2023-2024_5_2_3_2023_А-523-23_plx_Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
Учебный план
5.2.3_2023_А-523-23.plx

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
324
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Сам. работа
324
324
324
324
Итого
324
324
324
324
 
 
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна
 
 
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у аспирантов компетенций о правилах оформления диссертации и автореферата, знаний

действующих нормативных документов и выработке навыков по подготовке к защите диссертаций на соискание степени наук с учетом паспорта специальности.

1.2
Задачи: - проанализировать научно-правовое регулирование процессов подготовки и защиты кандидатской

диссертации;

- изучить порядок представления к защите в Диссертационный совет квалификационной работы;

- ознакомиться с процессом представления диссертации на заседании Диссертационного совета;

- рассмотреть особенности подготовки и оформления документов после защиты диссертации.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
3
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Доработка текста диссертационного исследования
 
1.1
Оценка на соответствие требованиям,

предъявляемым к диссертационным

исcледованиям /Ср/

60
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Подготовка научного доклада /Ср/
100
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Подготовка автореферата /Ср/
80
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Порядок представления к защите в Диссертационный совет кандидатской диссертации
 
2.1
Критерии, которым должны отвечать

диссертации на соискание ученой степени кандидата наук /Ср/

10
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Предварительное рассмотрение работы

соискателя Диссертационным советом.

Рекомендации по составлению

документов /Ср/

10
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Порядок проведения заседания

Диссертационного совета при защите диссертации /Ср/

10
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Представление диссертации на заседании Диссертационного совета
 
3.1
Подготовка диссертации к представлению

на заседании Диссертационного совета /Ср/

20
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
3.2
Особенности выступления соискателя

при защите диссертации на соискание ученой

степени кандидата наук /Ср/

20
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Подготовка и оформление документов после защиты диссертации
 
4.1
Перечень и примеры документов после

защиты диссертации  /Ср/

14
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
По результатам подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) готовится научный доклад, который является заключительным этапом проведения итоговой аттестации (государственной итоговой аттестации). Представление

научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации) регламентируется Положением об итоговой аттестации аспирантов (государственной итоговой аттестации аспирантов).

Критерий оценки:

"Отлично" - выставляется обучающемуся за высокий уровень подготовки и представления диссертации об основных результатах научной деятельности. Диссертация носит исследовательский характер, актуальность исследования полно обоснована, грамотно изложена теоретическая база, дан глубокий содержательный анализ практического материала, предложены варианты решения исследовательских задач, имеющих конкретную область применения, обоснована научная новизна и

практическая значимость результатов исследования, сформулирован терминологический аппарат, определены методы и средства научного исследования. Основной текст диссертации изложен в единой логике, соответствует требованиям научности и конкретности, выводы и предложения обоснованы.

В апробации приведены ссылки на опубликованные статьи (в том числе, в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК) и выступления на конференциях. Объем оригинальности текста 85 % и выше. Допустимый процент использования каждого источника (2 %) не превышен. Ссылок на коллекции готовых работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Превышение допустимого процента использования законодательных и нормативно-правовых документов

обосновано в отзыве научного руководителя. Обучающийся показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует терминологией и данными исследования, вносит обоснованные рекомендации, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач, а во время представления использует качественный демонстрационный материал; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы.

В отзыве научного руководителя и рецензии отсутствуют замечания.

"Хорошо" - выставляется если диссертация носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ практического материала, характеризуется в целом последовательным изложением

материала; выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер. Отсутствует должное научное обоснование замысла и целевых характеристик проведенного исследования, должная аргументированность представленных материалов, нечетко сформулированы научная новизна и теоретическая значимость. Основной текст диссертации изложен в единой логике, в основном соответствует требованиям научности и конкретности, но могут встречаться недостаточно

обоснованные утверждения и выводы.

Объем оригинальности текста соответствует минимально допустимому уровню (от 75 до 84 %). Минимально допустимый процент использования каждого источника (5 %) не превышен. Ссылок на коллекции готовых работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя).

Обучающийся показывает знания вопросов темы, умеет привлекать данные своего исследования, вносит рекомендации, а во время представления использует демонстрационный материал, не содержащий грубых ошибок; без особых затруднений

отвечает на поставленные вопросы.

"Удовлетворительно" - выставляется, если диссертация носит исследовательский характер, но характеризуется поверхностным и недостаточно критическим анализом. Актуальность выбранной темы обоснована поверхностно. Имеются  несоответствия между поставленными задачами и положениями, выносимыми на защиту. Теоретико-методологические основания исследования раскрыты слабо. Понятийно-категориальный аппарат не в полной мере соответствует заявленной теме.

Отсутствует либо не сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Рекомендации и предложения слабо аргументированы. Выводы и заключение по научному докладу носят формальный характер. Текст работы не отличается логичностью изложения, носит эклектичный характер и не позволяет проследить позицию автора по изучаемой проблеме.

Объем оригинальности текста ниже минимально допустимого уровня (от 70 до 74%).Допустимый процент использования каждого источника превышен. Есть ссылки на коллекции готовых работ (их использование в отзыве научного руководителя

не обосновано). Обучающимся проявлена неуверенность при ответах на вопросы во время представления.

