяйства в послевоенный период.
2. «Оттепель» в СССР. Административные и хозяйственные реформы Н.С. Хрущева.
3. «Холодная война»: истоки и уроки. /Пр/
1. Основные этапы перестройки.
2. Распад СССР: причины, ход, итоги. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие РФ.
2. Политическая сфера.
3. Международное положение. /Пр/
1. Социально-экономическое развитие РФ.
2. Политическая сфера.
3. Международное положение. /Пр/
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "История России".
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме вопросов к дифференцированному зачету.
1. Рюрик – основатель династии Рюриковичей.
2. «Русская правда» – свод законов Древней Руси.
3. Русское православие и Запад.
4. Деятели церкви Древнерусского государства
5. Юрий Долгорукий – основатель Москвы
6. Берестяные грамоты Великого Новгорода.
7. Александр Невский – полководец и государственный деятель.
8. История основания города Москвы.
9. «Злой город» Козельск.
10. Основные направления политики Ивана Калиты.
11. Александр Невский – образ князя и святого.
12. Религиозные деятели Руси в середине XIII – XVI вв.
13. Куликовская битва в отечественной историографии.
14. Выдающиеся землепроходцы и первооткрыватели XVII в.
15. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
16. Николай II – последний российский император.
17. Александр II, реформаторы и консерваторы в его окружении.
18. Первые русские марксисты.
19. Аграрный строй России и проблема его реформирования в начале ХХ века.
20. Русская деревня в конце XIX – начале ХХ века.
21. Политические партии и Государственная Дума.
22. Нравственные и материальные потери периода гражданской войны.
23. «Серебряный век» русской культуры.
24. Сущность и итоги политики «военного коммунизма».
25. Политика «сплошной коллективизации» сельского хозяйства, ее итоги.
26. Роль Восточного фронта во второй мировой войне.
27. Советский тыл в 1943-1945 гг.
28. Сталинские репрессии в 40-50-е гг. ХХ в.
представители.
30. Карибский кризис.
31. «Перестройка и новое мышление в России»
Критерии оценки:
Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Отлично», повышенный уровень.
Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень.
Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.
Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.
1. Предмет, задачи истории, методы исторических исследований, исторические источники.
2. Восточные славяне в древности: расселение, быт, хозяйство, культура, верования.
3. Древнерусское государство в IX-XII вв. занятия, социальная структура. Принятие христианства и его значение для Руси.
4. Причины и факторы политической раздробленности древнерусских земель в XII-XIII вв.
5. Монгольский период отечественной истории. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда.
6. Возвышение Москвы и образование Московского (Великорусского) государства в XIII-XY вв.
7. От Руси к России. Московское государство в период правления Ивана III (вторая половина XYв.).
8. Россия в XYI в. Реформы и «контрреформы» Ивана IY Грозного.
9. Внешняя политика России в период правления Ивана IV Грозного.
10. «Смутное Время» в истории государства Российского.
11. Российское государство в период правления первых Романовых.
12. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI в. – середина XVII в.).
13. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Церковный раскол.
14. Внешняя политика России в XVII в. Дальнейшее расширение территории России.
15. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России.
16. Начало имперского периода. Россия в эпоху преобразований Петра I. Преобразования в области промышленности, торговли, финансов, образования и культуры Петра I.
17. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721 гг.)
18. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия.
19. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в.
20. «Просвещенный абсолютизм» императрицы Екатерины II.
21. Российская империя на рубеже XYIII-XIX в. Правление Павла I.
22. Российская империя в период правления императора Александра I.
23. Общественное движение в России первой половины XIX в.
24. Декабристы: конституционные проекты тайных обществ дворянской интеллигенции.
25. Российская империя в период правления императора Николая I. «Апогей самодержавия».
26. Восточная (Крымская) война как фактор кризиса политической системы Российской империи.
27. «Оттепель» и «великие реформы» в период правления императора Александра II.
28. Общественное движение либерально-радикальной интеллигенции в России второй половины XIX в.
29. Политика «контрреформ» в период правления императора Александра III.
Критерии оценки студента на зачете по дисциплине «История России".
Зачтено ставится если: полностью раскрыто содержание материала; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; точно
допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.
Незачтено ставится если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, не сформированы компетенции, умения и навыки.
Вопросы для промежуточной аттестации (2 семестр)
1. Общественные движения и политические партии в России на рубеже XIX-XX вв.
2. Правление императора Николая II: общая характеристика.
3. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв.
4. Революция 1905 г. в России: причины, основные события и политические результаты.
5. «Столыпинские» реформы 1906-1911 гг.
6. Российская империя в первой мировой войне.
7. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии.
8. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.
9. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти.
10. Советская Россия в годы Гражданской войны. Политика «военного коммунизма».
11. Образование СССР.
12. НЭП: причины введения, сущность и результаты.
13 Политика индустриализации: методы, средства, источники. Массовая коллективизация: методы, средства, итоги.
15. Политический режим в 1930-е гг. Массовые политические репрессии.
16. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги.
17. Причины и начало Второй мировой войны. Основные этапы.
18. Великая Отечественная война: основные этапы, народ, армия и власть в годы войны. Итоги и значение.
19. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. «Холодная война». Образование мировой социалистической системы.
20. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.): экономическое, политическое и социальное развитие.
21. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны. XX съезд КПСС.
22. Социальная и экономическая политика Н. С. Хрущёва (1953 – 1964 гг.).
23. Внешняя политика периода оттепели.
24. СССР в 1965-1984 гг.: экономическое и социальное развитие.
25. СССР в 1965-1984 гг.: политическое развитие.
26. СССР в 1965-1984 гг.: внешняя политика.
27. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР. Экономика, социальная сфера. Внешняя политика.
28. Межнациональные отношения в СССР в период «перестройки» 1985 – 1991 гг.
29. Распад СССР. Образование СНГ.
30. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. «Чёрный октябрь» 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.
31. Основы конституционного строя современной России. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.
32. Россия на рубеже XX- XXI вв.: социально-экономическое, политическое развитие, внешняя политика.
Критерии оценки студента на дифференцированном зачете по дисциплине «История России"
К комплекту вопросов для зачета прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
–полно раскрыто содержание материала;
–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;
–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;
–точно используется терминология;
–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;
–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;
–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
–материал излагается систематизировано и последовательно;
–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;
–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;
–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
–не раскрыто основное содержание учебного материала;
–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;
–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
–не сформированы компетенции, умения и навыки.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ, тем самым, формируя способность понимать и критически анализировать полученную информацию. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, обобщениям, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории.
Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица. В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации». В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков: активного слушания и коммуникации: умения выслушать различные точки зрения; умения отстаивать собственную точку зрения; критического мышления и прогнозирования: нахождение значимой информации; осознание предубеждений и предвзятости; критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного разрешения проблемы; участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.
Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития.
По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности
Рекомендации по подготовке к зачету
Формы контроля знаний по окончании курса – зачет, по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).
Для успешной сдачи зачета рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к зачету должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачета: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные 3-4 дня перед зачетом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом,