2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_История Средних веков_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История Средних веков
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 4 зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
129
аудиторные занятия
112
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
13 3/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
22
22
40
40
Практические
26
26
46
46
72
72
Консультации (для студента)
0,9
0,9
1,1
1,1
2
2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
44
44
68
68
112
112
Кoнтактная рабoта
45,05
45,05
70,35
70,35
115,4
115,4
Сам. работа
18,1
18,1
110,9
110,9
129
129
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Итого
72
72
216
216
288
288
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии , Куликов Фёдор Иванович 
 
 
История Средних веков
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: создание условий для усвоения студентами базовых предметных знаний в области социально-экономической и политической истории государств средневековой Западной и Центральной Европы в целях формирования уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям человечества, а также необходимых компетенций для осуществления профессиональной деятельности
1.2
Задачи: - формирование представлений о различных вариантах политического строя, эко-номического развития и социальной градации народов средневековой Западной и Центральной Европы;

- формирование знаний о базовых ценностях и об особенностях исторического наследия народов средневековой Европы;

- создание условий для формирования уважительного отношения к историческому наследию России с опорой на материал по истории средних веков;

- создание условий для формирования первичных навыков комплексного анализа и систематизации информации по истории средних веков с использованием письменных исторических источников.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История Древнего мира
2.1.2
Археология
2.1.3
История России (с древнейших времён до начала  XVI в.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России (XVIII в.)
2.2.2
Источниковедение
2.2.3
История  Нового времени
2.2.4
Культурология
2.2.5
Религиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
создание условий для формирования знаний о социокультурных различиях социальных групп в обществах средневековой Западной и Центральной Европы и способности  анализировать особенности исторического развития России в контексте истории средневековых европейских государств  
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
создание условий для формирования уважительного отношения к историческому наследию России с опорой на материал по истории и культурным традициям народов средневековой Центральной и Западной Европы;
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
создание условий для формирования способности сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию, аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера с учетом полученных знаний по истории средних веков;
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
формирование способностей применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе полученных специальных научных знаний в области истории средних веков; 
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
Уровень 1
формирование навыков осуществления научно-воспитательного процесса с опорой на знания по истории государств средневековой Европы
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. Византийская империя и славяне в Раннее средневековье 
 
1.1
Введение в историю средних веков. Основные черты западноевропейского феодализма  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
1.2
Византийская империя в IV -  нач. IX в. Утверждение фемного строя  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
1.3
Византийская империя в сер. IX-XII вв. Первые государства у славян  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
1.4
Политическая история Первого и Второго Болгарского царства  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
1.5
Поздневизантийская империя в XIII-I пол. XV вв. Расширение территории Османской империи и падение Константинополя  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
1.6
Византийская империя в правление Юстиниана I Великого  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.7
Славянская колонизация и фемный строй в Византийской империи  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.8
Византийская община по данным "Земледельческого закона"  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.9
Политические портреты правителей Первого Болгарского царства  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Тема 2. Западная Европа в период Раннего средневековья 
 
2.1
Франки и франкское государство /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
2.2
Англия, Франция и Германия в Раннее средневековье  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
2.3
Экономика и общественный строй германских племен I в. до н.э. - I в. н.э. по данным Цезаря и Тацита  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
2.4
Франкское общество в конце V - начале VI в.  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
2.5
Структура и организация работы крупного поместья франков эпохи Каролингов (по Капитулярии о поместьях) /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
2.6
Германия в правление королей Саксонской династии (по письменным источникам) /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
2.7
Коллоквиум по истории Византийской империи и Западной Европы в Раннее средневековье  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
2.8
Подготовка к практическим занятиям по темам 1 и 2  /Ср/
14
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4
 
2.9
Подготовка к тестированию в системе moodle по материалу тем 1 и 2  /Ср/
4,1
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. Тема 3. Франция и Англия в период Развитого средневековья 
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.1
Экономическое развитие стран Западной Европы в XI-XV вв.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.2
Франция в XI-XV вв.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.3
Англия в XI-XV вв.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
3.4
Крестовые походы  /Пр/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
3.5
Столетняя война  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.6
Крестьянское восстание 1358 года во Франции (Жакерия)  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.7
Политические портреты средневековой Франции  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.8
Возникновение сословной монархии в Англии  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
3.9
Подготовка к практическим занятиям по теме 3 /Ср/
35
ИД-1.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
3.10
Подготовка к тестированию в системе moodle по материалу темы 3 /Ср/
10,9
ИД-1.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
 
Раздел 4. Тема 4. Германия, Италия, Испания и Чехия в период Развитого средневековья 
 
4.1
Германия в XII-XIV вв.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.2
Италия в XI-XV вв.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.3
Реконкиста. Пиренейские государства в XI-XV вв. Образование Испании  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.4
Чехия в XI - XV вв. Ян Гус и гуситское движение.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.5
Народные движения в Италии в XII-XIV вв.  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.6
Гуситское движение и гуситские войны в Чехии  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.7
Средневековые монашеские ордены  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.8
Великие географические открытия: причины, предпосылки, основные события и последствия   /Пр/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.4
 
4.9
Коллоквиум по истории Западной и Центральной Европы периода Развитого средневековья  /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.10
Защита коллективного проекта в составе мини-групп по темам 3, 4 /Пр/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.11
Подготовка к практическим занятиям по теме 4 /Ср/
35
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4
 
4.12
Подготовка к тестированию в системе moodle по материалу темы 4 /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.13
Подготовка творческого проекта в составе мини-группы по темам 3 и 4  /Ср/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.4
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
4
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История Средних веков»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История Средних веков»

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий (могут указываться иные шкалы процентов) 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Васильев Л.С.
Всеобщая история. Т.3. От Средних веков к Новому времени (16-18 вв.): в 6 т.: учебное пособие
Москва: ИД КДУ, 2013
 
Л1.2
Васильев Л.С.
Всеобщая история. Т.2. Восток и Запад в Средние века: в 6 т.: учебное пособие
Москва: ИД КДУ, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Карпов С.П.
История средних веков: в 2-х томах. Т. 1: учебник
Москва: МГУ, 2001
 
Л2.2
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю.
История Франции: учебник для вузов
Москва: Дрофа, 2005
 
Л2.3
Куликов Ф.И.
История средних веков. Ч.1. Раннее средневековье: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2765:874&catid=18:history&Itemid=172
 
Л2.4
Павленко В.Г.
Всеобщая история. Основы истории Средних веков: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2010
http://www.iprbookshop.ru/21954.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
LibreOffice
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
конференция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
212 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, навыки работы с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинарскому занятию по истории древнего мира, студент проходит несколько этапов.

1. Знакомится с предлагаемыми методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию.

2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовому учебнику.

3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.  

4. Внимательно изучает материал хрестоматии, дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с задачами семинара и составленным планом.

5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.

6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.

7. Репетирует выступление.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.  

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 20-40 мин.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

Выступление студента должно включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.

Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко  напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту.  

Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем  сидящими в аудитории.   

Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. Возможны два доклада по одному вопросу. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.

Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.

- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.

- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.  

- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.

- Переписав часть учебника, учебного пособия или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.  

- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.

- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.