2023-2024_4_1_4_2023_А-414-23_plx_История и философия науки (кандидатский экзамен)_Лекарственные культуры
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и философия науки (кандидатский экзамен)
Учебный план
4.1.4_2023_А-414-23.plx

4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры

Лекарственные культуры
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
110
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
7 5/6
5 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
10
10
30
30
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
14
14
34
34
Кoнтактная рабoта
20
20
14
14
34
34
Сам. работа
52
52
58
58
110
110
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н, доцент, Бондаренко Л. Ф.
 
 
История и философия науки (кандидатский экзамен)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цели:

– расширение и углубление знаний по истории и философии науки через обращение к таким её разделам, как эпистемология, методология науки и философия науки;

– создание философского образа современной науки и методологии;

– изложение проблематики оригинальных текстов современных эпистемологов;

– знакомство с основными западными и отечественными концепциями науки;

– изучение природы науки, критериев научности, оснований и генезиса научного знания.

1.2
Задачи: Задачи:

– подготовка аспирантов к научно-исследовательской деятельности в своей профессиональной области знания;

– подготовка аспирантов к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»;

– повышение компетентности аспирантов в области методологии научного исследования;

– формирование представлений о природе научного знания, месте науки в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как концептуальной истории;

– формирование научно-исследовательских навыков аспирантов через изучение проблематики эпистемологии науки.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
2.1.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методология научного исследования
2.2.2
Психология и педагогика высшей школы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Предмет и основные концепции современной философии науки /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Наука в культуре современной цивилизации /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Возникновение науки и основные этапы её  исторической эволюции- /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.4
Структура научного знания /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.5
Динамика науки как процесс порождения нового знания /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.6
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности /Лек/
4
2
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
1.7
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса- /Лек/
4
2
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.8
Наука как социальный институт /Лек/
2
2
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.9
Философские проблемы специальных областей знания /Пр/
4
2
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Самостоятельная работа
 
2.1
1 семестр

Подготовка к  написанию реферата

Подготовка к тестированию

Сроки контроля:

Текущий контроль. Промежуточная аттестация (Экзамен).

  /Ср/

52
1
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.2
2 семестр

Подготовка к написанию реферата Подготовка к тестированию   

Сроки контроля: Текущий контроль. Промежуточная аттестация (Экзамен).

  /Ср/

58
2
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных

достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История и философия  науки».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для

текущего контроля,  реферата, аттестации в форме экзаменационных вопросов

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль

Тест (образец)

1. Верны ли следующие суждения о природе и функциях философии науки?

А. Философия науки осуществляет рефлексию над наукой и научным знанием

Б. Современная философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и не наукой

Варианты ответов:

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают суть когнитивных ценностей в научном

познании

Варианты ответов:

1) господствующие в обществе представления о результатах познавательной деятельности, требованиях, которым должны

удовлетворять продукты этой деятельности

2) направление, считающее, что функционирование и динамика науки должна учитывать влияние социокультурных

факторов на выбор научных проблем

3)характеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике анализа языка науки, его общих категорий

4) общий когнитивный стиль научного мышления

 
стр. 6
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 

3. Какие из следующих суждений верны с точки зрения научного рационализма?

А.  Критерием истины является множество противоречий

Б. Способности человека слишком ограничены, чтобы познать истину

Варианты ответов:

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Какие умения развиваются у субъекта, знающего

основы метода стимулирования творческого мышления….

Варианты ответов:

1) умение преодолевать привычные когнитивные стереотипы ученых, активизировать воображение и формировать веру в

свои возможности как личности

2) умение упорядочивать многообразие научного знания

3) умение определять тенденции развития противоположных сторон явления

4) умение разделять объект на составные части

5. В логике и методологии науки тематика научных исследований обращена:

Варианты ответов:

1) к изучению социальной структуры науки

2) к исследованию структуры научного знания

3) к рассмотрению динамики научного знания

4) к социологическому дискурсу развития науки

6. Найдите в приведенном списке характерный признак метода восхождения от абстрактного к конкретному:

Варианты ответов:

1) работает как алгоритм, как четкая система предписаний

2) реконструирует развитие объекта и развитие изучаемых систем

3) получает фактуальную информацию с использованием органов чувств

4) устанавливает сходство и различие предметов

7. Выделите основную характеристику синергетической теории:

Варианты ответов:

1) изучение исследуемого объекта с помощью  его происхождения

2) изучение исследуемого объекта путем идеализации

3) изучение исследуемого объекта путем выявления и анализа коллективных взаимодействий

4) изучение исследуемого объекта путем конвенции

8. Аспирант трудится над разработкой нового проекта .

В этой деятельности аспирант выступает как:

Варианты ответов:

1) объект

2) предмет

3) средство

4) субъект

9. Бинарной методологической оппозицией идеографического метода научного исследования является:

Варианты ответов:

1) синергетический метод

2) исторический метод

3) номотетический метод

4) метод стимулирования творческого мышления

10. Онтологией неклассической науки является:

Варианты ответов:

1) релятивизм

2) нелинейность

3) сакральность

4) созерцательность

 
стр. 7
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 

Критерии оценки (баллы/оценка)

92-100% Отлично

76-91% Хорошо

61-75 % Удовлетворительно

Менее 61%  Неудовлетворительно

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов (образец)

1. Рациональность и истинность научного знания.

2. Философские основания научного исследования.

3. Эвристические и дидактические возможности метода.

4. Объяснение и понимание. Модели объяснений.

5. Проектно-технологический тип организации научной деятельности.

6. Формирование методологии социально-гуманитарных наук.

7. Научное познание и техническая среда.

8. Философские проблемы современного естествознания.

9. Эстетическая природа научного познания.

10. Философские вопросы социально-гуманитарных наук.

11. Особенности современного этапа развития науки.

12. Гуманитарные изменения объекта современного научного познания.

13. Изменения субъекта современного научного познания.

14. Наука и информационная  культура.

15. Наука и экономика. Наука и власть.

16. Образ математики как науки: философский аспект.

17. Философия и проблема обоснования математики.

18. Специфика истины в математике.

19. Философские проблемы экологии.

20. Функции философии в их отношении к экономике.

21. Основные методологические программы социогуманитарных наук.

22. Экономика в социальном измерении.

23. Пространство и время в современной физической картине мира.

24. Проблема объективности в современной физике.

25. Проблема государственного регулирования науки.

26. Понятие конвергентных технологий.

27. Эволюция способов трансляции научных знаний.

28. Экономика науки.

29. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

30. Философские вопросы педагогики.

31. Актуальные проблемы современной гуманитарной науки.

32. Понятие экофилософия.

33. Формы и типы рациональности.

34. Методологическое значение и роль философии в научной деятельности.

35. Наука и вненаучные способы познания

36. Лингвистический поворот в философии и науке.

37. Роль формальной логики в процессе оформления исследования.

38. Специфика времени и пространства в социально-гуманитарном знании.

39. Проблема диалогичности гуманитарного знания.

40. Философско-методологические проблемы экономической науки.

41. Философские вопросы психологии.

42. Философия и литературоведение.

43. История как текст.

44. Описание и объяснение в исторической науке.

45. Философские проблемы образования.

46. Философские проблемы когнитивной психологии.

47. Новые биомедицинские технологии в ракурсе антропологии.

48. Философские проблемы экологии.

49. Роль междисциплинарных исследований в современной науке.

50. Идея контекста в методологии гуманитарных наук.

51. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности

52. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

53. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

 
стр. 8
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
54. Бытие как проблема философии.

55. Пространство и время как категории философии и культуры.

56. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

57. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

58. Диалектическая логика как философско-методологический проект.

59. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

60. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

61. Техника как объект социально-философского осмысления.

62.  Наука и религия: возможности и границы диалога.

63. Наука как предмет философско-методологического исследования.

64. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

65. Философия науки: становление и основные этапы развития.

66. Наука и вненаучное знание в современной культуре

67. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

68. Методологические новации в современной философии науки.

69. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

70. Наука в постиндустриальном обществе.

71. Эмпирическое познание и факты науки.

72. Метатеоретические основания науки.

73. Научная картина мира и ее эволюция.

74. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

75. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

76. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

77. Многоуровневая концепция методологического знания.

78. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

79. Научное исследование как предмет методологического анализа.

80. Методы исследования в современной науке.

Требования:

Научность текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы,

формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных,

внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой,

систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и

суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану

реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение

обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы

по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки

и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список

литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической

культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата

Критерии оценки

5 /зачтено. Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность,

сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,

сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

4/зачтено. Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются

неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём

реферата; имеются упущения в оформлении.

3/зачтено. Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь

частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата

2/не зачтено. Нарушены  большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается

существенное непонимание проблемы

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену.

А. Общие проблемы философии науки

 
стр. 9
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 

1. Особенности древней преднауки (Вавилон, Шумеры, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

2. Этапы развития науки от античности до Нового времени.

