(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей; особенностей исторического наследия России, социокультурных традиций, как базовых национальных ценностей российского общества (патриотизм, гражданственность и др.);
- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности; уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Анализирует исторические проблемы, умеет устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать историческими фактами личную точку зрения на определённые события, происходившие в стране;
Важнейшие события и явления, определяющие ход отечественной истории; общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности
Понимает особенности развития России;
Владеет навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и
личностного характера; навыками самостоятельного критического мышления.
Осуществляет духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
Способен к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности в изменяющейся поликультурной среде;
ции
ракт.
1. Российская империя в начале XIX века. Условия развития, пространство, границы, природные ресурсы, численность населения и его рост.
2. Социальный состав населения
3. Сельское хозяйство в первой половине XIX в.:
А) Земледелие
Б) Животноводство
4. Состояние и основные тенденции развития промышленности. Стадии развития промышленности
5. Промышленный переворот в России, его суть и своеобразие.
6. Рост городов и городского населения.
7. Развитие внутренней и внешней торговли. Формы рыночных отношений. Начало формирования всероссийского капиталистического рынка. Его основные черты и своеобразие в России.
8. Транспорт и пути сообщения в первой половине XIX в.
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
1. Личность Александра 1 и его восшествие на престол
2. Решение крестьянского вопроса в первые годы правления Александра 1
3. Реформирование образования. Цензура.
4. Реформирование органов центрального управления
5. Основные направления внешней политики России
5.1 Русско-шведская война 1808-1809 гг.
5.2 Русско-французские отношения в 1801-1812 гг.
5.3 Восточный вопрос и его решение в 1801-1812 гг.
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
1.Вторжение Наполеона в Россию.
2. Смоленское сражение 1812 г.
3. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы.
4. Малоярославское сражение
5. Наступление русской армии. Партизанское движение.
6.Значение Отечественной войны 1812 г.
7.Русская армия в Западной Европе. (1813-1814 гг.)
8. Венский конгресс и создание новой политической системы в Европе
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
1. Перемены во внутренней политике.
2. Конституция Королевства Польского. Последствия принятия Конституции.
3. Крестьянский вопрос и его решение
4. Учреждение военных поселений и их роль в комплектовании армии.
5. Реакционная политика Александра I. Усиление цензуры.
6. Проект Конституции Н.Н. Новосильцева
7. Итоги внутренней политики
8. Основные направления внешней политики России в 1815-1825 гг.
8.1 Европейское направление
8.2 Восточный вопрос
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
4. Тест
1. Николай I и основные направления его внутренней политики
2. Система государственного управления во второй четверти XIX в.
3. Кодификация законов
4. Социальная политика. Решение крестьянского вопроса
5. Политика в области просвещения и печати
6. Внешняя политика:
А) Восточный вопрос
Б) Европейское направление
7. Крымская война 1853-1856 гг.
А) Причины войны
Б) Этапы военных действий
В) Итоги Крымской войны
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
1. Причины и факторы развития общественной мысли в первой половине XIX в.
2. Ранние декабристские организации и их деятельность.
3. Тайные общества декабристов. Северное и Южное общества. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва.
4. Восстание декабристов на Сенатской площади.
5. Восстание Черниговского полка.
6. Значение восстания декабристов и его последствия.
7. Теория официальной народности С.С. Уварова
8. Славянофильство и западничество. Основные идеи.
9. Оживление общественного движения в 40-х гг. XIX в.
/Пр/
2. Реферат
3. Вопросы к зачету
4. Дискуссия
4.Тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к практическим занятиям, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
Перечень примерных тестовых вопросов
1.Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?
1. М.М. Сперанский
2. П.Д. Киселев
3. Е.Ф. Канкрин
4. А.А. Аракчеев
2.В XIX веке «военными поселениями» называли:
1.Военные лагеря в сельской местности
2.Размещение войск на оккупированной территории
3.Военные учения организуемые регулярно
4.Организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью
3. Какие изменения произошли в системе народного просвещения в результате её реформы при Александре I
1. Предоставлялась широкая автономия университетам
2. Запрещалась деятельность студенческих организаций
3. Открылись земские школы для крестьянских детей
4. Вводилось всеобщее среднее образование
4. Назовите дату Бородинского сражения
1. 1 июня 1812 г.
2. 26 августа 1812 г.
3.17 ноября 1812 г.
4.12 декабря 1812 г.
5. За первую половину XIX в. население России возросло
1. с 37 до 69 млн.
2. с 31 до 60 млн.
