2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_История Горного Алтая_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История Горного Алтая
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 4 зачеты с оценкой 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
181,2
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
15 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
16
16
Практические
18
18
18
18
36
36
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
26
26
26
26
52
52
Кoнтактная рабoта
26,55
26,55
26,55
26,55
53,1
53,1
Сам. работа
144,6
144,6
36,6
36,6
181,2
181,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
180
180
72
72
252
252
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Пустогачева Татьяна Станиславовна
 
 
История Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у обучающихся системы знаний по истории Горного Алтая, а также  навыков и компетенций, связанных с  развитием чувства патриотизма и гражданственности
1.2
Задачи: - отражение наиболее значимых событий  в истории Горного Алтая, особенностей его развития;

- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,  

– рассмотрение основных закономерностей и тенденций социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития Горного Алтая

- формирование ценностных ориентиров у обучающихся 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новейшая отечественная история
2.2.2
История России (вторая половина XIX - начало XX вв.)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Знает и анализирует основные этапы,  факты, движущие силы и закономерности исторического развития Горного Алтая   в контексте отечественной и мировой  истории;

Анализирует исторические проблемы, умеет устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать историческими фактами личную точку зрения на определённые события, происходившие в Горном Алтае.

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям  различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического

развития России и Горного Алтая.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
Осознанно осуществляет выбор ценностных ориентиров и гражданской позиции;

Понимает особенности развития регионов России (на примере Горного Алтая)

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Уровень 1
Знает особенности исторического наследия России, социокультурные традиции, как базовые национальные ценности российского общества (такие как патриотизм, гражданственность и др.);

Знает основные тенденции развития Горного Алтая,  важнейшие события и явления, определяющие ход  развития региона.

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
Уважительно относится к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;

Осуществляет духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

Способен к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности в изменяющейся поликультурной среде.

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов.
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уровень 1
Владеет способами использования образовательного потенциала социокультурной среды региона для преподавания истории Горного Алтая;

Способен самостоятельно организовать работу с наглядными пособиями, материально-техническими средствами, электронными образовательными ресурсами для достижения

ИД-2.ПК-3: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках истории Горного Алтая и во внеурочной деятельности;

Определяет направления, формы и методы духовно-нравственного воспитания обучающихся и реализует их в профессиональной деятельности;

осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания региональной истории.

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Горный Алтай до начала XX века
 
1.1
Горный Алтай до вхождения в состав Русского государства /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Горный Алтай до вхождения в состав Русского государства

1. Древние тюрки Алтая. Общественное устройство. Хозяйственная жизнь.

2. Государство киданей и найманов и их роль в экономической жизни древних алтайцев.

3. Горный Алтай в период монгольского господства (XIII - ХIV вв.).

4. Происхождение алтайцев.

5. Изучение Горного Алтая.

/Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3. Вопросы к зачету

Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.3
Горный Алтай до вхождения в состав Русского государства (подготовка к практическим занятиям) /Ср/
26
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.4
Присоединение Горного Алтая к Русскому государству. Развитие края в XVII –XVIII вв.   /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Проблемная лекция
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.5
Присоединение Горного Алтая к Русскому государству. Развитие края в XVII –XVIII вв.

1. Русско-алтайские отношения в XVII вв. Начало вхождения Северного Алтая в состав России.

2. Российская политика на юге Западной Сибири в первой половине

XVIII в.

3. Джунгаро-китайская война в середине XVIII в.

4. Вхождение алтайцев в состав России: причины, предпосылки, итоги и значение.

5. Посольский церемониал в отношениях сибирских воевод с алтайскими князьями в XVII в.

6. Хозяйство, общественно- политический и социальный строй алтайских кочевников в XVII -XVIII вв.

7. Русско-алтайские торговые связи в XVII -первой половине XVIII вв.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3. Тест

4.Дискуссия

5. Вопросы к зачету

Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.6
Присоединение Горного Алтая к Русскому государству. Развитие края в XVII –XVIII вв.  (подготовка к практическим занятиям)  /Ср/
26
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.7
Горный Алтай в составе Русского государства (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

1. Изучение Горного Алтая во второй половине XVIII в.

