2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Новые информационные технологии_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Новые информационные технологии
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
30,3
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,7
0,7
0,7
0,7
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,85
32,85
32,85
32,85
Сам. работа
30,3
30,3
30,3
30,3
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Давыдкин И.Б. _______________
 
 
Новые информационные технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов комплексное представление о современном информационном обществе, систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях его развития; введение в круг информационной подготовки специалиста проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности и выработкой навыков получения, анализа и обобщения математической информации.
1.2
Задачи: - дать студентам углубленные знания современных компьютерных и информационных технологий;

- развитие информационной культуры;

- подготовка студентов к профессиональной деятельности в сфере науки и образования.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания основ школьного курса информатики, владение методами поиска информации различного уровня с помощью информационных технологий, умение работать с компьютером.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и навыки, полученные в рамках дисциплины «Новые информационные технологии», необходимы для обобщения знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла и последующего изучения профильных дисциплин.
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен организовать учебную деятельность в конкретной предметной области (математика, информатика)
 
Знать основы математической теории, перспективных направлений развития современной математики и информатики в области информационных технологий
ИД-1.ПК-1: Знает основы математической теории,  перспективных направлений развития современной математики и информатики
 
Иметь представление о широком спектре приложений математики и информатики; знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений в области информационных технологий
ИД-2.ПК-1: Имеет представление о широком спектре приложений математики и информатики; знает доступные обучающимся математические элементы этих приложений
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Формирование научного понятия информации и методологии информационных технологий. Информация. Виды информации.
 
1.1
Формирование научного понятия информации и методологии информационных технологий. Информация. Виды информации. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Формирование научного понятия информации и методологии информационных технологий. Информация. Виды информации. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Формирование научного понятия информации и методологии информационных технологий. Информация. Виды информации. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Раздел 2. Мировая экономика и информационно-коммуникативные технологий.
 
2.1
Мировая экономика и информационно-коммуникативные технологий. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Мировая экономика и информационно-коммуникативные технологий. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Мировая экономика и информационно-коммуникативные технологий. /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Информационные технологии в образовании. Современные новые информационные средства в системе образования
 
3.1
Информационные технологии в образовании. Современные новые информационные средства в системе образования /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Информационные технологии в образовании. Современные новые информационные средства в системе образования /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.3
Информационные технологии в образовании. Современные новые информационные средства в системе образования /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Защита информации. Основы криптографического знания.
 
4.1
Защита информации. Основы криптографического знания. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.2
Защита информации. Основы криптографического знания. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.3
Защита информации. Основы криптографического знания. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Компьютерные телекоммуникационные сети.
 
5.1
Компьютерные телекоммуникационные сети. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.2
Компьютерные телекоммуникационные сети. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.3
Компьютерные телекоммуникационные сети. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Основные программы Microsoft Office и их возможности
 
6.1
Основные программы Microsoft Office и их возможности /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
6.2
Основные программы Microsoft Office и их возможности /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Электронный учебник. 
 
7.1
Электронный учебник.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7.2
Электронный учебник.  /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
7.3
Электронный учебник.  /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Интерактивные технологии. 
 
8.1
Интерактивные технологии.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
8.2
Интерактивные технологии.  /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
8.3
Интерактивные технологии.  /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 9. Средства мультимедиа в сфере образования. Требования к мультимедийным средствам учебного назначения.
 
9.1
Средства мультимедиа в сфере образования. Требования к мультимедийным средствам учебного назначения. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
9.2
Средства мультимедиа в сфере образования. Требования к мультимедийным средствам учебного назначения. /Ср/
4,3
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 10. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
10.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
10.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
 
Раздел 11. Консультации
 
11.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,7
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного контроля,  текущего контроля 1 и 2  в форме  вопросов, заданий, а также примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации в форме зачета.  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерный комплект теста "Входной контроль"

1. Что называется алгоритмом?

1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

2. система команд исполнителя

3. нумерованная последовательность строк

4. ненумерованная последовательность строк

2. Что такое исполнитель алгоритма?

1. Это список команд для решения поставленной задачи.

