(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2) формирование у обучающихся высокого общественного сознания и воинского долга;
3) воспитание дисциплинированности, высоких морально-психологических качеств личности гражданина - патриота;
4) освоение базовых знаний и формирование ключевых навыков военного дела;
5) раскрытие специфики деятельности различных категорий военнослужащих ВС РФ;
6) ознакомление с нормативными документами в области обеспечения обороны государства и прохождения военной службы;
7) формирование строевой подтянутости, уважительного отношения к воинским ритуалам и традициям, военной форме одежды;
8) изучение и принятие правил воинской вежливости;
9) овладение знаниями уставных норм и правил поведения военнослужащих.
ции
ракт.
реферат
реферат
реферат
реферат
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Тема: Движение строевым шагом.
Место: строевой плац
Мат. обеспечение: - строевой устав ВС РФ
Движение строевым шагом.
Движение совершается шагом или бегом. Движение шагом осуществляется с темпом
110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.
Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85- 90 см.
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при вы¬полнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
Движение строевым шагом начинается по команде "Строевым шагом - МАРШ" (в движении "Строевым - МАРШ"), а движение походным шагом - по команде "Шагом - МАРШ".
По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.
Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать пря¬мо, смотреть перед собой.
При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.
При движении походным шагом по команде "СМИРНО" перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде "ВОЛЬНО" идти походным шагом.
Оценка за выполнение строевого приема, определяется:
«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
«хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
«удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки;
Наиболее характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
Строевой шаг. Корпус не подан вперед. Нарушается координация движения рук и ног. Голова опущена вниз. Движение руками около корпуса производится не от плеча, а за счет сгибания в локтях. Движение рук вперед производится значительно ниже (выше) установленной высоты, при этом локоть находится не на уровне кисти руки, а при движении назад рука отводится не до отказа в плечевом суставе. Не оттянут носок вынесенной вперед ноги. Нога не ставится твердо на всю ступню. Нарушается строевая стойка. Темп движения значительно меньше (больше) 110 - 120 шагов в минуту
Примерные тесты входного контроля
1. Военная доктрина – это….
а) совокупность официальных взглядов (установок);
б) постановление разработанное министерством обороны;
в) введенный верховным главнокомандующим указ;
г) политически географически и социально-экономически обусловленная система действий высших государственных чинов.
2. При каких обстоятельствах война считается несправедливой?
а) при тактическом и численном превосходстве противника;
б если противоречит и нарушает нормы UNESCO;
в) при не соблюдении норм установленных ООН;
г) при нарушении норм установленных Женевской конвенцией.
3. Предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника - _________________________________________________.
4. Основная форма тактических действий войск, авиации и флота, организованное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнение других тактических задач в определенном районе в течение короткого времени – это _________________.
5. Составными частями общевойскового боя являются:
а) удар;
б) огонь;
в) маневр;
г) сражение.
Примерные тесты текущего контроля 1
1. Устав определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.
а) Устав внутренней службы
б) Дисциплинарный устав;
в) Устав гарнизонной и караульной службы;
г) Строевой устав.
2. Сколько насчитывается видов Вооруженных Сил в РФ?
а) 6;
б) 4;
в) 5;
г) 3.
3. В каком году принята на вооружение винтовка Мосина?
а) 1891 г.
б) 1905 г.
в) 1801 г.
г) 1917 г.
4. В суточный наряд роты назначаются:
а) дежурный;
б) дневальный;
в) дежурный по столовой и рабочие в столовую;
г) пожарный наряд.
5. Для охраны и обороны объектов армейского, окружного или центрального подчинения, не имеющих своих подразделений охраны, объектов общегарнизонного значения, объектов соединений или нескольких воинских частей, расположенных в непосредственной близости один от другого, а также для охраны лиц, содержащихся на гарнизонной гауптвахте.
а) гарнизонный караул;
б) внутренний караул.
Примерные тесты текущего контроля 2
1. Оружие массового поражения взрывного действия, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии:
б) химическое;
в) биологическое.
2. О применении какого оружия свидетельствуют несвойственный для обычных боеприпасов звук разрыва бомб, снарядов, мин; образование при разрывах боеприпасов облака дыма или тумана; наличие капель жидкости на почве, растениях и других предметах:
а) химическое;
б) биологическое;
в) ядерное.
3. К коллективным средствам защиты относится:
а) ОЗК;
б) респираторы;
в) убежище.
4. К коллективным средствам защиты относится:
а) специальная техника (бронированная);
б) ОЗК;
в) противогазы;
5. От воздействия ударной волны людей могут защитить:
а) общевойсковой защитный комплект;
б) противогазы;
в) убежища.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий
«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий
«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий
«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий
1. Основы Военной доктрины.
2. Отношение РФ к вооруженным конфликтам и использованию в них Вооруженных сил.
3. Внешние источники военной опасности государства. Основные направления укрепления военной безопасности России.
4. Изменение взглядов на стратегию и тактику использования Вооруженных сил государства в связи с усилением активности террористической и международной сети религиозных фундаменталистов вне и внутри государства.
