(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
37.03.01 Психология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- овладение знаниями о применении коррекции отклоняющегося поведения личности и методах профилактики отклоняющегося поведения при формировании профессиональных компетенций
ции
ракт.
/Лек/
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «нормальной» и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии.
2. Ролевые и позиционные отклонения.
3. Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированной личности.
4. Девиантный паттерн самореализации.
5. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение» и др.
6. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.
7. Характеристика деструктивного поведения и его форм.
8. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения.
/Пр/
Задание 1. Составьте графическую схему, отражающую причинно - следственные связи между различными видами девиантного поведения; предложите несколько вариантов
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.
2. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.
3. Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.
4. Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения.
5. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. Характеристика социально-культурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся поведение человека.
6. Кризис духовности, ценностный вакуум, девальвация навыков и норм – источники девиантного поведения.
/Пр/
Задание 1. Составьте план-схему ответа на вопрос «Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних» /Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема классификации поведенческих отклонений.
2. Делинквентный тип девиантного поведения (преступления, проступок).
3. Аддиктивный тип девиантного поведения (сексуальные взаимодействия, трудоголизм, фанатизм).
4. Патохарактерологический тип девиантного поведения (психопатии и акцентуации характера).
5. Психопатологический тип девиантного поведения (психические расстройства и заболевания).
6. Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения (математических, музыкальных, художественных и иных).
/Пр/
Задание 1. 2. Напишите аналитическое эссе на тему: «Прогноз развития девиаций в современном обществе». /Ср/
/Лек/
Вопросы для обсуждения:
1. Основные закономерности суицидального поведения.
2. Основные причины самоубийств, общие понятия, терминология.
3. Структура суицидального поведения: суицидальные замыслы, суицидальные проявления, собственно суицидальные действия.
4. Типология суицидов: истинные, демонстративные, скрытые.
5. Концепции формирования суицидального поведения: психопатологическая, психологическая, социальная (социологическая).
6. Мотивы, причины, поводы, условия суицидального поведения.
7. Превентивные аспекты суицидального поведения: первичная и вторичная профилактика. Особенности оказания психологической помощи в ситуации суицидоопасного кризиса.
8. Роль работы службы телефона доверия в предотвращении суицидального риска.
/Пр/
Задание 1. Разработайте план-конспект занятия по профилактике суицидального поведения среди подростков.
Задание 2. Сделайте тематическую подборку статей за последний год, посвященных изучению проблемы суицидальных явлений в подростковой среде.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Диагностические средства, применяемые для оценки девиантного поведения.
2. Традиционное понимание превенции: первичная, вторичная и третичная профилактика.
3. Построение системы профилактики девиантного поведения.
4. Профилактическое пространство и среда системы профилактики девиантного поведения.
5. Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия при различных формах девиантного поведения.
/Пр/
Задание 1. Проведите диагностику склонности к отклоняющемуся поведению школьника 14-17 лет с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)" Е.А.Личко, представьте письменный отчет.
Задание 2. Апробируйте методику«Незаконченные предложения» Сакса и Леви при исследовании личности подростка. Проведите анализ полученных результатов. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, конспекта группового и/или индивидуального занятия, эссе и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
1.Можно ли исключить из школы ученика, не получившего основного общего образования?
а) да
б) нет
2. Верно, ли что в России основное общее образование необязательно?
а) верно
б) неверно
3. Что такое Личность?
а) конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик.
б) человек, имеющий возможность контактировать с другими
в) человек, концентрирующийся исключительно на собственных убеждениях
г) человек, имеющий свою точку зрения.
4.Важнейшее свойство личности - это:
а) темперамент
б) мотивация
в) характер
г) направленность
5. Индивидуальность – это способность:
а) психологическое свойство личности
б) моральных свойств личности
в) религиозных свойств личности
г) эстетических свойств личности
6. Мотивация-это:
а) система операций, основывающихся на данных
б) система мотивов для каждого неповторима
в) выражение личности как отдельного существа
г) совокупность мыслей
7. Какая ранняя форма религии предполагала веру в существование родственной связи какой-либо группы людей с животным, либо растением, либо явлением природы:
а) тотемизм;
б) анимизм;
в) фетишизм;
г) магия.
8. Кто написал легендарную поэму «Илиада»:
а) Геродот;
б) Гесиод;
в) Гомер;
г) Пифагор.
9. В каком году была напечатана первая книга на славянском языке:
а) 1564;
б) 1700;
в) 1460;
г) 1581.
10. Кто является автором «Домостроя»:
а) Никон;
в) И. Федоров;
г) Фотий.
Критерии оценки:
«Зачтено» выставляется студенту, если демонстрируются глубокие и достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов –100-60 %).
«Незачтено» выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 60 % заданий).