3. с 37 до 60 млн.
4. с 27 до 59 млн.
1. Великобританией и Персией
2. Персией и Турцией
3. Францией и Турцией
4. Англией и Францией
7. С понятием «аракчеевщина» современники связывали
1.Разработку проектов, ограничивающих власть царя
2.Ослабление цензуры, распространение иностранных книг
3.Возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
4.Создание военных поселений, усиление палочной дисциплины в армии
8. Какое сословие составляло большую часть населения страны в начале XIX в?
1. Дворянство
2. Мещанство и купечество
3. Казачество
4. Крестьянство
9. Укажите дату создания Государственного совета
1.1 января 1810 г.
2.2 июня 1811 г.
3.3 декабря 1811 г.
4.8 ноября 1809 г.
1.
10. Сколько университетов было создано в результате проведения реформы народного образования в 1803-1804 гг.?
1. 4
2. 5
3. 3
4. 7
1 Текущий контроль
Примерный перечень тестовых вопросов
1. В XIX веке «военными поселениями» называли:
1) военные лагеря в сельской местности
2) размещение войск на оккупированной территории
3) военные учения организуемые регулярно
4) организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью
2. Поражение России в Крымской войне было вызвано:
1) малочисленностью русской армии
2) ведением войны на чужой территории
3) военно-технической отсталостью России
4) вступлением в войну США
3. В период правления Николая I была проведена реформа
1) земского самоуправления
2) губернская
3) денежная
4) военная
4. Прочтите отрывок из приказа (сентябрь 1854 г.) и укажете, об обороне какого города идет речь.
«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону».
1) С.-Петербурга
3) Кронштадта
2) Измаила
4) Севастополя.
5. Какое из названых событий произошло в 1837 г.?
1) начало денежной реформы Е. Ф. Канкрина
2) открытие железной дороги Петербург — Царское Село
3) учреждение Крестьянского поземельного банка
4) первая всеобщая перепись населения
6. Кто был организатором военных поселений?
1) А. А. Аракчеев
3) А. Х. Бенкендорф
4) П. Д. Киселев
7. В результате польского восстания 1830—1831 гг.
1) Польша получила независимость
2) польский язык перестал быть государственным
3) упразднена конституция Царства Польского
4) расширена автономия Польши в составе России
8. Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая I?
1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва
2) аграрная реформа П. А. Столыпина
3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина
4) учреждение Государственной думы
5) денежная реформа С. Ю. Витте
6) издание «Полного собрания законов Российской империи»
9. Какие три государственных деятеля занимали важные государственные посты в царствование Николая I?
1) А. Х. Бенкендорф
2) П. Д. Киселёв
3) С. Ю. Витте
4) Е. Ф. Канкрин
5) К. П. Победоносцев
6) П. А. Столыпин
10. Стремление укрепить государственный аппарат заставило Николая I:
1) сократить количество военных в органах власти
2) преобразовать министерства в коллегии
3) увеличить армию чиновников
4) создать выборный Сенат
2 Текущий контроль
Примерный перечень тестовых вопросов
11. Проведение реформы государственных крестьян, издание указа об обязанных крестьянах свидетельствовало о стремлении Николая I:
1) немедленно отменить крепостное право
2) ослабить остроту крестьянского вопроса
3) уравнять крестьян в правах с представителями других сословий
4) отменить крестьянскую общину
12. Согласно финансовой реформе Е.Ф. Канкрина:
1) на государственные средства создавались школы и больницы
2) разрешалось свободное хождение иностранных денег
3) создавались первые банки
4) основным платежным средством становился серебряный рубль
13. Главная цель Николая I в области внешней политики:
1) усиление роли России на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке
2) установление тесных союзнических отношений с Англией и Францией
3) поддержка революций 1848—1849 гг. во Франции, Германии и Австро-Венгрии
4) подавление национально-освободительного движения балканских народов
14. Стремясь укрепить дворянское сословие, Николай I:
1) облегчил доступ разночинцев в дворянское сословие
2) издал Жалованную грамоту дворянству
3) запретил дробить крупные имения между наследниками
4) отменил сословные ограничения при поступлении в учебные заведения
15. Издание Полного свода законов Российской империи свидетельствовало о стремлении Николая I:
1) расширить права и свободы российских подданных
2) изменить государственный строй
3) усовершенствовать государственное управление
4) ослабить государственное вмешательство в жизнь Обществ
16. Крупные государственные деятели первой половины XIX в., ближайшие сподвижники Николая I:
1) Е.Ф. Канкрин, А.Х. Бенкендорф
3) Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин
4) А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин
17. Укажите причину Крымской войны 1853-1856 гг.
1) недовольство Англии деятельностью священного союза
2) стремление Франции усилить своё влияние на Кавказе
3) желание Турции усилить своё влияние в Средней Азии
4) стремление России установить контроль над Балканами
18. В какие годы была проведена реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёвым?
1) 1839 – 1841 гг.
2) 1837 – 1841 гг.
3) 1840 – 1842 гг.
4) 1837 - 1842 гг.
19. Кто из историков считал, что, Николай I принимал в преобразованиях живейшее участие и искренне хотел отменить крепостное право, однако ему мешали обстоятельства, преодолеть которые в то время было не под силу даже самодержавному монарху?
1) Федоров В.А.
2) Секиринский С.С.
3) Эйдельман Н.Я.
4) Олейников Д.И.
20. Кто из историков считал, что, Николай I …«Пытаясь во всем подражать Петру, смотрел на государство как на инструмент, который способен изменять мир. Однако в отличие от своего великого предка Николай на самом деле вовсе не стремился к изменению окружающего мира. Ему было достаточно того, что бюрократический аппарат позволяет регулировать и держать под контролем жизнь общества». Николай I верил, что государство само, без участия общества, способно организовать жизнь страны.
1) Миронов Б.Н.
2) Мироненко С.В.
3) Каменский А.Б.
4) Левандовский А.В.
Критерии оценки:
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений. Свободно владеет фактическим материалом, умеет определить причинно-следственные связи событий.
Правильно ответил на 17-20 тестовых заданий «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, но допускает отдельные ошибки или неточности.
Правильно ответил на 14-16 тестовых заданий «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент в основном знает основные положения учебной дисциплины, этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. При определении пространственных рамок исторических процессов и явлений допускает ошибки. Слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в знании фактического материала.
Правильно ответил на 10-13 тестовых заданий «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
У студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризовать закономерности общественного развития.
Правильно ответил не более 10 тестовых заданий «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Дискуссия
Тема 5. Освободительное движение в первой половине XIX в.
Вопросы, обсуждаемые на дискуссии:
1. «Как ни странно может показаться на первый взгляд, восстание 14 декабря принадлежит к числу исторических событий,
2. «Ни взять власть, ни тем более удержать ее декабристы бы не смогли, уровень народного сознания, царистские иллюзии, принципиальное отличие первого открытого революционного выступления от имевших место ранее многочисленных келейных дворцовых переворотов и победоносных заговоров были тому причиной». (Н.А.Рабкина).
3. «Мятежники могли, конечно, взять власть - вероятность была и, полагаем, немалая. Вот тогда захваченный ими госаппарат тут же приказал бы всей России разные свободы, конституцию и отмену крепостного права. И что бы после того ни случилось - смуты, монархическая контрреволюция, народное непонимание, борьба партий и группировок, - многое было бы абсолютно необратимо». (Н.Я.Эйдельман).
4. «Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый осторожный и рассудительный человек должен был отклонить от себя участие в подобном деле». (Е.Виртембергский).
5. «Декабристы сознательно шли на мученичество», «они мало верили в непосредственный успех своего восстания». (Г.В.Плеханов)
Критерии оценки:
Студент усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. «отлично», повышенный уровень
Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. «хорошо», пороговый уровень
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С помощью преподавателя студент может продемонстрировать знание основных положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части ответа. «удовлетворительно», пороговый уровень
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. «неудовлетворительно», уровень не сформирован
1.Развитие металлургической промышленности на Урале
2.Сельские кустарные промыслы
3. Политика развития железнодорожного транспорта в первой половине XIX в.
4. Водный транспорт России в дореформенный период
5. Бурлачество в России
6. Император и его учитель: личные и политические аспекты взаимоотношений Александра I и Ф. С. Лагарпа
7. Негласный комитет и его деятельность
8. Николай Николаевич Новосильцев - государственный деятель императорской России
9. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах
10. Университетский устав Российской империи 1804 г.
11. Основание Казанского университета
12. Сперанский М.М. – политик и государственный деятель
13. Участие России в 3, 4 антинаполионовских коалициях
14. Армия и флот России в начале ХIХ в.
15. Дипломатия России периода правления Александра I
16. Великий полководец М.Кутузов
18. Исторический портрет Барклая-де-Толии
19. Жизненный путь и военная деятельность генерала А.П. Ермолова в компании 1812 года
20. Герой Отечественной войны Николай Николаевич Раевский
21. Русский полководец Пётр Иванович Багратион
22. Генерал М.А. Милорадовича в Отечественной войне 1812 г.
