(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Обеспечение теоретического и практического уровня подготовки студентов в предметной области
- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей; особенностей исторического наследия России, социокультурных традиций, как базовых национальных ценностей российского общества (патриотизм, гражданственность и др.);
- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности; уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Анализирует исторические проблемы, умеет устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать историческими фактами личную точку зрения на определённые события, происходившие в стране;
Важнейшие события и явления, определяющие ход отечественной истории; общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности
Понимает особенности развития России;
Владеет навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и
личностного характера; навыками самостоятельного критического мышления.
Осуществляет духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
ции
ракт.
1. Характеристика методов исторического исследования.
2. Синхронный метод.
3. Проблемно-хронологический метод.
4. Метод периодизации.
5. Сравнительно-исторический метод.
6. Ретроспективный метод.
7. Количественные методы в историческом исследовании.
/Пр/
2. Вопросы к экзамену
1. Место России в мировой истории.
2. Цивилизационный подход при изучении истории.
3. Проблема происхождения славян, их прародина.
4. Письменные источники по ранней истории славян:
а) сведения византийских авторов;
б) сочинения арабских авторов.
5. Славянская колонизация Европы. Разделение славян на восточных, западных и южных.
6. Расселение восточных славян, их хозяйственные занятия.
7. Быт, верования восточных славян.
/Пр/
2. Вопросы к экзамену
3. Реферат
1. Ранние политические объединения восточных славян.
2. Древнерусская государственность у восточных славян.
3. Норманнская и антинорманнская теории образования государства.
4. Социально-экономическое развитие Киевской Руси.
5. Роль первых русских князей в истории Руси.
6. Принятие христианства и его значение для развития Руси.
7. Исторические условия появления «Русской Правды». Редакции и списки «Русской правды.
8. Хозяйственная жизнь по Русской Правде: сельское хозяйство, ремесло, промыслы.
9. Землевладение в Древней Руси:
а) сельская община;
б) характеристика княжеской и боярской вотчины.
10. Социальная структура древнерусского общества:
а) категории зависимых людей;
б) свободные сословия.
11. Города Древней Руси, их специфика.
12. Проблема становления феодализма на Руси (пути становления феодальной собственности, государственно-корпоративная и княжеская собственность; система феодальной иерархии).
/Пр/
2. Вопросы к экзамену
3. Реферат
4. Тест
5. Эссе
1. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XII — первой половине XIV вв. Упадок Киевской Руси.
2. Черниговское и Северское княжества.
3. Галицко-Волынское княжество.
4. Владимиро-Суздальское княжество.
5. Новгородская и Псковская феодальные республики. Вечевые традиции русского общества.
6. Расцвет русской культуры.
/Пр/
2. Вопросы к экзамену
3. Эссе
1. Монголы в ХII-ХIII вв.: общественный строй, военная организация.
2. Первые походы монголо-татаров на Русь. Русь и Золотая Орда: сущность монголо-татарского ига.
3. Борьба русского народа с немецкими, шведскими и датскими феодалами: Невская битва. Ледовое побоище.
4. Предпосылки возрождения Северо-Восточной Руси.
5. Причины усиления Московского княжества. Начало объединения русских земель вокруг Москвы.
6. Куликовская битва и её значение для русского государства.
/Пр/
2. Вопросы к практическому занятию
3.Реферат
4.Дискуссия
5. Вопросы к экзамену
1. Феодальная война на Руси: причины, сущность, этапы, последствия.
2. Церковь и государство во второй половине XIV–XV вв. Сергий Радонежский. Исихазм.
3. Завершение процесса территориального объединения русских земель (н. XV – н. XVI вв.).
4. Формирование аппарата управления. Создание налоговой системы и единого законодательства.
5. Причины, этапы, особенности, значение образования Русского централизованного государства.
/Пр/
2. Вопросы к практическому занятию
3.Реферат
4.Дискуссия
5. Вопросы к экзамену
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, вопросов к практическим занятиям, рефератов, эссе и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
Примерные вопросы к тестам
1.Основная черта происхождения славян, отмеченная Нестором в его «Повести временных лет»:
1)славянство – часть общеевропейского единства народов,
2) славянство относится к индоевропейской языковой семье,
3) в состав народов, которые «сидят» в «Афетовой части», вошли русь, чудь,
4) родиной славян является территория между реками Днестр и Рейн.
2. К восточным славянам относятся племена:
1) лютичей;
2) поморян;
3) печенегов;
4) вятичей.
3. Найдите неверное утверждение:
1) восточные славяне умели добывать руды в горных приисках;
2) восточные славяне умели добывать руды со дна озер и болот;
3) восточные славяне активно охотились на пушного зверя;
4) восточные славяне занимались рыбной ловлей в реках и озерах.
4. У славян в раннем язычестве главным богом (богом вселенной) почитался:
1) Перун;
2) Даждьбог;
3) Стрибог;
4) Сварог.
5. В 944 г. во время похода рати князя Игоря против Византии выступили союзниками Руси:
1) хазары;
2) печенеги;
3) болгары;
4) венгры.
6. За убийство княжеского огнищанина с 1072 г. введен штраф … гривен:
1) 5;
2) 8;
3) 12;
4) 80.
7. В политической жизни Новгорода ведущая роль принадлежала:
1) вече и князю;
2) князю и тысяцкому;
3) князю, тысяцкому и посаднику;
4) тысяцкому, посаднику и архиепископу.
8. Вид изобразительного искусства, не характерный для Древней Руси:
1) мозаика;
2) фреска;
3) скульптура;
4) иконопись масляными красками на досках.
9. Золотая Орда была основана в:
1) 1223 г.;
2) 1240 г.;
3) 1243 г.;
4) 1255 г.
10. В 1368 г. поход на Москву совершил:
1) рязанский князь Олег;
2) Мамай;
3) великий литовский князь Ольгерд;
4) суздальский князь Дмитрий.
1 Текущая аттестация
Примерный перечень вопросов к тестам
1. Древнерусское государство вступило в завершающую фазу обособления земель
1) в начале XII в.
2) во второй четверти XII в.
4) в начале XIII в.
2. Общерусским столом на Руси XII в. НЕ являлось
1) Переяславское княжество
2) Киевское княжество
3) Черниговское княжество
4) Великий Новгород
3. В период полицентризма на Руси боярские республики существовали в
1) Киеве и Владимире
2) Владимире и Новгороде
3) Новгороде и Пскове
4) Пскове и Галиче
4. Самой обширной на Руси XII–XIII вв. была территория
1) Владимиро-Суздальской Руси
2) Галицко-Волынской земли
3) Смоленского княжества
4) Новгородской земли
5. Его должность в Новгороде стала выборной с конца XII в. Он занимался сбором налогов, вел переговоры с иностранцами, возможно, выполнял какие-то военные функции. О ком идет речь?
1) Посадник
2) Тысяцкий
3) Архиепископ
4) Князь
6. Благодатный край с плодородными почвами и мягким климатом, обширными лесами, значительными залежами каменной соли -
1) Суздальское княжество
2) Псковская земля
3) Галицко-Волынское княжество
4) Киевское княжество
7. Какой год принято считать датой основания Москвы?
1) 1024
2) 1108
3) 1146
4) 1147
8. В каком княжестве существовали крупные вотчинные землевладения, мощные укрепленные боярские усадьбы?
1) Галицко-Волынском
2) Смоленском
3) Киевском
4) Переяславском
9. В чем состоит главная особенность политического устройства Владимиро-Суздальской Руси?
1) Вовлеченность иноземцев во внутриполитические дела
2) Сильная княжеская власть
3) Договорные отношения князя и бояр
4) Единство княжеского рода и отсутствие серьезных распрей
10. Кто из перечисленных князей НЕ являлся правителем Владимиро-Суздальского княжества?
1) Андрей Боголюбский
2) Юрий Долгорукий
3) Всеволод Большое Гнездо
4) Ярослав Осмомысл
2 текущая аттестация
Примерный перечень вопрос в тестам
1. К началу XIV в. самым пре¬стижным был стол
1) Киевский
2) Владимирский
3) Новгородский
4) Московский
1) Владимир
2) Москву
3) Вильно
4) Новгород
3. В Древней Руси вид крупной земельной собственности, переходившей по наследству -
1) поместье
2) вотчина
3) усадьба
4) удел
4. Во второй половине XIII–начале XIV вв. появляются предпосылки для усиления Северо-Восточной Руси. Какая из перечисленных предпосылок НЕ может считаться таковою?
1) Князей Северо-Восточной Руси практически не затронули междоусобицы 20-30 гг. XIII в.
2) Усилилось влияние на новгородские земли, т. к. в Новгороде длительное время княжили представители суздальской династии
3) Сравнительная удаленность от Орды и защищенность лесами
4) Ослабление ханской власти в Золотой Орде.
5. Распад Золотой Орды произошел после смерти
1) Тамерлана
2) Тохтамыша
3) Мамая
4) Едигея
6. Что из перечисленного НЕ являлось функцией Новгородского веча?
1) объявление войны и мира
2) приглашение на княжение
3) выборы главных должностных лиц
4) определение размеров земельных владений
7. Укажите годы княжения Ивана Калиты
1) 1154-1212
2) 1325-1340
3) 1340-1353
4) 1359-1389
8. Первый фактически независимый от константинопольского патриарха русский митрополит –
1) Петр
2) Иона
3) Исидор
4) Феогност
9. Кто из московских князей правил позже других?
1) Дмитрий Иванович
2) Иван Калита
3) Семен Гордый
4) Иван Красный
10. В ходе династической войны потомков Дмитрия Донского
1) утвердилась неограниченная власть московского князя
2) было уничтожено ордынское иго
3) русские земли объединились под властью Москвы
4) утвердился вертикальный принцип наследования престола
Критерии
Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризовать закономерности общественного развития. Свободно владеет фактическим материалом по заданным вопросам, умеет определить причинно-следственные связи событий.
«отлично», 84-100%, повышенный уровень
Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризовать закономерности
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент в основном знает основные положения учебной дисциплины, этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Может, но с затруднениями определять пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризовать закономерности общественного развития. Правильно ответил на 15-19 тестовых заданий «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда при решении тестовых заданий у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризовать закономерности общественного развития.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Тема 3. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями
1. Древняя Русь и Византия.
2. Первые Рюриковичи глазами летописцев и историков.
3. «Поучения» Владимира Мономаха – памятник политической мысли древней Руси.
4. Русское православие и Запад
5. Русь и кочевники в IX – XII вв.
6. Завоевательные походы Святослава
Тема 5. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIII – XIV вв.
1. На кровавом пути Батыя: подвиг Рязани и рязанцев.
2. Александр Невский – полководец и государственный деятель.
3. Евпатий Коловрат – эпический герой русского народа.
4. «Злой город» Козельск.
5. Иван Калита и Дмитрий Донской – собиратели русских земель.
6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Новые границы Северо-Восточной Руси.
7. Сергей Радонежский в государственной и духовной жизни России.
Тема 6. Московское царство в XV - начале XVI в.
1. Иван III: личность и деятель.
2. Вассиан Патрикеев и Максим Грек: вклад в русскую культуру и общественную мысль.
3. Церковные деятели XV вв.
4. Изменения в системе управления Московского государства в середине и второй половине XV века.
5. Деятельность Ивана III и Василия III по укреплению великокняжеской власти. Ликвидация иммунитета удельных князей.
Критерии оценки:
Оценка
экзаменатора,
уровень Критерии
«отлично»,
повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития.
«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части реферата.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.
Перечень тем эссе
1. Историк В.О.Ключевский, характеризуя Скифию, писал, что скифские цари строили дворцы в городах, скифская знать училась в Греции, а в скифских курганах находят высокохудожественные изделия. Тем не менее, он заметил: «Все эти данные имеют большую общеисторическую цену; но они относятся больше к истории нашей страны, чем к истории нашего народа».
2. После смерти Мстислава Великого (1132) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось, такая раздробленность вредила и единству, и развитию. Однако историк Б.А.Рыбаков считает, что феодальная раздробленность – это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция.
3. Историк Л.Н.Гумилев писал: «Важно, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключении мира. Верные своим союзническим обязательствам, русские князья отвергли монгольские мирные предложения. Но, к несчастью, князья совершили ошибку, имевшую роковые последствия».
4. Историк Д.И.Иловайский в «Кратких очерках русской истории» писал: «…Монастыри стали богатеть, украшаться каменными зданиями и дорогой церковной утварью. Число их особенно увеличилось во время монгольского ига…».
5. В историографии присутствует мнение, что внешней причиной возникновения Российского государства явился распад Золотой Орды, который начался после ее разгрома Тимуром в 1395 г.
6. В.С.Соловьев писал: «Из двух знаменитых военных, при одинаковых личных правах на святость, за одним она признан, за другим – нет…Александр Невский, бивший ливонцев и шведов в тринадцатом веке,- святой, а Александр Суворов, бивший турок и французов в восемнадцатом, - не святой…»
7. В исторической литературе, говоря о создании единого централизованного государства, авторы дружно используют понятие «собирание Руси», «объединение русских земель» и т.п. Не правомернее ли было этот процесс охарактеризовать как «забирание земель», ведь абсолютное большинство княжеств было подчинено Москве силой?
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. «отлично», повышенный уровень
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (исторические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. «хорошо», пороговый уровень
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических понятий и терминов. Отсутствует аргументация своего мнения с опорой на факты. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части эссе. «удовлетворительно», пороговый уровень
Не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда
2. Проанализируйте причины и предпосылки образования государственности у восточных славян.
3. Древние народы на территории России.
4. Проанализируйте теории происхождения славян и их прародине. Приведите свою точку зрения.
5. Охарактеризуйте источники изучения древней истории славян.
6. Дайте характеристику хозяйству, общественному строю, быту восточных славян в I тыс. до н.э.
7. Проблемы возникновения Древнерусского государства в исторической науке.
8. Дайте характеристику норманнской теории происхождения Древнерусского государства.
9. Дайте анализ общественному и государственному строю Древнерусского государства.
