2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Основы российской государственности_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы российской государственности
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
8,1
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
55,05
55,05
55,05
55,05
Сам. работа
8,1
8,1
8,1
8,1
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Крашенинина В.Г. _______________
 
 
Основы российской государственности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 02.06.2023 протокол № 11  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у учащихся системы знаний, навыков, компетенций, ценностей,

правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому

обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием

духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности,

осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины

1.2
Задачи: - представить историю России в её непрерывном цивилизационном измерении,

отразить её наиболее значимые особенности, принципы и константы;

- раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и

патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного

развития личности и способности независимого суждения об актуальном политикокультурном контексте;

- рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и

свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации,

представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине

гордость и сопричастность своей культуре и своему народу;

- изучить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины,

сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её

многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (соборный) характер;

- представить особенности современной политической организации

российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной

трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных

решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и

общества в федеративном измерении;

- исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие

перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент,

обозначить ключевые сценарии её перспективного развития;

- обозначить фундаментальные ценностные константы российской

цивилизации, такие, как общинность, чувство долга и сверхцели, экзистенциальная

устойчивость и приоритет нематериального над меркантильным, а также

перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития,

такие, как суверенитет, согласие, созидание, служение, справедливость и

стабильность.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
знать источники получения информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп уметь использовать необходимую для саморазвития информацию, проверять различные мнеия, позиции, высказывания на достоверность, непротиворечивость. владеть навыками поиска и использования информации о культурном разнообразии общества, уверенно владеть ключевой информацией о политическом устройстве своей страны, своего региона и своей местности 
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
 
знать основные этапы исторического развития России в контексте мировой истории, осознавать современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурно-ценностном и историческом 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
контексте, воспринимать непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный  вектор ее развития уметь определять роль России в формированиии культурных традиций мира владеть навыками уважительного отношения  к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп 
 
иметь представление о способах взаимодействия с людьми, совершенствовать свои навыки личной и массовой коммуникации уметь развивать в себе способность к компромиссу и диалогу, уважительному принятию национальных, религиозных, культурных и мировоззренческих особенностей различных народов и сообществ в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции владеть навыками конструктивного взаимодействия с людьм ис учетом их социокультурных особенностей
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Что такое Россия
 
1.1
Структура дисциплины, её целью и задачи /Лек/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Лекция

Современная Россия: цифры и факты,

достижения и герои

1.Дискурс достижений, открытий и свершений, сделанных

российским народом и его выдающимися представителями

2.Страна в её пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативнополитическом измерении

3.Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике.

Население, культура, религии и языки.

4. Современное положение российских регионов.

5. Выдающиеся персоналии («герои»). Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории

/Лек/

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Семинар 1

Интеллектуальная игра-викторина на знание ключевых

(или наиболее знаменательных) фактов о России

и особенностях разрастания её исторической территории,

презентации учащихся об особенностях

своего родного города и региона,

ответы на вопросы учащихся,

свободные дискуссии /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.4
Семинар 2

Интеллектуальная игра-викторина на

знание исторических символов России,

открытий и достижений отечественной культуры и науки,

презентации учащихся о своих выдающихся земляках

и родственниках-героях,

ответы на вопросы учащихся,

свободные дискуссии /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Основы российской цивилизации
 
2.1
Тема

Цивилизационный подход в Российской истории

Исторические, географические, институциональные основания формирования российской цивилизации.

Концептуализация понятия «цивилизация» /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Тема Российская цивилизация

Особенности цивилизационного развития России: история многонационального (наднационального) характера общества, перехода от имперской организации к федеративной, межцивилизационного диалога за пределами России (и внутри неё). Роль и миссия России в работах различных отечественных и зарубежных философов, историков, политиков, деятелей культуры.

/Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Семинар1

Иммерсивно-дискуссионное обсуждение ситуаций

цивилизационного сдвига (цивилизационного выбора)

Дебаты учащихся о цивилизационном подходе и границах его

применимости в отношении различных [со]обществ

Обращение к мультимедийным образовательным порталам /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.4
Семинар 2

Презентационные проекты учащихся о российской цивилизации и

её особенностях на разных этапах её исторического развития

ответы на вопросы учащихся,

свободные дискуссии /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценностные константы российской цивилизации
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3.1
Тема Мировоззрение и его значение для человека, общества, государства

Что такое мировоззрение? Теория вопроса и смежные научные концепты. Мировоззрение как функциональная система. Мировоззренческая система российской цивилизации.

Представление ключевых мировоззренческих позиций и понятий,

связанных с российской идентичностью, в историческом измерении и в контексте российского федерализма. Рассмотрение этих мировоззренческих позиций с точки зрения ключевых элементов общественно-политической жизни (мифы, ценности и убеждения,

потребности и стратегии). Значение коммуникационных практик и государственных решений в области российской цивилизации.

мировоззрения (политика памяти,

символическая политика и пр.)

Самостоятельная картина мира и

история особого мировоззрение  /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Тема Российское мировоззрение и ценностные константы российской

цивилизации

Ценностные принципы (константы) российской цивилизации: единство многообразия, суверенитет (сила и доверие) , согласие и сотрудничество , любовь и ответственность , созидание и развитие . Их отражение в актуальных социологических данных и политических исследованиях. «Системная модель мировоззрения»

(«человек – семья – общество – государство – страна») и её репрезентации («символы – идеи и язык

– нормы – ритуалы – институты»). /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.3
Семинары

Деловые игры на определение мировоззренческих установок

Сценарии мировоззренческого моделирования

(погружение в мировоззрение одногруппников/однокурсников)

Открытые дискуссии и дебаты учащихся

Просмотр актуальных обучающих и художественных

видеоматериалов /Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Политическое устройство России
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4.1
Тема

Конституционные принципы и разделение властей

Основы конституционного строя России. Принцип разделения властей и

демократия. Особенности современного российского политического класса. Генеалогия ведущих политических институтов, их история причины и следствия их трансформации.

/Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.2
Тема

Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы

Уровни организации власти в РФ.

Государственные проекты и их значение (ключевые отрасли, кадры, социальная сфера) /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.3
Тема

Власть и легитимность в конституционном преломлении

/Пр/

3
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.4
Тема

Уровни и ветви власти /Пр/

3
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.5
Тема

Планирование будущего: государственные стратегии игражданское участие /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
 
5.1
Тема

Актуальные вызовы и проблемы развития России

Глобальные тренды и особенности мирового развития. Техногенные риски,

экологические вызовы и экономические шоки. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России  /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
5.2
Тема

Сценарии развития Роосийской цивилизации

Солидарность, единство и стабильность российского общества в цивилизационном измерении. Стремление к компромиссу, альтруизм

и взаимопомощь как значимые принципы российской политики. Ответственность и миссия как ориентиры личностного и общественного развития. Справедливость и меритократия в российском обществе. Представление о коммунитарном характере российской гражданственности, неразрывности личного успеха и благосостояния Родины /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.3
Тема

Россия и глобальные вызовы /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.4
Тема

Внутренние вызовы общественного

развития /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.5
Тема

Образы будущего России /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.6
Тема

Ориентиры стратегического развития /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.7
Тема

Сценарии развития российской

цивилизации /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.8
Самостоятельная работа /Ср/
8,1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы российской государственности».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к семинарам, докладов и сообщений, тестов, промежуточной аттестации в виде вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для текущего конгтроля

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята...

А) …в 2020 году В) …в 1993 году

Б) … в 2000 году Г) …в 1995 году

2. Этап «цветущей сложности» в цивилизационном развитии выделял…

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
А) …Константин Леонтьев В) …Уильям Макнил

Б) … Арнольд Тойнби Г) …Вадим Цымбурский

3. Какой (какие) из этих органов государственной власти РФ не входит (не входят) ни

в одну из её ветвей?

А) Счетная Палата В) Совет Федерации

Б) Федеральное агентство по делам

молодёжи

Г) Президет

4.«Система мероприятий и инструментов государственной политики,

обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение

приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического

развития и безопасности» - это…

А) …закон В) …государственная программа

Б) … государственный бюджет Г) …местное самоуправление

5  Источником власти в РФ является:

а) парламент;

б) референдум;

в) избиратели;

г) многонациональный народ.

