(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- принципы правового регулирования противодействия коррупционному поведению;
- основные нормативно-правовые акты направленные на противодействие коррупционному поведению;
- социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения;
- принципы правового регулирования и основные антикоррупционные нормативно-правовые акты.
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями при решении социальных и профессиональных задач в сфере противодействия коррупционному поведению;
- идентифицировать и оценивать коррупционные риски в профессиональной деятельности, демонстрировать способность противодействия коррупционному поведению в профессиональной деятельности;
Владеть:
- юридической терминологией в области противодействия коррупционному поведению;
- навыками выявления правонарушений имеющих коррупционную направленность.
ции
ракт.
/Лек/
1.Понятие и сущность коррупции в Российской Федерации.
2.Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции. (Специфика международных антикоррупционных инициатив. Опыт Организации Объединенных Наций, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Европейского Союза и др. Специфика национальных подходов к противодействию коррупции. Опыт США, Китая, европейских государств и других государств.)
3.Общее определение коррупции. Феноменология коррупции на различных уровнях власти (социальной организации), ее ветвях и органах.
4.Модель «принципал-агент-клиентских отношений» и понятие «коррупционного поведения».
5.Мотивация коррупционного поведения.
6. Основные виды коррупции.
7.Связь коррупции с организованной преступностью.
Решите задачу 1-5
/Ср/
1.Понятие и сущность коррупции в Российской Федерации.
2.Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции. (Специфика международных антикоррупционных инициатив. Опыт Организации Объединенных Наций, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Европейского Союза и др. Специфика национальных подходов к противодействию коррупции. Опыт США, Китая, европейских государств и других государств.)
3.Общее определение коррупции. Феноменология коррупции на различных уровнях власти (социальной организации), ее ветвях и органах.
4.Модель «принципал-агент-клиентских отношений» и понятие «коррупционного поведения».
5.Мотивация коррупционного поведения.
6. Основные виды коррупции.
7.Связь коррупции с организованной преступностью.
Решение задач 1-5
Просмотр учебного фильма
/Пр/
/Лек/
1.Общая типология противодействия коррупции. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации.
2. Стратегия устранения причин коррупции: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.
3.Стратегии борьбы и сознательной пассивности.
4.Ведомственные стратегии противодействия коррупции (на примерах конкретных министерств и служб).
Вопросы для эссе:
1. Какова природа коррупциологии: это юридическая или общественная наука?
2. В чем заключается научное значение коррупциологии.
3. Определите значение коррупциологии для формирования мировоззрения государственного и муниципального служащего.
4. Что означает термин «антикоррупционное мышление»?
5. Раскройте соотношение понятий «коррупция» и «коррупционное правонарушение».
6. Определите, присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «коррупция»?
7. Назовите основные причины латентной коррупции.
Задание для коллоквиума:
1. Проанализируйте существующее в настоящее время нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии коррупции в настоящее время.
2. Составить сравнительную таблицу определений коррупции.
3. Проанализируйте следующие высказывания: «коррупция – вечное явление», «коррупция – временное явление», «коррупция – искоренимое явление».
4. Раскройте соотношение таких понятий как коррупция и зло, коррупция и закон, коррупция и власть.
5. Охарактеризуйте причины низкой раскрываемости коррупционных преступлений.
Решите задачу 6-10
/Ср/
1.Общая типология противодействия коррупции. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации.
2. Стратегия устранения причин коррупции: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.
3.Стратегии борьбы и сознательной пассивности.
4.Ведомственные стратегии противодействия коррупции (на примерах конкретных министерств и служб).
Вопросы для эссе:
1. Какова природа коррупциологии: это юридическая или общественная наука?
2. В чем заключается научное значение коррупциологии.
3. Определите значение коррупциологии для формирования мировоззрения государственного и муниципального служащего.
4. Что означает термин «антикоррупционное мышление»?
5. Раскройте соотношение понятий «коррупция» и «коррупционное правонарушение».
6. Определите, присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «коррупция»?
7. Назовите основные причины латентной коррупции.
Задание для коллоквиума:
1. Проанализируйте существующее в настоящее время нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии коррупции в настоящее время.
2. Составить сравнительную таблицу определений коррупции.
3. Проанализируйте следующие высказывания: «коррупция – вечное явление», «коррупция – временное явление», «коррупция – искоренимое явление».
4. Раскройте соотношение таких понятий как коррупция и зло, коррупция и закон, коррупция и власть.
5. Охарактеризуйте причины низкой раскрываемости коррупционных преступлений.
Решение задач 6-10, тестирование
Просмотр учебного фильма
/Пр/
/Лек/
1. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб.
2.Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
3.Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.
4.Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.
5.Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, порядок его предотвращения и урегулирования.
6.Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного поведения государственного и муниципального служащих.
7.Основные проявления коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
8.Способы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
9.Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
10.Организация предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
11.Правовой статус государственного органа и органа местного самоуправления,
12.Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.
13.Правовое положение государственного гражданского и муниципального служащего.
14. Этические кодексы и этические программы поведения государственных гражданских и муниципальных
15.Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
16.Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
17.Ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
18.Предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
19. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Вопросы для эссе:
1.Раскройте эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного и муниципального имущества, средств соответствующих бюджетов.
2. Объясните вред покровительства и попустительства по службе?