Текущий контроль 1.
1. Как называют поведение, которое не соответствует социальным нормам?
а) не правильное;
б) отклоняющее;
в) не социальное;
г) ненормированное.
2. Как называются нарушения правовых норм?
а) аморальное поведение;
б) отклонение от нормы;
в) нарушение традиций общества;
г) проступки и преступления.
3. Выберите пример отклоняющего поведения в рамках малых социальных групп:
а) переход дороги на красный свет светофора
б) кража товара в магазине;
в) родители не заботятся о своем ребенке;
г) чиновник берет взятки.
4. Что общего между революционером, идейным математиком и монахом-аскетом, который закрылся в монастыре?
а) с точки зрения поведения – ничего;
б) то, что каждый человек может выбрать только одно;
в) ничего, так как революционер нарушает закон, а остальные – нет;
г) наличие идеи, которая часто может делать их поведение отклоняющимся от нормы.
5. Какое из утверждений правильное?
А. Когда государство принимает норму права, оно закрепляет её в официальном (государственном) письменном документе.
Б. После длительной хронической алкогольной интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности.
а) только А правильно;
б) только Б правильно;
в) оба варианта правильны;
г) оба варианта ошибочны.
6. Понятие «девиация» означает
а) нарушение;
б) отклонение;
в) преступление;
г) болезнь.
7. Под социальной нормой понимают
а) законы, принятые в государстве;
б) обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
в) правила, требования и пожелания к поведению человека или группы людей;
г) административное регулирование поведения работников на предприятии и в организации.
8. К положительной девиации относится:
а) четкое выполнение правил поведения;
б) героизм, творчество, повышенная работоспособность;
в) вежливость относительно старших;
г) соблюдение обычаев и традиций своего народа.
9. Под преступностью понимают
а) общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания;
б) социально-правовое явление, состоящее из всей совокупности преступлений, совершенных в стране за определенный период;
в) ассоциальные и уголовные молодежные группировки;
г) нарушение правил морали.
10. Наркомания была признана болезнью
а) в середине XIX века;
б) в начале XXI века;
в) в первой половине ХХ века;
г) в эпоху Средневековья.
Критерии оценки:
«Зачтено» выставляется студенту, если демонстрируются глубокие и достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов –100-60 %).
«Незачтено» выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 60 % заданий).
Текущий контроль 2.
1. Назовите одного из первых в нашей стране исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних?
а) С.А. Беличева;
б) В.П. Кащенко;
в) Ю.А. Клейберг;
г) Д.И. Фельдштейн.
2. Что не относится к элементам механизма самоконтроля:
а) коммуникация;
б) общественное мнение;
в) санкция;
г) индивидуальное сознание.
3. Назовите автора девиантологической классификации, основанной на многоосевом подходе и анализе противоправного поведения?
а) Е.В. Змановская;
б) Ю. А. Клейберг;
в) В.В. Ковалев;
г) В.Д. Менделевич.
4. Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным:
а) поведение - это реакция человека на внешние и внутренние раздражители;
б) поведение всегда является осмысленным;
в) поведение может быть осмысленным и инстинктивным;
г) стремясь к какой-то цели, человек действует осмысленно.
5. Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой;
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества;
в) особенности структуры политической партии;
г) случайное отклонение.
6. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует:
а) отклонение агрессивной направленности;
б) отклонение корыстной направленности;
в) отклонение идеологической направленности;
г) социально-пассивные отклонения.
7. Какой из приведенных ниже примеров девиантного поведения заслуживает осуждения:
а) увлечение рок-группой;
б) чрезмерное употребление алкоголя;
в) увлечение массовыми историческими играми;
г) посещение митинга против политики правительства.
8. Что из перечисленного ниже можно отнести к нейтральному отклоняющемуся поведению:
а) человек, покрасивший волосы в ярко-зеленый цвет;
б) пьющие родители, переставшие заботиться о детях;
в) студент, начавший употреблять наркотики;
г) сквернословие в общественных местах.
9. Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком;
б) преступлением;
в) девиацией;
г) делинквенцией.
10. Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет;
б) с 14 лет;
в) с 16 лет;
г) с 18 лет.
Критерии оценки:
«Зачтено» выставляется студенту, если демонстрируются глубокие и достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов –100-60 %).
«Незачтено» выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 60 % заданий).
Конспект группового и/или индивидуального занятия
Примерные темы занятий
1. Как преодолевать тревогу?
2. Способы решения конфликтов.
3. Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом.
4. Способы саморегулирования эмоционального состояния.
5. Как сказать НЕТ!
6. Есть только миг между прошлым и будущим.
В структуру конспекта обязательно должны входить следующие компоненты:
Тема:
Форма проведения:
Цель:
Задачи:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Участники мероприятия:
Планируемые результаты:
Информационно-методическое обеспечение:
Оборудование:
Содержание занятие:
- Упражнение на разогрев;
- Основной этап;
- Рефлексия.
Критерии оценки:
«зачтено», повышенный уровень: студент глубоко и прочно усвоил теоретический материал, последовательно, четко и логически стройно его представил, связали теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач
«зачтено», пороговый уровень: студент твердо знает теоретический материал, грамотно и по существу представил его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
«незачтено», уровень не сформирован: студент не достиг порогового уровня, не знает значительной части теоретического материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу
Эссе - вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
В зависимости от темы формы эссе могут быть различными. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и подробный разбор проблемной ситуации с развернутыми мнениями, подбором и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему и т.п.
В процессе выполнения эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ: составить план эссе; отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по проблеме; систематизировать и проанализировать собранную информацию по проблеме; представить проведенный анализ с собственными выводами и предложениями.
Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной (темы в одной группе совпадать не могут).
Структура эссе
1. Титульный лист.
2. План.
3. Введение с обоснованием выбора темы.
4. Текстовое изложение материала (основная часть).
5. Заключение с выводами по всей работе.
6. Список использованной литературы.
Титульный лист является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам.
Введение (вводная часть) - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который Вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:
1. Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?
2. Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?
3. Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?
4. Могу ли я разделить тему на несколько составных частей?
Текстовое изложение материала (основная часть) - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.
Заключение (заключительная часть) - обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Примерные темы эссе
1. Доказательства позитивного направления девиантного поведения, когда в большинстве случаев это - отрицательное, деструктивное явление.
2. Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война.
3. Асоциальное поведение молодых людей – это протест против отживших общественных норм.
4. Кто в детстве не получит воспитанья, Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)
5. «Достойная смерть лучше постыдной жизни» (Римский император Тацит (около 38 – около 117 гг. н. э.)
6. Нравственный человек всегда терпит поражение в борьбе с человеком безнравственным.
7. «Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума» (русский физиолог В.Я. Данилевский).
Критерии оценки:
«Отлично»: Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её значимость, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема эссе, соблюдены требования к внешнему оформлению
«Хорошо»: Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, недостаточно изложена собственная позиция, присутствуют незначительные ошибки в сформулированных выводах, не полностью соблюдены требования к внешнему оформлению
«Удовлетворительно»: Основные требования к эссе выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем эссе выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении
«Неудовлетворительно»: Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы; эссе студентом не представлено.
1. Определения «социальная норма», «социальные отклонения».
2. Психологическая классификация видов девиантного поведения.
3. Причины девиантного поведения.
4. Теория девиантного поведения Г. Кэплана.
5. Теория социализации.
6. Общая характеристика подросткового возраста. Основа сложностей подросткового возраста. Характерологические особенности подростков, затрудняющие социализацию.
7. Понятие агрессии. Классификация видов агрессии.
8. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками.
9. Понятие делинквентного (антисоциального) поведения. Классификация делинквентного поведения.
10. Подростковая преступность.
11. Сущность, причины и особенности подросткового воровства.
12. Понятие аддиктивного поведения. Классификация аддиктивного поведения.
13. Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.
14. Этапы становления аддиктивного поведения.
15. Понятие алкоголизма. Виды мотивации употребления алкоголя.
16. Влияние алкоголя на психику человека. Развитие алкогольной зависимости.
17. Понятие наркомании. Факторы, способствующие возникновению наркомании.
18. Признаки наркотического опьянения.
19. Понятие токсикомании. Виды токсических веществ. Типы токсикоманов.
20. Интернет-зависимость как вид аддиктивного поведения.
21. Азартные игры как вид аддиктивного поведения.
22. Табакокурение как вид аддиктивного поведения.
23. Общая характеристика социально приемлемого зависимого поведения
24. Суицидальное поведение детей и подростков. Причины суицида.
25. Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения.
26. Цели и принципы организации диагностико-коррекционной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.
27. Основные группы методов, используемые в коррекционной работе с детьми и подростками с девиантным поведением.
28. Особенности социальной профилактики различных форм девиантного поведения детей и подростков.
Критерии оценки:
«зачтено»: Студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«незачтено»: Ответ студента недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются,
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким магистрантам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения практического занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:
– магистрантами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки:
«Зачтено» выставляется студенту, если демонстрируются глубокие и достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов –100-60 %).
«Незачтено» выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 60 % заданий).
Методические указания по подготовке зачета
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда студенты получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности студентов, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в вузе.
Критерии оценки:
«зачтено» выставляется в случае, если студент выполнил более 60 % всех заданий;
«не зачтено» – выставляется в случае, если студент выполнил менее 60 % всех заданий.