(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,
– рассмотрение основных закономерностей и тенденций социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития Горного Алтая
- формирование ценностных ориентиров у обучающихся
Анализирует исторические проблемы, умеет устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать историческими фактами личную точку зрения на определённые события, происходившие в Горном Алтае.
развития России и Горного Алтая.
Понимает особенности развития регионов России (на примере Горного Алтая)
Знает основные тенденции развития Горного Алтая, важнейшие события и явления, определяющие ход развития региона.
Осуществляет духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
Способен к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности в изменяющейся поликультурной среде.
Способен самостоятельно организовать работу с наглядными пособиями, материально-техническими средствами, электронными образовательными ресурсами для достижения
Определяет направления, формы и методы духовно-нравственного воспитания обучающихся и реализует их в профессиональной деятельности;
осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания региональной истории.
ции
ракт.
1. Древние тюрки Алтая. Общественное устройство. Хозяйственная жизнь.
2. Государство киданей и найманов и их роль в экономической жизни древних алтайцев.
3. Горный Алтай в период монгольского господства (XIII - ХIV вв.).
4. Происхождение алтайцев.
5. Изучение Горного Алтая.
/Пр/
2.Реферат
3. Вопросы к зачету
1. Русско-алтайские отношения в XVII вв. Начало вхождения Северного Алтая в состав России.
2. Российская политика на юге Западной Сибири в первой половине
XVIII в.
3. Джунгаро-китайская война в середине XVIII в.
4. Вхождение алтайцев в состав России: причины, предпосылки, итоги и значение.
5. Посольский церемониал в отношениях сибирских воевод с алтайскими князьями в XVII в.
6. Хозяйство, общественно- политический и социальный строй алтайских кочевников в XVII -XVIII вв.
7. Русско-алтайские торговые связи в XVII -первой половине XVIII вв.
/Пр/
2.Реферат
3. Тест
4.Дискуссия
5. Вопросы к зачету
1. Изучение Горного Алтая во второй половине XVIII в.
2.Заселение и освоение Горного Алтая русскими людьми.
3. Социально-экономическое развитие региона.
- Скотоводство
- Промысловая деятельность
- Развитие ремесленного производства
- Быт и хозяйственные связи алтайцев
4. Налоговая и земельная политика царизма.
5. Административная реформа М.М Сперанского. «Устав об инородцах».
/Пр/
2.Реферат
3.Вопросы к зачету
1. Освоение предгорного и Горного Алтая в 60-90-е годы XIX в.
2. Взаимоотношения переселенцев и старожилов. Роль переселенцев в развитии края.
3. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.
4. Развитие частной золотопромышленности. Появление наемного труда.
5. Рабочее движение в конце XIX в. Стачка на Быстрянском золотом прииске.
6. Землеустроительная реформа в конце XIX – начале ХХ вв.: ход, итоги, значение, оценка.
7. Внутренняя торговля (торговые операции в алтайских стойбищах, ярмарочная торговля)
8. Роль Чуйского тракта в русско-монгольской торговле
9. Пути сообщения
10. Верования, обряды и праздники алтайского народа.
/Пр/
2.Реферат
3.Тест
4.Дискуссия
5. Вопросы к зачету
1. Возникновение Алтайской духовной миссии. Цели и задачи.
2. Просветительская деятельность миссии.
3. Отношения алтайских миссионеров к другим религиозным течениям в конце XIX –начале XX вв.
4. Значение миссионерской деятельности в экономической и культурной жизни алтайского населения.
/Пр/
2.Реферат
3. Вопросы к зачету
1. Начало гражданской войны. Партизанское движение.
2. Экономический и социально- политический кризис.
3. Повстанческое движение в Горном Алтае и его поражение.
4. Образование Ойротской автономной области.
5. Ликвидация последствий гражданской войны.
/Пр/
2.Реферат
3.Вопросы к зачету
1. Экономическая ситуация в Горном Алтае в первые годы советской власти.
1.1 Сельское хозяйство Горного Алтая.
1.2. Особенности карточной системы в Горном Алтае.
1.3. Развитие промышленности региона.
1.4. Торговля в сфере социального развития региона.
1.5. Особенности коллективизации сельского хозяйства в Горном Алтае.
2. Кооперация в Горном Алтае
3. Основные тенденции социального развития Горного Алтая.
4. Состояние культурной сферы в Горном Алтае: состояние, проблемы, поиски решений.
/Пр/
2.Реферат
3.Тест
4.Вопросы к зачету
1. Социально-экономическое положение Горного Алтая к началу 1940-х гг.
2. Перестройка экономики региона на военный лад.
