Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра истории и археологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.05_2024_334.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
экзамены 2
зачеты с оценкой 1
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 44.03.05_2024_334.plx
кандидат исторических наук, доцент , Куликов Фёдор Иванович
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05_2024_334.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: создание условий для усвоения студентами базовых предметных знаний в области социально-экономической и политической истории основных государств древнего Востока и античности в целях формирования уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям человечества, а также необходимых компетенций для осуществления профессиональной деятельности
Задачи: Формирование представлений о различных вариантах политического строя, эко-номического развития и социальной градации народов древнего Востока и античного Средиземноморья;
- формирование знаний о базовых ценностях и об особенностях исторического наследия народов древнего Востока и античности;
- создание условий для формирования уважительного отношения к историческому наследию России с опорой на материал по истории древнего мира;
- создание условий для формирования первичных навыков комплексного анализа и систематизации информации по истории древнего мира с использованием письменных исторических источников.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
История России (с древнейших времён до начала XVI в.)
Методика обучения истории
История исторической науки
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
создание условий для формирования знаний о социокультурных различиях социальных групп в обществах древнего Востока и античности и способности анализировать особенности исторического развития России в контексте истории государств древнего Востока, древней Греции и Рима
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
создание условий для формирования уважительного отношения к историческому наследию России с опорой на материал по истории и культурным традициям народов древнего Востока и античности;
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
создание условий для формирования способности сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию, аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера с учетом полученных знаний по истории древнего мира;
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
формирование способностей применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе полученных специальных научных знаний в области истории древнего мира;
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
формирование навыков осуществления научно-воспитательного процесса с опорой на знания по истории государств древнего Востока и античности
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Тема 1. История народов древнего Ближнего Востока
Введение в историю древнего Востока. Особенности древневосточных обществ. Периоды Ранней и Поздней древности, номовые государства и восточные империи /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История древнего Египта /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Экономика древнего Египта /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Военная экспансия Египта Нового царства /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История древней Месопотамии /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Старовавилонское общество по законам Хаммурапи /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История древнего Египта и древней Месопотамии. Контроль самостоятельной работы студентов; тестирование в системе moodle /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Восточное Средиземноморье и Малая Азия в древности /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
История Персидской империи /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История образования державы Ахеменидов (по античным источникам) /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к практическим занятиям по теме 1 /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к тестированию в системе moodle по материалу темы 1. /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 2. Тема 2. История народов Южной и Восточной Азии в древности
История народов древнего Индостана /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Варны в древнеиндийском обществе (по законам Ману и Артхашастре) /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Положение женщин в древней Индии (по законам Ману и Артхашастре) /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История древнего Китая. Китайские империи Цинь и Хань /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Реформы Шан Яна в древнем Китае. Философско-политические идеи школы фацзя /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
История народов Южной и Восточной Азии: контроль самостоятельной работы студентов, тестирование в системе moodle по материалу темы 2 /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Защита коллективного творческого проекта в составе мини-группы /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к практическим занятиям по теме 2 /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к тестированию в системе moodle по материалу темы 2 /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 3. Тема 3. История древней Греции
Введение в историю античности. Античный полис. Основные письменные источники /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Крито-микенский этап в истории Греции /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Греция гомеровского и архаического периодов /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера) /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.10 Л2.13
Общий обзор истории Греции классического периода /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Государственное устройство и социальная структура древней Спарты /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.10 Л2.13
Становление и развитие демократии в Аттике /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.10 Л2.13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Греко-персидские войны /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Государственное устройство Афин в V веке до н.э. /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.10 Л2.13
Афины и Спарта в греческом мире. Дискуссия /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.10 Л2.13
Восточный поход Александра Македонского: основные события /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Сущность эллинизма. Общий обзор истории эллинистических государств /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к практическим занятиям и к тестированию в системе moodle по теме 3 /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 4. Тема 4. История древнего Рима
Общий обзор истории Рима царского периода. Реформы Сервия Туллия /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Римское общество по Законам XII таблиц /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Общий обзор истории Рима Ранней республики. /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Государственное устройство Римской республики /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Общий обзор истории Рима Поздней республики. Гражданские войны /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. по трактату Марка Порция Катона "О земледелии" /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Восстание рабов в Римской республике во II-I вв. до н.э. /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Общий обзор истории Римской империи периода принципата /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Общий обзор истории Римской империи периода домината /Лек/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Презентация творческого проекта в составе мини-группы по истории и культуре античности /Пр/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Подготовка к практическим занятиям и к тестированию в системе moodle по теме 4 /Ср/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Контактная работа /KонсЭк/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История Древнего мира»
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамен.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История Древнего мира»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий (могут указываться иные шкалы процентов)
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
УП: 44.03.05_2024_334.plx
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Кузищин В.И., Гвоздева Т.Б., Строгецкий [и др.] В.М., Кузищин В.И.
История Древней Греции: учебник для вузов
Всеобщая история. Т. 1. Древний Восток и Античность: в 6-и т.: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
История Древнего Востока: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2002
История Древней Греции: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 1996
История Древнего Востока. Тексты и документы: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2002
Коростовцев М.А., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И.
Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие: в 2-х частях
Москва: Высшая школа, 1980
Коростовцев М.А., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И.
Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие: в 2-х частях
Москва: Высшая школа, 1980
История древнего Рима: учебник
Москва: Высшая школа, 2006
Древний Египет: учебное пособие
Москва: Высшая школа, 2007
История Древнего Востока: учебное пособие для вузов
Гвоздева И.А., Маяк И.Л., Смышляев А.Л., Кузищин В.И.
Хрестоматия по истории Древнего Рима: учебное пособие для вузов
Москва: Высшая школа, 1987
Хрестоматия по истории Древней Греции: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
Васильев Л.С., Меликсетов А.В., Писарев А.А., Меликсетов А.В.
Москва: "Оникс 21 век", 2004
http://www.iprbookshop.ru/13069.html
Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков [и др.] М.В., Кузищин В.И.
История Древнего Востока: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2007
История Европы с древнейших времён до конца 15 века: учебное пособие
Москва: Гуманитарно-экономический и информационно-технологический институт, 2013
http://www.iprbookshop.ru/27377.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
УП: 44.03.05_2024_334.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, навыки работы с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по истории древнего мира, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с предлагаемыми методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию.
2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовому учебнику.
3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.
4. Внимательно изучает материал хрестоматии, дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с задачами семинара и составленным планом.
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 20-40 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Домашнее задание (к каждому семинару).
Выступление студента должно включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.
Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту.
Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.
Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. Возможны два доклада по одному вопросу. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.
Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.
- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.
- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.
- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.
- Переписав часть учебника, учебного пособия или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.
- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.
- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.