3. Объясните, в чем разница между нормами уголовного кодекса и этическими правилами при анализе коррупционного поведения государственного и муниципального служащего?
4.В чем проявляется сдерживающая роль антикоррупционного законодательства в системе публичного управления?
5.Как понимать выражение: «коррупция на разных этажах властных структур»?
6.В чем проявляется уязвимость процедур регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью.
7.Раскройте отличие нравственного и правового статуса публичного служащего.
8.Обозначьте проблемы упорядочения государственных функций.
9.Какое значение имеет предоставление государственных услуг в электронной форме.
10.Раскройте проблемы реализации антикоррупционных программ в Республике Алтай?
11. Каковы обязанности чиновника в ситуации конфликта интересов?
12. Дайте определение терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов».
13. Как можно охарактеризовать стадии конфликта интересов и действия руководителя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на разных стадиях?
Задание для коллоквиума:
1.Проведите анализ существующих в Российской Федерации нормативных
2.Раскройте определения основных терминов, используемых в формулировке понятия «конфликт интересов», данной федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе РФ».
3.Объясните, как административная реформа в РФ влияет на разрешение конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.
4. Проведите анализ возникновения конфликта интересов у организаторов и участников конкурса аукциона. Приведите примеры.
5. Проведите анализ возникновения конфликта интересов при осуществлении предпринимательской деятельности.
6.Раскройте роль независимых экспертов и порядок их включения в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
7.Какие решения может принимать комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления?
8. Какие меры должен принять представитель нанимателя (работодатель) на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
9.Проанализируйте подходы законодателя в раскрытии содержания терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов» в федеральном законодательстве.
10.Объясните, что означает добровольный отказ служащего от выгоды в ситуации конфликта интересов.
11.Объясните, почему этические правила не могут быть эффективными без механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
12. Проанализируйте уголовную статистику случаев коррупционных преступлений.
13. Сформулируйте механизмы взаимодействия служащего с руководством по вопросам коррупции.
14. Составьте анкету для изучения общественного мнения о случаях
15. Сформулируйте рекомендации по правилам антикоррупционного поведения.
Решите задачу 11-15
/Ср/
1. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб.
2.Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
3.Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.
4.Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.
5.Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, порядок его предотвращения и урегулирования.
6.Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного поведения государственного и муниципального служащих.
7.Основные проявления коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
8.Способы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
9.Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
10.Организация предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
11.Правовой статус государственного органа и органа местного самоуправления,
12. Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.
13.Правовое положение государственного гражданского и муниципального служащего.
14. Этические кодексы и этические программы поведения государственных гражданских и муниципальных
15.Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
16.Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
17.Ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
18.Предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
19. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Контроль выполнения эссе.
Контроль выполнения заданий для коллоквиума.
Решение задач 11-15
/Пр/
/Лек/
1.Понятие антикоррупционной экспертизы.
2.Цели, задачи и методы осуществления экспертизы.
3.Этапы проведения антикоррупционных исследований.
4. Определения коррупциогенности правовых норм.
5.Причины возникновения коррупциогенных норм.
6.Типология коррупциогенных норм.
7.Основные стратегии и механизмы противодействия коррупциогенным нормам.
Задание для коллоквиума:
1. Раскройте специфику исследований по вопросам публичного управления.
2. Сформулируйте выводы и предложения по совершенствованию механизма проведения исследований в сфере публичного управления.
3.Использование знаний девиантологии для проведения экспертизы нормативных актов
4.Перечислите основные исследовательские подходы к анализу коррупциогенности нормативных правовых актов.
5. Опишите методику анализа нормативных актов на коррупциогенность нормативных правовых актов.
Решите задачу 16-20
/Ср/
/Лек/
1. Кодекс этического поведения в сфере публичного управления.
2.Административная ответственность сторон коррупционных отношений.
3. Уголовная ответственность сторон коррупционных отношений.
4.Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность
5. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок».
6.Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.
получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.
Вопросы для эссе:
1. Почему этическое поведение является формой противодействия коррупционному поведению?
2. Раскройте значение наказания как формы противодействия коррупции?
3.Раскройте соотношение терминов «наказание» и «ответственность»?
4. Обозначьте свое отношение к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения?
Задание для коллоквиума:
1. Как соотносятся термины: «суровость ответственности» и «неотвратимость ответственности»?
2. Проанализируйте пословицы «Не подмажешь, не подъедешь»; «Рука руку моет»; «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло»; «Дай грош – будешь хорош», «Ему жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить»; «И умный берет, когда глупый дает»; «Лучше бедность, да честность, нежели прибыль да стыд»; «Один закон для богатых, другой для бедных»; «Руки для того, чтобы брать»; «Рыба гниет с головы»; «С кого судья взял, то и прав стал»; «Скорее дело вершить, коли судью одарить»; «Ты мне, я тебе»; «Что мне законы, коли судьи знакомы».
Решите задачу 21-25
/Ср/
1. Кодекс этического поведения в сфере публичного управления.
2.Административная ответственность сторон коррупционных отношений.
3. Уголовная ответственность сторон коррупционных отношений.
4.Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность
5. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок».
6.Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.
получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.
Контроль выполнения эссе.
Контроль выполнения заданий для коллоквиума.
Решение задач 21-25
/Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, рефератов, эссе, сообщений, задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету.