Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовые основы профессиональной деятельности
36.02.02_2023_З13.plx
36.02.02 ЗООТЕХНИЯ
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
кандидат исторических наук, Препод., Летов Андрей Викторович
Правовые основы профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 36.02.02 ЗООТЕХНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 505)
36.02.02 ЗООТЕХНИЯ
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 7.
Протокол от 08.06.2023 протокол № 13
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> Дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности» предназначена для того, чтобы ознакомить выпускника с основными правами и обязанностями граждан РФ, воспитание правовой культуры и правовой грамотности.
Цели дисциплины:
• формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам
<i>Задачи:</i> освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
• формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
основное общее образовние
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы исследовательской деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 09: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 3.2.: Подготавливать объекты для хранения продукции животноводства к эксплуатации
ПК 3.5.: Реализовывать продукцию животноводства
ЛР 16: Демонстрирующий навыки противодействия коррупции
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Право и экономика
Правовое регулирование экономических отношений. /Лек/
Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц. /Лек/
Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц. /Пр/
Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц. /Ср/
Общие положения Конституции РФ /Лек/
Права и свободы человека и гражданина и механизм их реализации. /Лек/
Раздел 2. Договорные отношения предприятий.
Договорные отношения предприятий. /Лек/
Договорные отношения предприятий. /Пр/
Понятие правового регулирования /Лек/
Законодательные и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе предпринимательской деятельности /Ср/
Правовое регулирование трудовых отношений. /Лек/
Трудовой договор: понятие, виды, содержание. /Лек/
Трудовой договор: понятие, виды, содержание. /Пр/
Трудовой договор: понятие, виды, содержание. /Ср/
Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. /Лек/
Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. /Ср/
Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. /Пр/
Трудовая дисциплина. /Лек/
Трудовая дисциплина. /Пр/
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, практических работ, итоговой аттестации в форме экзамена.
Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности». ФОС прилагается отдельно.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Рабочее время и время отдыха
Перечень ситуаций
Ситуация № 1
Гражданин Иванов Устроился на работу в организацию по производству мебели. Он проработал 7 месяцев и написал заявление на предоставление ему отпуска. Руководитель организации отказал гражданину Иванову в его просьбе о предоставлении отпуска.
Правомерно ли действие руководителя организации?
Ситуация № 2
Гражданин Егоров, уходил в отпуск, подал заявление на имя директора с просьбой разделить отпуск на две части в связи с семейными обстоятельствами. Его просьба была отклонена, чтобы было мотивированно не правомерностью таких действий.
Прав ли руководитель организации?
Ситуация № 3
Гражданин Неговора, работающий на ЗАО "Балтика" бухгалтера, подал заявление на расторжение трудового договора. Работодатель отказался выплачивать ему денежную компенсацию за неиспользованные отпуска, мотивирую это тем, что трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Ситуация № 4
Граждание Прилука, имеющий на иждивении ребенка 2-х лет, был вызван на работу в выходной день. Он отказался выйти на работу, мотивирую это тем, что у ребенка день рождения и он не может его оставить одного. В результате этого он был уволен.
Гражданин Прилука, подал в суд на работодателя. В чью пользу суд вынесет решение?
Ситуация № 5
Гражданин Хромов, инвалид третьей группы был привлечен к сверхурочным работам для продолжения работы при не явке сменяющего работника. Отработал 6 часов в течении 2 дней подряд, работник отказался продолжать работать. Работодатель пригрозил увольнением, мотивирую это тем, что он был незаконно привлечен к сверхурочным работам, так как отсутствует его письменное согласие.
Охарактеризуйте правомерность действий работодателя?
Существует ли в данной ситуации еще какие либо правонарушения?
Рабочее время и время отдыха
Перечень версий
Версия №1 Действия руководителя не правомерны, так как в соответствии со ст. 122 ТК РФ, право на использование отпуска в первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев непрерывной работы.
Версия №2 В соответствии со ст.125 ТК РФ, по соглашению между работником и работодателем отпуск может быть разделён на части. Так как соглашение между сторонами не было достигнуто, работодатель имел право не делить отпуск на части.
Версия №3 Согласно ст.127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Заявление работодателя о том, что трудовой договор расторгнут по инициативе работника и это послужило причиной для невыплаты денежной компенсации за неисполь0зованные отпуска, противоречит ст. 127 ТК РФ.
Версия №4 В соответствии со ст.113 ТК РФ, привлечение работника к работе в выходные и праздничные дни допускаются только с письменного согласия работника (кроме случаев предотвращения аварий, катастроф, несчастных случаев и т.д.). Таким образом, действия работодателя неправомерны и суд при рассмотрении дела вынесет положительное решение в пользу гражданина Прилуки.
Версия №5 Действия работодателя неправомерны, так как согласно ст.99 ТК РФ, привлечение инвалидов к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Также была нарушена максимальная продолжительность сверхурочных работ, которая не должна превышать 4 часов в течении двух дней подряд.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
2.Субъекты предпринимательской деятельности, их признаки.
3.Понятие и характеристика форм собственности в Российской Федерации.
4.Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
5.Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица.
6.Организационно-правовые формы юридических лиц.
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
7.Основные этапы ( стадии) банкротства.
8.Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности.
9.Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, виды.
10.Порядок заключения договоров.
11.Экономические споры. Порядок их разрешения.
12.Трудовое право как отрасль права. Характеристика основных
источников трудового права.
13.Понятие и виды занятости. Порядок и условия признания гражданина
безработным.
14.Трудовой договор : понятие, виды.
15.Испытательный срок при приеме на работу.
16.Порядок заключения трудового договора. Права и обязанности
работника и работодателя.
17.Прекращение трудового договора.
18.Рабочее время : понятие, виды.
19.Время отдыха : понятие, виды. Порядок предоставления отпусков.
20.Заработная плата. Системы оплаты труда.
21.Дисциплина труда : понятие, методы обеспечения трудовой
дисциплины.
22.Дисциплинарная ответственность. Порядок привлечения работника к
дисциплинарной ответственности.
23.Материальная ответственность, ее виды.
24.Трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения.
25.Административное правонарушение и административная
ответственность.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, практических работ, итоговой аттестации в форме экзамена оформляются отдельным документом
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для СПО
Саратов: Профобразование, 2021
https://www.iprbookshop.ru/102330.html
6.1.2. Дополнительная литература
Хачатурян Б.Г., Шишкина Е.Б., Таланчук А.Ю.
Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/70756.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Межвузовская электронная библиотека
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания расположены отдельным документом.
Критерии оценки студента по текущему контролю знаний
дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности»
Оценка:
Критерии
«отлично»:
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы
«хорошо»:
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе
«удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой
«неудовлетворительно»:
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины