2024-2025_44_03_05_2024_424_plx_Введение в теорию коммуникации_Русский язык и Литература (с основами медиаобразования)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в теорию коммуникации
Учебный план
44.03.05_2024_424.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература (с основами медиаобразования)
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,4
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,75
44,75
44,75
44,75
Сам. работа
54,4
54,4
54,4
54,4
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2024_424.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доц., Никонова Татьяна Николаевна
 
 
Введение в теорию коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_424.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов Алексей Владимирович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: получить первоначальное представление о теории коммуникации как  филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других наук – гуманитарных и естественных - и  изучающей  человека в его коммуникативном  отношении к другим людям, обществу,  самому себе.
1.2
Задачи: - изучить научные основы  теории коммуникации;

- научиться применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности в сферах медиа и педагогической коммуникации.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в языкознание
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Риторика
2.2.2
Актуальные проблемы филологии
2.2.3
Научно-исследовательская работа
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
 
Уровень 1
Знает особенности системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение;

Умеет осуществлять поиск и синтез информации для решения поставленных задач;

Владеет способностью осуществлять поиск и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
Уровень 1
Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
 
Уровень 1
Знает основы теории коммуникации, в том числе в цифровой среде;

Умеет вести коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в цифровой среде для достижения профессиональных целей для эффективного взаимодействия;

Владеет принципами эффективного общения на государственном языке Российской Федерации в цифровой среде.

ИД-2.УК-4: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.
 
Уровень 1
Знает основы теории коммуникации, в том числе в цифровой среде;

Умеет вести коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в цифровой среде для достижения профессиональных целей для эффективного взаимодействия;

Владеет принципами эффективного общения на государственном языке Российской Федерации в цифровой среде.

ИД-3.УК-4: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
 
Уровень 1
Знает основы теории коммуникации,  её законы и приемы, в том числе в сфере медиа и педагогической коммуникации;

Умеет демонстрировать умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе в сфере медиа и педагогической коммуникации;

Владеет принципами, приемами и технологиями эффективного общения, первичными навыками технологии обучения.

ИД-3.ПК-1: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
1.1
1. Введение. Понятие коммуникации.  /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
2. Модели коммуникации и коммуникативного акта /Лек/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
3. Законы и принципы коммуникации /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
1. Моделирование коммуникации в разных науках /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, темы рефератов, перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, тесты

 

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
2. Типология коммуникации /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, тесты
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
3. Межличностная  и групповая коммуникация /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, темы рефератов, перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, тесты
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
4. Массовая коммуникация /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, темы рефератов, перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, тесты
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
5. Профессиональная коммуникация /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, темы рефератов, тесты
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
6.Вербальная и невербальная коммуникация. /Пр/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, вопросы к зачету, темы рефератов, перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, тесты
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
7. Манипулятивныеприемы в коммуникации /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
1.11
1. Написание конспектов /Ср/
12
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
2. Подготовка глоссария /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
4. Подготовка к практическим занятиям /Ср/
32,4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-3.ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Введение в теорию коммуникации».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов по подготовке к практическим занятиям, тестовых заданий, тем рефератов, тем для проведения дискуссий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
I. Фонд тестовых заданий

Вариант 1.

1. Система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи называется

1. жестом

2. кодом

3. текстом

4. контекстом

2. Прецедентные высказывания часто используются в рекламе

1. верно

2. неверно

3. Определенные аспекты языка ярче всего выражены на лексическом уровне.

1. верно

2. неверно

4. Реакция, не характерная для конформного взаимодействия с группой – это

1. подчинение на уровне восприятия

2. подчинение на уровне действия

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
3. отстаивание собственной позиции

4. подчинение на уровне оценки

5. Расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватна, называется

1. дешифровка

2. декодирование

3. шифровка

4. кодирование

6. Ошибка атрибуции, суть которой заключается в том, что приписывание причин поступков других людей всегда происходит с эгоцентрической позиции: человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным, получила название ошибки

1. ложного согласия

2. иллюзорных корреляций

3. мотивационной атрибуции

4. фундаментальной атрибуции

7. Совокупность знаний и представлений - индивидуальное когнитивное пространство

1. нет

2. да

8. Когнитивные единицы всегда могут эксплицироваться на вербальном уровне

1. нет

2. да

9. Культурное пространство - форма существования культуры в человеческом сознании

