2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Архивоведение_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Архивоведение
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
50,2
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48,95
48,95
48,95
48,95
Сам. работа
50,2
50,2
50,2
50,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., декан, Пустогачева Т.С.
 
 
Архивоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Обеспечение теоретического и практического уровня подготовки студентов  в предметной области.  
1.2
Задачи: 1. Изучение истории возникновения архивов в разные исторические эпохи, причины и обстоятельства их создания;

2. Ознакомление с современным организационным устройством архивных учреждений России;

4. Изучение порядка комплектования государственных архивов;

5. Изучение методики использования полученной в архиве информации в исследовательской работе;

6. Приобретение навыков нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новейшая отечественная история
2.2.2
Архивная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
Обладать специальными знаниями и умениями в предметной области, навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками пользования научно-справочным аппаратом архивов; работы в архиве (в том числе и в читальном зале архива).

Уметь правильно оформлять описание архивных источников в списке источников, использовать полученную в архиве информацию  при подготовке  докладов, презентаций к уроку и во внеурочной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области, в исследовательской работе. 

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов.
 
Уровень 1
Владеет способами осуществления социального взаимодействия, приемами воспитательного воздействия и технологиями достижения личностных, предметных и метапредметных результатов на уроке истории при организации проектно-исследовательской деятельности школьников

Владеет навыками работы с текстами архивных документов, навыками анализа  архивных документов для осуществления исследовательской деятельности по преподаваемым учебным предметам.

ИД-1.ПК-3: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Темы занятий
 
1.1
ВВЕДЕНИЕ В КУРС, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ АРХИВОВЕДЕНИЯ /Лек/
4
ИД-1.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.2
ВВЕДЕНИЕ В КУРС, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ АРХИВОВЕДЕНИЯ (подготовка к практическим занятиям. Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6
ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
ВВЕДЕНИЕ В КУРС, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ АРХИВОВЕДЕНИЯ

1.Понятие об архивоведении как комплексной научной дисциплине. Взаимосвязь архивоведения с другими науками и дисциплинами

2. Задачи и функции архивов

3. Значение архивов в жизни общества

4. Документальный и АрхивныйфондыРоссийскойФедерации

5. Архивныйдокументкакисточникинформации

6. Теория и методика архивногодела

7. Единица хранения, дело.

8. Понятие архивного фонда, фондообразователя. Документальный фонд.

9. Архивная опись. Виды. Функции. Структура

10.  Архивные коллекции: понятие, признаки, виды.

11. Государственный архивный фонд.

12.Частные (личные) архивы.

/Пр/

8
ИД-1.ОПК-8
7
0
1. Вопросы к практическому занятию

2. Вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
ВВЕДЕНИЕ В КУРС, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ АРХИВОВЕДЕНИЯ(Подготовка реферата) /Ср/
6
ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
История архивного дела в России  /Лек/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.6
ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ

1. Первые архивы Киевской Руси: основные виды документов.

2. Процесс формирования единого архива Московской Руси.

3. Главный государственный архив России - Государев (царский) и особенности его  работы с документами.

4. Процесс формирования Сенатских архивов в Москве, Петербурге.

5. Генеральный регламент (1720 г.), установивший правила делопроизводства.

6. Создание министерской системы. Важнейшие изменения в архивном деле.

7. Деятельность исторических, военно-исторических архивов в 19 в.

8. Разработка и принятие декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" от 01.06.1918 г.

9. Процесс централизации управления архивами (1922 - 1929 гг.).

10. Завершение создания командно-административной системы управления архивами (1930-1945 гг.).

11. Архивы в период "оттепели".

12. Состав Государственного архивного фонда СССР (ГАФ СССР) и его классификация.

13. Структура архивных учреждений России.

14. Административная реформа 2004 г. и ее влияние на новое организационное устройство архивного дела.

15. Структура Архивного фонда Российской Федерации: архивы государственной, муниципальной  и частной собственности.

/Пр/

8
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
1. Вопросы к практическому занятию

2. Вопросы к зачету

3. Тест

4. Реферат

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.8
ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ (подготовка к практическим занятиям, подготовка реферата) /Ср/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Комплектование, учет и хранение архивных документов /Лек/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Проблемная лекция
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.10
Комплектование, учет и хранение архивных документов

1. Устройство государственных архивов.  Комплектование государственных архивов: понятие, задачи. Источники комплектования

2. Комплектование архивов. Цели, задачи, проблемы.

3. Централизованный государственный учет документов АФ РФ. Цели и принципы учета

4. Организация работы по передаче и приему документов в государственный архив.

5. Понятие классификации архивных документов: признаки, этапы

6. Систематизация дел внутри архивного фонда: признаки и схемы систематизации.

7. Описание дел (единиц хранения): цель и значение этой работы.

8. Обложка дела (единицы хранения) и ее реквизиты.

9. Элементы заголовка дела. Требования к оформлению.

10. Методика составления описи. Составление части описи.

11. Учет и обеспечение сохранности документальных материалов и архивных документов.  Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

12. Принципы экспертизы и критерии ценности документов

13. Обработка архивных документов и создание научно-справочного аппарата

14. Автоматизированные информационно-поисковые системы.

15. Публикационная деятельность архивов

/Пр/

8
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
1. Вопросы к практическому занятию

2. Вопросы к зачету

3. Реферат

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.11
Комплектование, учет и хранение архивных документов (Подготовка к практическим занятиям) /Ср/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.12
Комплектование, учет и хранение архивных документов (Подготовка реферата) /Ср/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.13
Основные методы и правила работы исследователя с архивными документами /Лек/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.14
Основные методы и правила работы исследователя с архивными документами

1. Поиск документов по теме.

2. Атрибутация и изучение содержания документов.

3. Восстановление содержания отсутствующих документов.

4. Ведение записей при работе с документами и порядок ссылок на архивные материалы.

5. Работа в читальных залах архивов.

6. Выдача архивных документов во временное пользование.

/Пр/

8
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
1. Вопросы к практическому занятию

2. Вопросы к зачету

3. Тест

4. Реферат

5. Ситуационное задание

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.15
Основные методы и правила работы исследователя с архивными документами (Подготовка к практическим занятиям) /Ср/
8
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.16
Основные методы и правила работы исследователя с архивными документами (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6,2
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ПК-3 ИД-1.ОПК-8
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Архивоведение».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, перечня вопросов к практическому занятию, рефератов, и промежуточной аттестации в форме вопросов  к  зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

примерные тестовые задания

1. Круг каких вопросов охватывает архивное дело, как отрасль государственной деятельности?

А)  международные, государственные вопросы организации архивных документов

Б) научные, правовые, политические, практические вопросы организации архивных документов

В) религиозные, этно-социальные вопросы

2. Центральным органом власти в Киевской Руси являлся

А) княжеский двор

Б) земский собор

В) боярская дума

3. Берестяные грамоты впервые были открыты в…

А) Пскове

Б) Москве

В) Новгороде

4. В каком веке зарождается русское летописание?

А) первой половине XI в.

Б) второй половине XI в.

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В) второй половине X в.

5. В каком году был принят первый свод законов единого русского государства

А) 1497

Б) 1550

В) 1500

6. Разрядный приказ ведал

А) Распределением земель между служилыми людьми

Б) Личным составом армии и гражданских учреждений

В) Доходами казны  

7. Какая форма делопроизводства применялась в XVI в.  

А) Смешанная  

Б) Тетрадная

В) Столбцовая

8. Во главе приказов стояли:

А) Судьи

Б) Дьяки

В) Подьячие  

9.В период правления Петра I  приказы были заменены

А) Министерствами

Б) Коллегиями

В) Департаментами

10. По Генеральному регламенту 1720 г. учреждения

А) Обязывались сдавать учетные дела в архивы

Б)  Имели право не сдавать дела в архивные учреждения

В)  Дела сдавались в архивы в зависимости от их важности и значимости

1 Текущий контроль (примерные тестовые задания)

1.Круг каких вопросов охватывает архивное дело, как отрасль государственной деятельности?

А)  научные, правовые, политические, практические вопросы организации архивных документов

Б) международные, государственные вопросы организации архивных документов

В) религиозные, этно-социальные вопросы

2. Где обнаружены первые древнейшие архивные материалы на территории нашей страны?

А) В Закавказье, Средней Азии, на Кавказе.

Б) Поволжье, Причерноморье

В) Византии

3. Центральным органом власти в Киевской Руси являлся

А) княжеский двор

Б) земский собор

В) боярская дума

4. Что такое пергамент?

А) Специально выделанная кожа

Б) береста

В) бумага

5. Берестяные грамоты впервые были открыты в…

А) Новгороде

Б) Москве

В) Пскове

6. Самым ранним памятником древнерусской письменности, дошедшим до нас считается

А) Русская правда

Б) Изборники Святослава

В) Повесть временных лет

7. В каком веке зарождается русское летописание?

А) второй половине X в.

Б) второй половине XI в.

В) первой половине XI в.

8. В какие годы на Руси появился Государственный архив (Государева Казна)

А) В конце 90-х гг. XV в.

Б) В конце 80-х гг. XV в.

В) В конце 60-х гг. XV в.

9. В каком году был принят первый свод законов единого русского государства

А) 1550

Б) 1550

В) 1497

10. Разрядный приказ ведал

А) Распределением земель между служилыми людьми

Б) Личным составом армии и гражданских учреждений

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В) Доходами казны  

2 Текущий контроль (примерные тестовые задания)

1. Что из нижеперечисленного  в описании дел не предполагает обозначения на их обложках:

А) Фамилия лица, сдавшего дело в архив, место  его работы;

Б) Название организации и ее структурной части, индекс дела по номенклатуре, заголовок дела, крайние даты;

В) Количество листов, срок хранения, архивный шифр.

2. Выберите правильный ответ:

А) Перенумерация листов дела проводится заштриховыванием старого номера листа;

Б) Нумерация листов проводится обязательно цветным карандашом  в левом верхнем углу листа, не задевая текста;

В) Нумерация листов проводится черным графитным карандашом или нумератором в правом верхнем углу листа, не задевая текста.

3. Заверительная надпись в деле составляется на:

А) лицевой стороне обложки;

Б) отдельном листе-заверителе;

В) оборотной стороне последнего листа дела.

4. Внутренняя опись документов дела включает перечень названий документов:

А) с указанием количества страниц;

Б) без указания индексов и дат;

В) с указанием индексов, дат и номеров листов.

5. Внутренняя опись документов:

А) подшивается в конце дела;

Б) подшивается в начале дела;

В) наклеивается на внутренней стороне обложки дела;

6. Архивный фонд – это:

А) документы, образовавшиеся в процессе деятельности предприятий или учреждений, переданные на постоянное или временное  государственное хранение;

Б) комплекс документов одного из предприятий, сданный в архив;

В) принятый на государственное хранение комплекс документов, образовавшихся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, имеющих между собой исторические и логические связи.

7. Выберите неверный ответ. Личный фонд составляет единый комплекс документов, который:

А) не подлежит дроблению, даже если фондо-образователь жил на рубеже двух исторических эпох.

Б) не  включает отдельные материалы близких родственников;

В) может содержать материалы, образовавшиеся после смерти фондообразователя: некрологи, статьи, воспоминания о нем и т.п.

8. Что не относится к процессу  комплектования архивов:

А) Подготовка документального материала к использованию;

Б) Определение источников пополнения документального состава архивов;

В) распределение документов по архивам;

9. Какими документами регулируется доступ к государственным архивам?

А) Федеральный Закон «Об архивном деле в РФ»;

Б) Конституцией РФ;

В) Уголовным кодексом РФ.

10. При работе с организациями архивисты  не руководствуются:

А) Методическими рекомендациями по составлению и ведению списков учреждений, организаций и предприятий — источников комплектования госархивов;

Б) Методическими рекомендациями по выявлению документов для сдачи в архив;

В) Рекомендациями по организации и ведению списков учреждений, организаций и предприятий — источников комплектования государственных и муниципальных архивов.

Критерии оценки:

  

Студент показал прочные знание общей методики исследовательской работы с архивными источниками, специальные знания  и умения в предметной области. Владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу. П «отлично», 84-100%, повышенный уровень

Студент продемонстрировал знание общей методики исследовательской работы с архивными источниками, специальные знания  и умения в предметной области. В основном владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, но допускает отдельные ошибки или неточности. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень

Студент в целом знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками, но допускает значительные пробелы в знании фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету. В целом владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень

При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками. Не владеет навыками нахождения, переработки 

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Обеспечение сохранности электронных документов

2. Обеспечение сохранности документов на пленочных носителях

3. Ответственность за несоблюдение правил и режимов хранения

архивных документов.

4. Дезинфекция документов в архивах

5. Комплектование архивов документами личного  происхождения.

6. Консервация и реставрация архивных документов

7. Проблема отбора на хранение массовых документов.

8. Особенности учета  архивных  документов в государственных и ведомственных архивах.

9. Учет особо ценных документов. Назначение, основные принципы. Уровни учёта. Нормативно-правовое регулирование учёта

10. Значение учета архивных документов для обеспечения сохранности исторической памяти

11. Организация работы по проверке наличия и состояния документов. Порядок и периодичность проведения проверок.

12. Понятия «режимы» хранения архивных документов. Основные требования к помещениям для хранения документов и к их оборудованию

13. Дискуссионные вопросы экспертизы ценности документов

Критерии оценки:

«отлично»,

повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент способен самостоятельно использовать базовые знания из области архивоведения. Обучающийся показал прочные знания общей методики исследовательской работы с архивными источниками, умение правильно оформлять описание архивных источников в списке источников, использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе, правильно классифицировать архивные фонды и архивы. Владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала.

«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Обучающийся  в целом показал знание общей методики исследовательской работы с архивными источниками, специальные знания  и умения в предметной области,  умение правильно оформлять описание архивных источников в списке источников, использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе, правильно классифицировать архивные фонды и архивы. В основном владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала.

«удовлетворительно»,

пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. При имеющихся недочетах, студент в целом знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками, но допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету. Умеет  оформлять описание архивных источников в списке источников, но допускает неточности. Может использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. У студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками. Не умеет правильно оформлять описание архивных источников в списке источников. Не может использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Предмет и содержание курса «Архивоведение»

2. Архивы в Древнерусском государстве.  

3. Архивы русских княжеств в период феодальной раздробленности.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4. Государственный (царский) архив России XVI в.

5. Архивы в России в XVIII в.

6. Архивы в России в первой половине XIX в.

7. Архивы в России во второй половине XIX - начале XX в.  

8. Причины создания Государственного архива РСФСР и его организационная структура.

9. Положение о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов СССР (1941 г.).  

10. Архивы в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

11. Административная реформа 2004 г. и ее влияние на новое организационное устройство архивного дела.

12. Охарактеризуйте структуру Архивного фонда Российской Федерации: архивы государственной, муниципальной  и частной собственности.

13.   Понятие архива. Выделите задачи и функции архивов.

14.   Охарактеризуйте архивные коллекции.

15. Классифицируйте документы в архивах.

16. Охарактеризуйте методику создания  объединенных архивных фондов и коллекций.

17. Методика определения границ архивных фондов. Особенности определения границ фондов личного происхождения.

18. Выделите признаки классификации документов в пределах архивных фондов.

19. Охарактеризуйте назначение и задачи экспертизы ценности документов.

20. Принципы экспертизы и методы оценки документов.

21. Виды и формы повторяющейся информации. Выделите критерии отбора документов с повторяющейся информацией.

22. Перечни документов, подлежащих приему в государственные архивы. Их значение при комплектовании государственных архивов.

23. Понятие об описании дел.

24. Проанализируйте назначение, особенности и методику составления описи.  

25. Понятие о каталогизации документов.  

26.  Путеводители, основные виды, назначение и методика составления.  

27. Организация использования архивных документов.

28. Ведение записей при работе с документами и порядок ссылок на архивные материалы.

Критерии оценки студента на зачете

«отлично»,

повышенный уровень Студент показал прочные знание общей методики исследовательской работы с архивными источниками, специальные знания  и умения в предметной области, умение правильно оформлять описание архивных источников в списке источников, использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе, правильно классифицировать архивные фонды и архивы. Владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области.

«хорошо», пороговый уровень Студент в целом знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками, демонстрирует специальные знания  и умения в предметной области, но допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету. Умеет  оформлять описание архивных источников в списке источников, но допускает неточности. Может использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе. С помощью преподавателя классифицирует архивные фонды и архивы. В целом владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала. Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области.

«удовлетворительно»,

пороговый уровень Студент в целом знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками, но допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету. Умеет  оформлять описание архивных источников в списке источников, но допускает неточности. Может использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе. С помощью преподавателя классифицирует архивные фонды и архивы. В целом владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала. В целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не знает общую методику исследовательской работы с архивными источниками; Не умеет правильно оформлять описание архивных источников в списке источников; не может использовать полученную в архиве информацию в исследовательской работе Не владеет навыками нахождения, переработки необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками научного конспектирования архивного материала. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.  Не способен ответить на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Не обладает специальными знаниями и умениями в предметной области

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Голиков А.Г.
Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2011
 
Л1.2
Кузнецова Т.А.
Архивоведение: учебное пособие
Новосибирск: НГПУ, 2013
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/2608/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г.
Документоведение: учебник
Москва: Логос, 2015
http://www.iprbookshop.ru/70692.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
212 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к практическим занятиям

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент

приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке рефератов

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым

почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по подготовке презентации

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно -синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Темы презентаций

1. Централизованный государственный учет документов АФ РФ. Цели и принципы учета.

2. Размещение документов в архивохранилище.

3. Порядок выдачи дел из архивохранилища.

4. Классификация документов в архивах. Фондирование.

5. Классификация документов в пределах архивных фондах.   Признаки классификации.

6. Формы использования архивных документов.

7. Организация работы исследователей в читальном зале архива.

Методические рекомендации по составлению тематических таблиц

Тематические таблицы по учебной литературе позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в определённой последовательности).

Таблица, предложенная преподавателем для заполнения должна содержать точные и лаконичные формулировки, ответы; убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.