(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.03.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому
обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием
духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности,
осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины
отразить её наиболее значимые особенности, принципы и константы;
- раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и
патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного
развития личности и способности независимого суждения об актуальном политикокультурном контексте;
- рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и
свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации,
представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине
гордость и сопричастность своей культуре и своему народу;
- изучить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины,
сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её
многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (соборный) характер;
- представить особенности современной политической организации
российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной
трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных
решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и
общества в федеративном измерении;
- исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие
перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент,
обозначить ключевые сценарии её перспективного развития;
- обозначить фундаментальные ценностные константы российской
цивилизации, такие, как общинность, чувство долга и сверхцели, экзистенциальная
устойчивость и приоритет нематериального над меркантильным, а также
перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития,
такие, как суверенитет, согласие, созидание, служение, справедливость и
стабильность.
ции
ракт.
Современная Россия: цифры и факты,
достижения и герои
1.Дискурс достижений, открытий и свершений, сделанных
российским народом и его выдающимися представителями
2.Страна в её пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативнополитическом измерении
3.Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике.
Население, культура, религии и языки.
4. Современное положение российских регионов.
5. Выдающиеся персоналии («герои»). Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории
/Лек/
Интеллектуальная игра-викторина на знание ключевых
(или наиболее знаменательных) фактов о России
и особенностях разрастания её исторической территории,
презентации учащихся об особенностях
своего родного города и региона,
ответы на вопросы учащихся,
свободные дискуссии /Пр/
Интеллектуальная игра-викторина на
знание исторических символов России,
открытий и достижений отечественной культуры и науки,
презентации учащихся о своих выдающихся земляках
и родственниках-героях,
ответы на вопросы учащихся,
свободные дискуссии /Пр/
Цивилизационный подход в Российской истории
Исторические, географические, институциональные основания формирования российской цивилизации.
Концептуализация понятия «цивилизация» /Лек/
Особенности цивилизационного развития России: история многонационального (наднационального) характера общества, перехода от имперской организации к федеративной, межцивилизационного диалога за пределами России (и внутри неё). Роль и миссия России в работах различных отечественных и зарубежных философов, историков, политиков, деятелей культуры.
/Лек/
Иммерсивно-дискуссионное обсуждение ситуаций
цивилизационного сдвига (цивилизационного выбора)
Дебаты учащихся о цивилизационном подходе и границах его
применимости в отношении различных [со]обществ
Обращение к мультимедийным образовательным порталам /Пр/
Презентационные проекты учащихся о российской цивилизации и
её особенностях на разных этапах её исторического развития
ответы на вопросы учащихся,
свободные дискуссии /Пр/
Что такое мировоззрение? Теория вопроса и смежные научные концепты. Мировоззрение как функциональная система. Мировоззренческая система российской цивилизации.
Представление ключевых мировоззренческих позиций и понятий,
связанных с российской идентичностью, в историческом измерении и в контексте российского федерализма. Рассмотрение этих мировоззренческих позиций с точки зрения ключевых элементов общественно-политической жизни (мифы, ценности и убеждения,
потребности и стратегии). Значение коммуникационных практик и государственных решений в области российской цивилизации.
мировоззрения (политика памяти,
символическая политика и пр.)
Самостоятельная картина мира и
история особого мировоззрение /Лек/
цивилизации
Ценностные принципы (константы) российской цивилизации: единство многообразия, суверенитет (сила и доверие) , согласие и сотрудничество , любовь и ответственность , созидание и развитие . Их отражение в актуальных социологических данных и политических исследованиях. «Системная модель мировоззрения»
(«человек – семья – общество – государство – страна») и её репрезентации («символы – идеи и язык
– нормы – ритуалы – институты»). /Лек/
Деловые игры на определение мировоззренческих установок
Сценарии мировоззренческого моделирования
(погружение в мировоззрение одногруппников/однокурсников)
Открытые дискуссии и дебаты учащихся
Просмотр актуальных обучающих и художественных
видеоматериалов /Пр/
Конституционные принципы и разделение властей
Основы конституционного строя России. Принцип разделения властей и
демократия. Особенности современного российского политического класса. Генеалогия ведущих политических институтов, их история причины и следствия их трансформации.
/Лек/
Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы
Уровни организации власти в РФ.
