(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
1.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
географии и биогеографии /Лек/
географии и биогеографии /Ср/
географических и биогеографических, в частности физико-географических, исследований /Лек/
План семинарского занятия:
1. Содержание рекогносцировочных работ и выбора участков для детальных исследова- ний.
2. Типы точек полевых описаний детальных исследований.
3. Описание ПТК. Комплексное физико-географическое описание. Сбор образцов и дру- гих натурных экспонатов.
4. Описание геоботанической площадки и почвенного разреза.
5. Ландшафтно-биоценотическое и ландшафтно-геохимическое профилирование.
6. Методы камеральной обработки полевых мактериалов. /Пр/
процессов /Ср/
План семинарского занятия:
1. Ландшафтная индикация и перевод межкомпонентных связей в картографические модели.
2. Ландшафтная индикация в сети Internet.
3. Дешифровочные признаки долинно-речных, болотных, лесных ландшафтов.
4. Ландшафтные индикаторы ПТК.
5. Прикладное значение ландшафтно-индикационных таблиц.
6. Опыт использования ГИС-технологий в ландшафтно-индикационных исследованиях.
7. Методы полевой физико-географической дифференциации среды.
8. Методы камеральной физико-географической дифференциации среды. /Пр/
физико-географической среды /Ср/
План семинарского занятия:
1. ГИС-технологии пространственного анализа и картографирования.
2. ArcGIS (ArcView 9.3) - особенности и общие возможности.
3. Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно-индикационных
исследований. Типы материалов дистанционного зондирования
4. Дешифровочные признаки типов местности и урочищ района исследования.
5. Результаты авторского дешифрирования тестовых участков по заданию преподавателя. /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме примерных вопросов для подготовки к зачету.
Теоретические вопросы:
1. Ландшафтная индикация и перевод межкомпонентных связей в картографиче- ские модели.
2. Ландшафтная индикация в сети Internet.
3. Дешифровочные признаки долинно-речных, болотных, лесных ландшафтов.
4. Ландшафтные индикаторы ПТК Алтайских гор.
5. Прикладное значение ландшафтно-индикационных таблиц.
6. Опыт использования ГИС-технологий в ландшафтно-индикационных исследованиях.
7. Методы полевой физико-географической дифференциации среды.
8. Методы камеральной физико-географической дифференциации среды.
Задание для практической работы:
Подготовить описание индикационных показателей фаций территории исследования.
1. Методология и методика научных исследований. Соотношение общенаучных, общегеографических, биогеографических и комплексных физико-географических методов изучения природы.
2. Основные задачи современной физической географии и биогеографии.
3. Классификация методов географических исследований.
4. Полевые и камеральные методы комплексных географических, биогеографических исследований.
5. Рекогносцировка и выбор участков для детальных исследований.
6. Точки наблюдений, их разновидности, выбор и обоснование.
7. Ключевые участки, пробные площади, учетные площадки, почвенные ямы, выбор локализации и обоснование.
8. Комплексное физико-географическое описание.
9. Сбор образцов и других натурных экспонатов. Фотография как полевой документ.
11. Особенности экспедиционных исследований в различных физико-географических условиях равнинных и горных стран.
12. Методы изучения динамики объектов, явлений, процессов.
13. Методы изучения эволюции ПТК.
14. Ретроспективный анализ современной структуры ПТК и палеогеографические методы (спорово-пыльцевой, карпологический, палеофаунистический, радиоуглеродный и др. виды анализов, дендрохронологический метод).
15. Стационарные методы.
16. Метод комплексной ординации – главный специфический метод.
17. Предмет изучения на комплексных физико-географических стационарах – природные режимы и динамические состояния ПТК (суточные, погодные, сезонные, годовые и многолетние).
18. Особенности выбора территорий для стационаров, организации и проведения работ. Геофизический и геохимический методы при изучении функционирования ПТК.
19. Метод балансов.
20. Географический мониторинг.
21. Связь между стационарными и экспедиционными исследованиями.
22. Методы прикладных комплексных физико-географических исследований. Инвентаризационный, оценочный, прогнозный и рекомендательный этапы прикладных физико-географических работ. Особенности методов, применяемых на разных этапах.
23. Методы комплексного физико-географического анализа для оценки природно- ресурсного потенциала территории, охраны природы и рационального природопользования.
24. Методы оценки экологического состояния и устойчивости ПТК.
25. Методика создания ландшафтно-экологических карт и проведения эколого-географических экспертиз.
26. Методы проектирования различных видов деятельности (градостроительное, мелиоративное, рекреационное).
27. Физико-географическое обоснование и методы ландшафтно-экологической оценки последствий человеческой деятельности.
28. Методы полевой индикации и дифференциации физико-географической среды.
29. Методика ландшафтно-индикационного анализа.
30. Выбор и обоснование индикатов. Изучение корреляционных взаимосвязей. Экстраполяция ландшафтных индикаторов.
31. Надежность ландшафтных индикаторов.
32. Ландшафтно-индикационное прогнозирование.
33. Индикация структуры и процессов. Индикация природных и антропогенных процессов.
34. Индикация по ландшафтно-генетическим, эколого-генетическим и факторально- динамическим рядам.
35. Понятие о физико-географическом районировании. Критерии, принципы и типы физико-географического районирования.
36. Полевые и камеральные (в т.ч. дистанционные) методы физико-географического районирования. Геохимические и геолого-геоморфологические барьеры как проявление граничности между единицами физико-географического районирования.
37. Методы моделирования и картографирования физико-географической среды.
38. Методы моделирования физико-географических объектов, явлений и процессов: статические, стендовые и динамические модели. Стендовые методы исследования.
39. Методы полевого и камерального картографирования физико-географических объектов, явлений и процессов.
40. Полевое ландшафтное картографирование: границы ПТК, степень их выраженности и требования к точности фиксации; зависимость методики работ от категории сложности территории, ее ландшафтной структуры; масштабы картографирования – маршрутно-ключевой метод при мелко- и среднемасштабных исследованиях, сплошное обследование территории при крупном масштабе работ.
41. Первичная полевая обработка данных полевого картографирования. Составление полевой ландшафтной карты и карт по отдельным компонентам.
42. Согласование границ ПТК между отдельными участками съемки. Методы построения подводных ландшафтных карт.
43. Камеральный период. Разработка единой легенды и составление окончательного варианта ландшафтной карты.
44. Физико-географическое районирование.
45. Составление отраслевых и прикладных природных карт.
46. Картометрические работы. Анализ карт, текстовая характеристика.
47. Главные методы - моделирование и прогнозирование. Космические снимки и система глобального мониторинга как источника информации.
48. Компьютерные технологии.
49. Статистические методы изучения физико-географической среды.
50. Статистические методы изучения ПТК и их структуры, установления взаимосвязей и закономерностей качественных, количественных и качественно-количественных показателей.
51. Методы использования материалов ГИС, ДЗЗ в системе физико- географических исследований.
52. Структура, терминология и возможности картографических пакетов программ. Понятие о коммерческом программном обеспечении (ПО) и его сопровождении. Версии ПО.
53. Преимущества использования коммерческого ПО. Сопоставление программного обеспечения
54. Функциональные возможности картографических интернет- сервисов. ArcGIS (ArcView 9.3) - особенности и общие возможности.
55. Базовые свойства трех приложений семейства ArcGIS: АгсСatalog, АгсМар и АгсТооlbox.
56. Структура пакетов и файлов данных, понятие базы геоданных, покрытия, шейп-файла и взаимный импорт/экспорт.
57. Понятия домена, типа и подтипа в базе геоданных.
58. Установка правил пространственной коррекции. Правила описания пространственных отношений классов объектов (топологии) и как они поддерживают пространственную целостность.
59. Создание, редактирование, управление и анализ классов объектов, выполнение пространственного анализа и построение запросов к БД.
60. Создание компьютерной карты.
61. Установка картографических свойств (проекций), создание компоновки карты. Отображение картографических данных.
62. Средства выполнения картометрических и морфометрических расчетов. Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно- индикационных исследований.
63. Развитие дистанционного зондирования. Информация в данных дистанционного зондирования (ДДЗ).
64. Системы дистанционного зондирования.
65. Применение ДДЗ в физической географии и биогеографии.
66. Цифровая спектральная классификация структуры ландшафтов и землепользования. Структура и текстура аэрокосмофотоизображений. Изобразительные свойства МДЗ.
67. Прямые, косвенные и комплексные дешифровочные признаки.
Критерии оценки
Оценка «зачтено» выставляется аспиранту, если:
1. вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок;
2. показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
3. продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков. Допускаются незначительные ошибки.
Оценка «не зачтено» выставляется, если:
1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
2. обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учеб- ного материала;
3. допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после несколь- ких наводящих вопросов;
4. не сформированы компетенции, умения и навыки.