2.Заселение и освоение Горного Алтая русскими людьми.

3. Социально-экономическое развитие региона.

- Скотоводство

- Промысловая деятельность

- Развитие ремесленного производства

- Быт и хозяйственные связи алтайцев

4. Налоговая и земельная политика царизма.

5. Административная реформа М.М Сперанского. «Устав об инородцах».

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3
 
1.8
Горный Алтай в составе Русского государства (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) (подготовка к практическим занятиям) /Ср/
28
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.3
 
1.9
Горный Алтай во второй половине XIX - начале XX вв.   /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.3
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.10
Горный Алтай во второй половине XIX - начале XX вв.  

1. Освоение предгорного и Горного Алтая в 60-90-е годы XIX в.

2. Взаимоотношения переселенцев и старожилов. Роль переселенцев в развитии края.

3. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

4. Развитие частной золотопромышленности. Появление наемного труда.

5. Рабочее движение в конце XIX в. Стачка на Быстрянском золотом прииске.

6. Землеустроительная реформа в конце XIX – начале ХХ вв.: ход, итоги, значение, оценка.

7. Внутренняя торговля (торговые операции в алтайских стойбищах, ярмарочная торговля)

8. Роль Чуйского тракта в русско-монгольской торговле

9. Пути сообщения

10. Верования, обряды и праздники алтайского народа.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Тест

4.Дискуссия

5. Вопросы к зачету

Л1.2Л2.2 Л2.3
 
1.11
Горный Алтай во второй половине XIX - начале XX вв.   /Ср/
32
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.2 Л2.3
 
1.12
Алтайская духовная миссия и её деятельность в XIX – начале ХХ вв.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.3
 
1.13
Алтайская духовная миссия и её деятельность в XIX – начале ХХ вв.

1. Возникновение Алтайской духовной миссии. Цели и задачи.

2. Просветительская деятельность миссии.

3. Отношения алтайских миссионеров к другим религиозным течениям в конце XIX –начале XX вв.

4. Значение миссионерской деятельности в экономической и культурной жизни алтайского населения.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3. Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3
 
1.14
Алтайская духовная миссия и её деятельность в XIX – начале ХХ вв. /Ср/
32,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.3
 
 
Раздел 2. Консультации
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Горный Алтай в XX - XXI вв.
 
4.1
Установление советской власти в Горном Алтае. Образование Ойротской автономной области (1917- 1922 гг.) /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.2
Установление советской власти в Горном Алтае. Образование Ойротской автономной области (1917- 1922 гг.)

1. Начало гражданской войны. Партизанское движение.

2. Экономический и социально- политический кризис.

3. Повстанческое движение в Горном Алтае и его поражение.

4. Образование Ойротской  автономной области.

5. Ликвидация последствий гражданской войны.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.3
Установление советской власти в Горном Алтае. Образование Ойротской автономной области (1917- 1922 гг.) /Ср/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.4
Горный Алтай в период первых советских преобразований (1920-1930-е гг.) /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.5
Горный Алтай в период первых советских преобразований (1920-1930-е гг.)

1. Экономическая ситуация в Горном Алтае в первые годы советской власти.

1.1 Сельское хозяйство Горного Алтая.

1.2. Особенности карточной системы в Горном Алтае.

1.3. Развитие промышленности региона.

1.4. Торговля в сфере социального развития региона.

1.5. Особенности коллективизации сельского хозяйства в Горном Алтае.

2. Кооперация в Горном Алтае

3. Основные тенденции социального развития Горного Алтая.

4. Состояние культурной сферы в Горном Алтае: состояние, проблемы, поиски решений.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Тест

4.Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.6
Горный Алтай в период первых советских преобразований (1920-1930-е гг.) (подготовка к практическим занятиям, подготовка реферата) /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.7
Горный Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.8
Горный Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны

1. Социально-экономическое положение Горного Алтая к началу 1940-х гг.

2. Перестройка экономики региона на военный лад.

3. Продовольственное снабжение населения в условиях военного времени.

4. Роль жителей Горного Алтая в приближение Великой победы

5. Культурная и общественно-политическая жизнь Горного Алтая в военные годы.

/Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
4.9
Горный Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны (подготовка к практическим занятиям, подготовка реферата) /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.5 Л2.6
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4.10
Горный Алтай во второй половине XX в. - начале XXI вв.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.11
Горный Алтай во второй половине XX в. - начале XXI вв.

1. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце 40-х – 50-х гг. ХХ в.

2. Общественно-политическое и культурное развитие Горно-Алтайской автономной области в 60-70-е гг. ХХ в.

3. Конституция Республики Алтай: права и обязанности многонационального населения

4.    Экономическое развитие Горного Алтая на рубеже веков.

5.     Наука и образование в республике Алтай.

6.     Культура и искусство в Горном Алтае

/Пр/

6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
1.Вопросы к практическому занятию

2.Реферат

3.Тест

4.Вопросы к зачету

Л1.2Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.12
Горный Алтай во второй половине XX в. - начале XXI вв. (подготовка к практическим занятиям, подготовка реферата) /Ср/
8,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
Л1.2Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
6.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-2.ПК-3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История Горного Алтая».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, перечня вопросов к практическим занятиям, рефератов, и промежуточной аттестации в форме вопросов  к  зачету.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1 семестр

Входной контроль

Перечень примерных тестовых вопросов

1. В какой хронологический период произошла неолитическая революция?  

1. V – IV тысячелетиях до н. э.

2. V – VI тысячелетиях до н. э.

3. IV – VI тысячелетиях до н. э.

2. Под властью каких племён находилась территория Горного Алтая  в период  с  III – II вв. до н.э. и до конца I в. н.э.?  

1. гуннов

2. жужан

3. сяньбийцев

3. Назовите дату образования тюркского каганата

  1. 538 г.

2. 552 г.

3. 588 г.

4. Под властью каких племён находилась территория Горного Алтая  в  конце ХII в.?

1. киданей

2. найманов

3. кыргызов

5. В каком году состоялся первый официальный контакт русских властей с телеутским князем Абаком?

1. 1605 г.

2. 1608 г.

3. 1611 г.

1 Текущий контроль

Перечень примерных тестовых вопросов

1. Кто из сибирских картографов обозначил на своих картах реки Бия, Катунь, Телецкое озеро и др. (Выберите один или несколько правильных ответов)

1. С.У. Ремезов

2. И.Г. Гмелин

3.  И. Унковский  

2. Частный промысел драгоценных металлов был запрещен указом Петра I. Укажите дату принятия указа.

1. 10 ноября 1709 г.

2. 10 декабря 1719 г.

3. 17 ноября 1710 г.

3. В середине XVIII в. была организована  экспедиция к берегам Телецкого озера и р. Башкаус. Кто руководил данной экспедицией?

1. П.И. Шелегин

2. А.В. Беэр

3. Г.Ф. Миллер

4. Какие результаты были достигнуты экспедицией П.И. Шелегина? Выберите один или несколько правильных ответов.

1.  Собраны сведения о геологических и географических особенностях Северного Алтая

2. Обнаружены земли пригодные для хозяйственного освоения

3. Составлена карта Восточного Алтая

5. В чей период правления территория Горного Алтая была передана в собственность Кабинета Ее Императорского Величества?

1. Петра I

2. Елизаветы Петровны

3. Екатерины II  

2 Текущий контроль

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Перечень примерных тестовых вопросов

1. Укажите принципы, на которых основывалась региональная политика российского государства в середине XVIII в.

1. Сохранение существовавшего до присоединения к России административного строя, норм обычного права, религиозных верований, языка и в целом культуры

2. Растворение малых этносов Горного Алтая в русском народе

3. Создание некоторых социальных, правовых и налоговых преимуществ ясачных «инородцев» по сравнению с русскими

2. Назовите дату принятия Указа Коллегии иностранных дел, на основании которого большинство алтайцев было принято в российское подданство  

1. 2 мая 1756 г.

2. 12 мая 1759 г.

3. 14 июня 1758 г.

3. Население каких современных районов после вхождения в состав русского государства осталось на положении двоеданцев?

