2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Безопасность жизнедеятельности_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
34
34
34
34
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,65
44,65
44,65
44,65
Сам. работа
54,5
54,5
54,5
54,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Попова Е.В.
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Изучение профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.
1.2
Задачи: 1. Приобретение знаний и практических навыков для оказания первой помощи;.

2. Приобретение знаний и практических навыков для обеспечения здоровья детей, формирования здорового образа жизни.

3. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания» в современных условиях.

4.  Правовые, нормативно-технические, организационные основы безопасности жизнедеятельности;.

5. Защита от опасностей мирного и военного времени или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека .

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы военной подготовки
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
Уровень 1
- знает теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правила безопасного поведения в условиях современной жизни;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

ИД-1.УК-8: Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
- умеет идентифицировать негативные воздействия среды обитания природного, техногенного и социального происхождения;

- оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим в условиях мирного и военного времени и содействие в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ИД-2.УК-8: Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. ЧС природного, техногенного и социального характера и защита населения от их последствий.
 
1.1
ЧС природного, техногенного и социального характера и защита населения от их последствий. /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
ЧС природного, техногенного и социального характера и защита населения от их последствий. /Пр/
10
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Тестирование

Защита практической работы; научного сообщения с презентацией 

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.3
ЧС природного, техногенного и социального характера и защита населения от их последствий. /Ср/
26
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Оружие массового поражения и его поражающие факторы и средства защиты.
 
2.1
Оружие массового поражения и его поражающие факторы и средства защиты /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.2
Оружие массового поражения и его поражающие факторы и средства защиты /Пр/
6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.3
Оружие массового поражения и его поражающие факторы и средства защиты /Ср/
17,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Тестирование

Защита научного сообщения с презентацией 

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Введение. Правовые, нормативно-технические, организационные основы безопасности жизнедеятельности.
 
3.1
Введение. Правовые, нормативно-технические, организационные основы безопасности жизнедеятельности. /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Тестирование

Реферат

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и оказание первой помощи /Пр/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.3
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и оказание первой помощи /Ср/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Тестирование

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Оказание первой помощи в условиях мирного и военного времени. 
 
4.1
Оказание первой помощи в условиях мирного и военного времени.  /Лек/
4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.2
Оказание первой помощи в условиях мирного и военного времени.  /Пр/
16
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0

Тестирование

Решение ситуационных задач

Защита практической работы; научного сообщения с презентацией

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.3
Оказание первой помощи в условиях мирного и военного времени.  /Ср/
9
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты входного контроля

1. Дисциплина «БЖ» изучает:

а) природу опасностей, угрожающих человеку и окружающей среде,

б) безопасность человека,

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
в) самооборону,

г) военную подготовку.

2. Центральное понятие БЖ:

а) опасность,

б) жизнедеятельность,

в) здоровье,

г) болезнь.

3. Обвал – это:

а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

в) быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона.

4. Стихийные бедствия – это:

а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного, или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;

б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;

в) события с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей;

г) опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизни населения, поражением и гибелью людей.

5. Безопасность – это:

а) допустимый для данных условий риск,

б) состояние защищенности жизненно важных интересов,

в) остаточный риск,

г) допустимый ущерб от реализованной опасности.

Примерные тесты текущего контроля 1

1. К непрогнозируемым внезапным относятся ЧС _______ характера.

а) социального

б) экологического

в) природного

г) техногенного

2. Авария – это:

а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного, или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;

б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;

в) события с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей;

г) опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизни населения, поражением и гибелью людей.

3. Ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное повышение уровня воды в реках, называется…

а) наводнением

б) цунами

в) паводком

г) половодьем

4. Буря – это:

а) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более;

б) ветер, скорость которого меньше 32 м/с;

в) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота.

5. Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов РФ, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как…

а) сохранение политической, экономической независимости

б) сохранение национальной целостности РФ

в) повышение уровня политического и экономического руководства всех ветвей федеральной и региональной власти

г) обеспечение национальной безопасности РФ

Примерные тесты текущего контроля 2

1. Террором называется политика…

а) противоречия двух противоборствующих группировок

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
б) невмешательство противоборствующих группировок

в) устрашения, подавления политических противников насильственными методами

г) сотрудничества с противниками различными методами

2. Комплекс мероприятий по вывозу населения из зон, где возникла ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения, называется….

а) профилактическим мероприятием

б) эвакуацией

в) переселением

г) эмиграцией

3. Гражданской обороной называют систему…

а) обороны от терроризма и бандитизма силами мирных граждан

б) мероприятий, направленных на сохранение, бережное использование и воспроизводство природных ресурсов

в) оборонных заказов, которые выполняются на гражданских предприятиях и военно-промышленных комплексах

г) оборонных и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения в ЧС

4. Основной материал, которым пользуются при перевязках:

а) лейкопластырь;

б) трубчатые бинты;

в) марлевые плоские бинты;

г) медицинские салфетки.

5. Дезинфекция – это:

а) невосприимчивость организма к патогенным микробам, токсинам или к другим каким-либо чужеродным веществам;

б) химические вещества, отпугивающие насекомых;

в) комплекс мероприятий, целью которых является уничтожения возбудителей заразных болезней на различных объектах внешней среды.

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий

«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий

«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий

«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочное средство "Научное сообщение" (готовится в виде презентации)

Тематика научных сообщений:

1. Характеристика и классификация ЧС природного характера.

2. Характеристика и классификация ЧС техногенного характера.

3. Характеристика и классификация ЧС экологического характера.

4. Характеристика и классификация ЧС социального характера.

5. Экологическая безопасность.

6. Безопасное поведение человека в социальной среде.

7. Опасности повседневной жизни.

8. Терроризм. Понятие, причины возникновения.

9. Основные источники, угроза и методы террора.

10. Террористическая международная деятельность.

11. Основные способы противодействия террористическим актам.

12. Алгоритм поведения при угрозе теракта.

13. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.

14. Правовая ответственность и терроризм.

15. Международное сотрудничество государств по предупреждению терроризма.

16. Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.

17. Правовое обеспечение национальной безопасности России.

18. Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.

19. Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.

20. Алгоритм поведения населения при ЧС природного характера.

21. Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.

22. Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.

23. Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.

24. Алгоритм поведения населения при пожаре.

25. Оказание первой помощи при обмороке.

26. Оказание первой помощи при тепловом ударе.

27. Оказание первой помощи при солнечном ударе.

28. Оказание первой помощи при боли в сердце.

29. Оказание первой помощи при различных отравлениях.

30. Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и  стихийных бедствиях.

31. Вывихи. Признаки. Первая помощь.

32. Ушибы. Признаки. Первая помощь.

33. Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
34. Переломы, их виды. Основные признаки переломов.

35. Действия при различных видах переломов.

36. Особенности переломов у детей.

37. Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.

38. Раны. Классификация ран. Характеристика ран.

39. Предупреждение раневой инфекции.

40. Первая помощь при ранениях.

41. Кровотечение. Классификация кровотечений.

42. Характеристика различных видов кровотечений.

43. Виды остановки кровотечений.

       Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

Критерии оценки:

«отлично» - Проявил оригинальность и креативность при подготовке сообщения с презентацией. Показал высокий уровень культуры мышления, способность к рефлексии, умозаключениям и логике. Обобщил информацию с помощью схем, таблиц, рисунков, логических блоков. Проанализировал тему с активным использованием  междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Сформулировал выводы. Предложил и подробно раскрыл меры решения проблемы.

«хорошо» - Проявил некоторую оригинальность при подготовке сообщения с презентацией. Проявил отчасти культуру мышления, способность к логическому изложению информации. Обобщил информацию. Проявил способность к анализу темы с использованием междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Сформулировал некоторые выводы.

«удовлетворительно» - Не проявил оригинальности при подготовке сообщения с презентацией. Отчасти продемонстрировал культуру мышления. Обобщил некоторым образом информацию. Допустил неточности в анализе темы с использованием междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Не сформулировал конкретные выводы. Не предложил меры и способы решения проблем.

«неудовлетворительно» - Не подготовил сообщение с презентацией. 