1. Нет

2. Да

10. Тип межкультурных языковых контактов, который характеризуется использованием стереотипов общения любой из двух культур, называется

1. взаимодействием

2. проникновением

3. соприкосновением

4. приобщением

11. Смоделированный в речи цельный текст, рассматриваемый в событийном плане, называется

1. контекст

2. диалог

3. монолог

4. дискурс

12. Простые слова не обладают собственными коннотациями

1. Истинно

2. Ложно

13. Ученые считают, что ключевыми факторами речевой коммуникации являются

1. установки

2. стереотипы

3. доминанты

4. мотив и цель

14. Тип межкультурных языковых контактов, который рассматривается как система определенного взаимного учета стереотипов общения, называется

1. взаимодействием

2. соприкосновением

3. приобщением

4. проникновением

15. Система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру, называется

1. речь

2. контекст

3. текст

4. язык

16. К уровням организационной коммуникации не относится коммуникация

1. публичная

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
2. персональная

3. групповая

4. межличностная

5. массовая

17. Модель межличностной коммуникации, учитывающая обратную связь отправителя и получателя, в ходе которой первый кодирует, а второй декодирует информацию, называется

1. простейшей

2. круговой

3. трансакционной

4. линейной

18. Провести границу между социальным и национальным затруднительно

1. Да

2. Нет

19. Телесный код существует только в русском языке

1. Да

2. Нет

20. «Массовое общество» - это новый общественный строй, сложившийся в странах Европы и США

1. после Первой мировой войны

2. после Второй мировой войны

3. между двумя мировыми войнами

4. в начале ХХ1 века

21. Характеристика, не относящаяся к типологии коммуникабельности людей – это

1. мобильность

2. ригидность

3. экстравертность

4. доминантность

5. интровертность

22. В каждой культуре свои критерии художественности

Нет

Да

23. Языковым кодом культуры является код

1. телесный

2. вербальный

3. предметный

4. акциональный

24. Целостное содержательно-смысловое образование, выраженное совокупностью системы знаков разных типов и уровней сложности, включенных в многоступенчатые информационные связи, называется

1. контекстом

2. символом

3. дискурсом

4. текстом

25. Основное отличие прессы, радио, телевидения от новых электронных медиа (Интернета), по мнению исследователей, заключается в то, что обычные СМИ

1. коммерчески более эффективны;

2. собирают информацию с помощью журналистов;

3. более быстро реагируют на события;

4. передают более объективную информацию

26. Суждения о других на основе личных или национальных культурных стандартов называется

1. инкультурацией

2. индивидуализмом

3. этнопсихологией

4. этноцентризмом

Вариант 2.

1. Вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте, называется

1. задачей

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
2. преградой

3. трудностью

4. проблемой

2. Речевая тактика, которая заключается в ответе «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да», называется

1. неожиданностью

2. провокацией

3. «подмазыванием» аргумента

4. Сократовким методом ответа

3. Речь, звучащая в присутствии собеседника, в которой используется система звуковых и интонационных средств выражения, – это ___ речь

1. устная

2. внутренняя

3. письменная

4. внешняя

4. Краткая запись содержания прочитанного называется

1. конспектом

2. рефератом

3. аннотацией

4. лекцией

5. Формальное общение, обусловленное набором ритуальных фраз, жестов, скрывающих истинное лицо и истинные намерения, – это

1. контакт масок

2. деловое общение

3. примитивное общение

4. формально-ролевое общение

6. Верны ли определения?

А) Сиюминутный интерес – это интерес к чему-либо в данный момент времени

В) Сиюминутный интерес –это общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества

Подберите правильный ответ

1. А - да, В - нет

2. А - нет, В - да

3. А - да, В - да

4. А - нет, В - нет

7. Культурное речевое действие диалогового характера, направленное на субъект или объект как на партнера коммуникации с целью сообщения информации о себе, о другом или оценки кого-либо или чего-либо, – это

1. речевая коммуникация

2. чуждая коммуникативная среда

3. коммуникативные неудачи

4. стилевой барьер

8. Верны ли определения?

А) Искусственный язык– это универсальная знаковая система, возникшая естественным образом и используемая для общения людей, выражения их мыслей, чувств и волеизъявления

В) Искусственный язык – это язык математических, физических, химических символов, системы сигнализации, созданный людьми специально для обслуживания отдельных сфер их деятельности

Подберите правильный ответ

1. А - нет, В - нет

2. А - да, В - нет

3. А - нет, В - да

4. А - да, В - да

9. Недостижение инициатором общения коммуникативной цели, прагматических устремлений, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения – это

1. стилевой барьер

2. коммуникативные неудачи

3. рассеянность

4. чуждая коммуникативная среда

10. Верны ли определения?

А) Мнимая рассеянность – это состояние человека, являющееся результатом сильной переключаемости и слабой сосредоточенности

В) Мнимая рассеянность – это состояние человека, связанное с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, 

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства

Подберите правильный ответ

1. А - да, В - да

2. А - да, В - нет

3. А - нет, В - нет

4. А - нет, В - да

11. Верны ли определения?

А) Память – это способность головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, затем по мере необходимости воспроизводить своими словами

В) Память – это наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов

Подберите правильный ответ

1. А - да, В - нет

2. А - нет, В - да

3. А - да, В - да

4. А - нет, В - нет

12. Специфическая форма коммуникации людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности называется

1. деятельностью

2. работой

3. общением

4. монологом

13. Способность головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, затем по мере необходимости воспроизводить своими словами, - это

1. речь

2. внимание

3. воображение

4. память

14. Речевая тактика, которая выглядит как «вы, как умный человек разберетесь в данной ситуации», называется

1. «подмазыванием» аргумента

2. провокацией

3. неожиданностью

4. Сократовким методом ответа

15. Процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей, – это

1. монолог

2. полилог

3. чтение

4. диалог

16. Речевая тактика, при которой неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что «так бывает», называется

1. неожиданностью

2. сократовским методом ответа

3. примером

4. обобщением

17. Язык математических, физических, химических символов, системы сигнализации (знаки дорожного движения; технические стандарты; музыкальные знаки; азбука Морзе), созданный людьми специально для обслуживания отдельных сфер их деятельности, – это

1. естественный язык

2. коммуникация

3. речь

4. искусственный язык

18. Собеседник, для которого характерно: а) испытывает трудности при вступлении в общение; б) когда первый этап пройден, четко формулирует свои мысли; в) требует вступления в разговор, - это

1. доминантный тип языковой личности

2. интровертный собеседник

3. ригидный собеседник

4. мобильный собеседник

19. Состояние человека, являющееся результатом сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, – это

1. конценрация

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
2. подлинная рассеянность

3. мнимая рассеянность

4. сосредоточенность

20. Общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества, - это интерес(ы)

1. коммуникативный

2. сиюминутный

3. вторичные

4. первичный

Критерии оценки:

- 90-100% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен самостоятельно и соответствует творческому уровню - «отлично»,  повышенный уровень;

- 80% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен самостоятельно и соответствует реконструктивному уровню - «хорошо», пороговый уровень;

- 60 % выполнения тестовых заданий. Уровень соответствует репродуктивному уровню - «удовлетворительно», пороговый уровень;

- менее 50% выполнения тестовых заданий. Не сформированы компетенции - «неудовлетворительно», уровень не сформирован.

II. Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

1. Финикийское письмо и его роль в истории письменности.

2. История русской письменности.

3. Функции невербального общения в межличностной коммуникации.

4. Коммуникативные барьеры и ошибки.

5. Голос как второе лицо человека.

6. Фоносемантика как наука.

7. Образ аудитории: типы репрезентативных систем.

8. Принцип кооперации в речевом общении.

9. Мужской и женский стили коммуникации.

10. Юмор и ирония в публичном выступлении.

11. Приёмы речевого манипулирования.

12. Устная и письменная коммуникация.

13. Образ оратора в произведениях Аристотеля и Цицерона.

14. Эсперанто как искусственный язык-посредник.

15. Языковое разнообразие в России.

16. Билингвизм в современной России.

17. Софистика и софизмы.

18. Типы общения в социальной группе согласно концепции Э. Берна.

19. Коммуникативные роли индивидов в группе

20. Неформальная коммуникация в организациях.

21. Система формальной коммуникации в организациях.

22. Национальный характер американцев и этностереотипы.

23. Национальный характер и англичан и этностереотипы.

24. Национальный характер русских и этностереотипы.

25. Национальный характер китайцев и этностереотипы.

26. Культурно-обусловленные «ложные друзья переводчика».

27. Межкультурные конфликты: способы разрешения.

28. Табуированные темы в межкультурном общении.

Критерии оценки:

1) Оценка «отлично» ставится студенту, если дискуссионный материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов. Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации. Ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов. Могут быть допущены одна-две неточности при освещении вопросов, которые исправляются по замечанию. Ответ демонстрирует повышенный уровень сформированности компетенций - 84-100%, повышенный уровень.

2) Оценка «хорошо» ставится студенту, если ответ обнаруживает хорошее знание и понимание учебного материала, умение его анализировать, приводя необходимые примеры, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, в изложении могут быть допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа. Наблюдаются один-два недочета при освещении учебного материала, исправленные по замечанию преподавателя. Ответ демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций - 66-83%, пороговый уровень.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
3) Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если в ответе материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Нет полноценных обобщений и выводов. Хотя содержание материала раскрыто неполно или непоследовательно, показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. При неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций - 50-65%, пороговый уровень.

4) Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если не раскрыто основное содержание учебного материала. Обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Не сформированы компетенции - менее 50%, уровень не сформирован.

III. Вопросы для семинаров, коллоквиумов

Тема 1. Моделирование коммуникации в разных науках.

Включенность коммуникации в различные социально-гуманитарные и естественные науки. Социально-философские основы изучения коммуникации: обусловленность существования и развития общества новой коммуникационной реальностью; фундирование коммуникации на новых онтологиях (онтология сознания, онтология языка, онтология знаково-символических систем, онтология интеракции); выдвижение коммуникации в число фундаментальных факторов существования социальной реальности и ее реализаций (язык, сознание, культура, власть, экономика и др.); позиционирование человека (субъекта коммуникации) как интерсубъекта. Значимость идей Л.С. Выготского, Г.М. Макклюэна, Ю. Хабермаса, Н. Лумана для социально-философского анализа коммуникации

Тема 2. Функции коммуникации.

Понятие коммуникации. Коммуникация как коренное условие бытия человека и культуры в информационном обществе. Коммуникация и общение. Развитие представлений о коммуникации: коммуникация как передача информации; коммуникация как взаимодействие людей. Языковая и неязыковая составляющие коммуникации; фундаментальная значимость языковой составляющей. Коммуникативная деятельность ? центральное понятие современной теории коммуникации. Интерсубъективная природа субъектов коммуникации. Средства коммуникативной деятельности (вербальные и невербальные знаки, включая знаковые последовательности); субъекты коммуникации, их характеристики (социально-культурные; формально-демографические; социально-психологические; когнитивные; коммуникативные; лингвистические и др.). Коммуникативная деятельность и другие формы деятельности человека (теоретическая и практическая; экономическая, правовая, управленческая, эстетическая, бытовая и др.). Понятие коммуникативного процесса. Акт коммуникативной деятельности (коммуникативный акт) ? минимальная законченная часть коммуникативного взаимодействия. Разные представления о структуре коммуникативного акта; схема коммуникативного акта, представленная Б.Ю.Городецким.

Тема 3. Семиотика коммуникации.

Семиотические основы изучения коммуникации: многообразие знаково-символических систем и их безграничные возможности в коммуникации; классы знаков: знаки-индексы, иконические знаки, знаки-символы, сложные знаки; классы знаковых систем; смысл как объект изучения семиотики, взаимодействие знаково-символических систем в пространстве смыслообразования. Значение работ Ю.М.Лотмана, Р.Барта, У.Эко для семиотического исследования коммуникации.

Тема 4. Межличностная коммуникация.

Межличностная коммуникация, ее связь с идеальной моделью коммуникации. Первичность межличностной коммуникации. Наблюдатель, включенный наблюдатель, посторонний в межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п. Формы межличностной коммуникации: непосредственный диалог; диалог, опосредованный техническим средствами.

Тема 5. Групповая и массовая коммуникация.

Групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид, группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). Цель коммуникации в малых и в больших группах; в Интернете. Формы групповой коммуникации: полилог, дружеская беседа, деловые переговоры и др. Массовая коммуникация. Адресат массовой коммуникации, его особенности. Асимметричность адресата и адресанта в массовой и групповой коммуникации. Коллективный адресат (телевидение, радио, газеты и т.д.). Мифологизированный обобщенный адресант. Функции мифологизированного обобщенного адресанта: объединительная, минимизирующая. Типы мифологизированного обобщенного адресанта: символический, реальный. Безопасность коммуникации. Ответственность коммуникантов.

