(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.03.02 Социальная работа
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
• обучить навыкам выбора и/или адаптации типовых социальных технологий, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты в целях индивидуального и общественного благополучия;
• познакомить с эффективной реализацией технологий социальной работы и мер социальной защиты с целью улучшения условий жизнедеятельности семей;
• сформировать навыки предоставления типовых социально-бытовых, социально медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникационного потенциала семей;
Умеет анализировать социокультурные различия социальных групп.
Способен использовать основные философские, религиозные и этические учения для для анализа и развития социальных групп.
уметь анализировать и описывать социальные явления и процессы современного общества;
владеть навыками анализа и описания социальных явлений и процессов современного общества
Умеет демонстрировать знание законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для социальной помощи.
Способен оказывать социальную помощь по правовому регулированию социальной защиты граждан.
Умеет планировать процесс предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и социальной защиты граждан с учетом нововведений.
ции
ракт.
педагогических наук
1. Предмет изучения семейной педагогики.
2. Связь семейной педагогики с другими науками.
3. Источники семейной педагогики.
4. Задачи и методы семейной педагогики.
/Лек/
1. Функции семьи. Отношение современных родителей к выполнению функций.
2. Назовите основные понятия, обозначающие степень родства в семье.
3. Раскройте значение и роль семьи на разных исторических этапах развития общества
на основе пословиц, поговорок, замечания общественных деятелей и педагогов.
4. Напишите сочинение на тему: «Какой должна быть современная семья»
(собственное мнение) /Пр/
1. Составьте характеристику педагогических взглядов педагогов прошлого на проблему
семейного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменский, Г.И.Песталоцци, П.Ф.Лесгафт,
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.)
2. Современные исследования по проблеме семейного воспитания (Зверева О.Л., Кротова
Т.В., Солодянкина О.В., Арнаутова Е.П. и др.) /Пр/
1. Семья и брак.
2.История вопроса.
3.Типы семей.
4.Семейное законодательство.
5. Функции семьи /Лек/
Вопросы для обсуждения: 1. Требования в семейном воспитании.
2. Авторитет родителей и их педагогический такт.
3. Традиции и обычаи семейного воспитания.
Кейс-задания:
1. Сравните два понятия "авторитарность" и "авторитет".
2. Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание исключают друг друга.
3. Изучите учение А.С.Макаренко об авторитете. Докажите, что "авторитет
подавления" - "самый страшный сорт авторитета"
4. Подберите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте,
какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся
устаревшими. /Пр/
«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы, можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно… делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью».
/Ср/
1. Механизмы воспитания. 2. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка. 3. Любовь в семье как моральная ценность. 4. Требования в воспитании.
5. Традиции семейного воспитания. /Лек/
1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и
конспектами занятий, материал, характеризующий систему семейного воспитания в
разных типах семей
2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций,
отражающих особенности воспитательных взаимоотношений родителей и других
старших членов семьи с детьми.
3. Подготовить письменно собственную версию свода законов семейного воспитания
Проблемы для обсуждения:
1. Бабушки и дедушки в семейном воспитании детей.
2. Особенности построения взаимоотношений родителей со старшими, средними,
младшими детьми.
3. Организация взаимоотношений детей друг с другом.
4. Воспитание детей в многодетной семье. Анализ опыта семейного воспитания.
5. Воспитание в однодетной семье. /Пр/
1. Классификация методов воспитания.
2. Воспитательные установки , их роль на воспитание ребенка.
3. стили семейного воспитания. /Лек/
1. Семья и другие воспитательные институты.
2. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. 3. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. 4. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей. /Лек/
Вопросы для обсуждения:
Семья как институт социализации.
Представление родителей о воспитании.
Влияние семьи на становление личности ребенка.
Отличие семейного воспитания от общественного.
Стили семейного воспитания.
Роль семьи в формировании отклоняющегося поведения.
Типы нарушения поведения.
Типы воспитания, вызывающие отклонения в поведении.
Формирование модели семейного воспитания с учетом особенностей членов семьи.
Воспитание девочек и воспитание мальчиков.
Особенности мужского и женского воспитания в зависимости от типа семьи.
Задание 1:
Проанализируйте стили родительского воспитания. Выделите плюсы и минусы стилей родительского воспитания. Заполните таблицу.
Задание 2:
Проведите опрос детей в возрасте до 7 лет, 7-12 лет, 13-16 лет и их родителей. Составьте кодекс идеального родителя с точки зрения детей и с точки зрения взрослых.
Задание 3:
На основании результатов, полученных при выполнении задания 2, разработайте курс для молодых родителей по вопросам воспитания детей (с учетом их возрастных особенностей: до 7 лет, 7-12 лет, 13-16 лет) который можно проводить в консультативных службах, или в рамках дополнительного образования взрослых по следующему плану:
Название курса.
Цель курса.
Технологии и методы работы.
Ожидаемые результаты. /Пр/
1. Понятие о педагогической культуре.
2.Роль ОО в повышении педагогической культуры семьи. 3.Зарубежный опыт. /Лек/
Вопросы для обсуждения:
Способы повышения педагогической культуры родителей.