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
  Оценочное средство вопросы к зачету:

Фундаментальные понятия курса БЖ и их характеристика.

Чрезвычайная ситуация. Признаки классификации ЧС.

Характеристика и классификация ЧС природного характера.

Алгоритм поведения населения при геологических ЧС.

Алгоритм поведения населения при гидрологических ЧС.

Алгоритм поведения населения при атмосферных ЧС.

Алгоритм поведения населения при природных пожарах.

Общая характеристика и классификация ЧС техногенного характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.

Характеристика и классификация ЧС экологического характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.

Характеристика и классификация ЧС социального характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.

Безопасное поведение человека в социальной среде.

Опасности повседневной жизни.

Терроризм. Понятие, причины возникновения.

Основные источники, угроза и методы террора.

Основные способы противодействия террористическим актам.

Алгоритм поведения при угрозе теракта.

Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.

Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.

Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.

Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.

Гражданская оборона, ее структура и задачи.

Организация аварийно- спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны.

Дать понятие о первой помощи. Оказание первой помощи при обмороке.

Оказание первой помощи при тепловом ударе.

Оказание первой помощи при солнечном ударе.

Оказание первой помощи при боли в сердце.

Дать понятие об отравлении. Оказание первой медицинской помощи при острых отравлениях.

Дать понятие об источниках и факторах заражения.

Эпидемический процесс, его звенья. Основные формы эпидемического процесса, эпидемический очаг.

Дезинфекция, ее виды и способы.

Дезинсекция, дератизация, их виды и способы.

Иммунитет, его виды.

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Факторы, снижающие иммунитет.

Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины.

Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и  стихийных бедствиях.

Вывихи. Признаки. Первая помощь.

Ушибы. Признаки. Первая помощь.

Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.

Переломы, их виды. Основные признаки переломов.

Действия при различных видах переломов.

Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.

Раны. Классификация ран. Характеристика ран.

Предупреждение раневой инфекции. Первая помощь при ранениях.

Кровотечение. Классификация кровотечений.

Характеристика различных видов кровотечений. Виды остановки кровотечений.

Критерии оценки ответа на зачете:

«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины,  умение самостоятельно решать конкретные практические задачи в области и повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов исследования

«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение  с помощью преподавателя получить правильный ответ на вопрос зачёта

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
 
Л1.2
Гладышев Ю.В.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2014
http://www.iprbookshop.ru/87193.html
 
Л1.3
Киреева Ю. В., Игнатьева Л. Е.
Основы медицинских знаний: учебное пособие
Саранск: МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2021
https://e.lanbook.com/book/258914
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Волкова А. А., Галембо Э. П., Шишкунов [и др.] В. Г.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017
https://www.iprbookshop.ru/106346.html
 
Л2.2
Кальсина В. В., Яковлева О. А.
Основы медицинских знаний: учебно-методическое пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2021
https://www.iprbookshop.ru/121202.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
LibreOffice
 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
6.3.1.8
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Решение ситуационных задач
 
Тестирование
 
Защита научного сообщения с презентацией 
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран
 
307 А1
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Тренажер Максим 1-01, шина медицинская, тренажер «Степа» для отработки действий при оказании помощи в воде, фантом-система дыхания и наруж. массажа сердца, Тренажер - манекен взрослого пострадавшего «Александр», ученическая доска, столы, стулья, стенд «Приборы радиационной и химической разведки», стенд «Средства индивидуальной и групповой защиты», аптечка медицинская, шина медицинская. Интерактивная доска, проектор, ноутбук
 
106 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук, экран, проектор  переносной, ростомер лазерный, сантиметровые ленты, калипер, весы медицинские, стол массажный
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
207 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                    Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

                                                   Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Практические занятия могут проходить в различных формах:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы занятия. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до занятия, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Домашнее задание (к каждому занятию).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к практическим занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа должна начинаться с ознакомления с планом практического занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи¬ваться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

В ходе практического занятия необходимо выполнить работу, а затем защитить ее.

                                                    Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

                                                             Методические указания по подготовке к зачету

Готовиться необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос.  При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в ведомость.