Тема 6. Язык и речь. Речевая деятельность

Язык, его функциональная природа. Естественный язык и другие языки. Типы знаков: символы, иконы, индексы, метазнаки. Их роли в коммуникации. Структура акта вербальной коммуникации (коммуникативно-речевого акта). Компоненты коммуникативно-речевого акта. Адресант, его функции в акте коммуникации. Адресат, его функции в акте коммуникации. Контакт, его функции. Референт, его функции. Код, его функции. Контекст его функции.

Критерии оценки:

  

1) Оценка «отлично» ставится студенту, если ответ исчерпывающий. Материал изложен грамотно, в определенной 

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов. Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации. Ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов. Могут быть допущены одна-две неточности при освещении вопросов, которые исправляются по замечанию. Ответ демонстрирует повышенный уровень сформированности компетенций - 84-100%, повышенный уровень;

2) Оценка «хорошо» ставится студенту, если ответ обнаруживает хорошее знание и понимание учебного материала, умение его анализировать, приводя необходимые примеры, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, в изложении могут быть допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа. Наблюдаются один-два недочета при освещении учебного материала, исправленные по замечанию преподавателя. Ответ демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций - 66-83%, пороговый уровень;

3) Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если в ответе материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Нет полноценных обобщений и выводов. Хотя содержание материала раскрыто неполно или непоследовательно, показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. При неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций - 50-65%, пороговый уровень;

4) Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если не раскрыто основное содержание учебного материала. Обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Не сформированы компетенции - менее 50%, уровень не сформирован.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Речевые тактики в деловом общении, выделенные Т.А. ван Дейком.

2. Невербальные средства общения.

3. Этика речевого поведения.

4. Понятие о психологии речевой коммуникации. Типы коммуникабельности людей, учет типа коммуникабельности при построении речевого общения.

5. Теория эго-состояний. Учет эго-состояния клиента в речевом общении.

6. Организация речевого взаимодействия. Принципы речевой коммуникации.

7. Законы эффективной коммуникации.

8. Особенности речевой коммуникации в деловой среде.

9. Деловой разговор и деловая беседа. Деловое совещание.

10. Деловые переговоры. Деловой телефонный разговор. Вопросы в деловом общении.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ( 84-100%, повышенный уровень) ставится студенту, если:

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме, объяснены причины обращения к теме реферата, выполнена задача заинтересовать читателя;

2) в основной   части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис, уместно и достаточно используются цитаты из первоисточников;

3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части;

4) отсутствуют орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые ошибки.

Оценка «хорошо» (66-83%, пороговый уровень) ставится студенту, если:

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме, объяснены причины обращения к теме реферата, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя;

2) в основной   части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис, уместно, но избыточно используются цитаты из первоисточников;

3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части

4) уместно используются разнообразные средства связи;

5) не допускаются ошибки, искажающие смысл, небольшое количество грамматических (до 2х), стилистических (до 2 х), орфографических (до 1) и пунктуационные (до 1).

Оценка «удовлетворительно» (50-65%, пороговый уровень) ставится студенту, если:

1) во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме, не объяснены причины обращения к теме;

2) в основной   части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно, не к месту приводятся цитаты из первоисточников;

3) выводы не полностью соответствуют содержанию основной части

4) имеются грамматические (до 3х), стилистические (до 3х), орфографические (до 3) и пунктуационные (до 3) ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 50%, уровень не сформирован) ставится студенту, если:

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
1) во введении тезис отсутствует или не соответствует теме;

2) в основной   части нет логичного последовательного раскрытия темы;

3) выводы не вытекают из основной части;

4) Ошибки разного рода затрудняют восприятие смысла реферата.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1.Формы и типы речевой коммуникации.

2. Речевое действие.

3. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности.

4. Соотношение понятий «язык» и «речь».

5. Функции языка.

6. Модель речевой коммуникации.

7. Коммуникативные барьеры.

8. Нравственные установки участников общения.

9. Чтение как вид речевой деятельности. Недостатки традиционного чтения. Способы чтения.

10. Технологии совершенствования навыков чтения.

11. Слушание как вид речевой деятельности.

12. Технологии совершенствования навыков слушания.

13. Письмо как вид речевой деятельности. Пути совершенствования навыков письменной речи.

14. Запись чужой речи (конспектирование, аннотация, реферат, рецензия).

15. Говорение как вид речевой деятельности. Специфика публичной речи. Классический риторический канон.