3. Продовольственное снабжение населения в условиях военного времени.
4. Роль жителей Горного Алтая в приближение Великой победы
5. Культурная и общественно-политическая жизнь Горного Алтая в военные годы.
/Пр/
2.Реферат
3.Вопросы к зачету
1. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце 40-х – 50-х гг. ХХ в.
2. Общественно-политическое и культурное развитие Горно-Алтайской автономной области в 60-70-е гг. ХХ в.
3. Конституция Республики Алтай: права и обязанности многонационального населения
4. Экономическое развитие Горного Алтая на рубеже веков.
5. Наука и образование в республике Алтай.
6. Культура и искусство в Горном Алтае
/Пр/
2.Реферат
3.Тест
4.Вопросы к зачету
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, перечня вопросов к практическим занятиям, рефератов, и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Входной контроль
Перечень примерных тестовых вопросов
1. В какой хронологический период произошла неолитическая революция?
1. V – IV тысячелетиях до н. э.
2. V – VI тысячелетиях до н. э.
3. IV – VI тысячелетиях до н. э.
2. Под властью каких племён находилась территория Горного Алтая в период с III – II вв. до н.э. и до конца I в. н.э.?
1. гуннов
2. жужан
3. сяньбийцев
3. Назовите дату образования тюркского каганата
1. 538 г.
2. 552 г.
3. 588 г.
4. Под властью каких племён находилась территория Горного Алтая в конце ХII в.?
1. киданей
2. найманов
3. кыргызов
5. В каком году состоялся первый официальный контакт русских властей с телеутским князем Абаком?
1. 1605 г.
2. 1608 г.
3. 1611 г.
1 Текущий контроль
Перечень примерных тестовых вопросов
1. Кто из сибирских картографов обозначил на своих картах реки Бия, Катунь, Телецкое озеро и др. (Выберите один или несколько правильных ответов)
1. С.У. Ремезов
2. И.Г. Гмелин
3. И. Унковский
2. Частный промысел драгоценных металлов был запрещен указом Петра I. Укажите дату принятия указа.
1. 10 ноября 1709 г.
2. 10 декабря 1719 г.
3. 17 ноября 1710 г.
3. В середине XVIII в. была организована экспедиция к берегам Телецкого озера и р. Башкаус. Кто руководил данной экспедицией?
1. П.И. Шелегин
2. А.В. Беэр
3. Г.Ф. Миллер
4. Какие результаты были достигнуты экспедицией П.И. Шелегина? Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Собраны сведения о геологических и географических особенностях Северного Алтая
2. Обнаружены земли пригодные для хозяйственного освоения
3. Составлена карта Восточного Алтая
5. В чей период правления территория Горного Алтая была передана в собственность Кабинета Ее Императорского Величества?
1. Петра I
2. Елизаветы Петровны
3. Екатерины II
2 Текущий контроль
1. Укажите принципы, на которых основывалась региональная политика российского государства в середине XVIII в.
1. Сохранение существовавшего до присоединения к России административного строя, норм обычного права, религиозных верований, языка и в целом культуры
2. Растворение малых этносов Горного Алтая в русском народе
3. Создание некоторых социальных, правовых и налоговых преимуществ ясачных «инородцев» по сравнению с русскими
2. Назовите дату принятия Указа Коллегии иностранных дел, на основании которого большинство алтайцев было принято в российское подданство
1. 2 мая 1756 г.
2. 12 мая 1759 г.
3. 14 июня 1758 г.
3. Население каких современных районов после вхождения в состав русского государства осталось на положении двоеданцев?
1. Кош-Агачского и Усть-Коксинского
2. Улаганского и Кош-Агачского
3. Улаганского и Усть-Коксинского
4. В состав какого уезда вошли земли алтайских кочевников в конце XVIII в.?
1. Бийского уезда
2. Кузнецкого уезда
3. Алтайского уезда
5. Весной 1761 г. в Рудный и Горный Алтай была отправлена экспедицию, которая была разделена на три группы. Укажите маршрут, по которому двигалась третья Партия исследовательской экспедиции.
1. бассейн р. Бухтармы и её притоков
2. от р. Семы до р. Бухтармы
3. бассейны р. Чарыш, р.Кан, р. Ябоган, р. Коксу и их притоков
5 семестр
Входной контроль
Перечень примерных тестовых вопросов
1. На долю каких аймаков в 1928 г. приходилось более 82 % всех разводимых в Горном Алтае маралов?
1. Уймонского, Усть-Канского аймаков
2. Онгудайского, Шебалинского аймаков
3. Уймонского, Шебалинского аймаков
2. Какой аймак в 20-е гг. XX в. занимал первое место по общему количеству посевов в регионе?
