Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных выч
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
Учебный план
5.2.3_2023_А-523-23.plx

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

 
зачеты 1, 3, 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
324
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
324
в том числе:
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
3 (2.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Сам. работа
108
108
108
108
108
108
324
324
Итого
108
108
108
108
108
108
324
324
 
 
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
стр. 3
 
Программу составил(и):
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна
 
 
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
стр. 4
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 5
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: выработка у аспиранта компетенций и навыков ведения самостоятельных научных исследований и развития способностей, связанных с решением сложных профессиональных задач в области региональной и отраслевой экономики: приобретение умения в определении целей и задач исследования; приобретение умения выбирать научно-методические подходы для проведения научно-исследовательской работы; приобретение умения обосновывать и формулировать исходные научные гипотезы; приобретение умения анализировать результаты исследований, формулировать выводы, теоретические положения, выносимые на защиту диссертации.
1.2
Задачи:  развитие навыков планирования исследования в области науки, соответствующей направлению специализированной подготовки аспирантов;

 развитие навыков библиографической работы с привлечением современных  информационных технологий;

 формирование навыков постановки цели и задач научного исследования, разработки научной гипотезы и выбора методов их решения;

 использование методологических и теоретических инструментов для достижения цели и решения задач научного исследования;

 развитие навыков самостоятельного формулирования и решения задач, возникающих в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

 формирование навыков обработки полученных результатов, анализа и представления их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, диссертации).

 развитие навыков подготовки публикаций по результатам проведенных научных исследований;

 совершенствование навыков публичного представления полученных научных результатов и ведения научных дискуссий.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
1.2
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Подготовительно-проектировочный этап
 
1.1
1. Определение цели, задач, актуальности и научной новизны работы. /Ср/
4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
2. Проведение работы по формулированию темы научного исследования и определению плана научно-исследовательской деятельности с научным руководителем. /Ср/
18
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
3. Подготовка библиографического обзора по теме научного исследования /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
1.4
4. Опубликование результатов  научного исследования:

– тезисы доклада объемом до 0,3 печ. л.

– статьи объемом от 0,3 печ. л. в изданиях, индексируемых в РИНЦ

/Ср/

18
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
5. Очное участие с докладом (сообщением) на научных конференциях (семинарах, круглых столах и т.п.) /Ср/
8
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
6. Участие в научных конкурсах грантов,  олимпиадах /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
7. Поиск, анализ, систематизация современных научных достижений с указанием недостатков и перспектив с целью определения актуальной проблемы, которой будет посвящено исследование /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Основной (исследовательский) этап
 
2.1
1. Подготовка предварительного текста введения диссертации. /Ср/
8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
2. Написание текста работы и последовательное (по главам) представление текста научному руководителю, участникам научного семинара кафедры для обсуждения, корректировка текста с учетом сделанных замечаний.  /Ср/
40
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
3. Опубликование результатов научных исследований:

- тезисы доклада объемом до 0,3 печ. л.

- статьи объемом от 0,3 печ. л. в изданиях, индексируемых в РИНЦ

- подготовка статьи в журнал, входящий в перечень WoS, Scopus и др., МОН РФ (ВАК РФ) (в т.ч. в соавторстве) /Ср/

20
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
4.Очное участие с докладом (сообщением) на научных конференциях (семинарах, круглых столах, симпозиумах и т.п.)

/Ср/

10
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
5.Участие в научных конкурсах, выставках, олимпиадах, подготовка заявки (конкурсной документации) на участие в научном конкурсе /Ср/
30
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Итоговый этап
 
3.1
1. Обсуждение проектов текстов с научным руководителем и участниками научного семинара кафедры, доработка текста по замечаниям. /Ср/
16
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
2. Завершение научно-исследовательской работы, доработка и обсуждение полного текста диссертации на кафедре.  /Ср/
20
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
3. Оформление диссертации.  /Ср/
10
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
3.4
4. Опубликование результатов научных исследований:

- тезисы доклада объемом до 0,3 печ. л.

- статьи объемом от 0,3 печ. л. в изданиях, индексируемых в РИНЦ

- подготовка статьи в журнал, входящий в перечень WoS, Scopus и др., МОН РФ (ВАК РФ) (в т.ч. в соавторстве)

/Ср/

24
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
5. Очное участие с докладом (сообщением) на научных конференциях (семинарах, круглых столах, симпозиумах и т.п.)

/Ср/

14
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
6.Участие в научных конкурсах, выставках, олимпиадах, подготовка заявки (конкурсной документации) на участие в научном конкурсе /Ср/
12
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.7
7.Апробация и внедрение результатов научных исследований, подтвержденные соответствующими документами  /Ср/
12
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль осуществляется научным руководителем в виде проверки отчетов по этапам научных исследований аспиранта в виде устных собеседований, в виде презентации методов и методик исследования, используемых при выполнении диссертации, с анализом достоинств и ограничений их применения в рамках научной темы аспиранта, а также формирование электронного портфолио научных достижений аспиранта.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценка результатов подготовки публикаций аспирантов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка аспиранта; контроль и оценка со стороны научного руководителя.