2. Это программа, составленная по заданному алгоритму.

3. Это объект, который способен понимать и исполнять команды, указанные в алгоритме.

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3. Какой алгоритм называется циклическим?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

4. Какой алгоритм называется линейным?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

5. Какой алгоритм называется алгоритмом ветвления?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

6.Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1. все стороны данного объекта

2. некоторые стороны данного объекта

3. существенные стороны данного объекта

4. несущественные стороны данного объекта

7.Модель содержит информации…

1. столько же, сколько и моделируемый объект

2. меньше, чем моделируемый объект

3. больше, чем моделируемый объект

4. не содержит информации

8.Каковы основные этапы обработки информации компьютером?

1. Ввод и вывод информации.

2. Ввод, преобразование, хранение, вывод информации.

3. Сохранение информации в файле.

9.Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке:объект - … - исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?

1. построение информационной модели

2. кодировка алгоритма на языке программирования

3. анализ полученных данных

4. разработка алгоритма

10. Свойством алгоритма является:

1. Результативность;

2. Цикличность;

3. Возможность изменения последовательности выполнения команд;

4. Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;

5. Простота записи на языках программирования.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

Примерные вопросы "Текущий контроль 1"

1. Автоматизированные обучающие и контролирующие системы.

2. Векторная графика. Форматы векторных графических файлов. Импорт графики в документы.

3. Возможности и перспективы применения теле-, аудио- и видео- технологий в научном и учебно-воспитательном процессе.

4. Глобальная информационная сеть Интернет.

5. Стандартный набор услуг. Адресация в Интернет.

6. Телеконференции. Интернет в школе и ВУЗе.

7. Графическое представление данных таблиц. Экспорт и импорт данных.

8. Защита информации. Виды и функции антивирусных программ. Каналы утечки информации.

9. Методы и средства защиты информации

10. Издательские системы. Форматы файлов издательских системы.

11. Информационные и телекоммуникационные сети.

12. Информационные компьютерные сети, их характеристика.

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
13. Сетевые технологии для осуществления научных и образовательных проектов.

14. Использование сетей в научной работе.

15. Компьютеризация и автоматизация обучения

16. Компьютерные визуальные средства в образовании.

17. Компьютерные технологии и обработка экспериментальных данных.

18. Компьютерные технологии, их виды, возможности и перспективы применения в науке и образовании.

19. Научные журналы и их Интернет-ресурсы.

20. Редакторы формул. Электронные таблицы и базы данных.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

Примерные вопросы "Текущий контроль 2"

21. Обмен электронными документами и данными в сети.

22. Обработка текста и данных.

23. Основные понятия информатики и информационных технологий.

24. Сервисные программы обработки текстовых материалов. Электронный документооборот.

25. Растровая графика. Форматы растровых графических файлов.

26. Сетевой образовательный процесс. Виртуальный класс. Сетевые программы и средства. Работа в сети.

27. Технология мультимедиа, ее характеристика и компоненты. Направления и перспективы применения мультимедиа технологии в научном и образовательном процессе.

28. Электронные средства оформления научных работ. Подготовка публикаций и презентаций в различных форматах.

29. Символьные и численные вычисления в прикладных пакетах.

30. Программа презентаций Основные элементы электронной презентации. Оригинальная учебная презентация.

31. Системы распознавания и обработки текста. Средства Excel для выполнения научных расчетов. Особенности вычислений.

32. Построение графиков и гистограмм. Пакет анализа данных. Математическое моделирование средствами Excel.

33. Основы издательских систем Word. Виды издательской продукции.

34. Текстовые процессоры. Форматы текстовых файлов. Структурирование и стилевое форматирование текстовой информации.

35. Электронный учебник.

36. Средства мультимедиа в сфере образования. Требования к мультимедийным средствам учебного назначения.

37. Электронные библиотеки. Электронные словари и энциклопедии. Электронные документы и книги.

38. Обработка результатов эксперимента и фактических данных.

39. Понятие интерфейса. Виды интерфейса. Интеллектуальный интерфейс: компоненты и функции.

40. Публикации в Интернет.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Автоматизированные обучающие и контролирующие системы.