1. Кош-Агачского и Усть-Коксинского  

2. Улаганского и Кош-Агачского

3. Улаганского и Усть-Коксинского

4. В состав какого уезда вошли земли алтайских кочевников в конце XVIII в.?

1.  Бийского уезда

2.  Кузнецкого уезда

3. Алтайского уезда

5. Весной 1761 г. в Рудный и Горный Алтай была отправлена экспедицию, которая была разделена на три группы. Укажите маршрут, по которому двигалась третья Партия исследовательской экспедиции.

1. бассейн р. Бухтармы и её притоков

2. от р. Семы до  р. Бухтармы

3. бассейны р. Чарыш, р.Кан, р. Ябоган, р. Коксу и их притоков

5 семестр

Входной контроль

Перечень примерных тестовых вопросов

1. На долю каких аймаков в 1928 г. приходилось более 82 % всех разводимых в Горном Алтае маралов?

1. Уймонского, Усть-Канского  аймаков

2. Онгудайского, Шебалинского аймаков

3. Уймонского, Шебалинского аймаков

2. Какой аймак в 20-е гг. XX в. занимал первое место по общему количеству посевов в регионе?

1. Майминский аймак

2.  Уймонский аймак

3. Шебалинский аймак  

3. В каком году была официально зарегистрирована промартель «Ойротка»?

1. 1927 г.

2. 1929 г.

3. 1934 г.

4. Главным источником увеличения поголовья животных в колхозах являлось:

1. Практика покупки скота у колхозников

2. Экспроприация животных у местного населения

3. Естественный прирост скота

5. В чем состояли трудности и специфика преобразований в Горном Алтае в 30-е гг. XX в.

1. Появление и интенсивное развитие промышленных предприятий

2. Незначительное количество квалифицированных кадров из местного населения

3. Создание колхозов происходило в условиях культурной и технической отсталости

1 Текущий контроль

Перечень примерных тестовых вопросов

1. В каком населённом пункте в 1936 г. был построен первый в мире двухцепный   висячий мост:

1. с. Ая

2. с. Иня

3. с. Купчегень

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2. В каком году  с.Улала был присвоен статус города

1. 1927 г.

2. 1929 г.

3. 1928 г.

3. Назовите дату, когда Чуйский тракт на всем своем протяжении был сдан в эксплуатацию?

1. 1 ноября 1933 г.

2. 1 января 1935 г.

3. 1 сентября 1937 г.

4. Какой год считается годом начала восстановления Чуйского тракта?

1. 1924 г.

2. 1922 г.

3. 1927 г.

5. В каком году было принято Постановление правительства, согласно которого Чуйский тракт стал считаться военизированным (ЧВТ)

1. 5 июня 1933 г.

2. 18 июля 1932 г.

3. 1 мая 1937 г.

2 Текущий контроль

Перечень примерных тестовых вопросов

1. В каком году город Ойрот-Тура  был переименован в город Горно-Алтайск?

1. 1945 г.

2. 1946 г.

3. 1948 г.

2. Прародителем какого  предприятия Горного  Алтая являлась  артель «Ойротка»?

1. Гардинно-тюлевая фабрика

2. Ткацкая фабрика

3. Обувная фабрика

3. Общая площадь территории Республики Алтай составляет:

1. 94,86 тыс.км2

2. 92,6 тыс.км2

3. 98,4 тыс.км2

4. В каком населённом пункте было создано Алтайское экспериментальное хозяйство Сибирского отделения Академии наук?

1. с. Теньга

2. с.Шебалино

3. с. Черга

5. Сколько лет Ойротская автономная  область находилась в составе Алтайского края?

1. 54

2. 61

3. 69

Критерии оценки:

  

Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент показал прочные знания  и умения в предметной области, способность  использовать базовые знания в области региональной истории. Свободно владеет фактическим материалом. Правильно ответил  на 17-20 тестовых заданий.   «отлично», 84-100%, повышенный уровень

Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной истории.

Правильно ответил  на 14-16 тестовых заданий.   «хорошо», 66-83%, пороговый уровень

Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент в целом показал  знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной истории. Правильно ответил  на 10-13 тестовых заданий.   «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда у студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины,  не ориентируется в профессиональной терминологии.

Правильно ответил  не более 10 тестовых заданий. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

Дискуссия

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

Примерные темы:

1. Амырсана – национальный герой или…?

2. Вхождение Горного Алтая в состав России: причины и значение

3. Роль Чуйского тракта в развитии Горного Алтая

Критерии оценки:

Студент усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов. Знает этапы исторического развития России,Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. «отлично»,   повышенный уровень

Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития.  Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины -  этапы исторического развития России,Горно Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия. «хорошо»,   пороговый уровень

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С помощью преподавателя  студент может продемонстрировать знание основных положений учебной дисциплины -  этапы исторического развития России, Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части ответа. «удовлетворительно»,   пороговый уровень

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся  не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира,  не знает базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия. «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема: Горный Алтай с древнейших времён до начала XX в.

1. Староверы Горного Алтая (заселение хозяйственно-практическая деятельность, культура).

2. Религиозные воззрения населения Горного Алтая

3. Амырсана – национальный герой или…?

4. Русские города-крепости на территории Западной Сибири в XVII в.

5. Горно-Алтайск: история поселения.

6. Охотничий промысел народов Горного Алтая

7. Духовная культура Уймонских староверов

8. Хозяйственная жизнь староверов Горного Алтая  

9. Чуйский тракт: история строительства

10. Инженер – исследователь Чуйского тракта В.Я. Шишков

11. Частное предпринимательство в Горном Алтае в конце XIX – начале ХХ вв.

12.  Аргымай Кульджин

13. Исследователи Алтая – исторический портрет:

- Н.М. Ядринцев

-  Г.Н. Потанин

- В.В. Сапожников

- В.В. Радлов.

14. Макарий Глухарев-основатель Алтайской Духовной миссии

15. М.В.Чевалков – алтайский просветитель

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
16. Духовная культура Уймонских староверов

Тема: Горный Алтай в XX – начале XXI вв.

1. Алтайская Горная Дума.

2. Г.И. Чорос-Гуркин: художник, политик, общественный и государственный деятель

3. История строительства Чуйского тракта

4. Становление и развитие радиовещания в Горном Алтае

5. Горно-алтайцы – участники войны  (три доклада)

6. История моего села (на выбор).

7. История предприятия (на выбор)

Критерии

«отлично»,

повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент способен самостоятельно использовать базовые знания из области архивоведения. Обучающийся показал прочные знание и умения в предметной области.   Умеет  анализировать исторические  процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов.

«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Обучающийся  в целом продемонстрировал знание и умения в предметной области. Умеет  анализировать исторические  процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории.  Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения.

«удовлетворительно»,

пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. При имеющихся недочетах, студент в целом показал прочные знание и умения в предметной области. При помощи преподавателя может анализировать исторические  процессы, устанавливать причинно-следственные связи.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. У студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не может анализировать исторические  процессы, устанавливать причинно-следственные связи. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Комплект вопросов к зачету

2 семестр

1. Исследователи древнего периода истории Горного Алтая

2. Характеристика основных археологических культур Горного Алтая.

3. Тюркские каганаты и Горный Алтай.

4. Горный Алтай в составе монгольских государств.

5. Русско-алтайские отношения в XVII в.

6. Освоение русским населением Предгорного Алтая в XVII – первой половине XVIII вв.

7. Вхождение Горного Алтая в состав России в середине XVIII в.

8. Горный Алтай в составе России (вторая половина XVIII в.). Социально-экономическое развитие региона во второй половине XVIII в.

9. Проникновение русского населения в Горный Алтай в XVIII в.

10. Начало научного изучения Горного Алтая в XVII – XVIII вв.

11. Социально-экономическое развитие региона в первой половине XIX в.

12. Административная реформа М.М. Сперанского 1822 г. «Устав об сибирских инородцах» 1822 г.

13. Переселение в Горный Алтай в первой половине XIX в.: причины, содержание, значение.

14. Возникновение Алтайской духовной миссии и её деятельность в Горном Алтае.

15. Научное изучение Горного Алтая в первой половине XIX в.