1. Майминский аймак
2. Уймонский аймак
3. Шебалинский аймак
3. В каком году была официально зарегистрирована промартель «Ойротка»?
1. 1927 г.
2. 1929 г.
3. 1934 г.
4. Главным источником увеличения поголовья животных в колхозах являлось:
1. Практика покупки скота у колхозников
2. Экспроприация животных у местного населения
3. Естественный прирост скота
5. В чем состояли трудности и специфика преобразований в Горном Алтае в 30-е гг. XX в.
1. Появление и интенсивное развитие промышленных предприятий
2. Незначительное количество квалифицированных кадров из местного населения
3. Создание колхозов происходило в условиях культурной и технической отсталости
1 Текущий контроль
Перечень примерных тестовых вопросов
1. В каком населённом пункте в 1936 г. был построен первый в мире двухцепный висячий мост:
1. с. Ая
2. с. Иня
3. с. Купчегень
1. 1927 г.
2. 1929 г.
3. 1928 г.
3. Назовите дату, когда Чуйский тракт на всем своем протяжении был сдан в эксплуатацию?
1. 1 ноября 1933 г.
2. 1 января 1935 г.
3. 1 сентября 1937 г.
4. Какой год считается годом начала восстановления Чуйского тракта?
1. 1924 г.
2. 1922 г.
3. 1927 г.
5. В каком году было принято Постановление правительства, согласно которого Чуйский тракт стал считаться военизированным (ЧВТ)
1. 5 июня 1933 г.
2. 18 июля 1932 г.
3. 1 мая 1937 г.
2 Текущий контроль
Перечень примерных тестовых вопросов
1. В каком году город Ойрот-Тура был переименован в город Горно-Алтайск?
1. 1945 г.
2. 1946 г.
3. 1948 г.
2. Прародителем какого предприятия Горного Алтая являлась артель «Ойротка»?
1. Гардинно-тюлевая фабрика
2. Ткацкая фабрика
3. Обувная фабрика
3. Общая площадь территории Республики Алтай составляет:
1. 94,86 тыс.км2
2. 92,6 тыс.км2
3. 98,4 тыс.км2
4. В каком населённом пункте было создано Алтайское экспериментальное хозяйство Сибирского отделения Академии наук?
1. с. Теньга
2. с.Шебалино
3. с. Черга
5. Сколько лет Ойротская автономная область находилась в составе Алтайского края?
1. 54
2. 61
3. 69
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент показал прочные знания и умения в предметной области, способность использовать базовые знания в области региональной истории. Свободно владеет фактическим материалом. Правильно ответил на 17-20 тестовых заданий. «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной истории.
Правильно ответил на 14-16 тестовых заданий. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент в целом показал знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной истории. Правильно ответил на 10-13 тестовых заданий. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, не ориентируется в профессиональной терминологии.
Правильно ответил не более 10 тестовых заданий. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Дискуссия
Примерные темы:
1. Амырсана – национальный герой или…?
2. Вхождение Горного Алтая в состав России: причины и значение
3. Роль Чуйского тракта в развитии Горного Алтая
Критерии оценки:
Студент усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов. Знает этапы исторического развития России,Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. «отлично», повышенный уровень
Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. Студент в целом знает основные положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России,Горно Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. «хорошо», пороговый уровень
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С помощью преподавателя студент может продемонстрировать знание основных положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России, Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части ответа. «удовлетворительно», пороговый уровень
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия. «неудовлетворительно», уровень не сформирован
1. Староверы Горного Алтая (заселение хозяйственно-практическая деятельность, культура).
2. Религиозные воззрения населения Горного Алтая
3. Амырсана – национальный герой или…?
4. Русские города-крепости на территории Западной Сибири в XVII в.
5. Горно-Алтайск: история поселения.
6. Охотничий промысел народов Горного Алтая
7. Духовная культура Уймонских староверов
8. Хозяйственная жизнь староверов Горного Алтая
9. Чуйский тракт: история строительства
10. Инженер – исследователь Чуйского тракта В.Я. Шишков
11. Частное предпринимательство в Горном Алтае в конце XIX – начале ХХ вв.
12. Аргымай Кульджин
13. Исследователи Алтая – исторический портрет:
- Н.М. Ядринцев
- Г.Н. Потанин
- В.В. Сапожников
- В.В. Радлов.
14. Макарий Глухарев-основатель Алтайской Духовной миссии
15. М.В.Чевалков – алтайский просветитель
Тема: Горный Алтай в XX – начале XXI вв.
1. Алтайская Горная Дума.
2. Г.И. Чорос-Гуркин: художник, политик, общественный и государственный деятель
3. История строительства Чуйского тракта
4. Становление и развитие радиовещания в Горном Алтае
5. Горно-алтайцы – участники войны (три доклада)
6. История моего села (на выбор).
7. История предприятия (на выбор)
Критерии
«отлично»,
повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент способен самостоятельно использовать базовые знания из области архивоведения. Обучающийся показал прочные знание и умения в предметной области. Умеет анализировать исторические процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов.
«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Обучающийся в целом продемонстрировал знание и умения в предметной области. Умеет анализировать исторические процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. При имеющихся недочетах, студент в целом показал прочные знание и умения в предметной области. При помощи преподавателя может анализировать исторические процессы, устанавливать причинно-следственные связи.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. У студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может анализировать исторические процессы, устанавливать причинно-следственные связи. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.
2 семестр
1. Исследователи древнего периода истории Горного Алтая
2. Характеристика основных археологических культур Горного Алтая.
3. Тюркские каганаты и Горный Алтай.
4. Горный Алтай в составе монгольских государств.
5. Русско-алтайские отношения в XVII в.
6. Освоение русским населением Предгорного Алтая в XVII – первой половине XVIII вв.
7. Вхождение Горного Алтая в состав России в середине XVIII в.
8. Горный Алтай в составе России (вторая половина XVIII в.). Социально-экономическое развитие региона во второй половине XVIII в.
9. Проникновение русского населения в Горный Алтай в XVIII в.
10. Начало научного изучения Горного Алтая в XVII – XVIII вв.
11. Социально-экономическое развитие региона в первой половине XIX в.
12. Административная реформа М.М. Сперанского 1822 г. «Устав об сибирских инородцах» 1822 г.
13. Переселение в Горный Алтай в первой половине XIX в.: причины, содержание, значение.
14. Возникновение Алтайской духовной миссии и её деятельность в Горном Алтае.
15. Научное изучение Горного Алтая в первой половине XIX в.
16. Переселение в Горный Алтай во второй половине XIX в.: причины, содержание, значение.
17. Социально-экономическое развитие Горного Алтая во второй половине XIX в.
19. Школьное дело в Горном Алтае во второй половине XIX- начале XX вв.
20. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце XIX – начале XX вв.
21. Землеустройство в Горном Алтае в конце XIX – начале ХХ в.
22. Административная и судебная реформы в Горном Алтае в начале XX в.
23. Научное изучение Горного Алтая в конце XIX – начале XX вв.
5 семестр
1. Октябрьская революция в Горном Алтае. Гражданская война в Горном Алтае.
2. Гражданская война в Горном Алтае. Причины и последствия
3. Экономический и социально-политический кризис в Горном Алтае в годы гражданской войны.
4. Образование Ойротской автономной области.
5. Сельское хозяйство Горного Алтая в первые годы советской власти.
6. Развитие промышленности региона в первые годы советской власти.
7. Основные тенденции социального развития Горного Алтая в 1920-1930-е гг.
8. Состояние культурной сферы в Горном Алтае в 1920-1930-е гг.: состояние, проблемы, поиски решений.
9. История строительства Чуйского тракта в 1920-1930-е гг.
10. Социально-экономическое положение Горного Алтая к началу 1940-х гг.
11. Продовольственное снабжение населения в условиях военного времени.
12. Роль жителей Горного Алтая в приближение Великой победы
13. Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны.
14. Культурная и общественно-политическая жизнь Горного Алтая в военные годы.
15. Горный Алтай в послевоенное время.
16. Социально-экономическое развитие Горного Алтая в конце 40-х – 50-х гг. ХХ в.
17. Общественно-политическое и культурное развитие Горно-Алтайской автономной области в 60-70-е гг. ХХ в.
18. Республика Алтай: необходимость создания и перспективы развития.
19. Республика Алтай на современном этапе.
20. Наука, образование в Горном Алтае в XX – начале XXI вв.
21. Изобразительное искусство, литература, театр в Горном Алтае в XX – начале XXI вв.
Критерии оценивания
«отлично»,
повышенный уровень Студент показал прочные знания и умения в предметной области, способность использовать базовые знания в области региональной истории. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех или иных событий, имена политических или общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д.
«хорошо», пороговый уровень Студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной истории, Умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения. Оценка «хорошо» выставляется и в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на вопрос.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Студент в целом показал знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной истории, знаком с рекомендованной справочной литературой, однако слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, не ориентируется в профессиональной терминологии.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.