1. Родительские университеты
2. Конференция
3. Лекция
4. Практикум
5. Родительские тренинги
6. Родительские ринги
7. Наглядная пропаганда. /Пр/
1. Современные подходы к изучению семьи. 2. Изучение семейного опыта воспитания.3. Семья глазами ребенка. /Лек/
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите традиционные и нетрадиционные методы изучения семьи.
2. Раскройте понятия «наблюдение», «опросные методы», «тестирование», «проективные
методики», «изучение продуктов деятельности». Особенности проведения.
3. Просмотр и анализ видеозаписи фрагментов взаимодействия родителей и детей.
Оформление протокола по результатам наблюдения.
4. Подбор и анализ методик для изучения особенностей семейного воспитания.
1.Определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля в форме тестовых заданий, реферата, вопросов к зачету.
1. Социальная педагогика это наука
1. о последовательном развитии общества общества;
2. проводящая исследование влияния социальной среды на воспитание и формирование личности;
3. о закономерностях развития и функционирования социально обусловленных психических процессов ребенка.
2. Принципы социальной педагогики
1. гуманизма;
2. социальности;
3. системности.
3. Функции социальной педагогики
1. анализ состояния социального воспитания в разных социальных сферах, которые находятся в непосредственном окружении личности и прямо воздействуют на нее;
2. коррекция детско-родительских отношений.
3. формирование у ребенка способности к самовоспитанию, самообучению, навыкам самостоятельной организации своей жизни и умения нести ответственность за поступки;
4. Основные категории социальной педагогики
1. социальное воспитание;
2. изучение детско-родительских отношений;
3. социально-педагогическая коррекция
5. Объектом социальной педагогики является
1. группа детей;
2. процесс развития человека в социуме на основе его социальных взаимодействий;
3. личность определенного возраста и уровня развития.
6. Социальное воспитание это в педагогике
1. основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им норм поведения и общения.
2. основная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности благодаря ее погружению в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
3. коррекция поведения, которое личность привыкла проявлять в обществе. Представляет собой длительный процесс, в ходе которого учитываются обстоятельства жизни, взаимоотношения с окружающими и близкими людьми;
7. Социальная педагогика изучает
1. воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности
2. поведение человека в процессе взаимодействия с другими субъектами общения;
3. изменения, которые происходят в личности под влиянием окружающей среды.
8. Социальная педагогика как отрасль научного знания
2. это научная дисциплина, раскрывающая определение, объект и предмет, социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах
3. это отрасль, которая изучает влияние окружающих людей на личность.
9. Культурные предпосылки возникновения социальной педагогики
1. Благотворительность;
2. Повышение уровня жизни населения.
3. Борьба с беспризорностью;
10. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется…
1. идентификация +
2. самопознание
3. саморефлексия
Текущий контроль 1.
1. Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы:
а) помочь семье в воспитании детей
б) сформировать основные направления воспитания
в) обосновать теоретические основы семейной педагогики
2. Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга … форма руководства семьей:
а) попустительская
б) анархическая
в) демократическая
3. Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения:
а) попустительство
б) анархия
в) неразумная родительская любовь
4. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах:
а) если изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка
б) по их собственному желанию
в) если ребенок согласен
5. Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь:
а) цель дошкольных учреждений
б) цель родителей
в) задача школы
6. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:
а) родительские обязанности
б) родительские права
в) родительские требования
7. Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям — это … семейного воспитания:
а) условие
б) принцип
в) основа
8. Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников:
а) психическая депривация
б) трудновоспитуемость
в) педагогическая запущенность
9. Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения:
а) психология
б) социальная психология
в) педагогика
а) зависимость
б) близость
в) понимание
Текущий контроль 2.
1. Родители обязаны обеспечить получение детьми:
а) основного общего образования
б) неполного образования
в) начального образования
2. Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками:
а) нация
б) родство
в) этнос
3. Цель воспитания ребенка — это:
а) всестороннее развитие личности
б) подготовка к профессиональной деятельности
в) обучение ребенка
4. Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:
а) форма брака
б) посещение дошкольного учреждения
в) состояние супружеских отношений
5. Ребенок изучает мир:
а) через семью
б) на основании взглядов окружающих друзей
в) с точки зрения своего мировоззрения
6. Основа педагогической деятельности родителей — это:
а) знания
б) педагогическая культура
в) умения
7. Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. — это … методы:
а) педагогические
б) социологические
в) математические
8. Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:
а) в школе
б) в семье+
в) на всеобщем уровне
9. Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы:
а) содержание
б) структура
в) потенциал
10. Брак прошел определенные стадии своего развития:
а) от материнской семьи до моногамии
б) от полигамии к единобрачию
в) от моногамии к полигамии
Критерии Оценка, уровень
выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено», повышенный уровень
выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено», пороговый уровень
выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено», уровень не сформирован
Оценочное средство Реферат
Оценка «отлично» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области. Студент работе выдвигает новые идеи и трактовки, демонстрирует способность анализировать материал.