3. Социально-культурные предпосылки возникновения классической науки в XVI-XIX вв. и ее фундаментальные

идеи.

4. Формирование неклассической науки, ее основные характеристики.

5. Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные достижения.

6. Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение).

7. Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, теория).

8. Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного зна-ния.

9. Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.

10. Системный метод в науке.

11. Методы и формы эмпирического уровня исследования.

12. Методы и формы теоретического уровня научного знания.

13. Проблема истины в познании. Концепции истины.

14. Философские основания научного знания (идеалы, нормы, доказательства, аргумента-ция).

15. Научная картина мира как составляющая оснований науки.

16. Основные стороны бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социаль-ный институт, как сфера

культуры.

17. Философия науки, характерные черты и типы научного знания.

18. Философия и история науки: ее роль в понимании сущности науки.

19. Позитивистская традиция в философии науки.

20. Неопозитивистская модель развития науки.

21. Концепции развития научного знания К. Поппера.

22. Концепция научных революций Т.Куна.

23. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

24. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.

25. Эволюционная модель развития науки.

26. Наука в культуре современной цивилизации.

27. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.

28. Становление развитой научной теории.

29. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

30. Научные революции как перестройка оснований науки.

31. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

32. Прогностическая роль философского знания.

33. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

34. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

35. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

36. Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного раз-вития науки.

37. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

38. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

39. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

40. Компьтеризация науки и ее социальные последствия.

Б. Философские проблемы  специальных  наук

Философские проблемы биологии

1. Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

2. Становление идеи развития в биологии.

3. Современные теории эволюции.

4. Человек, биосфера и космос.

5. Концепция В.Вернадского о биосфере. Переход от биосферы к ноосфере.

6. Концепция ноосферы и устойчивого развития.

7. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.

8. Анализ проблемы клонирования.

9. Этика науки и проблемы генной инженерии.

10. Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса.

11. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцен-тризм, техноцентризм,

биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.

12. Проблема эвтаназии в контексте биоэтики.

13. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук             о жизни в современном

обществе

14. Проблема системной организации в биологии

15. Проблема детерминизма в биологии

16. Экологические основы хозяйственной деятельности.

 
стр. 10
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
17. Человек  и природа в социокультурном измерении

Философские проблемы математики

1. Образ математики как науки: философский аспект. Специфика математического знания.

2. Роль неевклидовых геометрий в современном понимании пространства.

3. Закономерности развития математики.

4. Философские концепции математики.

5. Проблема существования математических объектов.

6. Философия и проблема обоснования математики.

7. Специфика истины в математике.

8. Математическая гипотеза как метод развития физического знания.

9. Интуиция и логика в математическом познании.

10. Критериальные ориентиры математического поиска.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Социально-гуманитарное знание и его дисциплинарная структура.

2.  Социально-гуманитарные науки и их зависимость от социального контекста: доклассическая, классическая,

неклассическая, постнеклассическая науки.

3.Социально-гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различие, эволюция и механизмы взаимодействия.

4. Специфика научной картины мира в социально-гуманитарных науках.

5. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

7. Специфика времени и пространства в социально-гуманитарном знании.

8. Хронотоп как конкретное единство пространственно-временных характеристик в социально-гуманитарном знании.

9. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

10. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

11. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.

12. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

13. Языковая и естественно-научная картины мира: сходство и различие.

14. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарных науках.

15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

16. Социально-гуманитарные науки и их дифференциация на социальные и гуманитарные.

17. Социально-гуманитарное знание современности: дисциплинарная структура и междисциплинарные исследования.

18.  Социально-гуманитарное знание и его роль в опережающих социальных исследованиях.

19. Современные парадигмы в социально-гуманитарном знании.

58. Методология научного творчества.

59. Общая методология (схема) научного исследования.

60. Компьтеризация науки, её проблемы и следствия.

Критерии оценки на экзамене

91-100% «отлично», повышенный уровень. Обучающийся отлично знает программный и дополнительный материал по

пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания   в учебных целях. Владеет способностью глубоко

анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся исчерпывающе,

логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения,

обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные

дополнительные вопросы, делает обоснованные выводы.

76-90% «хорошо», пороговый уровень. Обучающийся хорошо знает программный и дополнительный материал по

пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания  в учебных целях. Владеет способностью глубоко

анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся   логически и

аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения, обосновывает

собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные дополнительные

вопросы, делает обоснованные выводы. В ответе  допускает неточности фактического и теоретического плана, однако,

может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении задания.