2. Векторная графика. Форматы векторных графических файлов. Импорт графики в документы.

3. Возможности и перспективы применения теле-, аудио- и видео- технологий в научном и учебно-воспитательном процессе.

4. Глобальная информационная сеть Интернет.

5. Стандартный набор услуг. Адресация в Интернет.

6. Телеконференции. Интернет в школе и ВУЗе.

7. Графическое представление данных таблиц. Экспорт и импорт данных.

8. Защита информации. Виды и функции антивирусных программ. Каналы утечки информации.

9. Методы и средства защиты информации

10. Издательские системы. Форматы файлов издательских системы.

11. Информационные и телекоммуникационные сети.

12. Информационные компьютерные сети, их характеристика.

13. Сетевые технологии для осуществления научных и образовательных проектов.

14. Использование сетей в научной работе.

15. Компьютеризация и автоматизация обучения

16. Компьютерные визуальные средства в образовании.

17. Компьютерные технологии и обработка экспериментальных данных.

18. Компьютерные технологии, их виды, возможности и перспективы применения в науке и образовании.

 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
19. Научные журналы и их Интернет-ресурсы.

20. Редакторы формул. Электронные таблицы и базы данных.

21. Обмен электронными документами и данными в сети.

22. Обработка текста и данных.

23. Основные понятия информатики и информационных технологий.

24. Сервисные программы обработки текстовых материалов. Электронный документооборот.

25. Растровая графика. Форматы растровых графических файлов.

26. Сетевой образовательный процесс. Виртуальный класс. Сетевые программы и средства. Работа в сети.

27. Технология мультимедиа, ее характеристика и компоненты. Направления и перспективы применения мультимедиа технологии в научном и образовательном процессе.

28. Электронные средства оформления научных работ. Подготовка публикаций и презентаций в различных форматах.

29. Символьные и численные вычисления в прикладных пакетах.

30. Программа презентаций Основные элементы электронной презентации. Оригинальная учебная презентация.

31. Системы распознавания и обработки текста. Средства Excel для выполнения научных расчетов. Особенности вычислений.

32. Построение графиков и гистограмм. Пакет анализа данных. Математическое моделирование средствами Excel.

33. Основы издательских систем Word. Виды издательской продукции.

34. Текстовые процессоры. Форматы текстовых файлов. Структурирование и стилевое форматирование текстовой информации.

35. Электронный учебник.

36. Средства мультимедиа в сфере образования. Требования к мультимедийным средствам учебного назначения.

37. Электронные библиотеки. Электронные словари и энциклопедии. Электронные документы и книги.

38. Обработка результатов эксперимента и фактических данных.

39. Понятие интерфейса. Виды интерфейса. Интеллектуальный интерфейс: компоненты и функции.

40. Публикации в Интернет.

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень: выставляется студенту, если продемонстрировано глубокое и прочное

усвоение материала, т.е. последовательно, грамотно и логически стройно изложены ответ

на вопрос и выполнено умение, что определяет повышенный уровень;

«зачтено», пороговый уровень: выставляется студенту, если продемонстрировано достаточно полное

усвоение материала, т.е. частично изложен вопрос и выполнено умение, что определяет

пороговый уровень;

«не зачтено», уровень не сформирован: выставляется студенту, если продемонстрировано не знание материала,

не владение понятийным аппаратом, т.е. отсутствует изложение вопроса и выполненного умения, совокупность всего перечисленного определяет то, что уровень не сформирован.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дьяконов В.П.
Новые информационные технологии: учебное пособие для вузов
Москва: СОЛОН-Пресс, 2016
http://www.iprbookshop.ru/90380.html
 
Л1.2
Назаров С.В., Белоусова С.Н., Бессонова [и др.] И.А.
Основы информационных технологий: учебное пособие
Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020
http://www.iprbookshop.ru/89454.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Захарова И.Г.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2011
 
Л2.2
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2010
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Far Manager
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Internet Explorer/ Edge
 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
MikTex
6.3.1.8
Moodle
6.3.1.9
STDU Viewer
6.3.1.10
TeXnicCenter
6.3.1.11
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те 

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.