6.Гражданство Российской Федерации - это:

а)  правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

б) устойчивая связь гражданина с государством;

в) его должны приобрести все лица, желающие жить и работать в России;

г) его должны иметь все лица, находящиеся на государственной службе;

д) правовая связь человека с государством, основанная на взаимных правах, обязанности и ответственности.

7. В России применяется:

а) принцип единства государственной власти;

б) принцип единства государственной власти с одновременным разделе¬нием ее на три ветви;

в) принцип единства государственной власти с одновременным разделением ее на четыре ветви (парламент, Президент, Правительство, суды).

8. Законодательную власть в РФ осуществляют:

а) Федеральное Собрание;

б) Президент РФ;

в) Правительства РФ;

г) законодательные органы субъектов РФ;

д) представительные органы местного самоуправления.

9. Исполнительную государственную власть в РФ осуществляют:

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) главы администрации субъектов РФ;

г) президенты республик в составе РФ;

д) главы муниципальных образований;

е) прокуратуры.

10 Судебную власть в РФ осуществляют:

а)  федеральные суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

б) суды субъектов РФ;

в) мировые судьи;

г) военные суды;

д) прокуратуры;

ж) адвокаты, участвующие в судебных процессах.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы письменных работ

1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
2. Россия: национальное государство, государство-нация или государствоцивилизация?

3. Современные модели идентичности: актуальность для России.

4. Ценностные вызовы современного российского общества.

5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.

6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.

7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.

8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.

9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые

проблемы и возможные решения.

10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в

современное мире.

Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике, документ оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями; работа имеет чёткую композицию и структуру, в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены, как минимум, сноски и ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и

иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой  самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных заимствований.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении; письменная работа имеет чёткую композицию и структуру; в тексте работы отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных

заимствований.

Оценка «удовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в целом работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания соответствующих текстов, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на

использованную литературу в тексте работы; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи незначительных по содержанию некорректных заимствований.

Оценка «неудовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в работе отмечены нарушения общих требований её написания; есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте

письменной работы; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст фрагментарно представляет собой некорректные заимствования трудов другого автора (других авторов).

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов к зачету

1. Современная Россия: ключевые социально-экономические параметры.

2. Российский федерализм.

3. Цивилизационный подход в социальных науках.

4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.

5. Государство, власть, легитимность: понятия и определения.

6. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.

7. Исторические особенности формирования российской цивилизации.

8. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев,

Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).

9. Мировоззрение как феномен.

10. Современные теории идентичности.

11. Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государствострана»).

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
12. Основы конституционного строя России.

13. Основные ветви и уровни публичной власти в современной России.

14. Традиционные духовно-нравственные ценности.

15. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней

политики и Стратегии национальной безопасности).

16. Россия и глобальные вызовы.

Критерии оценки:

-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении

и использовании учебного материала;

– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, показавший систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Усков И. Ю.
История российской государственности: учебное пособие
Кемерово: КемГУ, 2012
https://e.lanbook.com/book/44400
 
Л1.2
Данильченко С. Л.
Этюды по академическому курсу «основы российской государственности»: учебное пособие
Уфа: Аэтерна, 2023
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50399406
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Иванов В. А., Кортунов А. И., Полтанов В. А.
Государственная символика Российской Федерации: учебно-методическое пособие
Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2017
https://e.lanbook.com/book/99938
 
Л2.2
Мельников С. А., Колодникова Л. П., Бушуева Т. С.
Историческая преемственность традиций российской цивилизации : знаменательные даты, исследования и новые документы
Москва: Прометей, 2013
https://www.iprbookshop.ru/23992.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
Межвузовская электронная библиотека 
 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
кейс-метод
 
круглый стол
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1.Подготовка докладов и сообщений по отдельным темам программы.

3.Подготовка к семинарским занятиям

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам дисциплины.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на предложенные вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 30 минут с момента его получения.