Государственные проекты и их значение (ключевые отрасли, кадры, социальная сфера) /Лек/
Власть и легитимность в конституционном преломлении
/Пр/
Уровни и ветви власти /Пр/
Планирование будущего: государственные стратегии игражданское участие /Пр/
Актуальные вызовы и проблемы развития России
Глобальные тренды и особенности мирового развития. Техногенные риски,
экологические вызовы и экономические шоки. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России /Лек/
Сценарии развития Роосийской цивилизации
Солидарность, единство и стабильность российского общества в цивилизационном измерении. Стремление к компромиссу, альтруизм
и взаимопомощь как значимые принципы российской политики. Ответственность и миссия как ориентиры личностного и общественного развития. Справедливость и меритократия в российском обществе. Представление о коммунитарном характере российской гражданственности, неразрывности личного успеха и благосостояния Родины /Лек/
Россия и глобальные вызовы /Пр/
Внутренние вызовы общественного
развития /Пр/
Образы будущего России /Пр/
Ориентиры стратегического развития /Пр/
Сценарии развития российской
цивилизации /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к семинарам, докладов и сообщений, тестов, промежуточной аттестации в виде вопросов к зачету.
1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята...
А) …в 2020 году В) …в 1993 году
Б) … в 2000 году Г) …в 1995 году
2. Этап «цветущей сложности» в цивилизационном развитии выделял…
Б) … Арнольд Тойнби Г) …Вадим Цымбурский
3. Какой (какие) из этих органов государственной власти РФ не входит (не входят) ни
в одну из её ветвей?
А) Счетная Палата В) Совет Федерации
Б) Федеральное агентство по делам
молодёжи
Г) Президет
4.«Система мероприятий и инструментов государственной политики,
обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение
приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического
развития и безопасности» - это…
А) …закон В) …государственная программа
Б) … государственный бюджет Г) …местное самоуправление
5 Источником власти в РФ является:
а) парламент;
б) референдум;
в) избиратели;
г) многонациональный народ.
6.Гражданство Российской Федерации - это:
а) правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;
б) устойчивая связь гражданина с государством;
в) его должны приобрести все лица, желающие жить и работать в России;
г) его должны иметь все лица, находящиеся на государственной службе;
д) правовая связь человека с государством, основанная на взаимных правах, обязанности и ответственности.
7. В России применяется:
а) принцип единства государственной власти;
б) принцип единства государственной власти с одновременным разделе¬нием ее на три ветви;
в) принцип единства государственной власти с одновременным разделением ее на четыре ветви (парламент, Президент, Правительство, суды).
8. Законодательную власть в РФ осуществляют:
а) Федеральное Собрание;
б) Президент РФ;
в) Правительства РФ;
г) законодательные органы субъектов РФ;
д) представительные органы местного самоуправления.
9. Исполнительную государственную власть в РФ осуществляют:
а) Правительство РФ;
б) Президент РФ;
в) главы администрации субъектов РФ;
г) президенты республик в составе РФ;
д) главы муниципальных образований;
е) прокуратуры.
10 Судебную власть в РФ осуществляют:
а) федеральные суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
б) суды субъектов РФ;
в) мировые судьи;
г) военные суды;
д) прокуратуры;
ж) адвокаты, участвующие в судебных процессах.
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% «отлично»
76-90% «хорошо»
61-75% «удовлетворительно
Менее 60% «неудовлетворительно
1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.
3. Современные модели идентичности: актуальность для России.
4. Ценностные вызовы современного российского общества.
5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.
6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.
7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.
8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.
9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые
проблемы и возможные решения.
10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в
современное мире.
Критерии оценки
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике, документ оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями; работа имеет чёткую композицию и структуру, в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены, как минимум, сноски и ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и
иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных заимствований.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении; письменная работа имеет чёткую композицию и структуру; в тексте работы отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных
заимствований.
Оценка «удовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в целом работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания соответствующих текстов, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на
использованную литературу в тексте работы; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи незначительных по содержанию некорректных заимствований.
Оценка «неудовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в работе отмечены нарушения общих требований её написания; есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте
письменной работы; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст фрагментарно представляет собой некорректные заимствования трудов другого автора (других авторов).
1. Современная Россия: ключевые социально-экономические параметры.
2. Российский федерализм.
3. Цивилизационный подход в социальных науках.
4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
5. Государство, власть, легитимность: понятия и определения.
6. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.
7. Исторические особенности формирования российской цивилизации.
8. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев,
Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).
9. Мировоззрение как феномен.
10. Современные теории идентичности.
11. Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государствострана»).
13. Основные ветви и уровни публичной власти в современной России.
14. Традиционные духовно-нравственные ценности.
15. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней
политики и Стратегии национальной безопасности).
16. Россия и глобальные вызовы.
Критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении
и использовании учебного материала;
– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, показавший систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
1.Подготовка докладов и сообщений по отдельным темам программы.
3.Подготовка к семинарским занятиям
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам дисциплины.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на предложенные вопросы.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 30 минут с момента его получения.