16. Переселение в Горный Алтай во второй половине XIX в.: причины, содержание, значение.

17. Социально-экономическое развитие Горного Алтая во второй половине XIX в.

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
18. Научное изучение Горного Алтая во второй половине XIX в.

19. Школьное дело в Горном Алтае во второй половине XIX- начале XX вв.

20. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце XIX – начале XX вв.

21. Землеустройство в Горном Алтае в конце XIX – начале ХХ в.

22. Административная и судебная реформы в Горном Алтае в начале XX в.

23. Научное изучение Горного Алтая в конце XIX – начале XX вв.

5 семестр

1. Октябрьская революция в Горном Алтае. Гражданская война в Горном Алтае.

2. Гражданская война в Горном Алтае. Причины и последствия

3. Экономический и социально-политический кризис в Горном Алтае в годы гражданской войны.

4. Образование Ойротской  автономной области.

5. Сельское хозяйство Горного Алтая в первые годы советской власти.

6. Развитие промышленности региона в первые годы советской власти.

7. Основные тенденции социального развития Горного Алтая  в 1920-1930-е гг.

8. Состояние культурной сферы в Горном Алтае в 1920-1930-е гг.: состояние, проблемы, поиски решений.

9. История строительства Чуйского тракта в 1920-1930-е гг.

10. Социально-экономическое положение Горного Алтая к началу 1940-х гг.

11. Продовольственное снабжение населения в условиях военного времени.

12. Роль жителей Горного Алтая в приближение Великой победы

13. Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны.

14. Культурная и общественно-политическая жизнь Горного Алтая в военные годы.

15. Горный Алтай в послевоенное время.

16. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце 40-х – 50-х гг. ХХ в.

17. Общественно-политическое и культурное развитие Горно-Алтайской автономной области в 60-70-е гг. ХХ в.

18. Республика Алтай: необходимость создания и перспективы развития.

19. Республика Алтай на современном этапе.

20. Наука, образование в Горном Алтае в XX – начале XXI вв.

21. Изобразительное искусство, литература, театр в Горном Алтае в XX – начале XXI вв.

Критерии оценивания

«отлично»,

повышенный уровень Студент показал прочные знания  и умения в предметной области, способность  использовать базовые знания в области региональной истории. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех или иных событий, имена политических или общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д.   

«хорошо», пороговый уровень Студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной истории, Умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения. Оценка «хорошо» выставляется и в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на вопрос.    

«удовлетворительно»,

пороговый уровень Студент в целом показал  знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной истории, знаком  с рекомендованной справочной литературой, однако слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при  ответе, путается в датах, событиях.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины,  не ориентируется в профессиональной терминологии.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гончарова О.А., Иванцова Н.Ф., Майдурова Н.А.
История Горного Алтая. Ч.2. Горный Алтай в 1917-1940 года: учебное пособие
Горно-Алтайск: Универ-Принт, 1995
 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Адлыкова А.П., Анкудинова Т.В., Гонохов [и др.] А.Г.
История Горного Алтая: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=219:istoriya-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Модоров Н.С.
Надежд великое начало. Очерки по истории Алтая второй половины 16-17 вв.: научное издание
Бийск: БиГПИ, 2000
 
Л2.2
Пустогачева Т.С.
Из истории развития торговых отношений в Горном и предгорном Алтае во второй половине 19 - начале 20 веков: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005
 
Л2.3
Гончарова О.А., Пустогачева Т.С., Летов [и др.] А.В., Гончарова О.А.
Историография истории Горного Алтая: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
 
Л2.4
Гончарова О.А., Анкудинова Т.В., Гонохов А.Г.
Социальная история Горного Алтая в 1991-2000-е гг.: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2858:924&catid=18:history&Itemid=172
 
Л2.5
Гончарова О.А.
Социальная история Горного Алтая в документах и материалах: монография
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010
 
Л2.6
Екеева Н.М., Иванцова Н.Ф.
История Горного Алтая: в 3-х томах. Т. 2. 1900-1945 гг.: учебное пособие
Бийск: БГПИ, 2000
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
212 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.