(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
– расширение и углубление знаний по истории и философии науки через обращение к таким её разделам, как эпистемология, методология науки и философия науки;
– создание философского образа современной науки и методологии;
– изложение проблематики оригинальных текстов современных эпистемологов;
– знакомство с основными западными и отечественными концепциями науки;
– изучение природы науки, критериев научности, оснований и генезиса научного знания.
– подготовка аспирантов к научно-исследовательской деятельности в своей профессиональной области знания;
– подготовка аспирантов к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»;
– повышение компетентности аспирантов в области методологии научного исследования;
– формирование представлений о природе научного знания, месте науки в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как концептуальной истории;
– формирование научно-исследовательских навыков аспирантов через изучение проблематики эпистемологии науки.
ции
ракт.
Подготовка к написанию реферата
Подготовка к тестированию
Сроки контроля:
Текущий контроль. Промежуточная аттестация (Экзамен).
/Ср/
Подготовка к написанию реферата Подготовка к тестированию
Сроки контроля: Текущий контроль. Промежуточная аттестация (Экзамен).
/Ср/
А. Общие проблемы философии науки
1. Особенности древней преднауки (Вавилон, Шумеры, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).
2. Этапы развития науки от античности до Нового времени.
3. Социально-культурные предпосылки возникновения классической науки в XVI-XIX вв. и ее фундаментальные
идеи.
4. Формирование неклассической науки, ее основные характеристики.
5. Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные достижения.
6. Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение).
7. Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, теория).
8. Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного зна-ния.
9. Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.
10. Системный метод в науке.
11. Методы и формы эмпирического уровня исследования.
12. Методы и формы теоретического уровня научного знания.
13. Проблема истины в познании. Концепции истины.
14. Философские основания научного знания (идеалы, нормы, доказательства, аргумента-ция).
15. Научная картина мира как составляющая оснований науки.
16. Основные стороны бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социаль-ный институт, как сфера
культуры.
17. Философия науки, характерные черты и типы научного знания.
18. Философия и история науки: ее роль в понимании сущности науки.
20. Неопозитивистская модель развития науки.
21. Концепции развития научного знания К. Поппера.
22. Концепция научных революций Т.Куна.
23. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
24. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.
25. Эволюционная модель развития науки.
26. Наука в культуре современной цивилизации.
27. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.
28. Становление развитой научной теории.
29. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
30. Научные революции как перестройка оснований науки.
31. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
32. Прогностическая роль философского знания.
33. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
34. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.
35. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
36. Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного раз-вития науки.
37. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
38. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
39. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
40. Компьтеризация науки и ее социальные последствия.
Б. Философские проблемы специальных наук
Философские проблемы биологии
1. Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
2. Становление идеи развития в биологии.
3. Современные теории эволюции.
4. Человек, биосфера и космос.
5. Концепция В.Вернадского о биосфере. Переход от биосферы к ноосфере.
6. Концепция ноосферы и устойчивого развития.
7. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.
8. Анализ проблемы клонирования.
9. Этика науки и проблемы генной инженерии.
10. Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса.
11. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцен-тризм, техноцентризм,
биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.
12. Проблема эвтаназии в контексте биоэтики.
13. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном
обществе
14. Проблема системной организации в биологии
15. Проблема детерминизма в биологии
16. Экологические основы хозяйственной деятельности.
17. Человек и природа в социокультурном измерении
Философские проблемы математики
1. Образ математики как науки: философский аспект. Специфика математического знания.
2. Роль неевклидовых геометрий в современном понимании пространства.
3. Закономерности развития математики.
4. Философские концепции математики.
5. Проблема существования математических объектов.
6. Философия и проблема обоснования математики.
7. Специфика истины в математике.
8. Математическая гипотеза как метод развития физического знания.
9. Интуиция и логика в математическом познании.
10. Критериальные ориентиры математического поиска.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Социально-гуманитарное знание и его дисциплинарная структура.
2. Социально-гуманитарные науки и их зависимость от социального контекста: доклассическая, классическая,
неклассическая, постнеклассическая науки.
3.Социально-гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различие, эволюция и механизмы взаимодействия.
5. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
7. Специфика времени и пространства в социально-гуманитарном знании.
8. Хронотоп как конкретное единство пространственно-временных характеристик в социально-гуманитарном знании.
9. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
10. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
11. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.
12. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
13. Языковая и естественно-научная картины мира: сходство и различие.
14. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарных науках.
15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
16. Социально-гуманитарные науки и их дифференциация на социальные и гуманитарные.
17. Социально-гуманитарное знание современности: дисциплинарная структура и междисциплинарные исследования.
18. Социально-гуманитарное знание и его роль в опережающих социальных исследованиях.
19. Современные парадигмы в социально-гуманитарном знании.
58. Методология научного творчества.
59. Общая методология (схема) научного исследования.
60. Компьтеризация науки, её проблемы и следствия.
Критерии оценки на экзамене
91-100% «отлично», повышенный уровень. Обучающийся отлично знает программный и дополнительный материал по
пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания в учебных целях. Владеет способностью глубоко
анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся исчерпывающе,
логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения,
обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные
дополнительные вопросы, делает обоснованные выводы.
76-90% «хорошо», пороговый уровень. Обучающийся хорошо знает программный и дополнительный материал по
пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания в учебных целях. Владеет способностью глубоко
анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся логически и
аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения, обосновывает
собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные дополнительные
вопросы, делает обоснованные выводы. В ответе допускает неточности фактического и теоретического плана, однако,
может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении задания.
61-75% «удовлетворительно», пороговый уровень. Обучающийся на удовлетворительном уровне знает основной
программный материал, частично умеет его использовать в учебных целях, с трудом владеет умениями и навыками
выполнения заданий, предусмотренных рабочей программой. Затрудняется ответить на теоретические вопросы по
материалам учебной дисциплины. Допускает 3 ошибки в ответах.
Менее 61% «неудовлетворительно», уровень не сформирован. Обучающийся не знает основной программный материал,
не умеет его использовать в учебных целях, не владеет умениями и навыками выполнять задания, предусмотренные
рабочей программой.
Обязательным условием выставленной оценки является посещение лекционных занятий, навык аналитической работы с
первоисточниками, монографиями, статьями, а также умение свободно использовать лекционный материал, учебную и
справочную литературу для аргументации и самостоятельных выводов.
Дополнительным условием выставленной оценки является: а) систематическая активная работа обучающихся на
лекционных занятиях; б) если во время текущего контроля обучающийся вовремя предоставляет практические задания,
предусмотренные учебной программой дисциплины и имеет хорошие успехи при их выполнении.
Методические указания по работе на лекции
Лекции – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое,
последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.
Лекции – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только
подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание,
указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно
конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до
прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете
рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые
должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во
время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается
во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные
положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на
листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта
лекции необходимо оставлять поля, где обучающийся может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно
с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на
них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или
непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал
между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или
несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками
необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается
необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения,
выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются
в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных
положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что
повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность
применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а
также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по
применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления
практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и
владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности,
ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию,
самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);
подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся
(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном
виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной
глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной
литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и
практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и
орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие
определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов
использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно
оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и
студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы
рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной
литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и
методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие
идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект
и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое
отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в
литературе представлений по данному вопросу.
реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и
года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно
быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной
стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см.
Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым
почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей
считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «История и философия науки»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Темы рефератов (образец)
1. Наука как социальный институт.
2. Научное сообщество и школы в науке.
3. Проблема коммуникации в современной науке.
4. Этика науки и нормы научного этоса.
5. Проблема аргументации в современной науке.
6. Наука и власть: возможность и границы диалога.
7. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
8. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
9. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
10. Философия и футурология.
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование
позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить
знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться: – обучающимися при подготовке к экзамену
в форме самопроверки знаний;– преподавателями для проверки знаний в качестве проверки остаточных знаний, изучивших
данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их
выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего,
следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению
предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один
индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из
них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а
также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45
секунд на один вопрос.
Методические указания по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины «История и философия науки» завершается сдачей кандидатского экзамена. Экзамен является
формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену обучающиеся вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не
только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по дисциплине.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в
систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и
информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к
экзамену необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых
проблем. По решению кафедры экзамен проводится в устной форме по вопросам, охватывающим весь пройденный
материал. На подготовку отводится 30 минут. По окончании ответа преподаватель может задать дополнительные и
уточняющие вопросы.
.