В конце каждого семестра аспиранты заполняют аттестационный лист утвержденной формы, содержащий отчет о результатах научно-исследовательской деятельности. К аттестационному листу прилагаются копии статей, тезисов докладов, опубликованных за текущий семестр, тексты докладов и выступлений аспирантов на научно-практических конференциях, сертификаты, дипломы, грамоты за участие в научных форумах и др.

Отчет аспиранта заслушивается на заседании профильной кафедры. Аттестационный лист подписывается аспирантом, его научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Кроме того, каждый семестр аспиранты размещают материалы, подтверждающие получение соответствующих результатов научных исследований в портфолио аспиранта. По результатам заслушивания отчета, заполнения аттестационного листа и размещения результатов научных исследований в портфолио, аспиранту выставляется оценка в ведомость и зачетную книжку за дифференцированный зачет (зачет с оценкой).

Критерии оценивания по промежуточной аттестации:

«отлично» выставляется аспиранту, который в срок в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями выполнил программу научной деятельности по подготовке публикации,  владеющему высоким теоретическим и методическим уровнем решения профессиональных задач, продемонстрировавшему компетентность в вопросах изучения сбора и обработки информации, а также определенной системе управления, проявившему высокие коммуникативные и организаторские умения.

«хорошо» выставляется аспиранту, который полностью выполнил программу научной деятельности по подготовке публикации владеющему высоким теоретическим и методическим уровнем решения профессиональных задач; допускающий незначительные ошибки в структурировании материала и подбора методов исследования.

«удовлетворительно» выставляется аспиранту, выполнившему основные задачи программу научной деятельности по подготовке публикации, не проявляющий исследовательского начала в решении задач НИД; использующий ограниченный перечень методических приемов; испытывающий трудности в сборе и обработке необходимой информации; допускающий нарушения в выполнении сроков прохождения этапов исследования

 
стр. 8
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
«неудовлетворительно» выставляется аспиранту, не выполнившему программу научной деятельности по подготовке публикации; допускающему существенные сбои в решении задач НИД, нарушении трудовой дисциплины; не обнаруживающему умения собирать и анализировать информацию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие для вузов
Москва: Юнити-Дана, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81665.html
 
Л1.2
Пустынникова Е.В.
Методология научного исследования: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/71569.html
 
Л1.3
Михалкин Н.В.
Методология и методика научного исследования: учебное пособие для аспирантов
Москва: Российский государственный университет правосудия, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65865.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Афанасьев В.Н., Еремеева Н.С., Лебедева Т.В.
Статистическая методология в научных исследованиях: учебное пособие для аспирантов
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/78841.html
 
Л2.2
Баркалов С.А., Мажарова Л.А., Мышовская [и др.] Л.П.
Основы методологии научных социально-экономических исследований: учебно-методическое пособие
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2019
http://www.iprbookshop.ru/93330.html
 
Л2.3
Анисимов В.Г., Анисимов [и др.] Е.Г.
Применение математических методов при проведении диссертационных исследований: учебник
Москва: Российская таможенная академия, 2011
http://www.iprbookshop.ru/69520.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
Межвузовская электронная библиотека 
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа аспиранта осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, разрабатываемым аспирантом и научным руководителем, утверждаемым в соответствии с графиком учебного процесса, профильной кафедрой и научно-техническим советом. В рамках научно-исследовательской деятельности самостоятельная работа аспирантов осуществляется в двух формах: внеаудиторной и творческой. Внеаудиторная – планируемая научно-исследовательская деятельность, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи научного руководителя, но без его непосредственного участия. Целью внеаудиторной самостоятельной работы аспиранта является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и 
 
стр. 9
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
навыками по направленности подготовки, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков, компетенций. Творческая (исследовательская) самостоятельная работа аспиранта способствует овладению опытом творческой, научно-исследовательской деятельности, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем.

Основными видами самостоятельной работы аспирантов в рамках научно- исследовательской деятельности являются:

– выполнение исследовательской работы;

– подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях и семинарах;

– подготовка научных статей.

Процесс организации самостоятельной работы аспиранта включает в себя следующие этапы:

- подготовительный (определение целей, составление программы и графиков, подготовка методического обеспечения, оборудования);

- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

- заключительный (оценка работы аспиранта и анализ результатов, выводы об уровне достижений отдельного аспиранта и рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении, оценка эффективности программы и методов работы, выводы о направлениях оптимизации самостоятельной работы аспиранта).

Организация самостоятельной работы аспирантов должна быть направлена на выполнение всех планируемых заданий точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля.

Общее руководство над выполнением запланированных мероприятий по контролю самостоятельной работы аспирантов осуществляется научным руководителем.

Для осуществления самостоятельной работы каждый аспирант должен быть обеспечен:

- методикой выполнения теоретических и практических (лабораторных, исследовательских и др.) работ;

- информационными ресурсами;

- методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);

- консультациями.

Результаты самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспирантов могут быть опубликованы в научных изданиях, апробированы на научно-практических конференциях.