61-75% «удовлетворительно», пороговый уровень. Обучающийся на удовлетворительном уровне знает основной

программный материал, частично умеет его использовать в учебных целях, с трудом владеет умениями и навыками

выполнения заданий, предусмотренных рабочей программой. Затрудняется ответить на теоретические вопросы по

материалам учебной дисциплины. Допускает 3 ошибки в ответах.

Менее 61% «неудовлетворительно», уровень не сформирован. Обучающийся не знает основной программный материал,

не умеет его использовать в учебных целях, не владеет умениями и навыками выполнять задания, предусмотренные

 
стр. 11
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
рабочей программой.

Обязательным условием выставленной оценки является посещение лекционных  занятий, навык аналитической работы с

первоисточниками, монографиями, статьями, а также умение свободно использовать лекционный материал, учебную и

справочную литературу для аргументации и самостоятельных выводов.

Дополнительным условием выставленной оценки является: а) систематическая активная работа обучающихся на

лекционных занятиях; б) если во время текущего контроля  обучающийся вовремя предоставляет практические задания,

предусмотренные учебной программой дисциплины и имеет хорошие успехи при их выполнении.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Лебедев С.А., Авдулов А.Н., Борзенков [и др.] В.Г., Лебедева С.А.
Основы философии науки: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
http://www.iprbookshop.ru/94870.html
 
Л1.2
Степин В.С.
Философия и методология науки
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110114.html
 
Л1.3
Степин В. С.
История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109993.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие для вузов
Москва: Юнити-Дана, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81665.html
 
Л2.2
Батурин В. К.
Философия науки: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81584.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
реферат
 
тест
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
201 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, ноутбук с доступом в интернет, доска маркерная, презентационная трибуна, общие географические карты.  Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания по работе на лекции

Лекции – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое,

последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или   учебной дисциплины.

Лекции – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только

подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание,

указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно

конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до

прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете

рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые

должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во

время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается

во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные

положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на

листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта

лекции необходимо оставлять поля, где  обучающийся может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно

с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на

них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или

непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал

между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или

несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками

необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается

необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения,

 
стр. 13
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются

в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных

положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что

повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность

применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а

также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по

применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления

практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и

владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности,

ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию,

самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);

подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся

(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов

1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном

виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор

раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной

глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной

литературы, умение пользоваться ими.

3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и

практики;

б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и

орфографически грамотно;

в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие

определенных навыков работы;

г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов

использованных работ;

д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно

оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4.Работа над рефератом включает ряд этапов:

а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и

студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы

рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной

литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и

методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие

идеи и положения темы реферата.

•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

 
стр. 14
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект

и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое

отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в

литературе представлений по данному вопросу.

•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части

реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и

года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5.Оформление реферата.

а)титульный лист;

б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно

быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной

стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см.

Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым

почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей

считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Образец оформления титульного листа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра права, философии и социологии

Реферат по дисциплине «История и философия науки»

Название темы

Исполнитель: фамилия, имя,

отч-во (полностью),

факультет, № группы

Научный консультант:

ученое звание, ученая степень,

фамилия, инициалы.

Горно-Алтайск (год)

Темы рефератов (образец)

1. Наука как социальный институт.

2. Научное сообщество и школы в науке.

3. Проблема коммуникации в современной науке.

4. Этика науки и нормы научного этоса.

5. Проблема аргументации в современной науке.

6. Наука и власть: возможность и границы диалога.

7. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

8. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

9. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

10. Философия и футурология.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование

позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить

знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться: – обучающимися при подготовке к экзамену

в форме самопроверки знаний;– преподавателями для проверки знаний в качестве проверки остаточных знаний, изучивших

данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их

выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего,

 
стр. 15
УП: 4.1.4_2023_А-414-23.plx
 
следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению

предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один

индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из

них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а

также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45

секунд на один вопрос.

Количество баллов, набранных студентом, производится по формуле МРСт, либо автоматически в системе MOODL.

Методические указания по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины «История и философия науки» завершается сдачей кандидатского экзамена. Экзамен является

формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену обучающиеся вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не

только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по дисциплине.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе  дисциплины.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в

систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и

информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к

экзамену необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых

проблем. По решению кафедры экзамен проводится в устной форме по вопросам, охватывающим весь пройденный

материал. На подготовку отводится 30 минут. По окончании ответа преподаватель может задать  дополнительные и

уточняющие вопросы.

.