2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Визуальная психодиагностика_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Визуальная психодиагностика
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.н, доцент, Таскина И.А
 
 
Визуальная психодиагностика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: является использование знаний языка жестов, мимики при установлении конструктивных деловых контактов с людьми
1.2
Задачи: - ознакомить с психологией невербального поведения в установлении эффективных отношений

- знать особенности невербального поведения жителей разных стран в соответствие с их этнокультурными особенностями

- уметь установить межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, религиозных и исторических традиций

- овладеть основными коммуникативными техниками общения на основе психологии невербального поведения

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
Знает особенности системного и критического мышления.

Умеет формировать собственное суждение и оценивать информацию для принятия обоснованного решения

Способен демонстрировать знание особенностей системного и критического мышления при принятии обоснованного решения.

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Уровень 1
Знает приемы выстраивания траектории саморазвития.

Умеет эффективно использовать время и другие ресурсы.

Способен критически оценивать эффективность использования времени и других ресурсов.

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. визуальная психодиагностика
 
1.1
Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Формирование психологического портрета личности по признакам внешности /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Типологии личности по внешним признакам /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.4
Графологический метод диагностики личности /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Язык глаз и прикосновения в коммуникации людей /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Распознавание искреннего и неискреннего поведения /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Основные теоретические положения визуальной психодиагностики /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
таблица
Л1.1Л2.1
 
1.8
Методика идентификации личности по внешним признакам (лицо) /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
работа с кейсами
Л1.1Л2.1
 
1.9
Методика идентификации личности по внешним признакам (тело) /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
решение практических задач
Л1.1Л2.1
 
1.10
Мотивы поведения, их иерархия и классификация

/Ср/

6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Психология лжи. Техники распознавания неискреннего и настораживающего поведения в процессе общения /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Упражнения для развития наблюдательности и формирования умений распознавания невербальных сигналов: мимики, пантомимики, жестов, паралингвистических сигналов /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Упражнения на обнаружение признаков неискренности и неуверенного поведения партнера в процессе общения /Ср/
5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Ролевая игра для закрепления полученных навыков визуальной психодиагностики /Ср/
3,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-6
3
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Визуальная психодиагностика.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, диспут

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

1. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:

1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе

2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов

3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия

4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания

2. Термин «групповая динамика» обычно используется для:

1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов

2. Объяснения происходящих в группе процессов

3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе

4. Все сказанное

5. Сказанное в пп. 1 и 2

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
3. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:

1. Задачи и цели группы

2. Групповые нормы

3. Систему поощрений и наказаний

4. Структурно-ролевые характеристики группы

5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения

6. Проекции прошлого опыта

7. Формирование подгрупп

8. Фазы развития группы

4. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:

1. Ориентировки и зависимости

2. Напряжения и агрессии

3. Полураспада

4. Формирования рабочей группы

5. Рабочей группы

5. Обычно в цели социально-психологического тренинга НЕ входит:

1. Развитие базового доверия

2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями

3. Освоение членами группы новых моделей поведения

4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем

6. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются

a) задачами;

б) процессами;

в) методами;

г) целями.

7. Отрасль психологии, изучающая познавательные процессы личности, – это

a) когнитивная психология;

б) социальная психология;

в) политическая психология;

г) психология труда.

8. Такие психические явления, как память, мышление и речь, относятся к

a) психологическим состояниям;

б) поведению;

в) познавательным процессам;

г) психологическим свойствам.

9. Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это

a) интуиция;

б) интроспекция;

в) интеракция;

г) интерференция.

10. Основной задачей психологии является:

а) коррекция социальных норм поведения;

б) изучение законов психической деятельности;

в) разработка проблем истории психологи;

г) совершенствование методов исследования.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ визуальной психодиагностики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ визуальной психодиагностики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 1

Тест №1

1. Как называется независимость опросника от внутренних факторов?

- стандартность;

+ надежность;

- валидность.

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2. Как называется независимость методики от качеств исследователя?

- стандартность;

+ надежность;

- репрезентативностью.

3. При каких обстоятельствах возникает наибольшая вероятность ложных результатов исследования?

- когда разъясняют инструкцию;

- когда объясняют значение непонятных терминов;

+ когда дают комментарии по выполнению заданий.

4. Наибольшая вероятность ложных результатов исследования возникает в том случае, если у испытуемого высокий уровень…

- мотивации самоуважения;

- мотивации самоутверждения;

+ мотивации одобрения;

5. Возникающее сходство реакций испытуемого по разным пунктам психодиагностической методики называется…

- надежностью форм;

- ретестовой надежностью;

+ надежностью-согласованностью;

6. При каком предмете диагностики невозможно получить ретестовую надежность?

- высших психических функций;

+ функциональных состояний;

- темперамента.

7. Для оценки чего используется разделение вопросов ПДМ на две равные части?

- надежности параллельных форм;

- ретестовой надежности;

+ надежности-согласованности;

8. Ретестовая надежность психодиагностической методики прежде всего используется для методик:

- тестирования разных выборок испытуемых;

+ тестирования одной выборки испытуемых;

- тестирования репрезентативных выборок испытуемых;

9. Как называется устойчиво фиксируемая воспроизводимость результатов психодиагностической методики?

- надежность формы;

+ ретестовая надежность;

- надежность-константность.

10. Какие тесты при оценке их надежности и валидности составляют наибольшее затруднение?

- интеллекта/IQ;

- способностей;

+ достижений;

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ визуальной психодиагностики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ визуальной психодиагностики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2

Тест №1

1. На каком факторе основана шкала «лжи»?

- мотивации самоуважения;

- мотивации самоутверждения;

+ мотивации одобрения;

2. Для определения какого вида валидности используется метод «экспертных оценок»?

- конструктной;

- дискриминантной;

+ внешней.

3. Для каких психодиагностических методик имеет наибольшее значение дискриминантная валидность?

- объективных;

- субъективных;

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
+ многомерных.

4. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие результатов исследования стимульному материалу психодиагностической методики?

- содержательной;

+ внутренней;

- внешней;

5. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие частей одной психодиагностической методики, диагностирующих одно и то же свойство?

- внешней;

+ конвергентной;

- концептуальной;

6. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие психодиагностических методик, диагностирующих одно и то же свойство?

+ конвергентной;

- конструктной;

- дискриминантной.

7. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие результатов исследования по психодиагностической методике, отражающей диагностируемый параметр по внешнему признаку?

- содержательной;

+ конструктной;

- критериальной.

8. Как называется соответствие психодиагностической методики определенным категориям населения и условиям, в которых она должна применяться?

- критериальной валидностью;

- конструктной валидностью;

+ внешней валидностью;

9. Что из перечисленного НЕ относится к основным документам для проведения психодиагностического исследования?

- отчёт о результатах работы;

- план исследования;

+ служебная записка;

10. Что НЕ входит в процедуру психодиагностического исследования?

+ анализ методики;

- оглашение испытуемым цели диагностики;

- инструктирование испытуемых;

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ визуальной психодиагностики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ визуальной психодиагностики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Оценочное средство:

Вопросы к диспуту

Базовый уровень

Тема. Психодиагностика черт

1.Понятие черт личности. Психодиагностика конституциональных диспозиций (тип

нервной системы, темперамент)

Тема. Основы визуальной психодиагностики

1.Психологические установки и соответствующие им жесты.

2.Различные формы проявления языка тела в отдельности и что они значат

3. Обобщающий обзор сигналов тела для типичных ситуаций. Беседы и переговоров.

4.Общение и пространство

5. Четыре уровня приближения в речевой коммуникации. Манера сидеть.

6. Как успешно пройти собеседование

Повышенный уровень

Тема. Психодиагностика черт

1. Измерение социально обусловленных диспозиций (характера)

1.Диагностика уровня притязаний

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Тема . Основы визуальной психодиагностики

1.Зеркальное отражение

.

Критерии оценивания компетенций

Оценка «зачтено» ставится студенту, если он полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «не зачтено» ставится студенту, если студент он незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы при реализации дисциплины не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1.Психодиагностика как научная дисциплина, история ее возникновения и развития

2.Классификации психодиагностических процедур

3.Визуальная психодиагностика

4.Психодиагностика экспрессивного поведения партнера по общению

5. Особенности невербального поведения людей

6.Психодиагностика профессионально важных качеств  педагога

7.Психодиагностика личностных характеристик

8.Особенности невербального поведения людей

9.Психодиагностика экспрессивного поведения партнера по общению

10.Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке

11. Национальные стили делового общения в странах Азии.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы визуальной психодиагностики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы визуальной психодиагностики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Еремина Т. А.
Визуальная психодиагностика: учебное пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
https://www.iprbookshop.ru/1136.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Опевалова Е.В.
Психодиагностика: практикум
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/85826.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
РЕД ОС
 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
205 А1
Лаборатория психолого-педагогического образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Экран на штативе. Шкафы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
212 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных.

Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай,

ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место

в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены

студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна

быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной

в кейсе, руководит преподаватель.

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Цели кейс-метода состоят в следующем:

- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации

к учебному процессу;

- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для

уточнения ситуации;

- моделирование решений, представление различных планов действий;

- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты

собственной точки зрения;

- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;

- подобное описание практических ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- рекомендации «Как работать с кейсом»;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:

1 Подготовка к занятию преподавателем и студентами.

2 Организационная часть. Выдача кейса.

3 Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.

4 Проверка усвоения теоретического материала по теме.

5 Работа студентов в микрогруппах.

6 Дискуссия (коллективная работа студентов).

7 Оформление студентами итогов работы.

8 Подведение итогов

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.