2024-2025_44_03_05_2024_1114_plx_Анатомия_Физкультурно-оздоровительная деятельность и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия
Учебный план
44.03.05_2024_1114.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Физкультурно-оздоровительная деятельность  и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
46,8
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
36
36
36
36
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
62,45
62,45
62,45
62,45
Сам. работа
46,8
46,8
46,8
46,8
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Воронкова Елена Готфридовна
 
 
Анатомия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: освоение знаниями о строении тела человека, его органов и тканей
1.2
Задачи: 1. Изучить анатомию человека, его систем и органов с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей; 2. Овладеть навыками анатомического изучения тела человека; 3. Сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии, гигиены, других дисциплин биологического цикла
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физиология
2.2.2
Физиология физического воспитания и спорта
2.2.3
Спортивная морфология
2.2.4
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
- умеет использовать знания анатомии человека в обучении двигательным действиям и в совершенствовании физических качеств обучающихся.
ИД-1.УК-7: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
 
Уровень 1
- знает основные анатомические закономерности строения органов и их систем и умеет их использовать в педагогической деятельности в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
ИД-1.ПК-1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. Основные типы тканей
 
1.1
Введение. Классификация тканей /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.2
Характеристика тканей /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
реферат
Л1.1 Л1.2
 
1.3
Основные типы тканей /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат
 
2.1
Строение скелета /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
2.2
Синдесмология /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
2.3
Миология /Пр/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
2.4
Остеология и миология /Ср/
14,8
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
2.5
Остеология. Миология /Лек/
8
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 3. Учение о сосудистой системе
 
3.1
Строение сердца. Строение стенки сосудов /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
3.2
Сосудистая система /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
3.3
Строение сердца. Круги кровообращения /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 4. Нервная система и органы чувств
 
4.1
Общий план строения нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. /Лек/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
4.2
Спинной мозг. Отделы головного мозга /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
4.3
Органы чувств /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
4.4
Центральный и периферический отделы нервной системы. Анализаторы /Ср/
10
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
реферат
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 5. Внутренности
 
5.1
Общая характеристика внутренних органов /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
5.2
Внутренности /Лек/
6
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
5.3
Внутренности /Пр/
8
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
тестирование
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 6. Органы  внутренней секреции
 
6.1
Особенности строения органов внутренней секреции. Их классификация /Ср/
4
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
8.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
8.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
8.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-7 ИД-1.ПК-1
6
0
Л1.1 Л1.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Анатомия».

2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету с оценкой.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты входного контроля

1. Доля минеральных веществ костной ткани составляет:

а/ 1 : 1       б/ 2 : 3     в/ 3 : 2

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
2. Рост кости в длину осуществляется за счет:

а/ деления клеток внутреннего слоя надкостницы

б/ деления хрящевых клеток

в/ деления остеоцитов

3. С возрастом доля минеральных веществ кости:

а/ возрастает

б/ снижается

в/ не изменяется

4. Кость снаружи покрыта:

а/ компактным веществом

б/ губчатым веществом

в/ хрящом

г/ надкостницей

5. Суставные поверхности кости покрыты:

а/ компактным веществом

б/ губчатым веществом

в/ хрящом

г/ надкостницей

Примерные тесты текущего контроля 1

1. Большой круг кровообращения:

а. начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии

б. начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

в. начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

2. Стенки кровеносных сосудов образованы тканями:

а. эпителиальной и мышечной

б. эпителиальной и соединительной

в. эпителиальной, мышечной и соединительной

3. Толщина стенки желудочка сердца:

а. больше в правом

б. больше в левом

в. одинакова в обоих желудочках

4. Створчатые клапаны сердца располагаются между:

а. предсердиями и желудочками

б. правым желудочком и легочной артерией

в. левым желудочком и аортой

5. Полулунные клапаны имеются:

а. во всех сосудах

б. в лимфатических сосудах, крупных венах нижних конечностей, у корня аорты и легочной артерии

в. в крупных венах верхних конечностей

Примерные тесты текущего контроля 2

1. Спинномозговые нервы иннервируют:

а/ всю скелетную мускулатуру без исключения

б/ скелетную мускулатуру, кроме мышц головы

в/ мускулатуру внутренних органов

2. В переднем корешке спинномозгового нерва можно обнаружить:

а/ аксоны двигательного и чувствительного нейронов

б/ аксон вставочного нейрона автономной нервной системы и аксон двигательного нейрона

в/ аксон чувствительного нейрона

3. Сплетение, образованное передними ветвями 4 нижних шейных спинномозговых нервов и анастомозом 1 грудного спинномозгового нерва:

а/ шейное

б/ плечевое

в/ пояснично-крестцовое

4. Функция цереброспинальной жидкости:

а/ обмен веществ в головном мозге

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
б/ защищает мозг от механического воздействия

в/ определяет внутричерепное давление

г/ защитная, обмен веществ, поддержание внутричерепное давление

5. Волокна парасимпатической нервной системы входят в состав четырех пар черепно-мозговых нервов. Среди них важнейшим парасимпатическим нервом считают:

а/ глазодвигательный

б/ языкоглоточный

в/ блуждающий

г/ лицевой

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий

«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий

«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий

«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:

1. Развитие анатомии в доисторические времена.