В отзыве научного руководителя и рецензии есть существенные замечания.

"Неудовлетворительно" - оценивается работа , если уровень содержания диссертации и ее оформление ниже пороговых требований по действующей балльной системе оценок. Объем оригинальности текста значительно ниже минимально

 
стр. 6
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
допустимого уровня (ниже 70 %). Допустимый процент использования каждого источника значительно превышен. Есть ссылки на коллекции готовых работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано).
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль осуществляется научным руководителем на основе оценки полноты и качества выполнения аспирантом индивидуального плана научно-исследовательской работы. На протяжении всего периода подготовки НКР аспиранты

должны своевременно и в полном объеме представлять необходимые отчетные документы научному руководителю.

В течение подготовки НКР аспиранты должны демонстрировать уровень освоения материала научно-исследовательской деятельности, сформированность знаний, умений и навыков по научно-исследовательской деятельности.

Примерные перечень вопросов:

1. Содержание НКР;

2. Характеристика объекта исследований;

3. Результаты работы с научной литературой;

4. Применяемые методы проведения исследований, в том числе для решения конкретной поставленной задачи;

5. Методики обработки и интерпретации экспериментальных результатов;

6. Итоги сравнения результатов экспериментальных исследований с результатами моделирования (при наличии);

7. Основные результаты НКР, в том числе публикации.

Конкретный перечень вопросов определяется темой научного исследования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
не предусмотрены
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кузин Ф.А.
Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое  пособие для аспирантов и соискателей учёной степени
Москва: Ось-89, 1999
 
Л1.2
Райзберг Б. А.
Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей
М.: ИНФРА-М, 2003
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Черкасова Т.Л.
Методические рекомендации для аспирантов и соискателей
Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2007
http://www.iprbookshop.ru/6162.html
 
Л2.2
Горелов В. П., Горелов С. В., Боровиков Ю. С., Нейман В. Ю.
Диссертация: соискателям ученых степеней и ученых званий: учебное пособие
Новосибирск: НГТУ, 2017
https://e.lanbook.com/book/118362
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Структура диссертации в виде рукописи:

– Титульный лист;

– Оглавление;

– Текст диссертация;

 
стр. 7
УП: 5.2.3_2023_А-523-23.plx
 
– Введение;

– Основная часть;

– Заключение;

– Список сокращений и условных обозначений;

– Словарь терминов;

– Список литературы;

– Список иллюстративного материала;

– Приложения.

Общая характеристика работы включает структурные элементы:

– актуальность темы исследования;

– степень научной разработанности проблемы;

– цели и задачи исследования;

– научную новизну;

– теоретическую и практическую значимость работы;

– методологию и методы исследования;

– положения, выносимые на защиту;

– степень достоверности и апробацию результатов.

Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности темы отражает

объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость ее изучения, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.

Актуальность – это оценка избранной темы с точки зрения ее современности и социокультурной значимости.

Степень научной разработанности проблемы. На основе аналитического изучения источников, включенных в список использованной литературы, необходимо представить краткую историю развития знаний по данной теме, провести анализ закономерностей (тенденций) ее развития, раскрыть научные результаты, достигнутые предшественниками. Кроме краткой истории вопроса, необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное состояние исследований в этой области. Изложение материала следует организовать не в виде набора фактов и цитат, а путем обоснованного с помощью ссылок авторского анализа и интерпретации предлагаемых подходов и известных фактов, структурирования материала, исходя из логики раскрытия проблемы исследования. При описании степени изученности темы автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики ее развития и обосновать необходимость собственного подхода к постановке проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы (в качестве такого резюме может идти вывод о том, что избранная тема еще не раскрыта исследователями, либо раскрыта частично, либо раскрыта не в том аспекте, который изучается автором).

Цель и задачи исследования. Цель диссертации вытекает из формулировки научной проблемы, связанной с теоретической или практической нерешенностью темы или ее аспекта. Цель формулируется коротко и однозначно, она должна быть достигнута к концу работы. Исходя из единственной цели работы, определяется несколько задач. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Задачи даются в форме перечисления: изучить... описать... установить... выявить... и т. п.

Теоретическая и практическая значимость. Указание авторского теоретического вклада в изучение проблемы диссертации (новый подход к изучению, новые теоретические выводы, авторские типологии и пр.), а также возможности практического использования полученных результатов.

Методология и методы исследования. Под методологической основой понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования. Обучающийся должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает достоверность результатов диссертационного исследования. Методы исследования: данный пункт определяет исследовательский инструментарий (какие методы сбора, обработки и анализа материала использовались и почему были избраны именно эти методы).

Положения, выносимые на защиту. Научные положения должны быть новыми и не повторять научные положения из ранее защищенных работ. Научные положения являются основой НКР, в них приводятся основные научные и практические результаты, полученные в ходе исследования.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. В данном пункте указываются публикации по теме исследования или иные формы апробации (выступления на научных конференциях, внедрение результатов исследования в учебный процесс, профессиональную деятельность).

Основное содержание работы кратко раскрывает содержание глав и параграфов, или разделов и подразделов, которые нумеруют арабскими цифрами.

В заключении диссертации излагаются итоги исследования, рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации. Библиографические описания составляют в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ Р 7.0.5. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».