10. Выделите и охарактеризуйте основные направления хозяйственного развития Древнерусского государства в X – XII в.
11. Вопрос о причинах образования единого Русского государства в исторической литературе.
12. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику киевских князей в IX – X вв.
13. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику киевских князей в XI – XII вв.
14. Определите историческое значение борьбы русского народа на Северо-Западе Руси в XIII веке.
15. Выделите и охарактеризуйте основные направления развития культуры Древнерусского государства.
16. 20.Выделите и проанализируйте социально-экономические и политические предпосылки перехода к феодальной раздробленности.
17. Особенности развития Новгородской земли в XIII в.
18. Назовите особенности социально-экономического и политического развития Северо-восточной Руси в XIII в.
19.Проанализируйте причины и последствия нашествия Батыя на Русь.
20.Охарактеризуйте роль Александра Невского в защите Северо-Западных рубежей русских земель в XIII в.
21.Проанализируйте последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Их оценка в исторической литературе.
22.Назовете особенности развития русских земли, в период нахождения под игом Золотой Орды.
23. Дайте анализ основных направлений развития культуры русских земель во второй половине XII – XIII вв.
24. Выделите предпосылки образования единого Русского централизованного государства.
25. Проанализируйте изменения в общественном строе Руси в XIV – XV вв.
26.Охарактеризуйте экономическое развитие русских земель в XIV – XV вв.
27.Особенности политического строя и управления в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII – XIV вв.
28. Выделите причины возвышения Москвы и объединения вокруг неё русских земель в XIV в.
29.Проанализируйте ход объединения русских земель в конце XIV – в нач.XV в. Борьба с Литвой и татарами.
30.Феодальная война второй четверти XV в. и её последствия.
31.Политическое объединение русских земель во второй половине XV – нач. XVI в. Иван III и его объединительная политика.
32.Проанализируйте изменения в политическом строе и управлении в конце XIV – нач. XV вв. Судебник 1497 г.
33.Особенности и историческое значение образования единого Русского государства.
34.Дайте анализ политики Дмитрия Донского в отношениях с Золотой Ордой.
35.Проанализируйте взаимодействие церкви и государства в XIV – XV вв. Объясните теорию «Москва – третий Рим».
36.Охарактеризуйте исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XV вв.
37.Дайте характеристику развития научных знаний в XIV – XV вв. Книжное дело.
38.Назовите и охарактеризуйте основные произведения литературы в XIV – XV вв.
39.Расцвет древнерусской живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
40.Проанализируйте причины падения монголо-татарского ига. Стояние на Угре.
41.Назовите и охарактеризуйте методы исторического исследования.
42. Охарактеризуйте количественные методы в исторических исследованиях
Критерии оценки студента на экзамене
«отлично»,
повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех ил и иных событий, имена политических или общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д., а также свободно ориентируется по карте.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Студент в основном знает основные положения учебной дисциплины, этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Способен демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. С помощью преподавателя определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений. С трудом характеризует закономерности общественного развития. Знаком с рекомендованной справочной литературой, однако недостаточно полно владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Не определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений. Не характеризует закономерности общественного развития. Не способен с помощью преподавателя ответить на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, не умеет пользоваться картой и не ориентируется в профессиональной терминологии.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ.
Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Эссе
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
В рамках написания эссе у студента формируются следующие компетенции:
- структурировать информацию,
- использовать основные категории анализа,
- выделять причинно-следственные связи,
- иллюстрировать понятия соответствующими примерами,
- аргументировать свои выводы.
Примерная тема: «Можно ли говорить о том, что историческое развитие государств подчиняется определенным внутренним законам развития человеческого общества или оно определяется исключительно географическим положением, геополитическими особенностями, природой, климатом и т.п.?»
Электронная презентация
Электронная презентация разрабатывается к одному из вопросов семинарского занятия или к теме реферата. Она должна отражать, раскрывать и иллюстрировать основные положения выбранной темы. В связи с этим необходимо правильно спланировать презентацию. Этапы создания презентации: определение целей и задач; сбор информации по теме; определение основной идеи презентации; создание структуры; подготовка заключения.
Требования к презентации: 8-10 слайдов; первый и последний слайды - титульные: тема выступления, сведения об авторе, дата и т.п.; второй слайд - план выступления; предпоследний слайд - ссылки на использованные источники и иллюстративные материалы; все слайды читабельны; текст представлен ключевыми словами и фразами; содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление; иллюстративные материалы соответствуют содержанию; выбранные эффекты не отвлекают, а акцентируют основные содержательные моменты выступления.
Готовая работа представляется преподавателю для проверки на диске и распечатанной на бумаге. Презентация оценивается на 5 баллов, если: материал презентации логичен, соответствует вышеизложенным требованиям и умело представлен на аудитории.