5. Основные принципы и задачи строительства Вооруженных сил, организация управления ими.
6. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности государства.
7. Организация Вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XV в.
8. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии и российского флота.
9. Победы русской армии в XVIII-XIX вв.
10. Военные реформы России во второй половине XIX в., создание массовой армии. 1
11. Последствия Русско-японской войны.
12. Необходимость военных реформ накануне Первой мировой войны 1914-1918 гг.
13. Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Военная реформа 1924-1925 гг.
14. Героизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
15. Строительство Вооруженных сил в эпоху ядерного оружия.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень (90-100 %) - Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально- понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области. Логически корректное и убедительное изложение ответа. Свободно использует справочную литературу и нормативную документацию
«хорошо», пороговый уровень (75-89 %) - Студент показал умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74 %) - Затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60 %) - Незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.
Структура, требования и основное содержание общевоинских уставов.
Права военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих.
Воинские звания.
Приказ и приказание. Порядок отдачи и выполнение приказа.
Воинская вежливость и воинская дисциплина военнослужащих.
Размещение военнослужащих.
Распределение времени и внутренний порядок.
Суточный наряд роты, его предназначение, состав.
Дневальный, дежурный по роте.
Развод суточного наряда.
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы. Обязанности разводящего, часового.
Строй и его элементы.
Виды строя.
Сигналы для управления строем.
Команды и порядок их подачи.
Обязанности командиров, военнослужащих перед построением и в строю.
Строевой расчет.
Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться".
Повороты на месте.
Строевой шаг.
Движение строевым шагом.
Движение строевым шагом в составе подразделения.
Повороты в движении. Движение в составе взвода.
Требования безопасности при обращении со стрелковым оружием.
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке.
Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
Назначение, состав, боевые свойства и порядок сборки разборки АК-74 и РПК-74.
Назначение, состав, боевые свойства и порядок сборки разборки пистолета ПМ.
Назначение, состав, боевые свойства РПГ-7.
Назначение, боевые свойства и материальная часть ручных гранат.
Сборка разборка пистолета ПМ и подготовка его к боевому применению.
Сборка разборка АК-74, РПК-74 и подготовка их к боевому применению.
Снаряжение магазинов и подготовка ручных гранат к боевому применению.
Требования безопасности при организации и проведении стрельб из стрелкового оружия.
Порядок выполнения упражнения учебных стрельб.
Меры безопасности при проведении стрельб и проверка усвоения знаний и мер безопасности при обращении со стрелковым оружием.
Выполнение норматива № 1 курса стрельб из стрелкового оружия.
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи.
Сущность современного общевойскового боя, его характеристики и виды.
Способы ведения современного общевойскового боя и средства вооруженной борьбы.
Цели и основные задачи инженерного обеспечения частей и подразделений.
Назначение, классификация инженерных боеприпасов, инженерных заграждений и их характеристики.
Полевые фортификационные сооружения: окоп, траншея, ход сообщения, укрытия, убежища.
Организация, вооружение, боевая техника подразделений мпб и тб армии.
Ядерное оружие. Средства их применения. Поражающие факторы ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и фортификационные сооружения.
Химическое оружие. Отравляющие вещества (ОВ), их назначение, классификация и воздействие на организм человека.
Боевые состояния, средства применения, признаки применения ОВ, их стойкость на местности.
Биологическое оружие. Основные виды и поражающее действие. Средства применения, внешние признаки применения.
Зажигательное оружие. Поражающие действия зажигательного оружия на личный состав, вооружение и военную технику, средства и способы защиты от него.
Цель, задачи и мероприятия РХБ защиты.
Мероприятия специальной обработки: дегазация, дезактивация, дезинфекция, санитарная обработка.
Цели и порядок проведения частичной и полной специальной обработки.
Технические средства и приборы радиационной, химической и биологической защиты.
Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Подгонка и техническая проверка средств индивидуальной защиты.
Местность как элемент боевой обстановки.
Способы ориентирования на местности без карты.
Способы измерения расстояний. Движение по азимутам.
Геометрическая сущность, классификация и назначение топографических карт.
Определение географических и прямоугольных координат объектов по карте. Целеуказание по карте.
Основные положения Военной доктрины Российской Федерации.
Критерии оценки:
«зачтено», повышенный уровень (90-100 %) -Студент показал прочные знания основных положений по дисциплине основы военной подготовки, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи. Выдвигает предложения по военно-патриотическому воспитанию учащихся и повышению уровня физической и психологической подготовки учащихся к прохождению службы в ВС РФ. Свободно использует справочную литературу и нормативную документацию.
«зачтено», пороговый уровень (61-89 %) - Студент показал знание об основных закономерностях устройства и функционирования системы военной подготовки. Имеет представление о военной доктрине РФ положенной в основу оборонной стратегии. Помощь со стороны преподавателя при ответах практически не требуется, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.
«не зачтено», уровень не сформирован (менее 60 %) - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента по основным положениям дисциплины Основы военной подготовки, неумение даже при помощи преподавателя получить правильное решение поставленной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:
1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
"Зачтено" выставляется, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.