16. Оратор (навыки и умения). Оратор и аудитория. Проблема контакта.

17. Приемы достижения взаимопонимания с аудиторией.

18. Классификация публичных выступлений.

19. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 1. Выбор темы и целевой установки. 2. Подбор материала. 3. Изучение и анализ отобранных материалов. 4. Разработка плана выступления).

20. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 5. Работа над композицией. 6. Написание текста. 7. Репетиция).

21. Доказательность и убедительность речи.

22. Аргументация. Логические приемы доказательства.

23. Психологические приемы аргументации. Уловки в споре.

24. Типы спора, условия его эффективности.

25. Стратегия и тактика речевого поведения.  Важнейшие тактики и приемы спора.

Критерии оценки:

- «зачтено», повышенный уровень: студент посещал занятия и демонстрирует знания теории вопроса в полном объеме, может связать теоретические знания с конкретными примерами (коммуникативными ситуациями) из профессиональной деятельности (80-100%);

- «зачтено», пороговый уровень: студент посещал занятия и демонстрирует основные знания по теории вопроса, допуская неточности и/или 1-2 ошибки, может связать теоретические знания с конкретными примерами из профессиональной деятельности или бытовой ситуации (50-79%)

- «не зачтено», уровень не сформирован: студент не посетил основную часть занятий, не выполнил задания практических работ и не может ответить на вопросы к зачёту (менее 50%).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гнатюк О.Л.
Основы теории коммуникации: учебник для вузов
Москва: Кнорус, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В.
Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2008
 
Л2.2
Гойхман О.Я., Надеина Т.М.
Речевая коммуникация: учебник для вузов
Москва: ИНФРА-М, 2011
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
Moodle
6.3.1.7
NVDA
6.3.1.8
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
414 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендации по выполнению плана самостоятельной работы

Особенностью курса «Введение в теорию коммуникации» является индивидуальная творческая работа студентов. К такого рода работам относится написание эссе или другой публикации в качестве итоговой (зачетной) работы. Кроме того, каждый студент осваивает глоссарий (терминологический диктант), пишет реферат (защита).

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, во время защиты реферативной работы, аттестаций, на индивидуальных занятиях.     

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время, вырабатывать коммуникативные компетенции.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе, конспекта и др. форм записи чужой речи.

1. Самостоятельное изучение темы «Коммуникация у животных» относится к первому модулю «Происхождение коммуникативной деятельности» и предполагает написание конспекта (2 ч.)

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_424.plx
 
Конспект — это один из видов вторичного текста, который предназначен не для публикации, а для восстановления информации. Конспектирование текста - вид аналитико-синтетической переработки первичного текста, связанной с отбором наиболее ценной информации первоисточника, включая ее систематизацию, обобщения, переформулировку, а также письменную фиксацию основных положений. Конспекты бывают пяти типов:

1) плановые (каж¬дому вопросу плана соответствует определенная часть конспек¬та);

2) текстуальные (состоящие из цитат);

3) свободные (соче¬тающие цитаты и самостоятельный текст);

4) тематические (со¬держащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источ-никам);

5) конспект-схема (схематическое фиксирование ин¬формации –  синтагматическое или парадигматическое). Состав¬ление конспектов способствует не только запоминанию материа-ла. Такая работа развивает способность выделять самое сущест¬венное в учебном материале, классифицировать информацию.

2. Подготовка к терминологическому диктанту. Терминологический диктант проводится дважды (после изучения тем «Модели коммуникации» и «Семиотика коммуникации») и показывает степень освоения терминологического аппарата студентом (8 ч.).

3. Написание эссе (или другого рода публикации) после изучения темы по речевой коммуникации (18 ч.)

Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 5-6 страниц машинописного текста.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В рамках учебного  курса  предусматриваются  встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуникативистики. В ходе изучения темы «Сферы коммуникации. Профессиональная коммуникация» на занятия приглашаются ведущие специалисты из разных профессиональных сфер общения: образования, журналистики, PR-коммуникации, медицины, театра, Союза писателей РА и т.д. У студентов есть возможность из первых уст получить информацию о специфике профессиональной коммуникации,  получить мастер-классы, задать вопросы и проиграть различные ситуации профессионального общения.

Портфолио.  Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:

- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);

- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;

- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.

Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Три основные типа портфолио:

1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.

Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретной курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определенные навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу  однокурсника и т.д.).

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_424.plx