2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Мир современной культуры_ перспективы XXI-го века_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мир современной культуры: перспективы XXI-го века
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доц., Тозыякова Е.А.
 
 
Мир современной культуры: перспективы XXI-го века
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: рассмотреть и проанализировать основные элементы и процессы современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как  комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни
1.2
Задачи: - познакомить с главными явлениями культуры XXI-го века; -сделать обзор знаковых произведений в области кино, литературы, театра, музыки, живописи, арт-практик (в том числе, боди-арт), виртуал-арт, моды, дизайна и субкультурных практик современности; - наметить перспективы развития культуры XXI-го века; - помочь обучающимся не просто сориентироваться в современном культурном процессе и лучше понимать его структуру и динамику, но  и  выбрать активную стратегию культурной жизни, быть не просто наблюдателем, но активным участником культурного процесса XXI-го века.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
знает где и как находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о  явлениях и особенностях современной культуры как фактора социальных изменений.
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
 
обладает способностью анализировать факты современной отечественной культуры  в контексте мировой истории и культуры, демонстрировать уважительное отношение к историческому и культурному наследию России.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
с учетом знаний о современной культуре и совокупности социокультурных факторов умеет продуктивно сотрудничать с людьми в процессе своей профессиональной деятельности.
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание раздела
 
1.1
Культура и

глобальные проблемы

современности /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.2
Постмодернизм.

Направления

современной

художественной

культуры

/Лек/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Субкультура и ее проявления  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Проблемная лекция
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Знаковые явления культуры XXI-го века в области кино. /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Литература и театр XXI-го века /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Мир музыки XXI-го века  /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Современная живопись и арт-практики (в том числе, боди-арт) /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Мода и дизайн /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Культура и виртуальный мир /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Дискуссия
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Романтико-эскапистские молодежные неформальные

объединения: хиппи, металлисты, брейкеры, байкеры, толкинисты, эмо, готы и другие.

Гедонистически-развлекательные молодежные субкультуры: хип-хоп культура, толкинисты,

клабберы. Антисоциальные молодежные неформальные объединения. /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Круглый стол
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Словарь современной культуры /Ср/
16
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Проблемы сохранения мирового исторического наследия  /Ср/
12
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
6,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Что такое культура? 2. Что такое цивилизация?
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3. Что такое глобализация? 4. Что такое универсализм? 5. Назовите основные направления современного изобразительного искусства. 6. Что такое постподернизм? Каковы его характерные черты? 7.Назовите знаковые явления культуры XXI-го века в области кино, литературы, театра, музыки? 8.Назовите знаковые явления в области моды и дизайна? 9. Что вы знаете о субкультуре? 10. Что такое арт-практики?
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов (докладов)

1. Футурология и футуризм.

2. Гуманизм 20 века и эпохи Возрождения: основные признаки и отличия.

3. Культурные процессы и их влияние на развитие локальных культур.

4. Общественные организации, ведущие деятельности в сфере борьбы с глобальными

проблемами современности (антиглобалисты, Green peace и др.)

5. Деятельность ЮНЕСКО в области охраны материального и духовного наследия мировой

культуры.

6. Субкультура и ее значение в современной культуре.

7. Глобальная сеть Интернет: положительное и отрицательное влияние на культуру.

8. Книжная культура.

9. Массовая и элитарная культуры.

10. Роль музеев в сохранении культурного наследия.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если  его доклад:

а) соответствует теме и жанру;

б) есть четкая постановка цели и задач доклада, аргументированность и логичность изложения;

в) доклад характеризуется научностью и достоверностью полученных результатов, достаточным количеством проработанной учебной и научной литературы;

г) докладчик свободно владеет материалом, показывает глубокое знание темы, приводит собственные примеры, отвечает на все вопросы аудитории по докладу.

д) докладчик проявил навыки ораторского выступления, его речь отличалась достаточно высоким уровнем речевой культуры (не было грубых орфоэпических, лексических и др. ошибок).

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если его доклад соответствует основным критериям, но в выступлении есть 1-2 недочета и/или незначительные речевые ошибки.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в выступлении более 3 ошибок.

Творческое задание:

Создайте собственное 1 произведение по выбору по аналогии с современными явлениями в области кино, литературы, театра, музыки, живописи, арт-практик (в том числе, боди-арт), виртуал-арт, моды, дизайна и субкультурных практик современности.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуре экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Коллоквиум, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, реферат, доклад, сообщение, тест, вопросы к заче-ту
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Хмелевская С.А.
Культурология: учебное пособие
Москва: ПЕР СЭ; Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/88173.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Маркова А.Н.
Культурология. История мировой культуры: учебное пособие
Москва: Волтерс Клувер, 2009
http://www.iprbookshop.ru/16785.html
 
Л2.2
Тихонова В. Б.
Культурология: учебное пособие
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019
https://www.iprbookshop.ru/102437.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару).
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические указания по подготовке конспектов Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.