2023-2024_36_02_02_2023_З13_plx_Экологические основы природопользования
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологические основы природопользования
Учебный план
36.02.02_2023_З13.plx

36.02.02 ЗООТЕХНИЯ

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
16
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Зоотехник
48
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
16
16
16
16
Итого
48
48
48
48
 
 
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Преподаватель, Давыдкина Оксана Александровна
 
 
Экологические основы природопользования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 36.02.02 ЗООТЕХНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 505)
 
36.02.02 ЗООТЕХНИЯ

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 7.
 
Протокол от 08.06.2023 протокол № 13  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> формирование систематизированных знаний в области рационального природопользования
1.2
<i>Задачи:</i> 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ЕН
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 01: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
ОК 02: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
ОК 04: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
ОК 05: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
ОК 07: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
ОК 09: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
ЛР 10: Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
 
 
ЛР 17: Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1.Экология и природопользование
 
1.1
Тема 1.1. Экологические основы природопользования

/Лек/

2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
 
1.2
Тема 1.2. Принципы устойчивого развития экологических систем /Лек/
2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Взаимодействие общества и природы
 
2.1
Тема 2.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование

/Лек/

2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Тема 2.2. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Понятие экологического риска /Лек/
2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Тема 2.2.1. Группы отходов

/Пр/

4
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Тема 2.3. Воздушная среда. Загрязнение атмосферы. Пути снижения антропогенной нагрузки

/Лек/

2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Тема 2.3.1. Определение качества атмосферного воздуха /Пр/
2
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.6
Тема 2.4. Водная среда. Почва. Рациональное природопользование водных и земельных ресурсов /Лек/
2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.7
Тема 2.6. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы /Лек/
2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.8
Конспект "Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы" /Ср/
4
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Мониторинг и управление окружающей средой
 
3.1
Тема 3.1. Мониторинг окружающей среды /Лек/
2
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Презентация "Особо охраняемые природные территории" /Ср/
4
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Тема 3.3. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

День эколога /Лек/

4
ОК 07 ОК 05 ЛР 10 ЛР 17
4
0
Викторина в Moodle, кроссворды на бумаге
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Конспект  "Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания" /Ср/
4
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.5
Конспект "Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды" /Ср/
2
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.6
Тема 3.5. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды /Лек/
4
ОК 07 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
стр. 6
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
 
Раздел 4. Зачет
 
4.1
Подготовка к зачету /Ср/
2
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Зачет /Лек/
2
ОК 01 ОК 07 ОК 02 ОК 03 ОК 09 ОК 04 ОК 05
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу  учебной дисциплины «Экологические основы природопользования». ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме оценки результатов выполнения практической работы, выполнении тестовых заданий, итоговой аттестации в форме зачёта. Зачёт проводится в форме итогового тестирования.

При оценке практических занятий, групповых и индивидуальных творческих работ, сообщений используются критерии оценки в 4-х балльной шкале:

Оценка «отлично», выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», менее 50 % заданий.

При зачете используются критерии зачтено-незачтено.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы практических занятий:

1. Группы отходов.

2. Определение качества атмосферного воздуха.

3. Урбанизация. Городские экологические системы.

4. Особо охраняемые природные территории.

5. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.

6. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы индивидуальных творческих заданий (подготовка презентаций):

Тема "Особо охраняемые объекты и природные территории РА".

- Алтайский государственный природный биосферный заповедник

- Катунский государственный природный биосферный заповедник

- национальный парк "Сайлюгемский";

- природный парк "Белуха",

- природный парк "Зона покоя "Укок",

-Каракольский природный парк "УчЭнмек",

- природный парк "Ак Чолушпа";

- Сумультинский природный биологический заказник,

-Шавлинский биологический заказник;

- Горно-Алтайский филиал Центрального Сибирского ботанического сада;

- памятники природы республиканского значения.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство Итоговый тест размещен в электронной системе Moodl
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Скопичев В.Г.
Экологические основы природопользования: учебное пособие
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
http://www.iprbookshop.ru/103157.html
 
Л1.2
Грязева В. И.
Экологические основы природопользования: учебное пособие для СПО
Пенза: ПГАУ, 2023
https://e.lanbook.com/book/343082
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 7
УП: 36.02.02_2023_З13.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Моторная Н. Г.
Экологические основы природопользования: учебное пособие для СПО
Омск: Омский ГАУ, 2019
https://e.lanbook.com/book/170285
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
212 В1
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)