2. Развитие отечественной анатомии в дореволюционный период.

3. Развитие отечественной анатомии в советской России.

4. Развитие анатомии на современном этапе.

5. Ретикулярная формация.

6. Кожно-двигательный анализатор.

7. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень (90-100 %) - Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально- понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.

«хорошо», пороговый уровень (75-89 %) - Студент показал умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74 %) - Затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60 %) - Незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

Предмет и методы анатомии, ее место  в образовании педагога по физической культуре

Анатомическая номенклатура

Строение кости как органа

Общий план строения скелета человека.

Соединение костей скелета человека

Кости туловища их соединение

Кости черепа их соединение

Кости верхних конечностей их соединение

Кости нижних конечностей их соединение

Влияние физической нагрузки на костную и мышечную системы

Строение мышцы как органа

Классификация мышц.

Основные группы мышц. Работа мышц

Сердце, топография, внешний вид

Внутреннее строение сердца

Строение стенок сердца. Проводящая система сердца

Строение стенок кровеносных сосудов

Большой и малый круги кровообращения

Общий план строения лимфатической системы

Особенности кровообращения плода

Строение нервной клетки. Деление нервной системы на отделы

Оболочки спинного и головного мозга.

Спинной мозг: топография, макро- и микро- строение

Особенности соматической рефлекторной дуги

Восходящие проводящие пути ЦНС

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
Нисходящие проводящие пути ЦНС

Строение продолговатого мозга

Строение моста мозга

Строение среднего мозга

Строение мозжечка

Строение межуточного мозга

Основные доли, борозды и извилины конечного мозга

Строение коры конечного мозга и подкорковые узлы

Белое вещество конечного мозга

Боковые желудочки и ромбовидная ямка

Общие сведения о спинномозговых нервах

Общие сведения о головномозговых нервах

Кожно-двигательный анализатор

Вкусовой и обонятельный анализатор

Слуховой и вестибулярный анализатор

Зрительный анализатор

Особенности вегетативной рефлекторной дуги

Симпатический отдел вегетативной нервной системы

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы

Проводящие пути органов дыхания: нос, трахея, бронхи

Строение гортани.

Легкие: топография, строение

Почки: топография, строение

Нефрон – структурно-функциональная единица почки

Особенности кровоснабжения нефрона

Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Органы ротовой полости

Глотка, пищевод: топография, строение

Желудок: топография, строение

Тонкий кишечник: топография, строение

Толстый кишечник: топография, строение

Железы пищеварительной системы

Женские половые органы

Мужские половые органы

Критерии оценки

«отлично», повышенный уровень (90-100%) - Студент показал прочные знания основных положений анатомии, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи. Применяет научные знания о факторах и принципах анатомической изменчивости, вариации анатомических структур, о методах научно-исследовательских и лабораторных работ, о современном оборудовании. Свободно использует справочную литературу.

«хорошо», пороговый уровень (75-89%) - Студент показал  знание о структурно-функциональной организации органов и систем тела человека, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию с учетом возрастных, половых и  индивидуальных особенностей; умение применять научные знания о современном оборудовании для выполнения научно-исследовательских и лабораторных работ, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе

«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74%) - Студент при ответе на вопросы показал знания только основных понятий в области анатомии для преподавания соответствующих предметов, самостоятельно ориентироваться в рекомендованной справочной литературе

«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60%) - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента базовых терминах и понятиях в области анатомии, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение о применении научных знаний в области анатомии для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных работ. Не ориентируется в рекомендованной справочной литературе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Сапин М.Р., Брыксина З.Г.
Анатомия человека. Кн.1: в 2-х книгах: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2008
 
Л1.2
Сапин М.Р., Брыксина З.Г.
Анатомия человека. Кн.2: в 2-книгах: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2008
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.3
Иваницкий М. Ф., Никитюк Б. А., Гладышева А. А., Судзиловский Ф. В.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры
Москва: Спорт, 2022
https://www.iprbookshop.ru/116355.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Добротворская С.Г., Жукова И.В.
Анатомия и физиология основных систем и органов человека: учебное пособие для вузов
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/79265.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
реферат 
 
тест
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
311 А1
Кабинет анатомии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Таблицы, плакаты, влажные препараты, микропрепараты, муляжи органов, микроскопы, набор планшетов «Мышцы»
 
207 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к лабораторному занятию.

При подготовке к лабораторным занятиям студент должен

- внимательно изучить основные вопросы темы лабораторного занятия;

- выполнить задания по оформлению итоговой тетради.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Сапин, М.Р. Анатомия человека: в 2-книгах: учебное пособие для вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - Москва: Академия, Кн. 1. - 2-е изд., стереотип. - 2008. – 304 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_1114.plx
 
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Методические рекомендации по подготовке к  экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения билета.