Оценка «хорошо» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил задание, однако не продемонстрировал способность к научному анализу, не высказывал в работе своего мнения, допустил ошибки в логическом обосновании своего ответа.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание, или выполнил его формально, ответил на заданный вопрос, при этом не ссылался на мнения учёных, не трактовал нормативно-правовые акты, не высказывал своего мнения, не проявил способность к анализу, то есть в целом цель реферата не достигнута.
- Особенности и проблемы воспитания детей в приемной семье.
- Особенности и проблемы воспитания единственного ребенка в семье.
- Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.
- Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам образования подрастающего поколения.
- Проблемы воспитания и обучения детей в многодетной семье.
- Проблемы мачехи и отчима в семейном воспитании.
- Проблемы молодой семьи.
- Проблемы полового воспитания детей в семье.
- Проблемы современного семейного воспитания в России.
- Родительские отношения к ребенку: структура, типы, функции.
- Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
- Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.
- Роль бабушки в семейном воспитании.
- Роль дедушки в семейном воспитании.
- Роль матери в семейном воспитании.
- Роль отца в семейном воспитании.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области. Студент работе выдвигает новые идеи и трактовки, демонстрирует способность анализировать материал.
Оценка «хорошо» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил задание, однако не продемонстрировал способность к научному анализу, не высказывал в работе своего мнения, допустил ошибки в логическом обосновании своего ответа.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание, или выполнил его формально, ответил на заданный вопрос, при этом не ссылался на мнения учёных, не трактовал нормативно-правовые акты, не высказывал своего мнения, не проявил способность к анализу, то есть в целом цель реферата не достигнута.
1.Предмет изучения семейной педагогики.
2.Связь семейной педагогики с другими науками.
3.Источники семейной педагогики.
4.адачи и методы семейной педагогики.
5.Типы семей.
6.Первостепенность семьи в формировании личности ребенка
7. Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания.
8.Принципы воспитания в семье.
9.Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов.
10.Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи.
11.Современные подходы к изучению семьи
12.Социальный педагог семейного типа.
13.Формирование у ребенка представлений о семье.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для
-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.
- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.
Перечень вопросов к зачету с оценкой
1.Семейная педагогика как область научного знания
2.Объект и предмет семейной педагогики как науки
3.Основные понятия науки семейная педагогика
4.Задачи науки «семейная педагогика»
5.Методы семейной педагогики
6.Связь семейной педагогики с другими науками
7.Кризис семейного образа жизни
8.Функции семьи в современном обществе
9.Роль семьи в становлении личности ребенка
10. Сущность и специфика семейного воспитания
11. Отличие семейного воспитания от общественного
12. Неблагоприятные факторы семейного воспитания
13. Понятие воспитательного потенциала семьи
14. Внутрисемейные отношения как ведущий компонент воспитательного потенциала семьи
15. Способы проявления родительской любви к детям
16. Функции и роль отца в семье
17. Место и роль матери в семье
18. Роль прародителей в воспитании детей
19. Влияние сиблингов на развитие ребенка
20. Проблема типизации семей в науке
21. Педагогическая классификация семей
22. Понятие благополучной семьи в педагогике
23. Неблагополучная семья, ее характеристика
24. Показатели неблагополучия ребенка в семье
25. Актуальные проблемы семейного воспитания
26. Типичные ошибки родителей в семейном воспитании
27. Стили семейного воспитания
28. Авторитетный стиль семейного воспитания
29. Либеральный стиль семейного воспитания, его характеристика
30. Авторитарный стиль семейного воспитания
31. Основные принципы семейного воспитания
32. Пути использования идей народной педагогики в практике семейного воспитания
33. Цель и задачи семейного воспитания в современных условиях
34. Принципы семейного воспитания
35. Воспитание в семье здорового ребенка
36. Эмоционально-нравственное воспитание ребенка в семье
37. Развитие интеллекта ребенка в условиях семейного воспитания
38. Половое воспитание ребенка в семье
39. Проблема воспитания в семье будущих семьянинов
40. Проблема классификации методов семейного воспитания
41. Поощрение и наказание как ведущие методы семейного воспитания
42. Способы поощрения детей в семье
43. Методы наказания в семье
44. Новые методы воспитания детей
45. Наиболее популярные методики семейного воспитания
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется, если студент обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
- "хорошо" выставляется, если студент обнаруживает полное знание учебно-программного материала, успешно выполняет предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной
- "удовлетворительно" выставляется, если студент обнаруживает знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
- "неудовлетворительно" выставляется, если студент обнаруживает пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическому занятию
Самостоятельная работа студентов по подготовке к практическому занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к практическому занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4. Работа над рефератом включает ряд этапов:
а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5. Оформление реферата.
а) титульный лист;
б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Критерии оценки реферата:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний студентов, изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.
-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы вожатской деятельности, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.
- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.
Методические рекомендации по подготовке к зачету с оценкой
На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.
Критерии оценки ответа на зачете с оценкой:
- оценка «отлично» ставится студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного
- оценка «хорошо» ставится студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющему предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.