23. Роль Д.С. Дохтурова в Отечественной войне 1812 г.
24. Исторический портрет П. П. Коновницына
25. Обмундирование Русской армии 1812 года
26. Продовольственное обеспечение солдат в русской армии
27. А.А. Аракчеев - исторический портрет
28. Н.Н. Новосильцев - исторический портрет
29. Николай I – исторический портрет
30. Государственная деятельность П.Д. Киселева
Критерии оценки:
повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития.
«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части реферата.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.
1. Охарактеризуйте Российскую империю начала XIX века (условия развития, пространство, границы, природные ресурсы, численность населения и его рост).
2. Проанализируйте причины, ход и последствия Крымской войны 1853-1856 гг.
3. Проанализируйте состояние и основные тенденции развития промышленности в первой половине XIX в.
4.Охарактеризуйте основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.
5.Охарактеризуйте социальную структуру российского общества, рост городов и городского населения в первой половине XIX в.
6.Проанализируйте Политику Николая I в области просвещения и печати.
7. Начало формирования всероссийского капиталистического рынка. Его основные черты и своеобразие в России.
8.Охарактеризуйте социальную политику Николая I. Решение крестьянского вопроса во второй четверти XIX в.
9.Охарактеризуйте личность Александра I и его восшествие на престол.
10.Кодификация законов во второй четверти XIX в.
11.Решение крестьянского вопроса в первой четверти XIX в.
12.Охарактеризуйте Николая I и его основные направления внутренней политики
13.Реформирование образования и цензуры в первой четверти XIX в.
14.Охарактеризуйте развитие культуры в России в первой половине XIX в. (Образование и наука, литература, архитектура, искусство).
16.Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Николая I.
17.Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в.
18.Проанализируйте причины, значение и последствия восстания декабристов.
19.Восстание декабристов на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка.
20.Проанализируйте причины вторжение Наполеона в Россию.
21.Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы.
22.Проанализируйте Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва
23.Значение Отечественной войны 1812 г.
24.Охарактеризуйте деятельность ранних декабристских организаций и их деятельность.
25.Русская армия в Западной Европе. (1813-1814 гг.). Венский конгресс и создание новой политической системы в Европе.
26.Реакционная политика Александра 1. Усиление цензуры.
27.Проанализируйте причины учреждения военных поселений и их роль в комплектовании армии.
28.Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в 1815-1825 гг. (Европейское направление, Восточный вопрос)
Критерии оценки
«отлично»,
повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех ил и иных событий, имена политических или общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д., а также свободно ориентируется по карте.
«хорошо», пороговый уровень Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения. Оценка «хорошо» выставляется и в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на один из вопросов билета или дополнительный вопрос.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Студент в основном знает основные положения учебной дисциплины, этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Способен демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. С помощью преподавателя определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений. С трудом характеризует закономерности общественного развития. Знаком с рекомендованной справочной литературой, однако недостаточно полно владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Не определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений. Не характеризует закономерности общественного развития. Не способен с помощью преподавателя ответить на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, не умеет пользоваться картой и не ориентируется в профессиональной терминологии.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. В зависимости от темы формы эссе могут быть различными. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и подробный разбор проблемной ситуации с развернутыми мнениями, подбором и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему и т.п. В процессе выполнения эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ: составить план эссе; отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по проблеме; систематизировать и проанализировать собранную информацию по проблеме; представить проведенный анализ с собственными выводами и предложениями.
Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя самостоятельно. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной.
Структура эссе
1. Титульный лист.
2. План.
3. Введение с обоснованием выбора темы.
4. Текстовое изложение материала (основная часть).
5. Заключение с выводами по всей работе.
Титульный лист является первой страницей. Введение (вводная часть) – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который Вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: 1. Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе? 2. Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент? 3. Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме? 4. Могу ли я разделить тему на несколько составных частей? Таким образом, в водной части автор определяет проблему и показывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в методологии решения поставленной проблемы через систему целей, задач и т.д.
Текстовое изложение материала (основная часть) – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет главную трудность при его написании.
Заключение (заключительная часть) – обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Таким образом, в заключительной части эссе должны быть сформулированы выводы и определено их приложение к практической.
Методические рекомендации по составлению тематических таблиц
Тематические таблицы по учебной литературе позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в определённой последовательности).
Таблица, предложенная преподавателем для заполнения должна содержать точные и лаконичные формулировки, ответы; убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.